г. Краснодар |
|
06 июня 2020 г. |
Дело N А63-25024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 июня 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Ли Анастасии Александровны (ИНН 262610002172, ОГРНИП 316265100116691), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (ИНН 2626036310, ОГРН 1062626009170), третьего лица - государственного учреждения - управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (ИНН 2626044551, ОГРН 1152651021995), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ли Анастасии Александровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А63-25024/2018, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Ли Анастасия Александровна (далее - предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) в спорном периоде (с момента регистрации предпринимателя по дату снятия с регистрационного учета), выразившихся в неправомерном начислении 91 131 рубля 61 копейки страховых платежей, в том числе: 35 303 рублей 43 копеек страховых взносов, 2 683 рублей 45 копеек пени, всего: 37 986 рублей 88 копеек; признании недействительной в полном объеме справки инспекции N 128435 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 22.05.2018; не подлежащими взысканию 35 303 рублей 43 копеек страховых платежей, 2 683 рублей 45 копеек пени, всего: 37 986 рублей 88 копеек; обязании инспекции вернуть предпринимателю незаконно взысканные суммы: 20 284 рублей 76 копеек страховых взносов, 1 449 рублей 27 копеек пени за 2016 и 2017 годы и перечислить денежные средства на счет получателя (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Ессентуки Ставропольского края (далее - управление).
Решением суда от 23.09.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2019, в удовлетворении заявления предпринимателю отказано. Судебные акты мотивированы тем, что неосуществление предпринимательской деятельности не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам, а доказательства отсутствия возможности своевременного обращения с заявлением о регистрации прекращения предпринимательской деятельности предприниматель не представил.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился предприниматель с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, за один и тот же период инспекция и управление предъявили документы, содержащие противоречивые данные о задолженности предпринимателя по страховым взносам. При рассмотрении дела суды не исследовали расчеты страховых взносов, пени, списанных и взысканных с предпринимателя страховых платежей, в связи с чем сумма списанных страховых взносов значительно превышает сумму начисленных, что противоречит действующему законодательству. Инспекция нарушила права предпринимателя на досудебное урегулирование спора, не вручив документы, предусмотренные статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации, статьями 21, 88, 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации. Суды не исследовали обстоятельства несоответствия сумм задолженности, указанных в справке инспекции N 128435 по состоянию на 22.05.2018, и фактически списанной задолженности (более 86 млн рублей).
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации управление не представило в суд отзыв на кассационную жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Ли Анастасия Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и страхователя 09.06.2016 и с момента государственной регистрации в качестве предпринимателя применяла общую систему налогообложения.
По запросу предпринимателя инспекция сформировала справку от 22.05.2018 N 128435 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, согласно которой задолженность предпринимателя по страховым взносам составила 35 303 рубля 43 копейки и 2 683 рубля 45 копеек пени.
Ввиду неуплаты предпринимателем страховых взносов (фиксированный платеж) инспекция выставила требование от 18.07.2017 N 70395 об уплате в срок до 07.08.2017 платежей в размере 13 781 рубля 91 копейки, начисленных до 01.01.2017, а также требования от 25.01.2018 N 2646 об уплате 28 105 рублей 69 копеек задолженности и требования от 20.03.2018 N 3792 об уплате 32 565 рублей 75 копеек задолженности.
Поскольку в установленный срок предприниматель не исполнил требования инспекции и в связи с отсутствием у предпринимателя открытых счетов в банках, инспекция вынесла решения от 26.02.2018 N 26500001247 и от 25.07.2018 N 26500008577 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и направила их для исполнения в Ессентукский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю.
Согласно данным КРСБ по состоянию на 09.12.2018 с предпринимателя взыскано 20 284 рубля 76 копеек страховых взносов и 1 449 рублей 27 копеек пени.
Полагая неправомерными действия инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Отказав предпринимателю в удовлетворении требований, суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к установленным по делу обстоятельствам правильно применили положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
При этом суды правильно исходили из того, что обязанность по уплате страховых взносов в размере, определяемом в порядке, установленном Законом N 212-ФЗ, в редакции, действовавшей в спорный период, возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса, а с момента внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем и у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате страховых взносов.
Как разъяснено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном Пенсионном страховании", предприниматель, зарегистрированный в установленном порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа. Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
С 01.01.2017 Законом N 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование. В соответствии с положениями Закона N 243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, на основании которого предусмотрена передача фондами в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом фонда строго по состоянию на 01.01.2017.
Суды установили, что Ли А.А. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и страхователя 09.06.2016 и с момента регистрации в качестве предпринимателя не уплачивала страховые взносы. В материалы дела не представлены доказательства наличия исключительных обстоятельств, которые препятствовали бы Ли А.А. своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подано Ли А.А. в регистрирующий орган лишь в марте 2019 года (в период рассмотрения настоящего дела в суде).
Суды проверили расчет начисленных к уплате предпринимателем страховых взносов и пеней и признали его правильным. Документально выводы судов предприниматель не опроверг. Суды отметили, что в ходе судебного разбирательства по настоящему делу участвующим в деле лицам предлагалось провести совместную сверку расчетов по спорным суммам и представить акт сверки суду. Однако предприниматель не исполнил определения суда и не подписал составленные инспекцией акты сверки, не представив ни акт разногласий, ни свой контррасчет.
При оценке доводов предпринимателя об отсутствии у него задолженности по страховым взносам и о необоснованности произведенных инспекцией расчетов и начислений, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно данным КРСБ в инспекцию переданы сальдовые остатки (первичные, корректировочные) о задолженности предпринимателя по состоянию на 01.01.2017: по КБК 18210202140060000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии по взносам, - в сумме 10 861 рубля 14 копеек; по КБК 18210202103080011160 страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за периоды до 01.01.2017 по взносам - в размере 2 130 рублей 45 копеек. Указанные сведения поступили в инспекцию 13.07.2017 через сеть Интернет в файле от 04.03.2017 N 036R04170120861 и 036R04170120861.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Суды верно указали, что если доход предпринимателя не превысил 300 тыс. рублей или предприниматель не осуществлял деятельность до 31.12.2017, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составит 23 400 рублей (7 500 рублей x 12 x 26%), на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 4 590 рублей (7 500 рублей х 12 х 5,1 %). Таким образом, за 2017 год (с учетом минимального размера оплаты труда, составляющего 7 500 рублей) предприниматель должен уплатить 27 990 рублей.
В связи с неисполнением предпринимателем обязанности по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов в установленном законом размере за период с 01.01.2017 по 19.03.2019 предпринимателю начислено 68 265 рублей 54 копейки страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, а именно: 27 990 рублей за 2017 год (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 23 400 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 4 590 рублей); 32 385 рублей за 2018 год (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 26 545 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 5 840 рублей); 7 890 рублей 54 копейки за 2019 год (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 6 391 рубль 60 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование - 1 498 рублей 94 копейки).
Суды установили, что инспекция в установленном законом порядке направила предпринимателю требования об уплате спорной задолженности, которые предприниматель в добровольном порядке не исполнил.
Поскольку в установленный срок предприниматель не исполнил требования инспекции, а также в связи с отсутствием у предпринимателя открытых счетов в банках, инспекция вынесла решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика и направила их для исполнения в Ессентукский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю.
Суды указали, что по исполнительным производствам с предпринимателя взыскано 17 581 рубль 97 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 682 рубля 40 копеек пени, а также 2 702 рубля 78 копеек страховых взносов на обязательное медицинское страхование и 106 рублей 14 копеек пени.
Суды установили, что по данным КРСБ по состоянию на 12.09.2019 у предпринимателя имеется 38 754 рубля 62 копейки задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 2 769 рублей 58 копеек пени, а также 11 356 рублей 61 копейка задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и 1 006 рублей 30 рублей пени.
Суды указали, что своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования.
Между тем, в установленные законом сроки предприниматель не исполнил обязанность по представлению налоговой отчетности (в т. ч. с "нулевыми" показателями) и уплате страховых взносов, не предпринял действия, направленные на снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя в случае отсутствия данной деятельности и не обращался с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов.
Отказав в удовлетворении заявления о признании недействительной справки от 22.05.2018 N 128435 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию расчетов, а также признании не подлежащими к взысканию 37 986 рублей 88 копеек задолженности (35 303 рубля 43 копейки страховых платежей и 2 683 рубля 45 копеек пени) суды исходили из представленных в материалы дела документов, подтверждающих наличие и размер оспариваемой задолженности, периоды, за которые она сложилась, наличие у предпринимателя обязанности по уплате оспариваемой суммы. Суды приняли произведенные инспекцией расчеты, из которых видно, за какой период начислены взносы и пени, отраженные в оспариваемой предпринимателем справке, и указали, что порядок начисления и взыскания с предпринимателя спорных сумм инспекцией не нарушен.
Суды сделали мотивированный вывод, что недоимка, пени и штрафы, числящиеся на лицевом счете предпринимателя, сроки взыскания которых инспекцией не пропущены, и при наличии не исполненной обязанности предпринимателя по их уплате, не могут быть признаны не подлежащими к взысканию.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы предпринимателя отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 по делу N А63-25024/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2017 Законом N 243-ФЗ налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование. В соответствии с положениями Закона N 243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации и отделений Фонда социального страхования с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, на основании которого предусмотрена передача фондами в Управления Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом фонда строго по состоянию на 01.01.2017.
...
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Суды верно указали, что если доход предпринимателя не превысил 300 тыс. рублей или предприниматель не осуществлял деятельность до 31.12.2017, то размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017 год составит 23 400 рублей (7 500 рублей x 12 x 26%), на обязательное медицинское страхование за 2017 год - 4 590 рублей (7 500 рублей х 12 х 5,1 %). Таким образом, за 2017 год (с учетом минимального размера оплаты труда, составляющего 7 500 рублей) предприниматель должен уплатить 27 990 рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июня 2020 г. N Ф08-2177/20 по делу N А63-25024/2018