город Ростов-на-Дону |
|
23 октября 2020 г. |
дело N А32-17943/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Абраменко Р.А.
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Решетовой В.А.,
при участии:
от истца: представитель Горошенко И.О. по доверенности от 16.01.2018;
от ответчика: представитель Забавской А.В. по доверенности от 10.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2020 по делу N А32-17943/2019
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295, ИНН: 7708503727)
к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод"
(ОГРН: 1022302387172, ИНН: 2315007476)
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец, ОАО "Российские железные дороги") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к акционерному обществу "Новороссийский судоремонтный завод" (далее - ответчик, АО "Новороссийский судоремонтный завод") о взыскании платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций в размере 186 383 руб. 38 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ в размере 7 165 руб. 08 коп. за период с 18.10.2018 по 15.04.2019, процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ за период с 16.04.2019 по день фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019, с АО "Новороссийский судоремонтный завод" в пользу ОАО "Российские железные дороги" взыскано 186 383 рубля 38 копеек задолженности, 7 165 рублей 08 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, проценты, начисленные на сумму долга, в размере ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, начиная с 16.04.2019 до момента фактической уплаты суммы долга, а также 6 806 рублей расходов.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18.03.2020 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2019 по делу N А32- 17943/2019 отменены в части удовлетворения иска, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2020 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обжаловал его в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Российские железные дороги" указало, что решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене, поскольку судом неверно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства имеющие значение для дела. Так, действующее законодательство устанавливает два условия для начисления платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в составах поездов, отставленных в пути следования на промежуточных станциях: невыполнение технологических норм на грузовые операции и нарушение срока доставки. Суд первой инстанции указал, что при начислении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, истец должен доказать следующие обстоятельства: факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика; факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки. Однако суд первой инстанции не принял во внимание, что со стороны ОАО "Российские железные дороги" в материалы дела были представлены все необходимые документы, которые подтверждают вышеуказанные обстоятельства. Нахождение вагонов на путях общего пользования, по причинам зависящем от грузополучателя подтверждается составленными в установленном порядке извещениями, актами общей формы, ведомостями подачи и уборки вагонов в которых указано, что причиной отставления поездов от движения послужил неприем вагонов станцией "Новороссийск" по причине невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов с грузом (невыполнения срока оборота вагонов) ответчиком. В результате невыполнения срока оборота вагонов пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной бросания поездов, следовавших в адрес ответчика. Судом первой инстанции ошибочно сделан вывод о том, что ОАО "Российские железные дороги" не подтвердило нарушение АО "Новороссийский судоремонтный завод" технологических норм на выгрузку грузов. ОАО "Российские железные дороги" представило анализ занятости путей необщего пользования ответчика, из которого следует, что во время оставления от движения составов на путях необщего пользования ответчика находились вагоны под грузовыми операциями сверхнормативного времени, установленного договором. Суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях. Однако ст. 39 УЖТ РФ, предусматривает в качестве причины для задержки вагонов в пути следования - "неприем станцией назначения", а не "невозможность приема станцией назначения". Тем самым закон не требует установления факта физической заполненности именно станции назначения. Выводы суда первой инстанции о не предоставлении документов, оформленных в соответствии с Регламентом взаимодействия подразделений ОАО "Российские железные дороги" ошибочны в связи с тем, что данный регламент, согласно которому следует составлять акты общей формы на промежуточных станция, является локальным актом коммерческой организации. В связи с чем составление акта общей формы на промежуточных станция во исполнение распоряжений не является обязательным, а их отсутствие не может расцениваться как отсутствие доказательств вины грузополучателя. Кроме того, данные акты общей формы составляются на промежуточных станциях односторонне, и носят характер внутреннего информационного сопровождения задержек и повлиять на дальнейшее событие не могут, они лишь констатируют факт.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы. В свою очередь, представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) и АО "Новороссийский судоремонтный завод"(владелец) заключен договор N 398/7 от 15.11.2012 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги, регулирующий осуществление эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу, примыкающего:
- за стрелкой N 308 к пути N 4 парка "Восточный", являясь его продолжением. Границей является изостык светофора М-312;
- на продолжении пути N 2 парка "Восточный" за светофором М-314. Границей является изостык светофора М-314.
Обслуживание железнодорожного пути необщего пользования производится локомотивом владельца.
В соответствии с п. 4 договора N 398/7 от 15.11.2012 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Для обеспечения ритмичности подачи вагонов, интервал времени до очередной подачи вагонов на выставочный путь составляет 6 часов. По согласованию сторон интервал времени до очередной передачи вагонов может изменяться. При подаче вагонов по письменной заявке или телефонограмме владельца на выставочные пути ранее срока, определенного в данном пункте договора, данные вагоны зачисляются на ответственность владельца с времени фактической передачи вагонов на выставочном пути зафиксированного в памятке приемосдатчика.
Согласно п. 11 договора N 398/7 от 15.11.2012 на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующий технологический срок оборота вагона: 6 часов.
Согласно параграфу 12 договора N 398/7 от 15.11.2012 при наличии порожних вагонов под погрузку и груженных вагонов под выгрузку, приоритет отдается выгрузке. Погрузка на железнодорожном пути необщего пользования владельца производится в подвижной состав в порядке сдвоенных операций.
Как указал истец в исковом заявлении, в период октября - ноября 2018 года в адрес ответчика на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые были задержаны в пути следования на промежуточных станциях в связи с нарушением ответчиком установленного договором технологического срока оборота вагонов.
В исковом заявлении ОАО "Российские железные дороги" указало на следующие факты.
1) 04.10.2018. на промежуточной станции Тоцкая ЮУР по приказу N 5807 отставлен от движения поезд N 2411 с индексом 8176-438-5210 в количестве 67 вагонов по причине: необеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод". 06.10.2018 поезд был поднят по приказу N 5658 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
12.10.2018 на промежуточной станции Афипская СКВ по приказу N 6774 отставлен от движения поезд N 2801 с индексом 8176-438-5210 по причине: необеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод". 14.10.2018 поезд был поднят по приказу N 6566 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. NN 9038, 9112, 9164, 9223, 9245, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 101787, 102795, 102801, 102802,103848, 103853, 103864,,103856, 103859.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ЭЭ939542, ЭЭ938579, ЭЭ938088, ЭЭ937365,ЭЭ938005, ЭЭ936771, ЭЭ938324, ЭЭ939058, ЭЭ938418, ЭЭ937904, ЭЭ937653, ЭЭ939115, ЭЭ923037, ЭЭ921544, ЭЭ919676, ЭЭ921115, ЭЭ922189, ЭЭ919262, ЭЭ921410 и данными из АС ЭТРАН.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/18725-15/18744 от 17.10.2018. На основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 73 596,60 руб. с НДС.
2) 16.10.2018 на промежуточной станции Морозовская СКВ отставлен от движения поезд N 3055 с индексом 6104-644-5210 по причине: необеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод". 18.10.2018 поезд был поднят и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск N N 9290, 9362, 9506, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 104879, 104889, 104890, 104891.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ВО488929, ВО0488902, ВО0488852.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/19076, 15/19077, 15/19075. На основании актов общей формы на 1 вагон по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 2 145,24 руб. с НДС.
3) 13.10.2018 на промежуточной станции Морозовская СКВ по приказу N 6800 отставлен от движения поезд N 2015 с индексом 8000-079-5210 в количестве 44 вагонов по причине: необеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
14.10.2018 поезд был поднят по приказу N 4562. 14.10.2018 поезд был задержан на ст. Зерноград СКВ по приказу N 6824, поднят 20.10.2018 по приказу N 6688 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. 22.10.2018 поезд был задержан на ст. Муртазово СКВ по приказу N 7010, поднят 23.10.18 г. по приказу N 6761 и отправлен на станцию назначения Новороссийск.
О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск. N N 9210, 9221, 9247, 9415, 9489, 9512, 9631, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N .103860,104871, 104876, 104883, 104891, 104899, 105905, 105916, 105917, 105920.
Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей N N ЭЭ828233, ЭЭ829982. По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/19290, 15/19291 от 27.10.2018.
На основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 110 641,52 руб. с НДС.
4) 19.10.2018 на промежуточной станции Жирнов СКВ по приказу N 6954 отставлен от движения поезд N 2013 с индексом 6110-720-5209 по причине: необеспечение своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях небщего пользования АО "Новороссийский судоремонтный завод".
21.10.2018 поезд был поднят по приказу N 6727 и отправлен на станцию назначения Новороссийск. О задержке, отправлении и прибытии поезда ответчик был уведомлен письмами станции Новороссийск NN 9408, 9474, 10280, на которых имеется отметка о получении представителем АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Факт нарушения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ответчика подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов N N 104901,105906, 105913. Факт прибытия вагонов в составе брошенного поезда с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей NN ЭЯ465591, ЭЯ465657, ЭЯ465522, ЭЯ464636, ЭЯ464787, ЭЯ464883, ЭЯ465280, ЭЯ465095.
По прибытии вагонов на станцию назначения Новороссийск были составлены акты общей формы N 15/20726,15/20727,15/20728, 15/20729,15/20730, 15/20731, 5/20732, 15/20733 от 15.11.2018. На основании актов общей формы по ставкам Тарифного руководства была рассчитана плата в размере 12 381,68 руб. с НДС.
Сумма платы за пользование инфраструктурой ОАО "Российские железные дороги" составила с учетом НДС 186 383,36 руб.
В адрес ответчика направлены претензии N N 18/630,18/634,18/636 от 30.11.2018, 18/714 от 25.12.2018 с требованием об оплате за время нахождения вагонов в составе брошенных поездов, которые со стороны завода оставлены без удовлетворения (ответы на претензии исх.NN НСРЗ/07/9/66, НСРЗ/07/9/64, НСРЗ/07/9/65 от 14.01.2019, НСРЗ/06/251 от 22.01.2019). Отказ ответчика от внесения названной платы явился основанием для обращения истца в суд с иском по делу.
При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Устава, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003 N 45, Правилами эксплуатации обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Правомерность действий перевозчика по остановке в пути следования загонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 УЖТ РФ, пункта 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Частью 12 статьи 39 Устава определено, что если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
В силу части 13 статьи 39 Устава оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
В соответствии с частью 17 статьи 39 Устава размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Приказом от 29.04.2015 г. N 127-т/1 Федеральной службы по тарифам России утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
Пунктом 2.4 Тарифного руководства установлено, что плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется по ставкам таблицы N 2 в случае нахождения на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров в перевозочном процессе (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения) за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков, если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ, для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных статьей 39 УЖТ РФ, оформляется акт общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003 (далее - Правила N 26), предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил N 26, при перевозках грузов акт общей формы составляется на станциях в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно части 5 пункта 4.7 Правил N 26, перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Согласно пункту 4.7 Правил N 26 основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Из части 11 статьи 39 Устава следует, что плата за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования взыскивается в случае задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
Как верно указал суд первой инстанции, исходя из вышеприведенного нормативного регулирования следует, что при начислении платы по правилам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, истец должен доказать следующие обстоятельства:
- факт нахождения вагонов на своих путях по причинам, зависящим от грузополучателя - ответчика;
- факт того, что указанная задержка вагонов на его путях привела к нарушению расчетного срока доставки.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия подразделений ОАО "Российские железные дороги" при организации процессов, связанных с начислением и взысканием платежей за занятие инфраструктуры истца, распоряжением ОАО "Российские железные дороги" от 30.12.2016 N 2827р утвержден Регламент взаимодействия подразделений ОАО "Россисйские железные дороги" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования (далее - Регламент оформления документов).
Вышеуказанным Регламентом установлен порядок взаимодействия станции назначения и промежуточной станции, предусматривающий обязательное установление ряда фактических обстоятельств при оформлении задержки вагонов в пути следования.
По смыслу данного нормативного документа единственным и достаточным основанием для задержки вагонов является занятость станционных путей, которая может быть обусловлена, в том числе, занятостью пути необщего пользования.
Так, в соответствии с пунктом 3.1.1 указанного Регламента при неприеме вагонов, контейнеров станцией назначения, уполномоченный работник станции формирует обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров, следующих на станцию назначения в адрес Клиента в соответствии с приложением 1.1 к настоящему Регламенту.
Согласно пункту 3.1.2 Регламента основанием для создания обращения о необходимости задержки в пути следования вагонов, контейнеров на станцию назначения является:
- акт, составленный на начало простоя вагонов, контейнеров, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи, по причинам, зависящим от Клиента;
- обращение клиента, переданное и зарегистрированное в системе ЕАСАПР М.
При этом в соответствии с пунктом 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов, контейнеров на пути общего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования по форме приложения 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)", реализованной в системе ЕАСАПР.
На станции назначения, в целях определения обоснованности задержки в пути следования по причинам, зависящим от клиента, ведется учет и проводится анализ использования вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования - на основании сведения памяток ф.ГУ-45 ВЦ, актов и условий договоров на эксплуатацию ж/д путей необщего пользования, на подачу и уборку вагонов.
При определении ответственности клиента, может использоваться анализ по приложению N 2 к настоящему Регламенту "Анализ занятости пути необщего пользования по станции за период по (номенклатура груза)" по запросу ЕАСАПР М. Уполномоченный работник станции назначения составляет акт для начисления платы ф. ГУ-23 ВЦ по итогам проведенного анализа (пункты 4.2.1- 4.2.3 Регламента). Далее, при поступлении вагонов на станцию назначения производится обработка первичных документов грузополучателя. Анализируется работа грузополучателя по приему им вагонов в период задержки поездов в пути следования.
В силу пункта 4.2.5 Регламента уполномоченный работник станции назначения формирует комплект документов, позволяющий доказать, что задержка вагонов, контейнеров в пути следования произошла по причине, зависящей от Клиента включающей в себя: - памятки ф. ГУ-45ВЦ, подтверждающие занятость инфраструктуры ОАО "Российские железные дороги" и сверхнормативное нахождение вагонов, контейнеров на ж/д путях необщего пользования или на путях общего пользования, - акты, составленные на начало и окончание простоя вагонов, контейнеров на станции назначения в связи с задержкой их передачи на пути необщего пользования по причинам, зависящим от клиента.
Возражая против заявленных требований, ответчик представил график работы АО "Новороссийский судоремонтный завод" в периоды бросания спорных вагонов на промежуточных станциях, основанные именно на памятках подачи и уборки вагонов. Из графиков следует, что в периоды задержки вагонов АО "Новороссийский судоремонтный завод" принимало под грузовые операции на свой путь необщего пользования и возвращало в парк "Восточный" все предъявляемые станцией Новороссийск вагоны.
Так, поезд 8176-438-5210 задержан 04.10.2018 на станции Тоцкая Южно-Уральской дороги в 13 час. 44 мин., окончание задержки 06.10.2018 в 04 час. 37 мин. Задержка состава была произведена за 2 400 км.от станции назначения Новороссийск в смену, когда на подъездной путь АО "Новороссийский судоремонтный завод" было подано двумя подачами 63 вагона, убрано после выгрузки двумя подачами 73 вагона.
Таким образом, работа на подъездном пути производилась в пределах установленных договором N 398/7 от 15.11.2012 параметров подачи/уборки вагонов и перерабатывающей способности (120 вагонов в сутки).
Ссылки истца на нарушение сроков оборота вагонов (ведомость подачи и уборки вагонов N 101787) при обосновании задержки поезда несостоятельны по причине того, что согласно этой ведомости на момент задержки спорных вагонов (13 час. 44 мин.04.10.2018) превышение срока оборота вагонов (6 часов) на подъездном пути АО "Новороссийский судоремонтный завод" было 10 вагонов, из которых 9 вагонов находились под погрузкой в порядке "сдвоенных операций" (т.е. сначала выгрузка, затем погрузка), поэтому к ним не применим параметр в 6 часов, который установлен только для операции "выгрузка". При этом все указанные вагоны были выведены с подъездного пути на станцию Новороссийск 04.10.2018 в 14 час. 40 мин., т.е. практически в одно время с задержкой поезда. Общая вместимость фронтов погрузки/выгрузки АО "Новороссийский судоремонтный завод" составляет 68 вагонов (акт обследования подъездного пути от 07 февраля 2018), а всего подъездной путь имеет полезную длину 1474,6 метров и вмещает 98 условных вагона. Поэтому даже наличие 19 вагонов с превышенным сроком оборота не влияет отрицательно на технологию переработки вагонов перегрузочным комплексом.
С 15 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин. 04.10.2018 вагоны в адрес АО "Новороссийский судоремонтный завод" в парке приема передачи "Восточный" отсутствовали. Во время задержки поезда на станцию Новороссийск начальником смены АО "Новороссийский судоремонтный завод"были переданы две телефонограммы N 302 06:00 05.10.2018 и N 303 09:35 05.10.2018 о неудовлетворительной работы станции Новороссийск по подаче/уборке вагонов.
В связи с вышеизложенным, оснований для неприема вагонов железнодорожной станцией назначения Новороссийск и задержки их на промежуточной станции с формулировкой "по причинам, зависящим от АО "Новороссийский судоремонтный завод" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали.
Повторно поезд 8176-438-5210 задержан 12.10.2018 в 14 час. 47 мин. на станции Афипская СКЖД, окончание задержки 14.10.2018 в 07 час. 48 мин.
Во время второй задержки на подъездной путь АО "Новороссийский судоремонтный завод" подано под выгрузку двумя подачами 59 вагонов, после выгрузки на станцию Новороссийск выведено 71 вагон.
С 11 час. 00 мин. до 18 час.00, мин. во время бросания состава 12.10.2018 в 14 час. 47 мин., вагоны под выгрузку не подавались. На станцию Новороссийск в 15 час. 55 мин. передана телефонограмма N 315 с требованием принять порожние вагоны и подать груженые.
По окончании смены в парке приемо-передачи "Восточный" вагоны также отсутствовали, в связи с чем основания для неприема вагонов железнодорожной станцией назначения Новороссийск и задержки их на промежуточной станции "по причинам, зависящим от АО "Новороссийский судоремонтный завод" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали.
Следующий поезд 6104-644-5210 задержан 16.10.2018 на станции Морозовская в 09 час. 56 мин., окончание задержки 18.10.2018 в 10 час. 51 мин. В смену задержки на подъездной путь АО "Новороссийский судоремонтный завод" подано под выгрузку двумя подачами 49 вагонов, выведено на станцию Новороссийск после выгрузки тремя передачами 87 вагонов. С 09 час. 40 мин. до 12 час. 54 мин., в момент бросания состава 16.10.2018 в 09 час.56 мин., и с 14 час. 30 мин. до 19 час. 05 мин., вагоны под выгрузку вообще не подавались. За период задержки переданы телефонограммы N 317, 318, 319 о неудовлетворительной работе станции Новороссийск по подаче/уборке вагонов.
Согласно Графику N 3 в смену задержки поезда АО "Новороссийский судоремонтный завод" производил работы по приему и выводу порожних вагонов в объемах даже превышающих установленные договором N 398/7, а ссылки истца на нарушение сроков оборота вагонов (ведомость подачи и уборки вагонов N 104879) при обосновании задержки поезда несостоятельны, поскольку согласно ведомости на момент задержки вагонов 16.10.2018 в 09 час. 56 мин. превышение срока оборота вагонов (6 часов) было всего у 2 вагонов, которые находились под погрузкой в порядке "сдвоенных операций".
Таким образом, основания для неприема вагонов железнодорожной станцией назначения Новороссийск и задержки их на промежуточной станции с формулировкой "по причинам, зависящим от АО "Новороссийский судоремонтный завод" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали.
Далее поезд 8000-079-5210 задержан 13.10.2018 на станции Морозовская в 15 час. 07 мин., окончание задержки 14.10.2018 в 00 час. 39 мин.
Вторая задержка поезда 8000-079-5210 была 14.10.2018 на станции Зерноград в 23 час. 29 мин., окончание задержки 20.10.2018 в 00 час. 29 мин.
Во время первой и второй задержек поезда (13.10.2018 и 14.10.2018) в г. Новороссийске был штормовой ветер со скоростью более 15 м/с (справка из Метеобюро). В силу п. 4.2.4. "ПОТ РО-152-31.82.03-96. Правила охраны труда в морских портах" (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.01.1996 N 2): "Работа кранов в случаях непосредственного участия людей при строповке - отстроповке грузов допускается при скорости ветра не более 15 м/с, если в паспорте не указана меньшая величина", погрузочно-разгрузочная деятельность была запрещена.
О данных обстоятельствах ОАО "Российские железные дороги" было уведомлено письмом N НСРЗ/07/9/65 от 14.01.2019 (ответ на претензию N 18/636 от 30.11.2018).
Несмотря на штормовую погоду, для исключения накопления вагонов, АО "Новороссийский судоремонтный завод" предпринимало все возможные меры по выгрузке вагонов:
* в смену первой задержки двумя передачами подано под выгрузку 57 вагонов, выведено двумя передачами 61 вагон, на окончание смены вагоны под выгрузку в парке "Восточный" отсутствовали.
* в смену второй задержки подано под выгрузку 33 вагона, выведено двумя передачами 59 вагонов, 14.10.2018 с 23 час. 40 мин.до 02 час. 14 мин. 15.10.2018 вагоны в адрес АО "Новороссийский судоремонтный завод"в парке "Восточный" отсутствуют.
Так за период задержки поезда на станцию переданы телефонограммы N 316 от 06:10 15.10.2018, N 317 от 12:50 16.10.2018, N318 от 02:55 17.10.2018, N319 от 20:55 17.10.2018 о неудовлетворительной работе станции Новороссийск по подаче/уборке вагонов. Более того, АО "Новороссийский судоремонтный завод" неоднократно заявляло данный поезд к подводу, т.к. он был необходим для формирования судовой партии (заявки на подвод исх. НСРЗ/07/9/364 от 16.10.18, исх. НСРЗ/07/9/365 от 17.10.18, НСРЗ/07/9/369 от 19.10.18, исх. НСРЗ/07/9/376 от 22.10.18).
Третья задержка поезда 8000-079-5210 была 22.10.2018 в 14 час. 40 мин., окончание задержки 23.10.2018 в 10 час. 42 мин. Третья задержка состава произведена 22.10.2018, однако срок доставки вагонов в данном поезде истек еще 19.10.2018, следовательно, данная задержка не привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления.
* в смену 22.10.2018 в 14 час. 40 мин. на станции Новороссийск, несмотря на телефонограмму N 322 08:22 от 22.10.2018 с просьбой подать в парк "Восточный" под выгрузку не более 28 вагонов с рельсами, было подано 56 вагонов, что является нарушением §7 действующего договора;
* с начала смены вагоны в парке "Восточный" отсутствовали до 10 час. 07 мин., с 10 час. 28 мин. под выгрузку подано 28 вагонов, выведено 29 вагонов. Работа на подъездном пути производилась в пределах установленных договором параметров подачи/уборки вагонов.
Таким образом, основания для неприема вагонов железнодорожной станцией назначения Новороссийск и задержки их на промежуточной станции с формулировкой "по причинам, зависящим от АО "Новороссийский судоремонтный завод" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали.
Следующий поезд 6110-720-5209 задержан 19.10.2018 на станции Червленная в 21 час. 16 мин., окончание задержки 21.10.2018 в 20 час. 25 мин., прибыл на станцию Новороссийск 15.11.2018.
В смену задержки поезда на ст. Червленная, на ст. Новороссийск в адрес АО "Новороссийский судоремонтный завод" практически не было вагонов. За всю смену на выставочные пути под выгрузку подано 22 вагона, которые были перемещены на подъездные пути АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Таким образом, основания для неприема вагонов железнодорожной станцией назначения Новороссийск и задержки их на промежуточной станции с формулировкой "по причинам, зависящим от АО "Новороссийский судоремонтный завод" у ОАО "Российские железные дороги" отсутствовали.
При этом в сутки задержки поезда 8176-436-5210 04.10.2018 в 13 час. 44 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 6 час. 47 мин. В сутки повторной задержки состава 12.10.2018 в 14 час. 47 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 8 час. 44 мин.
В сутки задержки поезда 8000-078-5210 13.10.2018 в 15 час. 07 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 8 час. 30 мин. В сутки повторной задержки состава 14.10.2018 в 23 час. 29 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 9 час. 54 мин. В сутки третей задержки состава 22.10.2018 в 14 час. 40 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 10 час. 46 мин.
В сутки задержки поезда 6104-644-5210 16.10.2018 в 09 час. 56 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 10 час. 26 мин.
В сутки задержки поезда 6110-720-5209 19.10.2018 в 21 час. 16 мин. в парк "Восточный" не подавались вагоны под выгрузку в общем в течение 7 час. 28 мин.
При таких обстоятельствах довод заявителя жалобы о том, что в результате невыполнения срока оборота вагонов, пути необщего пользования ответчика были заняты ранее поданными вагонами, которые находились под грузовой операцией длительное время, что явилось причиной бросания поездов, следовавших в адрес ответчика, опровергается материалами дела.
Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу, что истцом не подтверждена должным образом невозможность станции назначения принимать поезда и вина грузополучателя в задержке вагонов на промежуточных станциях, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как следует из акта обследования подъездного пути от 07.02.2018 общая вместимость фронтов погрузки/выгрузки АО "Новороссийский судоремонтный завод" составляет 68 вагонов, а всего подъездной путь АО "Новороссийский судоремонтный завод" имеет полезную длину 1474,6 метров и вмещает, более 100 условных вагона. Полная длина подъездного пути АО "Новороссийский судоремонтный завод" составляет 2291,3 метра, что позволяет размещать на нем во время маневровых операций по подаче/уборке более 160 вагонов.
Несмотря на готовность АО "Новороссийский судоремонтный завод" к приему вагонов, ОАО "Российские железные дороги" само не было готов подавать вагоны под выгрузку, что подтверждается телефонограммами ответчика. Более того, представленные в материалы дела графики показывают, что именно перевозчик не выполнял своих обязательств по своевременной подаче вагонов под выгрузку на выставочные пути парка "Восточный".
Таким образом, ответчик имел возможность перемещать на свой подъездной путь значительное количество вагонов и освобождать выставочные пути для подачи на них перевозчиком вновь прибывающих партий вагонов даже несмотря на возможное превышение технологического срока оборота у некоторых вагонов.
Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, включая график работы АО "Новороссийский судоремонтный завод", суд пришел к выводу, что наличие вагонов с превышенным сроком оборота на путях необщего пользования ответчика не являлось препятствием к приему к переработке всех подаваемых ему вагонов.
Довод заявителя жалобы о том, что акт общей формы является локальным документом ОАО "Российские железные дороги", связи с чем его составление на промежуточных станция не является обязательным, а их отсутствие не может расцениваться как отсутствие доказательств вины грузополучателя, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит статье 119 УЖТ РФ, в которой указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В судебной практике сформирован правовой подход, согласно которому сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине пользователя, однако ОАО "Российские железные дороги" обязано представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Оценив представленные в материалы дела доказательства, а также доводы, заявленные ответчиком в порядке возражений на иск, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "Российские железные дороги" таких доказательств представлено не было.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делам N А32-47798/2017, А32-17943/2019, предмет доказывания по делу не может ограничиваться лишь обстоятельствами, связанными с превышением технологического срока оборота вагонов.
Материалами настоящего дела не подтверждается причинно-следственная связь исключительно между нарушением ответчиком технологических норм выгрузки и задержкой истцом поездов на промежуточных станциях на путях общего пользования. Из представленных доказательств следует, что причинами отставления поездов от движения явились обстоятельства, не связанные с деятельностью АО "Новороссийский судоремонтный завод".
Поскольку ОАО "Российские железные дороги" не представило доказательств вины грузополучателя (общества) в простаивании вагонов на путях общего пользования, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и отказал в иске.
ОАО "Российские железные дороги" заявлено требование о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 7 165, 08 рублей за период с момента возникновения обязательств по оплате основного долга и по 15.04.2019, а также процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность в размере 186 383, 38 руб., начиная с 16.04.2019 по день фактической уплаты долга.
Поскольку судом первой инстанции отказано в удовлетворении требования о взыскании суммы основного долга, постольку судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Возражениями заявителя, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, судом установлены и подтверждены представленными в материалы дела доказательствами, оснований для иных выводов по существу спора у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2020 по делу N А32-17943/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Абраменко |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-17943/2019
Истец: ОАО "РЖД" Железнодорожная станция Новороссийск, ОАО "Российские железные дороги"
Ответчик: АО "НОВОРОССИЙСКИЙ СУДОРЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
Хронология рассмотрения дела:
10.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12410/20
23.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15766/20
20.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17943/19
18.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1245/20
15.11.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18638/19
15.08.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-17943/19