г. Краснодар |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А15-5788/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Алиханова Гаджимурада Курбаналиевича (ИНН 056209158000, ОГРНИП 312052217900020), заинтересованного лица - территориального отдела (инспекции) государственного надзора Республик Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ИНН 6163071295, ОГРН 1046163010244), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 27685 6, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алиханова Гаджимурада Курбаналиевича на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А15-5788/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Алиханов Г.К. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к территориальному отделу (инспекции) государственного надзора Республик Южного федерального округа и Северо-Кавказского федерального округа Южного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - отдел) о признании незаконным и отмене постановления от 14.10.2019 N 71 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа за нарушение продавцом требований технического регламента о требованиях к дизельному топливу.
Решением суда от 28.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2020, в удовлетворении заявления отказано.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях предпринимателя вмененного состава правонарушения, соблюдением порядка привлечения к ответственности и отсутствием оснований для применения статей 2.9, 3.4, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса.
В кассационной жалобе предприниматель просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на неуведомление о предстоящей проверке; возможность замены назначенного штрафа на предупреждение.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что отдел на основании приказа от 05.09.2019 N 01-30/1050, требования Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 03.09.2019 N 65/3-5-2019 провел с 17.09.2019 по 03.10.2019 внеплановую выездную проверку соблюдения предпринимателем обязательных требований национальных стандартов и технических регламентов, по результатам которой составил акт проверки от 03.10.2019 N 69, зафиксировавший несоответствие реализуемого предпринимателем на автозаправочной станции по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ФАД "Кавказ", 900 м до Южного поста ГАИ дизельного топлива ДТ-Е-К5 требованиям приложения N 3 Технического регламента Таможенного союза "ТР ТС 013/2011. О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826 (далее - ТР ТС 013/2011) в части обязательного требования по массовой доле серы (396 мг/кг при норме не более 10 мг/кг) и температуре вспышки в закрытом тигле (52 °С при норме не ниже 55 °С).
По данному факту отдел составил в отношении предпринимателя протокол об административном правонарушении от 03.10.2019 N 89 и вынес постановление от 14.10.2019 N 71 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.43.1 Кодекса в виде взыскания 500 тыс. рублей штрафа за нарушение продавцом требований технического регламента о требованиях к дизельному топливу в части несоответствия этим требованиям характеристик автомобильного дизеля.
Предприниматель обжаловал постановление в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом суд обоснованно руководствовался следующим.
Нарушение, в том числе продавцом, требований технического регламента о требованиях к дизельному топливу в части несоответствия этим требованиям характеристик дизельного топлива влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 1 процента суммы выручки от реализации топлива за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации топлива в предшествующем календарном году, но не менее пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой (часть 2 статьи 14.43.1 Кодекса н).
За административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.43.1 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица (примечание N 1 к статье 14.43.1 Кодекса).
Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении N 3 к ТР ТС 013/2011 (пункт 4.4 статьи 4 ТР ТС 013/2011).
При экологическом классе К5 массовая доля серы в дизельном топливе должна составлять не более 10 мг/кг, температура вспышки в закрытом тигле для летнего и межсезонного дизельного топлива должна составлять не ниже 55 °C (приложение N 3 к ТР ТС 013/2011).
Суд установил и материалами дела подтверждается, что предприниматель на автозаправочной станции "ДТК" по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ФАД "Кавказ", 900 м до Южного поста ГАИ, допустил к реализации дизельное топливо Евро (межсезонное, сорта F, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5)), не соответствующее установленным требованиям по показателям "температура вспышки в закрытом тигле" и "массовая доля серы". Фактическое значение этих показателей по результатам испытаний составило 52 °С и 396 мг/кг (протокол испытаний от 30.09.2019 N 1046-Н).
Предприниматель представил копию паспорта продукции от 22.11.2018 на топливо дизельное Евро, межсезонное, сора F, экологического класса К5 (ДТ-Е-К5), ГОСТ 32511-2013, изготовитель ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка", его характеристики находятся в пределах нормы, установленной ТР ТС 013/2011.
Однако доказательства того, что именно это топливо поступило на проверенную автозаправочную станцию, не представлены (отсутствуют товарно-транспортные накладные со ссылками на реквизиты паспорта изготовителя).
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, в том числе акт отбора образцов от 17.09.2019, протокол испытаний образцов нефтепродуктов от 30.09.2019 N 1046-Н, акт проверки от 03.10.2019 N 69, протокол об административном правонарушении от 03.10.2019 N 89, суд сделал обоснованный вывод о доказанности факта несоответствия спорной продукции установленным требованиям, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя (продавца спорной продукции) состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43.1 Кодекса.
Объективная сторона вмененного предпринимателю нарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в том числе продавец соответствующей продукции.
Поскольку предприниматель реализовал продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов Таможенного союза по химическому составу (превышение содержания серы) и температуре вспышки в закрытом тигле, он является субъектом ответственности как лицо, обязанное соблюдать требования технических регламентов применительно к осуществляемой им деятельности.
ТР ТС 013/2011, устанавливающим требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности (пункт 1.2 статьи 1), под выпуском в обращение понимается первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю (пункт 2.1 статьи 2); под обращением топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного союза, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена Таможенного союза и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента Таможенного союза.
При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю в том числе информацию о соответствии топлива требованиям ТР ТС 013/2011. При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей.
На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива (пункт 3.2 статьи 3 ТР ТС 013/2011).
Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 в форме декларирования соответствия (пункт 6.1 статьи 6 ТР ТС 013/2011). Подтверждение соответствия топлива требованиям ТР ТС 013/2011 осуществляется для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д (пункт 6.2 статьи 6 ТР ТС 013/2011).
Инструкцией по контролю и обеспечению сохранения качества нефтепродуктов в организациях нефтепродуктообеспечения, утвержденной приказом Минэнерго России от 19.06.2003 N 231 (далее - Инструкция) под паспортом качества нефтепродукта понимается документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества нефтепродукта, полученных в результате лабораторных испытаний (пункт 2); показателем качества нефтепродукта - количественная характеристика одного или нескольких свойств нефтепродукта, определяющих его качество; экспресс-анализом - оценка качества нефтепродукта, проводимая с использованием экспресс-метода.
Если экспресс-анализ показал, что нефтепродукт некондиционный, то эти данные необходимо проверить лабораторными испытаниями; экспресс-методом - метод испытания, позволяющий с установленной вероятностью за более короткое время, чем стандартный метод, определить показатель качества нефтепродукта и принять решение о необходимости проверки его в лабораторных условиях.
Контроль и обеспечение сохранения качества нефтепродуктов - комплекс мероприятий, осуществляемых при подготовке и проведении операций по приему, хранению, транспортированию и отпуску нефтепродуктов с целью предотвращения реализации некондиционных нефтепродуктов (пункт 3.1 Инструкции).
Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят: если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа (пункт 3.8 Инструкции).
Выбор средств и условий хранения и транспортирования, обеспечивающих сохранение качества нефтепродуктов, должен отвечать установленным требованиям (пункт 5.1 Инструкции).
Сохранение качества нефтепродуктов в организациях при осуществлении технологических операций обеспечивают в том числе за счет проверки полноты и правильности оформления сопроводительной документации принимаемого нефтепродукта, исправности транспортных средств (железнодорожных и автомобильных цистерн, судов) и пломб, соответствия маркировки сопроводительным документам, фактического качества принимаемого нефтепродукта; соблюдения условий хранения, контроля качества и учета изменения численных значений показателей качества, сроков зачистки резервуаров и трубопроводов в процессе хранения нефтепродуктов; своевременного обнаружения и устранения причин, способных влиять на ухудшение качества нефтепродуктов (пункт 5.2 Инструкции).
По прибытии транспортных средств с нефтепродуктами в соответствии с пунктом 6.2 Инструкции проверяются наличие, полнота и правильность заполнения паспорта качества и копии сертификатов (деклараций) соответствия или информации о сертификации (декларировании), приложенных к документам отправителя, и сверяются данные паспортов с требованиями нормативного документа; отбираются точечные пробы и составляются объединенная проба (в соответствии с установленными требованиями) для проведения приемо-сдаточного анализа; сравниваются данные приемо-сдаточного анализа с данными паспорта качества поставщика и дается разрешение на слив нефтепродукта; заносятся данные паспорта качества поставщика и результаты приемо-сдаточного анализа в журнал анализов. Учет качественного состояния хранимых нефтепродуктов ведут в журналах анализов (приложения N 6 - 9) (пункт 6.8 Инструкции).
Для предупреждения порчи нефтепродуктов при хранении периодически проводится проверка их качества в объемах и сроки, определенные графиком проведения анализов согласно приложению N 10 (пункт 6.9 Инструкции).
Приложением N 10 к Инструкции установлено, что в графике проведения анализов хранимых нефтепродуктов, составляемом до 20 декабря года, предшествующего планируемому, включаются нефтепродукты, хранящиеся в организации более полугода и заложенные на длительное (более года) хранение. Организации, не имеющие лабораторий, должны согласовывать график с лабораторией, с которой заключен договор на проведение анализов. В графах 3 и 4 проставляются даты последнего контрольного и в объеме требований нормативного документа анализов (пункт 2 приложения N 10 к Инструкции). В графах 5 - 16 в числителе проставляется вид планируемого анализа (К - контрольный, НД - в объеме нормативного документа), в знаменателе - дата проведения анализа и номер паспорта (пункт 3 приложения N 10 к Инструкции).
В процессе хранения нефтепродуктов необходимо: осуществлять периодическую проверку соблюдения условий хранения нефтепродуктов в резервуарах и таре; отбирать пробы и проводить анализы нефтепродуктов: после каждого налива нефтепродукта в резервуар (контрольный анализ); после слива прибывшего нефтепродукта (контрольный анализ, а при необходимости - в объеме нормативного документа); в соответствии с графиком проведения анализов (контрольный или в объеме нормативного документа) (пункт 6.12 Инструкции).
При возникновении подозрения на ухудшение качества нефтепродукта независимо от графика или гарантийного срока хранения проводят анализ в объеме требований нормативного документа и оценивают численное значение каждого показателя качества нефтепродукта (пункт 6.13 Инструкции).
Нефтепродукт отпускают при наличии данных контрольного анализа или анализа в объеме требований нормативного документа. При этом срок действия анализа должен составлять половину срока, указанного в п. п. 3.7 и 3.8 (пункт 6.14 Инструкции).
Контрольный анализ нефтепродуктов проводят (пункт 3.7 Инструкции), в том числе после слива из транспортных средств; после внутрискладских перекачек;
при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в 6 месяцев, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в год; не позже 24 часов после налива нефтепродукта по пробам, отобранным из транспортных средств.
Анализ нефтепродукта в объеме требований нормативного документа проводят (пункт 3.8 Инструкции), в том числе: при длительном хранении: бензина - не реже одного раза в год, остальных нефтепродуктов (кроме нефтепродуктов, поступивших в запаянной таре и другой герметичной упаковке) - не реже одного раза в 2 года; если нефтепродукт прибыл без паспорта качества поставщика или паспорт качества поставщика заполнен не по всем показателям нормативного документа; если по данным паспорта качества поставщика или по результатам приемо-сдаточного анализа установлено несоответствие качества нефтепродукта требованиям нормативного документа.
Прием нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации и поступающих на автозаправочную станцию в автоцистернах и расфасованных в мелкую тару, производят по паспорту качества и товарно-сопроводительным документам с указанной в них информацией о сертификации нефтепродукта или с приложением копии сертификата соответствия (пункт 6.20 Инструкции).
Перед сливом нефтепродукта из автоцистерны в резервуар автозаправочной станции в ней проверяют наличие подтоварной воды и механических примесей, отбирают контрольную пробу в соответствии с установленными требованиями, которая используется в качестве арбитражной, и определяют: для автобензинов - плотность, температуру и визуально - цвет, прозрачность, содержание воды и механических примесей; для дизельного топлива - плотность, температуру, содержание воды и механических примесей (визуально).
Контрольную пробу на случай необходимости проведения арбитражного анализа, сохраняют в течение суток после полной реализации принятого нефтепродукта в резервуаре автозаправочной станции (пункт 6.22 Инструкции).
Для выполнения перечисленных работ автозаправочные станции обеспечивают лабораторными комплектами (специально разработанным набором приборов, лабораторной посуды и приспособлений), содержащими необходимое оборудование, приборы и принадлежности, позволяющие контролировать качество поступающих на станции нефтепродуктов. В состав комплекта могут входить экспресс-методы, позволяющие оператору определять некоторые показатели качества поступающих нефтепродуктов (октановое число, содержание свинца, серы и др.).
Если с помощью экспресс-методов определена некондиционность нефтепродукта, то выдачу нефтепродукта необходимо приостановить и полученный результат проверить в лаборатории стандартными методами (пункт 6.23 Инструкции).
Запрещается принимать нефтепродукты в резервуары автозаправочных станций при несоответствии нефтепродукта по результатам испытаний по пункту 6.22 Инструкции требованиям нормативного документа (пункт 6.24 Инструкции).
Сохранение качества нефтепродуктов на автозаправочных станциях обеспечивают, в том числе за счет проведения не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа (пункт 6.25 Инструкции).
В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства проведения предпринимателем предусмотренных пунктом 6.25 Инструкции срочных мероприятий по проверке качества нефтепродуктов на автозаправочной станции (не реже 1 раза в месяц, а также немедленно в случае поступившей жалобы на качество отпускаемых нефтепродуктов, проведения лабораторных испытаний реализуемого нефтепродукта в объеме контрольного анализа).
Не имеется в материалах дела и доказательств выполнения предпринимателем перечисленных в пунктах 5.2, 6.2, 6.8, 6.9, 6.12, 6.13, 6.14, 6.22, 6.23 Инструкции требований в части текущей проверки качественных характеристик хранящегося и реализуемого топлива, проведении соответствующих контрольных мероприятий за качеством реализуемой продукции. При этом в силу пунктов 6.13, 6.22 Инструкции факт принятия на реализацию топлива от поставщика без замечаний свидетельствует как о проверке его качества в момент приемки продукта нефтепереработки, так и проведении контрольной пробы при сливе нефтепродукта в резервуар автозаправочной станции.
Следовательно, в отношении спорного дизельного топлива предприниматель должен было произвести как минимум контрольный анализ нефтепродукта (пункт 3.7 Инструкции) в связи со сливом из транспортных средств, взять контрольную пробу (пункт 6.22 Инструкции), а также осуществить контроль качества экспресс-методами (пункт 6.23 Инструкции) (помимо необходимости проведения срочных контрольных мероприятий в связи с поступлением сведений о реализации некачественной продукции). Таких доказательств в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного и отсутствия в материалах дела доказательств принятия предпринимателем всех установленных законом мер по проверке качества принимаемого к реализации дизельного топлива при его сливе на автозаправочную станцию, вывод суда о наличии в его действиях вмененного ему правонарушения в рассматриваемом случае основан на правильном применении норм права к установленным фактическим обстоятельствам дела.
Доводы предпринимателя со ссылкой на нарушения порядка отбора проб топлива получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций, в кассационной жалобе не приведены.
Срок привлечения к ответственности соблюден. Процессуальные требования в ходе дела рассмотрения материалов дела об административном правонарушении соблюдены. Предпринимателю назначен штраф в минимальном пределе санкции вмененной статьи Кодекса.
Довод о нарушении отделом Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) в части неуведомления предпринимателя о предстоящей проверке (часть 16 статьи 10) также получил надлежащую оценку суда.
Так, о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля (часть 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ).
В данном случае применение данной нормы не требовалось, поскольку внеплановая проверка проведена на основании пункта 3 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ по требованию Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе от 03.09.2019 N 65/3-5-2019, что подпадает под исключение части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Кроме того, суд установил, что с приказом от 05.09.2019 о проведении проверки представитель предпринимателя Исаев А.С. ознакомлен под расписку 06.09.2019.
Суд не установил основания для применения статей 2.9, 3.4, части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 Кодекса. В каждом конкретном случае применение названных положений является оценочной категорией. В силу пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано. Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28.01.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А15-5788/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.