г. Ессентуки |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А63-25024/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 13.12.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Макаровой Н.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кипкеевым Р.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю - Добробаба М.М. по доверенности от 17.01.2019 N 88, в отсутствие заявителя - индивидуального предпринимателя Ли Анастасии Александровны (г. Пятигорск, ИНН 262610002172), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - ГУ УПФ по г. Ессентуки, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ли Анастасии Александровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2019 по делу N А63-25024/2018,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2019 отказано в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Ли Анастасии Александровны (далее - заявитель) к Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольскому краю (далее - инспекция) о признании незаконными действий инспекции в спорном периоде (с момента регистрации предпринимателя по дату снятия с учета), выразившихся в неправомерном начислении страховых платежей в размере 91 131,61 рубля, в том числе: страховые взносы в размере 35 303,43 руб., пени - 2 683,45 руб., всего: 37 986,88 руб.; признании недействительной справки N 128435 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию расчетов на 22.05.2018 в полном объеме, а суммы страховых платежей в размере - 35 303,43 руб., пени - 2 683,45 руб., всего: 37 986,88 руб., не подлежащими к взысканию; об обязании инспекции вернуть Ли Анастасии Александровне незаконно взысканные суммы: 20 284,76 руб. по страховым взносам, и пени - 1 449,27 руб. за 2016, 2017 год и перечислить их на счет получателя (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Судебный акт мотивирован тем, что неосуществление предпринимательской деятельности не свидетельствует об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя недоимки по страховым взносам. Не представлены доказательства отсутствия возможности своевременно обратиться с заявлением о регистрации прекращения заявителем предпринимательской деятельности.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить его заявление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению заявителя, инспекция нарушила право налогоплательщика на досудебное урегулирование сора, предусмотренное ст. 21, 88, 89,' 100, 101, 140 Налогового кодекса. Без наличия самого факта недоимки, налоговый орган выставлял требования об уплате страховых взносов. Суд по собственной инициативе привлек в качестве третьего лица - ПФР, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. В нарушение статьи 51 АПК РФ суд в своем решении суда не верно указал третье лицо ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по г. Ессентуки, следовало указать -УПФР по город-курорт Кисловодск Ставропольского края (Межрайонное). В нарушение п. 4 ст. 51 АПК РФ суд не начал разбирательства с самого начала, как того требует указанная норма, так как третье лицо вступило в дело по инициативе суда после начала судебного разбирательства. Суд в нарушение ст. 9 АПК РФ без оснований дважды не удовлетворил ходатайство заявителя о представлении доказательств налоговым органом о нарушениях предпринимателем налогового законодательства, расчетов, актов проверок, решений о привлечении к налоговой ответственности. Суд не дал оценку сданным нулевым декларациям заявителя в период его деятельности, более того, в решении суда неправомерно указано, что декларации заявителем не сдавались.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель инспекции просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Ли Анастасия Александровна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N 10 по Ставропольского края 09.06.2016 года, находилась на общей системе налогообложения. В качестве страхователя налогоплательщик зарегистрирован в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации 09.06.2016 года, регистрационный номер 036026107484.
По заявлению налогоплательщика инспекцией сформирована справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам N 128435 по состоянию на 22.05.2018 года, согласно которой за предпринимателем на 22.05.2018 числилась задолженность по страховым взносам в общем размере 35 303,43 рубля, по пени в общем размере 2 683,45 рублей.
Предприниматель не уплачивал страховые взносы (фиксированный платеж), что явилось основанием для выставления инспекцией требований N 70395 от 18.07.2017 на сумму начисленных платежей до 01.01.2017 года, от 25.01.2018 N 2646 на сумму начисленных платежей после 01.01.2017, от 20.03.2018 N 3792.
Поскольку требования в добровольном порядке не исполнены, и в связи с отсутствием у налогоплательщика открытых счетов налоговым органом вынесены решения и постановления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, направленные для исполнения в Ессентукский городской отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю.
Согласно данным КРСБ по состоянию на 09.12.2018 взыскано 20 284,76 рублей по страховым взносам и 1 449,27 рублей по пени.
Полагая, что действия налогового органа являются не правомерными, предприниматель обратился в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", действовавшим с 01.01.2010 по 01.01.2017 (в период регистрации заявителя в качестве предпринимателя и страхователя).
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым в числе прочего относятся индивидуальные предприниматели.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 указанной статьи.
Статьей 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки, по сравнению с установленными Федеральным законом, плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ сроком уплаты сумм страховых взносов.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральном законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ, возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса, а с момента внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем и у него отсутствует обязанность по исчислению и уплате страховых взносов.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 210-О указал, что, признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, то есть в твердой сумме, и определил его минимальный размер, обязательный для уплаты.
При этом, как разъяснено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, процедура государственной регистрации, а также процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя носит заявительный характер. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 "Страховые взносы" Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пп.2 п.1 ст.419 и пп.1 и 2 п.1 ст.430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование за себя.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
То есть, поскольку обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации лица в качестве предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве, предприниматель должен уплачивать пенсионные взносы и в случае временного приостановления деятельности (без прекращения деятельности в установленном законом порядке) и отсутствия доходов от такой деятельности.
С учетом указанного, доводы предпринимателя о том, что он, имея статус предпринимателя, не осуществлял предпринимательскую деятельность, что исключает обязанность по уплате страховых взносов, отклоняется судом, в том числе, на основании следующего.
Предпринимательская деятельность носит рисковый характер, а доход от этой деятельности не является постоянным и гарантированным. Поэтому, учитывая специфику этой деятельности, чтобы не ставить приобретение предпринимателями права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода, установлена обязанность уплаты страховых взносов этой категории страхователей иным способом независимо от наличия и получения доходов. Сумма причитающихся к уплате страховых взносов для индивидуальных предпринимателей не ставится в зависимость от полученного дохода, а определяется из стоимости страхового года, устанавливаемой ежегодно Правительством РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О указал, что признав индивидуальных предпринимателей участниками системы обязательного пенсионного страхования и предоставив им возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, федеральный законодатель с учетом специфики предпринимательского дохода ввел правило об уплате ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде платежа в твердой сумме, и определил его размер, обязательный для уплаты.
Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода.
Предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Конституционный Суд указал, что суды вправе рассматривать представленные гражданином доказательства существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Доказательств наличия исключительных обстоятельств, которые препятствовали бы Ли А.А. своевременно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, заявителем в материалы дела не представлены.
Заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подано заявителем в регистрирующий орган лишь в марте 2019 года (в период рассмотрения спора в суде).
Начало и окончание уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды поставлено действующим законодательством в зависимость от даты государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (включения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе в ЕГРИП) и соответственно даты государственной регистрации прекращения гражданином предпринимательской деятельности (исключения сведений о нем как об индивидуальном предпринимателе из ЕГРИП), а не от фактического периода ведения им предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктами 4, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет.
Таким образом, вопреки доводам предпринимателя, действующим законодательством обязанность по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды не поставлена в зависимость от фактического осуществления деятельности, от наличия либо отсутствия у индивидуального предпринимателя источника дохода, подтвержденного налоговой декларацией.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном Пенсионном страховании", определении ВСК РФ от 13.08.2019 N 305-ЭС19-12313, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 22.11.2016 по делу N А32-878/2016, от 29.03.2017 по делу N А63-2125/2016.
Оценивая доводы предпринимателя о том, что у Ли А.А. отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона N 212-ФЗ (действовавшего в период регистрации заявителя в качестве предпринимателя) плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона не исчисляют и не уплачивают страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Физические лица из числа указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Аналогичные положения предусмотрены Главой 34 Налогового Кодекса РФ, согласно которым освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от уплаты за себя страховых взносов предусмотрено в случае прохождения военной службы по призыву, ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и т.д., указанных в пунктах 1, 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 7 статьи 430 НК РФ), в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды, о чем даны разъяснения в письмах Минфина РФ от 6.09.2018 N 03-15-05/63648, от 24.08.2018 N 03-15-05/60370.
Документами, являющимися основанием для подтверждения права на освобождение от уплаты страховых взносов в период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, являются документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет: свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, справка с места работы второго родителя о том, что он не использовал отпуск по уходу за ребенком и другие документы, подтверждающие необходимые сведения (Письмо ФНС России от 26.04.2017 N БС-4-11/7990@ "Об освобождении от уплаты страховых взносов").
Документами, свидетельствующими об отсутствии деятельности у указанной категории плательщиков, могут являться налоговые декларации, представляемые последними в налоговые органы по месту жительства (письмо Минтруда России от 12.02.2015 N 17-3/ООГ-78), в частности, налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и налоговые декларации по налогам, уплачиваемым самозанятыми физическими лицами в связи с применением специального режима налогообложения, не содержащие в соответствующих строках отчетных форм числовые показатели полученного дохода от предпринимательской и иной профессиональной деятельности.
В силу пункта 7 статьи 430 НК РФ, освобождение предоставляется при условии представления такими плательщиками в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов. Форма заявления установлена письмом ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-11/11018@ "О рекомендуемой форме Заявления".
В ранее принятых и сохраняющих свою силу решениях Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что льгота является исключением из вытекающих из Конституции Российской Федерации (статьи 19 и 57) принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Льготы всегда носят адресный характер, а их установление или отмена, а также определение условий их предоставления относятся к дискреционным полномочиям законодателя (постановления от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П и от 19 июня 2002 года N 11-П).
В данном случае, в подтверждение указанного обстоятельства предприниматель в материалы дела представил лишь свидетельство о рождении Ли Александра Сергеевича (15.10.2015).
Иных документов в подтверждение того факта, что Ли А.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в материалы дела не представлено, следовательно, права на получение льготы по уплате страховых взносов на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет у заявителя не возникло.
Более того, как указано представителем инспекции и подтверждено ответом Пенсионного фонда, Ли А.А. с заявлением об освобождении ее от обязанности по уплате страховых взносов с приложением соответствующих документов, подтверждающих факт нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, ни в налоговый орган, ни в органы пенсионного фонда не обращалась.
Доказательств обратного предпринимателем не представлено.
Оценивая доводы предпринимателя об отсутствии у предпринимателя задолженности по страховым взносам и о необоснованности произведенных расчетов и начислений налоговым органом, суд приходит к следующим выводам.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (не работодатели).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ они обязаны уплачивать страховые взносы за себя на обязательное пенсионное и медицинское страхование исходя из своего дохода.
В соответствии с положениями Федерального закона N 243-ФЗ разработан порядок взаимодействия отделений ПФР и ФСС с УФНС по субъектам РФ, на основании которого предусмотрена передача фондами в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов плательщика страховых взносов с бюджетом фонда строго по состоянию на 01.01.2017.
Согласно Порядку взаимодействия отделений ПФР и ФСС с УФНС по субъектам РФ (от 22.07.2016 N ММВ-23-1/12@/ЗИ и N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П) сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, а также задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 должно быть передано по утвержденным форматам в электронной форме в УФНС по субъекту РФ от территориальных органов ПФР и ФСС.
Согласно материалам дела, Ли Анастасия Александровна с 09.06.2016 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве страхователя.
При этом, как следует из материалов дела и подтверждено документально, в нарушение названных выше правовых норм, Ли А.А. с момента регистрации ее в качестве предпринимателя не уплачивала страховые взносы.
Согласно данным КРСБ по налогоплательщику Ли А.А. переданы сальдовые остатки (первичные, корректировочные) о начисленных и уплаченных суммах: по КБК 18210202140060000160 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии по взносам в сумме - 10 861,14 рублей; по КБК 18210202103080011160 страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды до 01.01.2017 по взносам в сумме - 2 130,45 рублей.
Указанные сведения поступили в налоговый орган 13.07.2017 в файле N 036R04170120861 от 04.03.2017, N 036R04170120861 от 04.03.2017.
Плательщики, поименованные в статье 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определялись в 2017 году в следующем порядке: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000,0 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ (23400,0 рублей); в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000,0 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000,0 рублей за расчетный период.
В соответствии со статьей 430 НК РФ плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Фиксированный размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса (4 590 рублей).
В соответствии с п. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Расчет страховых взносов, которые необходимо уплачивать в обязательном порядке индивидуальному предпринимателю за себя на пенсионное и медицинское страхование в 2017 году зависит: от федерального МРОТ на 1 января (с 01.07.2016 МРОТ составляет 7 500 руб.); страхового тарифа (по сравнению с 2016 годом не изменился); количества календарных месяцев в периоде, за который рассчитываются страховые взносы.
На 2017 год для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих страховые взносы за себя, установлены следующие тарифы: на обязательное пенсионное страхование - 26%; на обязательное медицинское страхование - 5,1%; на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9% (уплата осуществляется в добровольном порядке).
Названные взносы представляют собой фиксированную сумму, зависящую от установленного размера МРОТ (п. 3 ст. 420 НК РФ).
До 31.12.2017 индивидуальные предприниматели должны уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере, в сумме 23 400 рублей (7 500 рублей x 12 мес. x 26%) и 4 590 рублей (7500 х 12 мес. х 5.1 %) соответственно (ст. 430 НК РФ, 164-ФЗ от 02.06.2016, Письмо ФНС РФ от 24.10.2017 N ГД-4-11/21487@), если доход не превысил 300 тыс. рублей или налогоплательщик не осуществлял деятельность.
За 2017 год с учетом МРОТ в размере 7 500 руб., если их доход не превысил 300 тыс. руб., плательщики страховых взносов должны уплатить 27 990 рублей (ст. 430 НК РФ).
В связи с неисполнением вышеуказанной обязанности по самостоятельному исчислению и уплате страховых взносов в установленном законом размере за период с 01.01.2017 по 19.03.2019 предпринимателю Ли А.А. произведены начисления страховых взносов на ОПС и ОМС в общей сумме 68 265,54 руб. в том числе за 2017 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 в сумме 23 400 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2017 по 31.12.2017 в сумме 4 590 руб.
За 2018 год: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в сумме 26 545 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2018 по 31.12.2018 в сумме 5 840 руб.
За 2019 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2019 по 19.03.2019 в сумме 6 391,60 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за периоды с 01.01.2019 по 19.03.2019 в сумме 1 498,94 руб.
В связи с неуплатой сумм начислений по страховым взносам, в соответствии с положениями НК РФ, инспекцией сформированы и направлены требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов N 70395 от 18.07.2017 в сумме 13 781.91 рублей, со сроком уплаты по требованию 07.08.2017, N 2646 от 25.01.2018 на сумму 28 105,69 рублей, N 16585 от 17.01.2019 на сумму 32 565,75 рублей.
В порядке п. 7 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
После истечения срока исполнения по требованиям, в связи с отсутствием оплаты и открытых счетов в банках инспекцией приняты решения о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, в соответствии со ст.47 НК РФ и направлены в Ессентукский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ставропольскому краю:
-от 26.02.2018 N 26500001247 на сумму 28 105,69 руб., службой судебных приставов было вынесено постановление об исполнительном производстве от 02.03.2018 N 155921285/2642, в дальнейшем принято постановление об обращении взыскания на денежные средства;
- от 25.07.2018 N 26500008577 на сумму 13 781,91 руб., вынесено постановление о начале исполнительного производства от 31.07.2018 N 164396009/2642, в настоящее время - постановление об обращении взыскания на денежные средства.
Взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии (за периоды с 01.01.2017) по исполнительным производствам произведено в общей сумме 18 264,38 руб. (налог- 17 581,97 руб., пеня 682,4 руб.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС (за периоды с 01.01.2017) - в общей сумме 1 031,66 руб. (налог - 1027,43 руб., пеня - 4,23 руб.); по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС (за периоды до 01.01.2017) - в общей сумме 1 771,26 руб. (налог - 1 675.35 руб., пеня -101.91).
Документально подтверждено, что по состоянию на 12.09.2019 по данным КРСБ у налогоплательщика имеется задолженность:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) - налог в размере 38 754,62 рубля пеня в размере 2 769,58 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды с 1 января 2017 года - налог в размере 455,10 рублей пеня в размере 280,68 рублей;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 год - налог в размере 10 901,51 рублей, пеня в размере 725.62 рублей.
Таким образом, довод заявителя о необоснованном начислении страховых взносов, является не состоятельным.
Своевременная и полная уплата страховых взносов является необходимым условием реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости и автономности его финансовой системы, а также принципа солидарности, в частности, в несении бремени установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного социального страхования.
В свою очередь, заявитель не исполнил обязанности по представлению налоговой отчетности (в том числе и с "нулевыми" показателями), в установленные законодательством сроки, не исполнила обязательства по уплате страховых взносов, не предприняла действий, направленных на снятие с учета в качестве индивидуального предпринимателя в случае отсутствия данной деятельности, не обращалась с заявлением о праве на освобождение от уплаты страховых взносов.
Доказательств обратного предпринимателем не представлено.
В ходе судебного разбирательства представитель заявителя ссылался на то факт, что незаконность действий инспекции по начислению страховых взносов подтверждается решениями налогового органа о списании части страховых взносов.
Данные ссылки заявителя также не состоятельны, в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.11 Закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Налоговым органом в соответствии ч.1 ст.11 Закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ принято Решение N 789 от 18.08.2018 о признании задолженности безнадежной к взысканию и списании в сумме 86 392,65 рублей (в том числе по налогу -76 027.00 руб., по пени -10 365.65 руб.) по КБК 18210202140060000160 "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии", а также решение N 1304 от 28.08.2018 в сумме 12 646,45 руб. (в том числе по налогу - 10 862,09 руб., пени - 1 784,36 руб.).
То есть, в силу указанных норм закона произведено списание сумм страховых взносов, начисленных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года по страховым взносам страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФ РФ на выплату страховой пенсии.
Признавая необоснованным требование предпринимателя о признании недействительной справку N 128435 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам организаций и индивидуальных предпринимателей по состоянию расчетов на 22.05.2018, а суммы страховых платежей в размере - 35 303,43 руб., пени - 2 683,45 руб., всего: 37 986,88 руб., не подлежащими к взысканию, суд приходит к следующим выводам.
Федеральной налоговой службы утверждены рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" в целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговые органы обязаны вести карточки по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемым налоговыми органами.
Форма справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N М-3-19/206@ (с последующими изменениями).
В карточках лицевых счетов ведется учет своевременно и несвоевременно уплаченных сумм налогов, отражаются суммы начисленных за просрочку исполнения обязанности по уплате налогов пеней, штрафов.
На основании данных, содержащихся в карточках лицевого счета по учету уплаты налога, налогоплательщику направляются налоговым органом требования об уплате налогов.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливая определенные требования к форме и содержанию требования об уплате налога (статья 69 Кодекса), не содержит каких-либо правил относительно порядка учета налоговым органом платежей, вносимых налогоплательщиками в бюджет, равно как и правовых последствий отражения или не отражения налоговым органом сведений в лицевом счете.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 05.11.2002 N 6294/01 применительно к приказу Министерства по налогам и сборам России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, отражение наличия и погашения задолженности плательщика по лицевым счетам, которые ведутся налоговыми органами, не признается юридическим фактом, с которым налоговое законодательство связывает те или иные правовые последствия для налогоплательщика.
Изложенное свидетельствует о том, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Соответственно, наличие или отсутствие в лицевом счете по учету уплаты налога сведений само по себе не ущемляет прав налогоплательщика.
Вместе с тем, по этим же основаниям данные лицевых счетов налогоплательщика не могут подтверждать права и обязанности налогоплательщика, также как и права и обязанности налогового органа, в связи с чем, наличие в документах внутриведомственного учета сведений о доначисленных налогах, начисленных пенях и налоговых санкциях само по себе не означает наличия обязанности по уплате недоимки, пени и штрафа.
Таким образом, выдаваемая налоговым органом налогоплательщику по его заявлению справка о состоянии расчетов является самостоятельным ненормативным актом, содержащим сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по уплате установленных законодательством о налогах и сборах.
Следовательно, указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными. Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам, сборам, пени и штрафам является одним из критериев его добросовестной деятельности и финансовой стабильности.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N 4381/09 и в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2010 N ВАС-17167/10 по делу N А08-8635/2008-1, не соответствующая действительности информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
В данном случае, в материалы дела представлены документы, подтверждающие наличие и размер оспариваемой недоимки, периоды, за которые она сложилась, наличие у налогоплательщика обязанности по уплате такой суммы, инспекцией приведены расчеты, из которых возможно установить за какой период фактически начислены взносы и пени, отраженные в оспариваемой справке.
Порядок начисления и взыскания с предпринимателя спорных суммы инспекцией не нарушен.
Суд обращает внимание, что в ходе судебного разбирательства сторонам по делу предлагалось провести совместную сверку расчетов по спорным суммам, акт сверки представить суду на обозрение.
Вместе с тем, именно предпринимателем не исполнены определения суда, акты сверок не подписаны, даже с разногласиями. Ссылки на невозможность явки, препятствия проведению сверок со стороны налогового органа суд признает не обоснованными и не подтвержденными.
Напротив, со стороны инспекции акты сверок представлены, доказательства направления их в адрес предпринимателя также имеются в материалах дела.
Учитывая изложенное, недоимка, пени и штрафы, числящиеся на лицевом счете налогоплательщика, сроки взыскания которых налоговым органом не пропущены, и при наличии не исполненной обязанности предпринимателя по их уплате, не могут быть признаны не подлежащими к взысканию.
Выводы суда в указанной части подтверждаются судебной практикой, в том числе: определением ВАС РФ от 03.06.2011 N ВАС-7053/11, постановлениями АС Московской области от 23.03.2016 N А41- 12103/2015, Шестнадцатого ААС от 30.07.2014 по делу N А61-4679/2013, Девятнадцатого ААС от 26.01.2010 N А64- 6003/2010, иных.
Доводы заявителя о том, что налоговый орган не может обратиться за взысканием налога пока недоимка не будет выявлена в ходе соответствующей формы налогового контроля (камеральной, выездной проверки), которые в отношении Ли А.А. не проводились, а соответственно, отсутствуют основания для доначисления спорных сумм, судом отклоняются, как не обоснованные и противоречащие вышеназванным нормам закона.
За период с момента регистрации 09.06.2016 по дату прекращения предпринимателем деятельности проверки в отношении заявителя не назначались и не проводились, в том числе, камеральные проверки не проводились в силу того, что заявитель не представлял налоговую отчетность с момента регистрации в качестве предпринимателя.
Как указано выше, обязанность по уплате страховых взносов возникает у предпринимателя с момента регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком статусе.
При этом обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа Законом N 167-ФЗ не ставится в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода. Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя (пункт 4 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
В данном случае, суммы задолженности, имеющиеся у предпринимателя и отраженные в справке, образовались в результате не исполнения им обязанностей, установленных названными выше нормами закона.
В данном случае правомерность действий инспекции доказана, подтверждена материалами дела и заявителем не опровергнута, в связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, не имеется.
Довод о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Согласно ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства. В ходатайстве должно быть обозначено доказательство, указано, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место его нахождения.
Ходатайство судом первой инстанции рассмотрено и верно отклонено в связи с отсутствием процессуальной необходимости.
По указанному основанию аналогичное ходатайство, заявленное в суд апелляционной инстанции, отклоняется.
Таким образом, приведенные и другие собранные по делу доказательства, обосновывающие наличие или отсутствие имеющих значение для дела обстоятельств, исследованные и оцененные арбитражным судом в своей совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, принимая во внимание конкретные и фактические обстоятельства дела, достаточны для вывода об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что в нарушение части 4 статьи 51 АПК РФ после привлечения к участию в деле Сбербанка России в качестве третьего лица суд первой инстанции не приступил к рассмотрению дела с самого начала, не подтверждены материалами дела.
Остальные доводы апелляционной жалобы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, поскольку были проверены и учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела, не имеют юридического значения для вынесения судебного акта по существу, не влияют на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта и не опровергают выводы суда.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 110, 112, 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.09.2019 по делу N А63-25024/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-25024/2018
Истец: Ли Анастасия Александровна
Ответчик: МИФНС России N 10 по СК
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по г. Ессентуки, УПФР по г. Кисловодску, МИФНС России N 10 по СК