г. Краснодар |
|
06 июля 2020 г. |
Дело N А53-39345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 6 июля 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод"" (ИНН 6150040250, ОГРН 1036150013393) - Полуэктова А.Г. (доверенность от 11.01.2019), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Ростовского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 21 (ИНН 6165019614, ОГРН 1026103268311) - Бабич Ю.А. (доверенность от 10.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод"" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А53-39345/2019, установил следующее.
ООО "Производственная компания "Новочеркасский электровозостроительный завод"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к государственному учреждению - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - фонд) о признании недействительным решения от 11.09.2019 N 289 о возмещении 567 194 рублей 43 копеек, излишне понесенных фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений.
Решением суда от 09.01.2020 оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы наличием у фонда правовых оснований для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 09.01.2020 и постановление апелляционной инстанции от 12.03.2020, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы общество указало, что оспариваемое решение фонда не содержит фактов, подтверждающих представление обществом недостоверных сведений, влияющих на исчисление размера пособия работникам; в нем также отсутствуют факты, свидетельствующие о допущенных обществом ошибках или неточностях в представленных Реестрах сведениях, которые можно было бы трактовать как предоставление недостоверных сведений. Фонд предлагает заявителю из собственных средств возместить денежные средства, которые выплачены фондом физическим лицам необоснованно по вине самого фонда. По получению реестров сведений от общества, фонд имел всю необходимую информацию, чтобы сделать вывод о том, что работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и претендующие на выплату пособия, работают на условиях неполного рабочего времени, т. к. эта информация отражена в пункте 27 реестра сведений.
В отзыве на кассационную жалобу фонд считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель фонда в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, фонд провел камеральную проверку общества по вопросам полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 05.12.2017 N 364-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" и пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 28.11.2018 N 431-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов".
По результатам проверки составлен акт N 34, согласно которому обществу предложено возместить 567 194 рубля 43 копейки, излишне понесенные фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных обществом сведений, нарушением обществом статьи 13 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ), части 2 статьи 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ): право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. Фонд пришел к выводу о том, что осуществляя трудовую деятельность, застрахованные лица - работники общества фактически уход за ребенком не осуществляли.
По результатам рассмотрения материалов проверки фонд вынес решение 11.09.2019 N 289 о возмещении обществом 567 194 рублей 43 копеек, излишне понесенных фондом в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений.
Считая незаконным решение фонда, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Положением "Об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 (далее - Положение), определены особенности назначения и выплаты пособий территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения при наступлении страхового случая застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) обращается к страхователю по месту своей работы (службы, иной деятельности) с заявлением о выплате соответствующего вида пособия (далее: заявление) с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 Положения страхователь не позднее 5 календарных дней, со дня предоставления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявлений и документов, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой фондом.
Пунктом 4 Положения установлено, что страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения за предшествующий расчетный период превышает 25 человек, представляют в территориальный орган Фонда по месту регистрации сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в электронной форме по форматам, установленным фондом.
В соответствии с пунктом 9 Положения выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом фонда путем перечисления пособия на банковский счет, указанный в заявлении либо в реестре сведений в электронном виде, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Таким образом, при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия, в связи с чем страхователь в установленные сроки представляет в фонд документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, в том числе и реестр сведений в электронном виде.
Выплата пособий застрахованному лицу осуществляется фондом в установленный срок со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
Страховое обеспечение в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет согласно Федеральному закону от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) предоставляется в связи с таким социальным страховым риском, как утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода при наступлении страхового случая, а именно при осуществлении ухода за ребенком в возрасте до полутора лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона N 255-ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
Условия, размеры и порядок обеспечения этим видом пособия определяются Законом N 255-ФЗ и Законом N 81-ФЗ, закрепляющими право на получение матерью ребенка либо его отцом, другим родственником, опекуном, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации, ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.
Пособие выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (статья 11.2 Закона N 255-ФЗ, статья 15 Закона N 81-ФЗ).
В соответствии со статьями 91, 93, 100 Трудового кодекса Российской Федерации под неполным рабочим временем понимается как неполный рабочий день, так и неполная рабочая неделя. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако, понятий "неполный рабочий день" и "неполная рабочая неделя" в Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится, законодательно ни минимальный, ни максимальный пределы продолжительности неполного рабочего времени не установлены. Из смысла законодательства следует, что продолжительность неполного рабочего времени определяется между работником и работодателем и должна быть меньше, чем нормальная продолжительность рабочего времени.
Неполное рабочее время работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком, не может превышать 60% нормальной продолжительности рабочего времени работника (например: 60% составит 5 часов при 8-ми часовом рабочем дне, либо 3 дня в неделю при предоставлении неполной рабочей недели).
При этом пособие, выплачиваемое за счет средств социального страхования, не может являться дополнительным материальным стимулированием работника, поскольку цель его выплаты - лишь частично компенсировать сотруднику заработок, который застрахованное лицо теряет во время отпуска по уходу за ребенком.
Данная гарантия предусмотрена для родителей, которые реально могут работать и осуществлять уход за ребенком. При этом большая часть времени лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, должна быть посвящена уходу за этим ребенком, а не трудовой деятельности.
Поскольку право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют лица, фактически осуществляющие уход за ним, сохранение за работником права на пособие по уходу за ребенком в случае его работы на условиях неполного рабочего времени предполагает, что у него остается достаточно свободного от работы времени для осуществления такого ухода, а также то, что другой родитель или иной родственник фактически не осуществляет уход за ребенком.
В рамках действующего правового регулирования право застрахованного лица на получение данного ежемесячного пособия связано с наступлением такого страхового случая, как уход за ребенком в возрасте до полутора лет, который подтверждается предоставлением указанному лицу соответствующего отпуска, что согласуется с целями обязательного социального страхования, поскольку направлено на частичную компенсацию заработка, утраченного таким лицом в связи с освобождением от исполнения трудовых или служебных обязанностей, обусловленным необходимостью осуществления ухода за ребенком, нуждающимся в силу своего возраста в повышенной заботе (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.01.2011 N 179-О-П, от 07.06.2011 N 742-О-О и от 13.05.2014 N 983-О). Довод общества о том, что указанное пособие не носит компенсационного характера, не может быть принят, так как не основан на нормах права.
Оценив продолжительность неполного рабочего времени (0,8 - 0,9 ставки в соответствии с трудовыми договорами и дополнительными соглашениями), отведенного работникам общества Трохину И.В., Пашкову С.Г., Бодрову А.С., Реве В.В., Кириллову К.С., Зайцеву С.И. (режим неполного рабочего времени при пятидневной рабочей неделе: четыре дня в неделю - 8 часов в день, один день в неделю - дополнительный выходной), Миндюковой Е.М. (режим неполного рабочего времени: с понедельника по четверг - 8 часов в день, в пятницу- 4 часа в день), находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, судебные инстанции сделали правильный вывод о незначительном сокращении рабочего времени, ввиду чего начисление пособия не отвечает смыслу законодательства и данном случае является не компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, с целью предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда, что является неправомерным. Указанные работники не могли и фактически не осуществляли уход за своими детьми при описанном режиме работы, поскольку уменьшение продолжительности рабочего времени на 4 - 8 часов в неделю или на 48 минут - 1 час 36 минут в день не позволяет фактически осуществлять уход за ребёнком в полном объёме, поэтому ежемесячное пособие не компенсирует утраченный заработок ввиду его отсутствия, а является дополнительным материальным обеспечением работников. При этом фонд и суды учли информацию о том, что матери детей, не достигших возраста полутора лет (Миндюкова О.Э., супруги Пашкова С.Г., Ревы В.В., Кириллова К.С., Зайцева С.И.), являлись в соответствующие периоды безработными, а Трохин И.В., Бодров А.С., Рева В.В., Кириллов К.С., Зайцев С.И. выходили работать в ночную смену.
Указанные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 N 307-КГ17-1728 и от 21.08.2019 N 308-ЭС19-13056.
Отсутствие законодательно установленных минимальных пределов сокращения рабочего времени, а, следовательно, заработка, не может расцениваться в качестве правового основания для получения работниками и их работодателями неосновательного обогащения в виде соответствующих пособий. При недоказанности факта осуществления работником ухода за ребенком, формальное соблюдение предусмотренных законом условий не подтверждает право страхователя на зачет (возмещение) выплаченного такому работнику сумм страхового обеспечения.
Судебная коллегия также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 28.02.2017 N 329-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Медведева Валентина Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"", согласно которой уменьшение продолжительности рабочего дня работника на 30 минут не позволяет ему фактически осуществлять уход за ребенком в полном объеме.
В соответствии с пунктом 16 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 N 294 за непредставление (несвоевременное предоставление) документов, недостоверность сведений, либо за сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия (или влияющих на исчисление его размера), страхователь несет ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем.
Как видно из материалов дела, фонд, принимая оспариваемое решение, исходил из недобросовестности общества, поскольку сокращение рабочего времени названным застрахованным лицам от 48 минут в день до 1 часа 36 минут в день повлекло потерю заработной платы в размере менее 25%, в то время как в виде ежемесячного пособия компенсировано 40% среднего заработка.
Незначительное сокращение рабочего времени в данном случае является формальным, а компенсация (пособие по уходу за ребенком) - несоразмерной утраченному заработку.
При незначительном сокращении рабочего времени нивелируется правовая природа пособия по уходу за ребенком, являющегося в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Закона N 165-ФЗ страховым обеспечением риска, выражающегося именно в утрате застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Проверив доводы общества о том, что фонд предлагает заявителю из собственных средств возместить денежные средства, которые выплачены фондом физическим лицам необоснованно по вине самого фонда; при получении от общества реестров сведений фонд имел всю необходимую информацию, чтобы сделать вывод о том, что работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и претендующие на выплату пособия, работают на условиях неполного рабочего времени, т. к. эта информация отражена в пункте 27 реестра сведений; с учетом выплаты пособий в рамках пилотного проекта, действующего на территории Ростовской области с 1 июля 2015 года, именно фонд назначает и выплачивает пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам, а не страхователь (работодатель), судебные инстанции правомерно указали, что именно общество представило режим сокращенного рабочего времени застрахованным лицам, что повлекло необоснованную выплату денежных средств. При установленной работодателем продолжительности рабочего времени отсутствовали основания для направления по данным застрахованным лицам документов в целях получения пособия, которое в данном случае не компенсировало потери заработка, а являлось дополнительным материальным стимулированием. Кроме того, суды правомерно не приняли во внимание ссылки общества на то, что в реестре указаны сведения о размере ставки неполного рабочего дня застрахованных лиц, поскольку в соответствии с пунктом 3.22 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом Фонда социального страхования России от 24.11.2017 N 579, в графе 41 "Сведения о неполном рабочем времени (размер ставки)" указывается размер ставки получателя пособия, указанный в трудовом договоре получателя пособия. При отсутствии вышеуказанной информации в данной графе проставляется прочерк. Таким образом, у фонда при получении реестра отсутствует возможность установить, является ли данная ставка ставкой, на которую изначально был принят на работу сотрудник, либо это ставка, по которой фактически работает сотрудник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком.
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к выводу об обоснованном возложении на общество, как лицо, предоставившее сведения для выплаты пособия застрахованным лицам, работающим на 0,8 и 0,9 ставки, ответственности и обязательства возместить неправомерно полученное пособие.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2020 по делу N А53-39345/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив доводы общества о том, что фонд предлагает заявителю из собственных средств возместить денежные средства, которые выплачены фондом физическим лицам необоснованно по вине самого фонда; при получении от общества реестров сведений фонд имел всю необходимую информацию, чтобы сделать вывод о том, что работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и претендующие на выплату пособия, работают на условиях неполного рабочего времени, т. к. эта информация отражена в пункте 27 реестра сведений; с учетом выплаты пособий в рамках пилотного проекта, действующего на территории Ростовской области с 1 июля 2015 года, именно фонд назначает и выплачивает пособия по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам, а не страхователь (работодатель), судебные инстанции правомерно указали, что именно общество представило режим сокращенного рабочего времени застрахованным лицам, что повлекло необоснованную выплату денежных средств. При установленной работодателем продолжительности рабочего времени отсутствовали основания для направления по данным застрахованным лицам документов в целях получения пособия, которое в данном случае не компенсировало потери заработка, а являлось дополнительным материальным стимулированием. Кроме того, суды правомерно не приняли во внимание ссылки общества на то, что в реестре указаны сведения о размере ставки неполного рабочего дня застрахованных лиц, поскольку в соответствии с пунктом 3.22 Порядка заполнения реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, утвержденного приказом Фонда социального страхования России от 24.11.2017 N 579, в графе 41 "Сведения о неполном рабочем времени (размер ставки)" указывается размер ставки получателя пособия, указанный в трудовом договоре получателя пособия. При отсутствии вышеуказанной информации в данной графе проставляется прочерк. Таким образом, у фонда при получении реестра отсутствует возможность установить, является ли данная ставка ставкой, на которую изначально был принят на работу сотрудник, либо это ставка, по которой фактически работает сотрудник, находящийся в отпуске по уходу за ребенком."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 июля 2020 г. N Ф08-4453/20 по делу N А53-39345/2019
Хронология рассмотрения дела:
06.07.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4453/20
12.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1892/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39345/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-39345/19