г. Краснодар |
|
29 мая 2020 г. |
Дело N А32-22607/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Ташу А.Х. и Чесняк Н.В., при участии от истца - публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142) - Безруковой Е.Т. (доверенность от 11.10.2019), от ответчика - субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице министерства финансов Краснодарского края (ИНН 2308040000, ОГРН 1022301211570) - Тарасова Л.Е. (доверенность от 09.01.2020), от третьего лица - департамента по регулированию контрактной системы Краснодарского края (ИНН 2308167704, ОГРН 1102308004501) - Проценко Т.А. (доверенность от 13.01.2020), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства финансов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-22607/2019, установил следующее.
ПАО "Промсвязьбанк" (далее - банк) обратилось в арбитражный суд с иском к министерству финансов Краснодарского края (далее - министерство) о взыскании 1 273 803 рублей 45 копеек неосновательного обогащения, а также процентов за пользования чужими денежными средствами, начисленных с 06.03.2019 по день фактической уплаты долга.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент по регулированию контрактной системы Краснодарского края (далее - департамент) и ООО "РТС-тендер".
Решением от 30.10.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 04.02.2020, иск удовлетворен: с субъекта Российской Федерации - Краснодарского края в лице министерства за счет казны Краснодарского края в пользу банка взыскано 1 273 803 рубля 45 копеек неосновательного обогащения, 60 470 рублей 77 копеек процентов за пользования чужими денежными средствами, начисленных с 06.03.2019 по 23.10.2019, а также проценты, начисленные с 24.10.2019 по день фактической уплаты долга. Распределены судебные расходы на уплату государственной пошлины. Суды исходили из того, что все заявки на участие в аукционах отклонены в один день, допущенные в них нарушения тождественны, в связи с чем в действиях истца отсутствует признак систематичности нарушений.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что подача и отклонение трех и более заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке по причине несоответствия их требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) определяются формально исходя из числа заявок без учета момента их подачи участником. По мнению ответчика, судами допущены нарушения норм процессуального права, поскольку истцом в качестве ответчика указано министерство, а не субъект Российской Федерации - Краснодарский край; суды вышли за пределы заявленных исковых требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как установлено судами, банк подал шесть заявок на участие в электронных аукционах N 0318200063918003080, 0318200063918003081, 0318200063918003082, 0318200063918003083, 0318200063918003084 и 0318200063918003085 на оказание финансовых услуг по предоставлению кредита субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю в форме невозобновляемой кредитной линии, организатором которых являлся департамент, а заказчиком - министерство.
9 ноября 2018 года аукционная комиссия отклонила заявки банка на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе по причине непредставления документов и информации, предусмотренных пунктом 2 части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе и положениями раздела 8 документации аукциона в электронной форме (не представлены паспортные данные Фрадкова П.М., имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
Протоколы подведения итогов шести аукционов в электронной форме опубликованы 09.11.2018 в промежуток времени с 18 часов 28 минут до 18 часов 55 минут (по московскому времени).
В качестве обеспечения участия в электронных аукционах банк перечислил на счет оператора электронной площадки аукциона гарантийное обеспечение.
Гарантийное обеспечение в сумме 1 273 803 рублей 45 копеек, внесенное банком для участия в аукционах N 0318200063918003082 и 0318200063918003085 (по третьей и шестой по счету отклоненных заявках), заблокировано электронной площадкой, а впоследствии перечислено заказчику аукционов - министерству.
Ссылаясь на возникновение на стороне субъекта Российской Федерации - Краснодарского края как заказчика аукциона неосновательного обогащения в виде перечисленного оператором электронной площадки удержанного обеспечения заявок на участие в аукционах, банк обратился в арбитражный суд с иском.
Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав фактические обстоятельства дела и удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 395, 1102, 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона о контрактной системе и правовой позицией, изложенной в пункте 31 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, исходил из отсутствия у ответчика оснований для удержания в качестве штрафных санкций, перечисленных ему денежных средств, и возникновения на его стороне неосновательного обогащения, указав на отсутствие в действиях банка признака систематичности допущенных нарушений ввиду квалификации одновременной подачи нескольких заявок с идентичными нарушениями однократным нарушением.
Заявитель указывает, что подача и отклонение трех и более заявок в течение одного квартала на одной электронной площадке по причине несоответствия их требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе определяются формально исходя из числа заявок без учета момента их подачи участником.
Однако такой подход, когда каждое решение аукционной комиссии о несоответствии второй части заявки участника закупки следует считать подтверждением совершения им самостоятельного нарушения, без учета характера допущенных им нарушений при подаче заявок, без исследования вопроса о наличии у участника возможности восполнить недостатки уже поданных заявок ввиду признания их не соответствующими требованиям аукционной документации, следствием чего при повторности таких случаев являются утрата внесенной им денежной суммы и направление этой суммы заказчику, не направлен на соблюдение баланса прав участников контрактной системы в сфере закупок, создание условий для эффективности и результативности осуществления закупок товаров (работ, услуг), привлечения широкого круга потенциальных участников закупки, способных обеспечить должную конкуренцию без опасения применения указанных последствий при аналогичных обстоятельствах.
В отсутствие установленных законных условий для перечисления ответчику (заказчику) денежных средств, внесенных банком в качестве обеспечения заявок, суды правомерно признали их подлежащими возврату по правилу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя о выходе судов за пределы заявленных исковых требований, так как истцом в качестве ответчика указано министерство, а не субъект Российской Федерации - Краснодарский край, окружным судом не принимается, поскольку, взыскивая денежные средства за счет казны субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, суд принял во внимание положения статей 158, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 20.12.2017 N 3722-КЗ "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края бюджетных полномочий администратора доходов краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 537. Заявитель не обосновал, каким образом названное им обстоятельство повлияло на правильность разрешения спора либо препятствует исполнению судебного акта.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Приведенные в жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя по спору, основаны на неверном толковании положений действующего законодательства, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2020 по делу N А32-22607/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
А.Х. Ташу |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя о выходе судов за пределы заявленных исковых требований, так как истцом в качестве ответчика указано министерство, а не субъект Российской Федерации - Краснодарский край, окружным судом не принимается, поскольку, взыскивая денежные средства за счет казны субъекта Российской Федерации - Краснодарского края, суд принял во внимание положения статей 158, 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского края от 20.12.2017 N 3722-КЗ "О краевом бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и Порядка осуществления министерством финансов Краснодарского края бюджетных полномочий администратора доходов краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Краснодарского края от 31.12.2013 N 537. Заявитель не обосновал, каким образом названное им обстоятельство повлияло на правильность разрешения спора либо препятствует исполнению судебного акта."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 мая 2020 г. N Ф08-3019/20 по делу N А32-22607/2019
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11932/2021
06.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15083/2021
29.05.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3019/20
04.02.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22859/19
30.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-22607/19