Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I. Анализ федерального законодательства, регламентирующего основы туристской деятельности в Российской Федерации
1.1 Основные нормативные правовые акты, направленные на установление правовых основ туристского рынка в Российской Федерации
На территории Российской Федерации рынок туристических продуктов и услуг начал формироваться в начале 1990-х годов. В целях упорядочивания и контроля за деятельностью компаний, предоставляющих туристические и экскурсионные услуги, в регионах, прежде всего приграничных (Калининградская область, Приморский край), органы государственной власти стали принимать нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы регистрации и лицензирования туристических организаций. В конце 1993 года Правительством Российской Федерации принято постановление "О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации" *(4), после утверждения которого количество регионов, принявших в течение года соответствующие нормативные правовые акты, увеличилось практически до 20. Отметим, что в Томской области также было принято постановление Главы Администрации (Губернатора) Томской области от 12.08.1994 N 326 "О лицензировании туристско-экскурсионной деятельности на территории Томской области".
В регионах стали разрабатывать и принимать и другие нормативные правовые акты, направленные на стимулирование, организацию и развитие туризма. Так в г. Москве, Республиках Бурятия и Дагестан, Алтайском и Краснодарском краях, Пермской и Ярославской областях принимались нормы, направленные на содействие развитию туризма. В Камчатском крае, в Астраханской, Волгоградской, Калининградской и Смоленской областях приняты акты по образованию в структуре органов власти отдельных управлений (комитетов, комиссий) по туризму. А в ряде регионов (г. Москва, Республика Хакасия, Приморский край, Калужская и Ярославская области) были утверждены концепции (программы) развития туризма.
Учитывая, что на федеральном уровне соответствующее правовое регулирование данной сферы на тот момент практически отсутствовало, за исключением вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации о лицензировании международной туристской деятельности и Указа Президента Российской Федерации от 25.04.1994 N 813 "О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма", региональные органы власти самостоятельно стали разрабатывать и принимать законы, регулирующие вопросы туризма. Так, к 1996 году уже в 4-х субъектах Российской Федерации действовали соответствующие законы: Закон Республики Карелия от 26.11.1992 N XII-15/415 "О туризме"; Закон Республики Адыгея от 02.08.1995 N 30 "О туризме"; Закон Республики Бурятия от 21.11.1995 N 210-I "О туризме"; Закон Хабаровского края от 29.11.1995 N 20 "Об организации туризма в Хабаровском крае".
Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации" была одобрена Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации. В Концепции дан анализ состояния сферы туризма, намечен ряд мер по активизации государственной политики, по созданию нормативно-правовой базы, соответствующей мировой практике, а также правовых, организационных и экономических основ формирования в России современной, конкурентоспособной индустрии туризма.
С учетом Концепции была разработана и 26 февраля 1996 года утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации Федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", которая положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране.
Наблюдая за развитием туристической деятельности как одной из отраслей экономики и осознавая необходимость установления на федеральном уровне единых правил государственного регулирования туристской деятельности, был подготовлен и принят Федеральный закон от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 132-ФЗ).
Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы туристской деятельности, определен понятийный аппарат (статья 1), установлены условия ведения туроператорской деятельности (статья 4.1), условия оказания услуг экскурсоводов (гидов) и инструкторов-проводников (статья 4.4), особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта (глава IV), создание объединений туроператоров и турагентов (глава V), определены условия обеспечения безопасности туризма, включая финансовое обеспечение ответственности туроператора (главы VII и VII.1), а также процедура государственного контроля (надзора) в сфере туристской деятельности (глава VIII).
В числе основных понятий закреплены: туристская деятельность, туристская индустрия, туристский продукт, туристический маршрут, туроператорская деятельность; отражены особенности внутреннего, выездного и въездного туризма, международного туризма, социального туризма, сельского туризма, детского туризма, а также другие понятия в сфере туристической деятельности.
С момента принятия и по настоящее время в Федеральный закон N 132-ФЗ внесено значительное количество изменений. В частности, расширен понятийный аппарат, определены полномочия органов государственной власти в сфере туризма, установлены условия ведения туроператорской деятельности, условия оказания услуг экскурсоводов (гидов) и инструкторов-проводников, особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта, формирования объединения туроператоров и турагентов, определены условия обеспечения безопасности туризма, включая финансовое обеспечение ответственности туроператора, а также регламентирован государственный контроль (надзор) в сфере туристской деятельности.
Согласно статье 2 действие Федерального закона N 132-ФЗ не распространяется на паломническую деятельность, осуществляемую религиозными организациями, и на совершение и организацию паломниками собственных паломнических поездок в соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 132-ФЗ основными принципами государственного регулирования туристской деятельности являются:
- содействие туристской деятельности и создание благоприятных условий для ее развития;
- определение и поддерживание приоритетных направлений туристской деятельности;
- формирование представления о России как стране, благоприятной для туризма;
- осуществление поддержки и защиты российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
Статьей 3.2 Федерального закона N 132-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий для развития туризма в субъектах Российской Федерации относятся:
- определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений;
- развитие туризма в субъектах Российской Федерации;
- разработка, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;
- создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации;
- создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территориях субъектов Российской Федерации, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;
- реализация мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территориях субъектов Российской Федерации;
- содействие в продвижении туристских продуктов соответствующего субъекта Российской Федерации на внутреннем и мировом туристских рынках;
- реализация мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в субъектах Российской Федерации, в том числе социального туризма, сельского туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
- реализация комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
- организация и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;
- участие в реализации межправительственных соглашений в сфере туризма;
- участие в информационном обеспечении туризма, создание в субъектах Российской Федерации туристских информационных центров и обеспечение их функционирования;
- создание аттестационной комиссии для аттестации экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков, внесение сведений об экскурсоводах (о гидах) и о гидах-переводчиках в единый федеральный реестр экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков;
- утверждение формы нагрудной идентификационной карточки экскурсовода (гида) или гида-переводчика;
- организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора) за деятельностью организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, применяющих специальный налоговый режим, которые оказывают услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и (или) инструкторов-проводников, а также утверждение положения о данном виде контроля (надзора).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма вправе:
- участвовать в реализации государственной политики в сфере туризма;
- участвовать в реализации стратегий развития туризма, государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых и иных программ развития туризма;
- участвовать в организации и проведении международных мероприятий в сфере туризма, мероприятий в сфере туризма на всероссийском и межрегиональном уровне;
- участвовать в организации профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения в сфере туризма;
- участвовать в организации проведения научных исследований в сфере туризма;
- осуществлять взаимодействие с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в сфере туризма, включая объединение туроператоров в сфере выездного туризма, в том числе по приоритетным направлениям развития туризма, вопросам обеспечения безопасности туризма, защиты прав и законных интересов туристов;
- оказывать содействие в определении приоритетных направлений развития туризма, в том числе путем поддержки развития объектов туристской индустрии на территориях муниципальных образований.
Основными целями государственного регулирования туристской деятельности согласно статье 4 Федерального закона N 132-ФЗ являются:
- обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий;
- охрана окружающей среды;
- создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов;
- развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан Российской Федерации, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
В целях реализации Федерального закона N 132-ФЗ на федеральном уровне принят ряд подзаконных нормативных правовых актов, в том числе постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы туристской деятельности. В числе основных подзаконных актов, регулирующих туристскую деятельность на федеральном уровне, следует выделить:
- Указ Президента Российской Федерации от 20.10.2022 N 759 "О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 43 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 752 "Об утверждении требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2016 N 1474 "Об установлении требований к кредитным организациям, в которых допускается размещение средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 252 "О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2019 N 748 "Об утверждении требований к использованию документов в электронной форме туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта и Правил обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком при реализации туристского продукта";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 461 "Об утверждении Правил возврата туристам и (или) иным заказчикам уплаченных ими за туристский продукт денежных сумм из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.08.2020 N 1209 "Об утверждении Правил оказания экстренной помощи туристам и Правил финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 N 1532 "Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1852 "Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1086 "О федеральном государственном контроле (надзоре) за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.2021 N 2086 "Об утверждении Правил определения национальных туристских маршрутов";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 N 2439 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2021 N 2577 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.2022 N 833 "Об утверждении Положения об аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2023 N 846 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений акта Правительства Российской Федерации" (утверждает правила предоставления субсидий субъектам Российской Федерации для реализации мер по повышению доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста, а также субсидий на программы по проектированию туристского кода центра города);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.09.2019 N 2129-р "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 N 872-р "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.07.2021 N 1802-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 N 744-р "Об утверждении перечня видов туристских маршрутов, требующих сопровождения инструктором-проводником, категорий их сложности и критериев отнесения туристского маршрута к соответствующей категории сложности, в том числе с учетом обеспечения безопасности туристов";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2022 N 2321-р "Об утверждении Плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года";
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.05.2022 N 1369-р "О распределении субсидий, предоставляемых в 2022-2024 годах бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению создания инженерной и транспортной инфраструктуры в целях развития туристских кластеров в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие туризма";
- Приказ Минсельхоза России от 10.02.2022 N 68 "Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора проектов развития сельского туризма";
- Концепция развития научно-популярного туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. Минобрнауки России 25.01.2023 N ВФ/1-Кн);
- Методические рекомендации по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма (утв. Минкультуры России 06.05.2015);
- Приказ Ростуризма от 05.07.2022 N 307-Пр-22 "Об утверждении перечня видов объектов туристской индустрии".
Также при государственном регулировании правоотношений в данной сфере применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По итогам проведенного юридическим отделом аппарата Законодательной Думы Томской области анализа вышеуказанных актов сделан вывод о полноте регулирования на федеральном уровне отношений, непосредственно связанных организацией и осуществлением туристской деятельности.
1.2 Государственное регулирование туристской деятельности на федеральном уровне
Государственное регулирование туристской деятельности связано с необходимыми и достаточными требованиями, отражающими интересы общества в целом. Среди основных целей государственного регулирования превалируют основные конституционные принципы и постулаты, реализации которых призваны служить все нормативные правовые акты Российской Федерации.
Ключевые документы стратегического планирования на федеральном уровне разработаны с учетом требований к политике субъектов Российской Федерации в сфере туризма в соответствии с Указами Президента Российской Федерации (от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"; от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации").
В числе основных национальных целей развития Российской Федерации следует отметить:
- возможность для самореализации и развития талантов;
- достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- сохранение населения, здоровье и благополучие людей;
- цифровая трансформация.
Документом федерального уровня, направленным на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, является Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года *(5) (далее - Стратегия).
В основе Стратегии - комплексный подход к планированию и развитию туристских территорий по таким значимым направлениям, как транспортная доступность, туристская и обеспечивающая инфраструктура, качество и сервис услуг, безопасность туристской деятельности.
Реализация целей Стратегии направлена на увеличение социальной и экономической роли туризма в развитии страны и отдельных субъектов Российской Федерации. Социальная роль туризма реализуется через удовлетворение потребности населения в отдыхе, впечатлениях и личностном развитии. Среди важных социальных следствий развития туризма для населения наибольшее большое значение имеют оздоровление, рост продолжительности жизни, укрепление института семьи, интеллектуальное, духовное, творческое развитие, патриотическое воспитание за счет развития детского и юношеского туризма, социальная адаптация и формирование уважения к культурному и религиозному многообразию страны.
Экономическая роль туризма проявляется, прежде всего, в ускорении экономического роста страны, обеспечении занятости населения. Туризм является одной из отраслей с наибольшими мультипликативными эффектами для экономики. Инвестиции в туристские индустрии формируют добавленную стоимость в транспорте, торговле и сфере услуг, строительстве и производстве строительных материалов, и других видах экономической деятельности. Важным социально-экономическим эффектом развития туризма для населения, участвующего в формировании и оказании услуг, является рост занятости и доходов населения, формирование предпринимательской культуры.
Для решения задач Стратегии необходимо руководствоваться принципами, определяющими социальную значимость развития туризма в Российской Федерации, в том числе использование комплексного подхода, учитывающего экономические, социальные, культурные, экологические и другие аспекты развития туристской деятельности.
Выделение приоритетных видов туризма должно осуществляться для туристских территорий Российской Федерации индивидуально с учетом туристских ресурсов и особенностей социально-экономического развития. Значительное развитие получают туристские продукты, основанные на сочетании нескольких видов туризма.
Стратегией определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма отнесены: детский, культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой.
Необходимо отметить, что приведенный в разделе I Стратегии понятийный аппарат и указанные в нем понятия "не пересекаются" с терминами, изложенными в статье 1 Федерального закона N 132-ФЗ.
В числе важных туристических направлений для развития выделены деловой туризм, научный туризм, культурно-познавательный туризм, молодежный туризм, а также промышленный туризм. Стратегией закреплены понятия вышеперечисленных туристических направлений:
"Деловой туризм" - путешествие в профессионально-деловых целях (командировки, конференции, конгрессы, выставки, встречи, деловые мероприятия и пр.), включающее в себя предоставление услуг проезда, проживания, организации встреч, питания, культурного, музейного, досугового характера и т.п.;
"Научный туризм" - путешествие без извлечения туристом материальной выгоды в целях сбора научной информации, проведения научных исследований, посещения научных мероприятий;
"Культурно-познавательный туризм" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий;
"Молодежный туризм" - туризм лиц в возрасте от 18 до 35 лет;
"Промышленный туризм" - посещения и мероприятия на объекте, позволяющие посетителям понять процессы и секреты производства, относящиеся к прошлому, настоящему или будущему (ГОСТ Р ИСО 13810-2016 "Туристские услуги. Промышленный туризм. Предоставление услуг").
Особое внимание уделено развитию внутреннего и въездного делового туризма. К этому виду туризма относятся конференции, форумы, конгрессы, ротируемые мероприятия зарубежных ассоциаций, деловые поездки, выставки, встречи разного уровня и другое. По данным Всемирной туристской организации, Россия занимает менее 1 процента мирового рынка делового туризма. В 2018 году Россия занимала 42-е место в рейтинге Всемирной ассоциации организаторов конгрессов.
Институтами развития делового туризма являются городские и региональные конгресс-бюро, которые занимаются развитием конгрессно-выставочной инфраструктуры, продвижением на зарубежных рынках, представлением территорий и привлечением в свои города международных ротируемых событий. Деловой туризм вносит ощутимый вклад в валовой внутренний продукт страны. По данным конгрессно-выставочного бюро г. Москвы, деловые туристы за сутки пребывания в России тратят около 23 тыс. рублей (включая расходы на проживание, перелет, личные нужды).
В целях обеспечения реализации Стратегии принят соответствующий план мероприятий *(6), которым предусматривается развитие и благоустройство туристских территорий, включая совершенствование коммунальной и транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция объектов магистральной инфраструктуры (в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года *(7) и государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" *(8)).
Также большое внимание уделено вопросу повышения уровня сервиса и качества услуг в туризме. Основа - развитие системы подготовки и переподготовки кадров, работающих в туристской индустрии, распространение лучших практик и стандартов сервиса, обновление туристской инфраструктуры, создание цифровых платформ, повышающих удобство и предоставляющих широкий выбор (в том числе при планировании поездки). Поскольку реализация вышеуказанных планов предполагает значительный объем финансирования, внимание в Стратегии уделено также и созданию условий для роста объемов инвестиций в туризм, стимулированию инвестиционной активности предпринимателей и формированию современных инвестиционных проектов.
На достижение целей Стратегии ориентирована государственная программа "Развитие туризма" *(9) (далее - ГП "Развитие туризма"), которая, в первую очередь, подготовлена для использования исполнительными органами власти и устанавливает правила предоставления и распределения субсидий на поддержку реализации различных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры в субъектах Российской Федерации. ГП "Развитие туризма" основана на положениях Стратегии, в соответствии с которыми определены ключевые цели и задачи, отмечены существенные возможности для ускорения развития туризма и увеличения его роли в социально-экономическом развитии страны, а также факторы, которые будут этому способствовать.
Согласно подразделу 3 раздела I ГП "Развитие туризма" в числе основных целей и задач следует выделить:
- совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма, а также создание территориальных планов развития туризма;
- формирование условий, обеспечивающих доступность для граждан поездок по стране в условиях комфортной и безопасной транспортной и туристской инфраструктуры, в том числе за счет предоставления субсидий в целях снижения стоимости турпродукта для конечного потребителя, разработка комплекса мер, направленных на совершенствование стандартов в сфере туризма;
- создание и внедрение системы грантовой поддержки общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего туризма, предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на формирование центров городов и создание (модернизацию) обеспечивающей инфраструктуры, субсидирование части процентной ставки по кредитам на строительство (реконструкцию) объектов туристской инфраструктуры;
- разработка и запуск цифровых решений, расширяющих гражданам доступ к информации о возможностях отдыха внутри страны и обеспечивающих защиту прав потребителей, развитие цифровых сервисов в сфере туризма на основе единой платформы национального туристского портала;
- реализация мероприятий по цифровизации государственного управления в сфере туризма, повышение прозрачности отрасли, совершенствование системы сбора, обработки и анализа данных и статистического учета.
Решение указанных задач обеспечивается посредством реализации системы мероприятий, предусмотренных федеральными проектами "Совершенствование управления в сфере туризма", "Развитие туристической инфраструктуры", "Повышение доступности туристических продуктов", которые в свою очередь входят в состав национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" (далее - Национальный проект).
В качестве основных целей Национального проекта до 2030 года предлагаются: 140 млн внутренних туристических поездок (с 65 млн поездок в 2019 году или в 2,2 раза); 4,7 млн рабочих мест в отрасли (с 2,5 млн в 2019 году или в 1,9 раза); объем экспорта туристических услуг в размере 22,3 млрд долл. (с 11,0 млрд долл. в 2019 году или в 2 раза).
Достижение указанных целей возможно посредством решения задач по созданию благоприятных условий для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма и стимулирования создания качественных и разнообразных российских туристских продуктов; продвижению и повышению уровня информированности российских и иностранных туристов о туристском потенциале Российской Федерации, повышению доступности туристских продуктов; повышению качества государственного управления сферой туризма.
В рамках Национального проекта предполагается создание условий для:
- строительства новых и реконструкции действующих гостиничных и санаторно-курортных объектов, многофункциональных комплексов, в первую очередь, под международными и федеральными брендами;
- строительства новых круглогодичных туристических "магнитов" (парки развлечений, этно-парки и т.п.);
- развития туристической инфраструктуры для активного туризма и комфортного отдыха на природе;
- строительства новых и благоустройства существующих пляжей у моря и на пресных водоемах;
- строительства модульных некапитальных средств размещения (кемпингов, автокемпингов и т.п.);
- создания и развития национальных брендовых туристических маршрутов;
- развития туристически привлекательных деревень и сельских поселений;
- популяризации и повышения узнаваемости российских туристических направлений на внутреннем и внешнем рынках;
- повышения доступности поездок по стране для российских граждан, включая детские культурно-познавательные поездки;
- увеличения количества иностранных туристов, путешествующих по стране;
- проведения стимулирующих туристические потоки ежегодных событийных мероприятий федерального и регионального масштаба;
- совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере туризма и индустрии гостеприимства (в том числе разработка нового федерального закона, регулирующего отношения в сфере туризма);
- координации усилий по развитию туризма на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) путем совершенствования системы управления отраслью туризма;
- развития цифровых сервисов в сфере туризма на основе единой цифровой платформы;
- цифровизации госуправления в сфере туризма, совершенствования сбора данных и статистического учета;
- повышения качества сервиса и кадрового потенциала туристической отрасли, включая разработку и внедрение новых практико-ориентированных образовательных программ в туризме, а также повышения престижа отраслевых профессий и др.
В качестве результатов Национального проекта указаны следующие целевые значения показателей на 2024 год в таблице N 1.
Таблица 1. Целевые значения показателей Национального проекта
N |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2024 год |
1. |
Количество номеров в классифицированных средствах размещения |
783,9 тыс. единиц |
2. |
Количество предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой |
2 765 условных единиц |
3. |
Число туристских поездок |
75,49 млн человек |
4. |
Число посещений Национального туристического портала |
5,55 млн единиц |
5. |
Средняя численность работников туристической индустрии |
2,9 млн человек |
6. |
Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию |
24,52 млн человек |
7. |
Экспорт туристских услуг |
10 167,17 млн долларов |
Предполагается, что реализация мероприятий в рамках ГП "Развитие туризма" будет способствовать достижению к 2024 году значений показателей, представленных в таблице 2.
Необходимо отметить, что несмотря на тесную взаимосвязь между ГП "Развитие туризма" и Национальным проектом значение одного из целевых показателей ("Число посещений Национального туристического портала") значительно различается. Так, в ГП "Развитие туризма" его планируемое значение в 2024 году установлено на уровне 3,76 млн единиц, а в Национальном проекте -5,55 млн единиц.
Проблемы туризма изначально связаны не только с развитием самой сферы, главными проблемами являются медленное развитие инфраструктуры и некачественные услуги. Во многом инфраструктура связана с такими важными связями коммуникаций, как электричество, водопровод, отопление и т.д. Все подобные глобальные стройки осуществимы только за счет или с поддержкой государства. Поддержка является точечной и неполноценной, так как уделяется внимание только уже развитым или активно развивающимся регионам.
Также стоит проблема частного бизнеса и предпринимательства. Многие граждане боятся работать в сфере туризма на внутреннем направлении, так как этот сегмент туристского рынка еще не устойчив и, например, открытие новых гостиниц для предпринимателей требует дополнительных финансовых вложений, но не гарантирует возмещения понесенных затрат. Решение проблем с авиаперевозками также зависит от политики государства, так как в основном крупные компании занимают большую часть авиаперевозок в стране.
Таблица 2. Целевые значения показателей ГП "Развитие туризма"
N |
Наименование показателя |
Значение показателя на 2024 год |
1. |
Количество отобранных заявок субъектов Российской Федерации о поддержке региональных программ по проектированию туристского кода центра города |
52 единицы |
2. |
Количество номерного фонда, отобранного для реконструкции и создания с государственной поддержкой в форме льготного кредитования |
19,53 тыс. единиц |
3. |
Количество инвестиционных проектов, поддержанных путем софинансирования строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости |
183 единицы |
4. |
Количество общественных инициатив, направленных на развитие туризма |
745 условных единиц |
5. |
Количество предпринимательских инициатив, направленных на развитие туризма, обеспеченных грантовой поддержкой |
2 515 условных единиц |
6. |
Число туристских поездок |
75,49 млн человек |
7. |
Количество событийных массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий, получивших поддержку в рамках мероприятий |
36 штук |
8. |
Число посещений Национального туристического портала |
3,76 млн единиц |
9. |
Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию |
24,52 млн человек |
10. |
Средняя численность работников туристской индустрии |
2,9 млн человек |
11. |
Количество ключевых показателей туризма, рассчитываемых в автоматизированном виде и доступных для анализа государственными органами и предпринимателями |
70 штук |
12. |
Количество новых и обновленных государственных стандартов в сфере туризма |
65 штук |
1.3 Развитие новых приоритетных направлений туристской деятельности
Рост сегментации турис
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.