г. Краснодар |
|
07 сентября 2020 г. |
Дело N А22-3598/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142) - Безруковой Е.Т. (доверенность от 11.10.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Болдырева Санала Дорджиевича (ИНН 081407314074, ОГРН 316081600054687), заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А22-3598/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Болдырев Санал Дорджиевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Республики Калмыкия (далее - министерство), к публичному акционерному обществу "Промсвязьбанк" о взыскании в солидарном порядке 560 000 рублей компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, 53 000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя и 14 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 20.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 10.06.2020, суд взыскал с министерства за средств казны субъекта Российской Федерации (Республики Калмыкия) в пользу предпринимателя 560 000 рублей компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, 14 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины, 25 000 рублей судебных издержек по оплате юридических услуг. В удовлетворении остальной части заявленных предпринимателем требований отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предпринимателем 20.12.2018 в министерство подано заявление о перечислении компенсации за причиненный ущерб в результате чрезвычайной ситуации природного характера. К указанному заявлению предпринимателем приложен соответствующий пакет документов.
Между заявителем и министерством заключено соглашение от 26.12.2018 N 7 о предоставлении из федерального бюджета компенсации ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера (далее - Соглашение).
Согласно указанному Соглашению уполномоченным органом (министерством) получателю (предпринимателю) предоставлена компенсация ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, за счет средств федерального бюджета в размере 560 000 рублей в 2018 году.
В целях получения компенсации предпринимателем в установленный срок в уполномоченный орган представлен соответствующий пакет документов.
Министерство платежным поручением от 28.12.2018 N 859590 направило на расчетный счет предпринимателя в Южном филиале ПАО "Промсвязьбанк" (далее - банк) субсидию на возмещение ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, в размере 560 000 рублей по указанным заявителем реквизитам, указав в платежном поручении наименование получателя денежных средств "ИП Болдырев Санал Дорджиевич, глава КФХ".
Вместе с тем, поскольку в заключенном предпринимателем с банком договоре комплексного банковского обслуживания заявитель поименован как "Болдырев Санал Дорджиевич, индивидуальный предприниматель", то 28.12.2018 по ЭПС банком в орган федерального казначейства направлен уточняющий запрос в части подтверждения наименования получателя. Данный запрос 29.12.2018 по ЭПС передан в министерство.
В связи с неполучением ответа на запрос в установленный законом пятидневный срок, 14.01.2019 по платежному поручению N 859590 денежные средства возвращены банком на лицевой счет министерства, открытый в органах федерального казначейства.
В дальнейшем спорные денежные средства возвращены министерством в доход федерального бюджета по платежному поручению от 18.02.2019 N 45827 как остаток межбюджетного трансферта.
Неполучение суммы компенсации послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка предоставления компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 11.11.2015 N 421, установлено, что главным распорядителем бюджетных средств на предоставление компенсации и органом, уполномоченным на взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, является уполномоченный орган исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса.
Суды установили, что в данном случае уполномоченным органом исполнительной власти Республики Калмыкия в сфере агропромышленного комплекса является министерство.
Представленными в материалы дела документами, в том числе Соглашением, подтверждается право предпринимателя на получение спорных денежных средств.
При этом сумма компенсации не получена предпринимателем в связи с некорректным указанием министерством в платежном поручении от 28.12.2018 N 859590 наименования получателя денежных средств, а также отсутствием своевременного ответа министерства на уточняющий запрос кредитной организации и органа федерального казначейства в части подтверждения наименования получателя.
Таким образом, в данном случае заявленные предпринимателем требования правомерно удовлетворены судебными инстанциями.
При этом суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку банк не является субъектом гарантийных обязательств в рамках спорного Соглашения, то правовые основания для удовлетворения заявленных в отношении него требований отсутствуют.
Доводы относительно взыскания с министерства понесенных предпринимателем судебных расходов в кассационной жалобе не заявлены.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А22-3598/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - публичного акционерного общества "Промсвязьбанк" (ИНН 7744000912, ОГРН 1027739019142) - Безруковой Е.Т. (доверенность от 11.10.2019), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Болдырева Санала Дорджиевича (ИНН 081407314074, ОГРН 316081600054687), заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия (ИНН 0816010028, ОГРН 1090816006225), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федерального казначейства по Республике Калмыкия (ИНН 0814055778, ОГРН 1020800765094), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (ИНН 7708075454, ОГРН 1067760630684), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Калмыкия на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 20.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2020 по делу N А22-3598/2019, установил следующее.
...
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 сентября 2020 г. N Ф08-6602/20 по делу N А22-3598/2019