Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 июля 2020 г. N Ф08-4771/20 по делу N А63-5916/2019

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"В кассационной жалобе предприниматель приводит доводы о том, что имел законные основания для получения земельного участка без торгов (независимо от формально указанных администрацией сельсовета оснований предоставления его в аренду) в соответствии с пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. Спорный земельный участок использовался им для выращивания сельскохозяйственной продукции с 2012 года на основании договоров субаренды с СПК "Восток". Право собственности муниципального образования на спорный земельный участок зарегистрировано 07.04.2016. При этом ходатайство о приобщении копий договоров субаренды и других документов, заявленное ответчиком в суде апелляционной инстанции, необоснованно им отклонено. Кроме того, из договора аренды следует, что земельный участок предоставлен для целей сельскохозяйственного использования, то есть по основаниям, предусмотренным подпунктом 12 пункта 2, а не подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.

Данные доводы подлежат отклонению судом округа, как не основанные на законе и не соответствующие материалам дела, подтверждающим, что предприниматель, подавая заявку на предоставление 4 исходных земельных участков, подписывая договор аренды и акт приема передачи объединенного (спорного) земельного участка, участвовал в данных процедурах, именно как глава хозяйства. В пункте 1 постановления главы администрации сельсовета от 24.02.2016 N 31 указано, что спорный земельный участок (объединенный из 4 исходных участков площадью 254 тыс. кв. м каждый) предоставляется предпринимателю для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и расширения его деятельности. Ни в одном из представленных администрацией сельсовета документов не следует, что земельный участок предоставлялся предпринимателю на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. В деле имеется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.05.2019 в отношении главы администрации сельсовета Аджениязова Б.А. (издавшего постановление от 24.02.2019 N 31 и подписавшего от имени арендодателя оспариваемый прокуратурой договор аренды), в котором указано следующее (т. 2, л. д. 48 - 66). Аджениязов Б.А., используя свое служебное положение, предоставил с нарушением публичных процедур в 2016 году в аренду сроком на 49 лет земли сельскохозяйственного назначения общей площадью 2 068 тыс. кв. м своей супруге (как главе КФХ), мужу сестры жены (для осуществления деятельности КФХ), а также предпринимателю (родном брату супруги). Из содержания данного постановления следует, что в муниципальном образовании группой аффилированных лиц была создана (действовала) схема по оформлению арендных прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, направленная на обход закона (публичных процедур предоставления земель). Суд апелляционной инстанции, отклоняя ходатайство главы хозяйства о приобщении дополнительных (новых) доказательств к материалам дела, действовал в полном соответствии с положениями статьи 268 Кодекса. Предприниматель полагает, что фактически получил в аренду спорный земельный участок на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ. При этом сам глава хозяйства отмечает, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано только 07.04.2016 (свидетельство о государственной регистрации права серия 26 АК N 589349), тогда как его заявления в администрацию сельсовета датированы 28.12.2015 (то есть, поданы почти за полгода до регистрации права). В пункте 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ также указано, что арендная плата за земельный участок устанавливается в размере 0,3% его кадастровой стоимости. Однако ставка арендной платы в оспариваемом прокуратурой договоре аренды установлена сторонами в размере 0,92% от кадастровой стоимости земельного участка. Таким образом, доводы кассационной жалобы по существу направлены на подмену реальных обстоятельств заключения и исполнения гражданско-правовой сделки, которую ответчики действительно имели ввиду, обстоятельствами несуществующего предоставления земли в аренду. Ничто в действиях (поведении) ответчиков при предоставлении земельного участка и заключении договора аренды от 25.01.2016 N 02 не свидетельствовало о приобретении предпринимателем прав на спорный земельный участок по основаниям, предусмотренным пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ."