г. Краснодар |
|
05 июня 2020 г. |
Дело N А15-2776/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" (ИНН 0550005250, ОГРН 1080550000904) - Шапиева Н.Ш. (доверенность от 04.12.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (ИНН 0571002531, ОГРН 1130571000405) и третьего лица - открытого акционерного общества "Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие" (ИНН 0542035123, ОГРН 1130542000082), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А15-2776/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Огни автотранспортное предприятие" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан (далее - министерство) от 21.03.2018 N 59 "О прекращении действия свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок" в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту "Дагестанские Огни - Дербент" (регистрационный номер 229, порядковый номер 851) (далее - приказ N 59).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено открытое акционерное общество "Дербентское пассажирское автотранспортное предприятие" (далее - ОАО "Дербентское ПАТП").
Решением суда от 26.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.04.2019, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на соответствие приказа N 59 нормам действующего законодательства и отсутствие доказательств осуществления обществом регулярных перевозок по межмуниципальному маршруту "Дагестанские Огни - Дербент" (далее - спорный маршрут).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.06.2019 решение суда от 26.11.2018 и постановление апелляционной инстанции от 05.04.2019 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал, что в основу выводов о неосуществлении обществом перевозок по спорному маршруту суды положили лишь сведения, представленные ОАО "Дербентское ПАТП", при этом приказ N 59 не содержит ни конкретный период, в течение которого общество не выполнило по спорному маршруту ни одного рейса в течение более чем трех дней подряд, ни ссылку на документ, в котором данный факт зафиксирован, в связи с чем судебные акты о соответствии приказа N 59 Закону N 220-ФЗ нельзя признать законными и обоснованными.
При новом рассмотрении дела решением суда от 04.10.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.12.2019, заявление общества удовлетворено: признан недействительным приказ N 59 в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту. Судебные акты мотивированы тем, что приказ N 59 издан без достоверного удостоверения факта невыполнения обществом ни одного рейса в течение более чем трех дней подряд и повлек невозможность осуществления обществом своей основной деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по маршруту регулярных перевозок, чем нарушены права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда от 04.10.2019 и постановление апелляционной инстанции от 23.12.2019 отменить, в удовлетворении заявления обществу отказать. По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции нарушил принцип состязательности сторон, не предоставив слово представителю министерства Муртазалиеву А.М. Приказ N 59 вынесен на основании данных, представленных Межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - МТУ Ространснадзора по СКФО). Суды поверхностно исследовали доказательства, представленные министерством, не учли, что в 2017 и 2018 годах у общества отсутствовал договор на обслуживание с автостанцией в г. Дагестанские Огни. Суды учли, что в 2018 году договор от 08.09.2015 N 16 прекратил свое действие; письмо коллектива водителей перевозчика датировано 25.01.2018, поступило в министерство до издания приказа N 59 и было учтено при издании приказа N 59; журналы учета предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, технического осмотра, путевые листы не содержат необходимые и обязательные реквизиты, составлены формально; с января по март 2018 года в журнале предрейсового медицинского осмотра отсутствуют подписи ответственного за предрейсовое обследование водителей автобусов медицинского работника; Асланкадирова М.К. прошла курсы повышения квалификации в марте 2018 года, т. е. после оформления журналов; путевые листы не содержат показания одометра. Общество не представило доказательства подтверждения прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, выданные водителям в установленном порядке путевые листы, договоры страхования ответственности владельцев транспортных средств, а также доказательства наличия у общества в собственности или на основании договоров аренды остановочного пункта и транспортных средств, необходимых для обеспечения пассажирских перевозов. Суды не учли, что в представленных обществом документах отсутствует запись о выходе транспортных средств на маршрут в течение трех дней подряд - с 31.12.2017 по 02.01.2018, а также с 01.01.2018 по 02.02.2018, что подтверждено справкой от 02.02.2018.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В ходатайстве о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ОАО "Дербентское ПАТП" последнее просит удовлетворить кассационную жалобу министерства.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии от 22.07.2008 N АСС-05-016417 и свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок общество осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозки более восьми человек, в т. ч. по спорному маршруту (регистрационный номер 229, порядковый номер 851).
Сославшись на то, что общество не осуществляет перевозку пассажиров по спорному маршруту более трех дней подряд в отсутствие чрезвычайной ситуации, министерство издало приказ N 59 о прекращении действия выданного обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по спорному маршруту, сославшись на пункт 7 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) и Положение о Министерстве транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан", утвержденное постановлением Правительства Республики Дагестан от 15.12.2015 N 342 "Вопросы Министерства транспорта, энергетики и связи Республики Дагестан".
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало приказ министерства в арбитражный суд.
При новом рассмотрении дела суды устранили допущенные нарушения, выполнили указания суда кассационной инстанции, установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно удовлетворили заявление общества, мотивированно исходя из того, что документы, на которые министерство ссылается как на доказательства неосуществления обществом деятельности по перевозке пассажиров, не подтверждают довод министерства о том, что общество в конкретный промежуток времени продолжительностью более чем три дня подряд не совершило ни одного рейса по спорному маршруту.
Письмо ОАО "Дербентское ПАТП" от 22.02.2018 N 64 и письмо МТУ Ространснадзора по СКФО от 27.02.2018 N 583, на которые в т. ч. ссылается министерство, обосновывая свою позицию о законности приказа N 59, содержат сведения о том, что ранее (до 01.01.2018) 30.12.2016 между ОАО "Дербентское ПАТП" и обществом заключены договоры N 163/16 об организации перевозок пассажиров по маршруту "Дербент - Дагестанские Огни" и N 164/16 о предоставлении обществу на автостанции "Северная" места для стоянки автобусов; после 01.01.2018 договорные отношения между ОАО "Дербентское ПАТП" и обществом отсутствуют. Суды мотивированно указали, что данные обсоятельства не обосновывают довод министерства о том, что в отсутствие договора на предоставление места для стоянки автобусов на автостанции "Северная" г. Дербента и договора на расчетно-кассовое обслуживание с 01.01.2018 по 22.02.2018 общество не осуществляло перевозки пассажиров по указанному маршруту и не имело возможности их осуществлять.
Суды верно указали, что отсутствие договора с ОАО "Дербентское ПАТП" само по себе не свидетельствует о фактическом неосуществлении обществом перевозок по спорному маршруту более трех дней подряд.
Суды учли, что свидетельство на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, действие которого прекращено приказом N 59, выдано на маршрут "Дагестанские Огни - Дербент" (а не на маршрут "Дербент - Дагестанские Огни"); выезд транспортных средств перевозчика (общества) на указанный маршрут осуществляется из г. Дагестанские Огни; по договору от 08.09.2015 N 16 общество арендует в г. Дербенте площадку рядом с автостанцией "Северная" для стоянки автобусов, посадки и высадки пассажиров.
Суды критически оценили представленные министерством письма ОАО "Дербентское ПАТП" и МУП "Огнитранс", указав, что данные организации не наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением другим перевозчиком (обществом) законодательства в сфере осуществления пассажирских перевозок. Указанные лица являются хозяйствующими субъектами и прямыми конкурентами общества на рынке услуг по перевозке пассажиров по спорному маршруту и в г. Дагестанские Огни. Так, в письме от 06.02.2017 N 31 МУП "Огнитранс" просит прекратить выданные обществу свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршруту Дагестанские Огни - Махачкала.
Суды верно указали, что обращения, жалобы ОАО "Дербентское ПАТП" и МУП "Огнитранс" без соответствующей проверки указанных в них сведений сами по себе не могут однозначно и достоверно свидетельствовать о неосуществлении обществом перевозок по спорному маршруту.
Суды правомерно отклонили основанные на коллективных жалобах водителей иных перевозчиков и жителей г. Дагестанские Огни доводы министерства о законности приказа N 59, установив, что жалобы датированы 06.04.2018 и 20.04.2018, то есть после вынесения оспариваемого приказа, и не могли быть учтены министерством при его издании. Кроме того, в нарушение положений Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в представленных министерством жалобах не содержатся сведения о почтовых адресах заявителей или об адресах электронной почты, по которым должны быть даны ответы, не указаны даты подачи жалоб, отсутствуют отметки об их регистрации в министерстве.
Суды указали, что согласно представленным в материалы дела копиям приказа от 30.01.2018 N 13 "О создании проверочной комиссии" и справки от 02.02.2018 для проверки фактов, изложенных в обращениях администрации городского округа города Дагестанские Огни и коллектива водителей автобусов, обслуживающих маршрут "Дагестанские Огни - Дербент", комиссия изучила изложенные в обращениях факты, проверила документацию автостанций городов Дагестанские Огни и Дербент.
Вместе с тем суды установили, что из справки от 02.02.2018 следует, что на указанном маршруте комиссия не проводила исследования и обследования, в справке отсутствуют сведения о том, в какие дни комиссия проверяла осуществление обществом перевозок пассажиров по спорному маршруту на основании выданного свидетельства. Согласно справке от 02.02.2018 комиссия выезжала в г. Дагестанские Огни и г. Дербент лишь единожды - 31.01.2018.
Суды отметили, что фактически комиссия ограничилась ссылками на сведения, представленные МУП "Огнитранс" и ОАО "Дербентское ПАТП". При этом представители общества к проведенной комиссией проверке не привлекались, какие-либо документы у общества (в том числе журналы предрейсовых медосмотров, техосмотров, выдачи путевых листов, документы на транспортные средства, договоры с водителями и т. п.) не запрашивались, не проверялись и не изучались. Общество с результатами комиссионной проверки (с указанной справкой) не ознакомлено.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали верный вывод о том, что представленная министерством справка от 02.02.2018 не подтверждает невыполнение обществом рейсов по спорному маршруту в течение более чем трех дней подряд.
Суды указали, что необходимым условием для прекращения действия свидетельства на основании пункта 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ является установленный и подтвержденный факт неосуществления перевозчиком по соответствующему маршруту ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд. Вместе с тем, в материалы дела не представлены доказательства того, что общество в течение более трех дней подряд не выполнило ни одного рейса по маршруту "Дагестанские Огни - Дербент". В приказе N 59 не указан конкретный период, в котором общество не выполнило по спорному маршруту ни одного рейса в течение более чем трех дней подряд, а также отсутствуют ссылки на документ (в т. ч. справку от 02.02.2018), которым данный факт установлен и зафиксирован.
Суды учли, что в подтверждение осуществления перевозок пассажиров по спорному маршруту общество представило путевые листы водителей за январь - март 2018 года, журнал выдачи путевых листов, журнал предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, журнал контроля технического состояния при выпуске и возвращении автобусов с линии, копии договоров с водителями транспортных средств и карты маршрута, а также документы о привлечении медицинского работника - Асланкадировой М.К. для проведения предрейсовых медосмотров водителей (договор об оказании услуг (аутстаффинга) от 10.07.2016, лицензию от 03.06.2015 N ЛО-05-01-001117, выданную ООО "Глобус", диплом медицинской сестры, удостоверение о повышении квалификации) и документы, подтверждающие привлечение к оказанию услуг по техническому обслуживанию автобусов механика (трудовой договор от 01.09.2010 и дополнительное соглашение с механиком Курбановым Ш.А., диплом механика, удостоверения о прохождении им аттестации и повышении квалификации). В журналах и путевых листах проставлены ежедневные отметки за подписью ответственного лица (медработника, механика) о прохождении водителями предрейсовых медицинских осмотров и контроля технического состояния автобусов перед выездом на линию.
При новом рассмотрении дела суды установили, что в спорный период (с января по март 2018 года) общество осуществляло перевозки пассажиров по маршруту "Дагестанские Огни - Дербент", приказ N 59 издан без достоверного установления факта невыполнения обществом ни одного рейса по маршруту регулярных перевозок в течение более чем трех дней подряд.
Таким образом, в отсутствие установленных пунктом 7 части 1 статьи 29 Закона N 220-ФЗ оснований для прекращения свидетельства суды правильно указали на наличие оснований для признания недействительным приказа N 59 в части прекращения действия выданного обществу свидетельства об осуществлении перевозок по спорному маршруту.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы министерства, исследованные судами первой и апелляционной инстанций, заявлены повторно, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 04.10.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2019 по делу N А15-2776/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.