г. Краснодар |
|
12 октября 2020 г. |
Дело N А53-35732/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Соловьева Е.Г., в отсутствие в судебном заседании истца - Федерального агентства лесного хозяйства (ИНН 7705598840, ОГРН 1047796366298), ответчиков: администрации Усть-Донецкого района (ИНН 6135001031, ОГРН 1026101669197), общества с ограниченной ответственностью "Шахта Садкинская-Восточная" (ИНН 6155047757, ОГРН 1076155005300) и третьих лиц: министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2020 по делу N А53-35732/2019, установил следующее.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - агентство) обратилось в арбитражный суд к администрации Усть-Донецкого района (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Шахта Садкинская-Восточная" (далее - общество, шахта) с иском, в котором просило:
- признать отсутствующим право собственности муниципального образования "Усть-Донецкий район" и обременение (аренду) общества на части земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, расположенного по адресу: примерно 200 м на север от х. Топилин, Усть-Донецкого района Ростовской области, в части наложения его на лесной участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32 на площади наложения 15 946 кв. в квартале 91 (части 8, 9, 10, 11, 16, 17, 32) Усть-Донецкого лесничества Нижнекудрюченского участкового лесничества в координатах поворотных точек границ наложения (пересекаемой части земельного участка иной категории) согласно указанным координатам поворотных точек границ наложения;
- указать в решении суда, что решение является основанием для внесения изменений о границах и площади земельного участка в ЕГРН.
Иск основан на положениях статей 214, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - гражданский кодекс), статей 6 - 8, 67 - 69.1, 111 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статей 7, 8, 17, 60 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Требования мотивированы наложением границы земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Усть-Донецкий район", и обремененного арендой в пользу общества, на границы участка лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены министерство природных ресурсов и экологии по Ростовской области (далее - министерство), территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ростовской области (далее - территориальное управление), управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - управление Росреестра).
До принятия судом первой инстанции решения агентство ходатайствовало об уточнении исковых требований, просило:
- признать недействительным договор аренды от 27.04.2012 N 19/12 (государственная регистрация права N 61-61-45/020/2012-4 от 02.08.2012) земельного участка площадью 174034 кв. м с кадастровым номером 61:39:0000000:6275;
- применить последствия недействительности сделки в виде признания отсутствующим права обременения (аренды), исключения из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) записи о регистрации договора от 27.04.2012 N 19/12, прекращении зарегистрированного права, исключении из ЕГРН сведений о земельном участке с кадастровым номером 61:39:0000000:6275.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2020, в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции отказал в принятии и рассмотрении уточненных требований, указав, что они являются новыми, ранее истцом не заявлявшимися. Агентство одновременно изменило основания и предмет иска, что недопустимо. Заявленные истцом (новые) требования могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства и не подлежат принятию в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Суд первой инстанции также отказал истцу в удовлетворении ходатайства из управления Росреестра регистрационного дела в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, а из филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Ростовской области - кадастрового и межевого дела в отношении данного участка. Суд не нашел оснований для удовлетворения данного ходатайства ввиду отсутствия обоснования необходимости истребования указанных доказательств. Суд признал возможным рассмотреть дело на основе имеющихся в деле доказательств. При разрешении спора по существу суды установили, что на основании постановления администрации от 27.04.2012 N 411 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Шахта Садкинская-Восточная"" между администрацией и шахтой заключен договор аренды от 27.04.2012 N 19/12 земельного участка общей площадью 174 034 кв. м с кадастровым номером 61:39:0000000:6275. Участок с местоположением: примерно 200 м на север от х. Топилин Ростовской области, Усть-Донецкого района, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пастбища) и имеет вид разрешенного использования - под технологическую дорогу. Земельный участок предоставлен в аренду на основании протокола о результатах аукциона от 27.04.2012 N 10. Впоследствии дополнительным соглашением от 04.06.2012 вид разрешенного использования изменен на "для сельскохозяйственного использования". Срок аренды составляет пять лет и устанавливается с 27.04.2012 по 26.04.2017. Договор аренды зарегистрирован 02.08.2012 в ЕГРН. По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. На массив земельного участка лесного фонда (леса) площадью 850 га, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - х. Топилин, находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Усть-Донецкий район, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2003 серия 61 АА N 404949 (запись регистрации N 61-01/39-16/2003-199). Границы Усть-Донецкого лесничества установлены приказом Рослесхоза от 22.12.2008 N 399. Правообладателем участка лесного фонда площадью 850 га с кадастровым номером 61:39:0600004:32 из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - под лес, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - х. Топилин, находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Усть-Донецкий район, является Российская Федерация. Земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32 имеет декларированную площадь, то есть границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют. Агентство представило заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 02.10.2018 N 12, составленное ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал "Воронежлеспроект"), в котором указано следующее. В результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, по координатам из ЕГРН, установлено, что данный участок частично расположен на землях лесного фонда: части выделов 8, 9, 10, 11, 16, 17, 32 квартала 91 Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества Ростовской области. Площадь пересечения (наложения) составила 15946 кв. м. Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 сформирован (поставлен на кадастровый учет) за счет земель лесного фонда и частично находится в границах земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600004:32, агентство обратилось в арбитражный суд с иском. При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 301 - 305 Гражданского кодекса, статей 67, 69 и 92 Лесного кодекса, статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), статьи 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", нормы Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (далее - Закон N 280-ФЗ). Если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, участок относится к землям лесного фонда, а по сведениям ЕГРН он отнесен к иной категории земель, принадлежность участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, при условии, что права на такой участок возникли до 01.01.2016. Таким образом, в рассматриваемом случае категория земель должна определяться исходя из сведений, содержащихся в ЕГРН. В материалы дела не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих наложение земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 на земли лесного фонда (участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32). Согласно выписке из ЕГРН от 29.08.2019, земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, площадью 174 034 кв. м поставлен на государственный кадастровый учет 21.02.2012. В кадастровой выписке о земельном участке от 29.08.2019 отсутствуют сведения о наличии его пересечений с другими участками, в том числе лесными. Сведений о наличии каких-либо ограничений в обороте земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 в ЕГРН на момент обращения агентства с рассматриваемым иском не содержалось. При этом лесной участок, расположенный в квартале 91 (части выделов 8,9,10,11,16,17,32) Усть-Донецкого лесничества Нижнекундрюченского участкового лесничества в координатах поворотных точек границ наложения, указанных в исковом заявлении, на государственный кадастровый учет не поставлен. Из выписок ЕГРН также следует, что спорный участок отнесен к землям сельскохозяйственного назначения, а не землям лесного фонда. Учитывая, что право собственности муниципального образования "Усть-Донецкий район" на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 в ЕГРН не зарегистрировано, оснований для удовлетворения требования агентства о признании отсутствующим данного права не имеется. Исходя из норм Закона N 280-ФЗ и сведений, содержащихся в ЕГРН, отсутствуют основания и для удовлетворения требования истца о признании отсутствующим права аренды общества на земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275.
Агентство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба обоснована ссылками на положения Лесного кодекса и нормы Закона N 201-ФЗ. По мнению истца, органы местного самоуправления муниципального района не вправе распоряжаться, в том числе передавать в аренду, земельные участки, находящиеся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного участка к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра. Согласно выписке от 13.11.2018 N 422 Нижне-Кундрюченское участковое лесничество квартал 91, части выделов 8, 9, 10, 11, 16, 17, 32 в границах которого частично расположен спорный участок, включено в Усть-Донецкое лесничество Ростовской области. Согласно таксационному описанию части выделов 8, 9, 10, 11, 16, 17, 32 квартала 91 Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества, включенные в границы участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, относятся к ценным лесам с категорией защитности - противоэрозионные леса. В качестве правоподтверждающего документа на лесной участок агентство представило свидетельство от 17.10.2003 серия 61 АА N 404949. Актом натурного обследования фактического использования земельного участка от 12.11.2018 N 3 удостоверен факт неиспользования обществом земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 (в части наложения (пересечения) на земли лесного фонда), для целей сельскохозяйственного назначения.
От общества 08.10.2020 в 12 часов 48 минут поступил в суд округа (направлен в электронном виде) отзыв на кассационную жалобу. Судебное заседание по данному делу назначено на 08.10.2020 в 12 часов 20 минут. Отзыв на жалобу вручен судебной коллегии в 14 часов 08.10.2020. Поэтому данный отзыв во внимание не принимается и при рассмотрении кассационной жалобы не учитывается.
Участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили. От агентства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает обжалуемые агентством судебные акты подлежащими отмене в части, а дело в отмененной части - направлению в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании постановления администрации от 27.04.2012 N 411 "О предоставлении земельного участка в аренду ООО "Шахта Садкинская-Восточная"" между администрацией и шахтой заключен договор аренды от 27.04.2012 N 19/12 земельного участка общей площадью 174 034 кв. м с кадастровым номером 61:39:0000000:6275. По условиям договора участок с местоположением: примерно 200 м на север от х. Топилин Ростовской области, Усть-Донецкого района, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (вид угодий - пастбища) и имеет вид разрешенного использования - под технологическую дорогу. Земельный участок предоставлен в аренду на основании протокола о результатах аукциона от 27.04.2012 N 10. Впоследствии дополнительным соглашением от 04.06.2012 вид разрешенного использования изменен сторонами на "для сельскохозяйственного использования". Срок аренды составляет пять лет и устанавливается с 27.04.2012 по 26.04.2017. Договор аренды зарегистрирован 02.08.2012 в ЕГРН.
По сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
На массив земельного участка лесного фонда (леса) площадью 850 га, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - х. Топилин, находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Усть-Донецкий район, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.10.2003 серия 61 АА N 404949 (запись регистрации N 61-01/39-16/2003-199).
Границы Усть-Донецкого лесничества установлены приказом Рослесхоза от 22.12.2008 N 399. Правообладателем участка лесного фонда площадью 850 га с кадастровым номером 61:39:0600004:32 из категории земель лесного фонда с разрешенным использованием - под лес, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - х. Топилин, находится примерно в 2 км от ориентира по направлению на запад, почтовый адрес ориентира: Ростовская область, Усть-Донецкий район, является Российская Федерация.
Земельный участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32 имеет декларированную площадь, то есть границы данного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка в ЕГРН отсутствуют.
Агентство представило заключение о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 02.10.2018 N 12, составленное ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал "Воронежлеспроект"), в котором указано следующее. В результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, по координатам из ЕГРН, установлено, что данный участок частично расположен на землях лесного фонда: части выделов 8, 9, 10, 11, 16, 17, 32 квартала 91 Нижнекундрюченского участкового лесничества Усть-Донецкого лесничества Ростовской области. Площадь пересечения (наложения) составила 15946 кв. м.
Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 сформирован (поставлен на кадастровый учет) за счет земель лесного фонда и частично находится в границах земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600004:32, агентство обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, закрепленными в статье 12 Гражданского кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно положениям статьи 8.1 Гражданского кодекса в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (часть 5 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими. Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение (пункты 52, 53 совместного постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
Разграничение государственной собственности на землю на федеральную, региональную и муниципальную осуществляется в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 16 Земельного кодекса).
В федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами или соответствующее право возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса).
В силу статьи 101 Земельного кодекса к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно статье 7 Лесного кодекса лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса).
В соответствии с частями 1, 3 статьи 6, статьями 7, 67 - 69 Лесного кодекса местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса).
Лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015, признается юридически действительным (статья 4.2 Закона N 201-ФЗ).
При этом в соответствии с приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отнесение земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права федеральной собственности, является информация из государственного лесного реестра в виде выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Агентство в обоснование исковых требований ссылалось на наличие наложения границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию "Усть-Донецкий район", и обремененного арендой в пользу общества, на границы участка лесного фонда, являющегося собственностью Российской Федерации.
Судами при разрешении спора установлено и материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Право собственности муниципального образования "Усть-Донецкий район" на указанный земельный участок в ЕГРН не зарегистрировано. Администрация распоряжалась данным участком в соответствии с абзацем вторым пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". С учетом изложенного, судебные инстанции правомерно отказали агентству в удовлетворении требования о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Усть-Донецкий район" в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275.
Отказывая в удовлетворении требования истца о признании отсутствующим обременения (аренды) общества в отношении спорного земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций сослались на изменения в законодательные акты, внесенные Законом N 280-ФЗ.
Согласно статье 7 Закона N 280-ФЗ, части 5 статьи 4.6 Закона N 201-ФЗ, информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРН.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН. Названные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 (часть 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора исходили из того, что категория земель в рассматриваемом случае должна определяться исходя из данных, содержащихся в ЕГРН. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 61:39:0600004:32 в ЕГРН не вносились, а земельный участок с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 поставлен на кадастровый учет 21.02.2012. Право аренды общества на спорный земельный участок возникло (зарегистрировано в ЕГРН) до 01.01.2016. Не установив обстоятельств фактического владения истцом участком с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 и оснований для применения заявленного агентством способа защиты в виде признания отсутствующим обременения (аренды) общества в отношении данного участка (аннулировании в ЕГРН соответствующей записи), судебные инстанции отказали в их удовлетворении.
Применяя к спорным правоотношениям нормы части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, суды не учли, что в нем содержатся исключения из общего правила о приоритете сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, по отношению к сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации.
Так, согласно части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, относящиеся к категории земель промышленности, а также к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Положения части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ не распространяются, в том числе, на земельные участки сельскохозяйственного назначения при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации (пункт 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).
Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 статьи 14 Закона N 172-ФЗ).
В подтверждение обоснованности заявленных к обществу требований агентство предоставило суду первой инстанции доказательства соблюдения им положений части 8 статьи 14 Закона N 172-ФЗ. Истцом также представлены в материалы дела документы, подтверждающие его правовую позицию о том, что спорным правоотношениям подлежит применению не общее правило, содержащееся в части 3 статьи 14, а пункт 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ (исключающий применение общего правила). Министерство в отзыве указало на то, что границы лесничества на момент заключения договора аренды уже были установлены приказом от 28.06.2007 N 307. К отзыву министерство приложило план лесонасаждений. Однако представленные агентством (заключение от 02.10.2018 N 12, акт обследования фактического использования участка от 12.11.2018 N 3, уведомление о результатах проведения государственного земельного надзора, с приложенными фотографическими материалами) и министерством (план лесонасаждений) доказательства судами не исследовались, оценка им не давалась. Обстоятельства использования обществом участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора исходя из норм пункта 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, судами при разрешении спора также не проверялись. Поэтому вывод судебных инстанций о недоказанности истцом обстоятельств наложения части земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 на земли лесного фонда (участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32), как и обстоятельств незаконности предоставления спорного земельного участка обществу в аренду, являются преждевременными. Данные выводы сделаны судами без надлежащего исследования и должной оценки всех представленных в материалы дела участниками спора доказательств.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты в части отказа в удовлетворении требования агентства о признании отсутствующим обременения (аренды) общества в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 не могут быть признаны судом округа законными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Поскольку в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело в отмененной части следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Суду при новом рассмотрении необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить все существенные для правильного разрешения спора обстоятельства, исследовать представленные доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать надлежащую правовую оценку доводам (возражениям) сторон. Спор следует разрешить при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что агентство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2020 по делу N А53-35732/2019 в части отказа в удовлетворении требования Федерального агентства лесного хозяйства о признании отсутствующим права собственности муниципального образования "Усть-Донецкий район" на часть земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 оставить без изменения.
В остальной части решение от 10.02.2020 и постановление апелляционного суда от 21.06.2020 отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В подтверждение обоснованности заявленных к обществу требований агентство предоставило суду первой инстанции доказательства соблюдения им положений части 8 статьи 14 Закона N 172-ФЗ. Истцом также представлены в материалы дела документы, подтверждающие его правовую позицию о том, что спорным правоотношениям подлежит применению не общее правило, содержащееся в части 3 статьи 14, а пункт 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ (исключающий применение общего правила). Министерство в отзыве указало на то, что границы лесничества на момент заключения договора аренды уже были установлены приказом от 28.06.2007 N 307. К отзыву министерство приложило план лесонасаждений. Однако представленные агентством (заключение от 02.10.2018 N 12, акт обследования фактического использования участка от 12.11.2018 N 3, уведомление о результатах проведения государственного земельного надзора, с приложенными фотографическими материалами) и министерством (план лесонасаждений) доказательства судами не исследовались, оценка им не давалась. Обстоятельства использования обществом участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 61:39:0000000:6275, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора исходя из норм пункта 3 части 6 статьи 14 Закона N 172-ФЗ, судами при разрешении спора также не проверялись. Поэтому вывод судебных инстанций о недоказанности истцом обстоятельств наложения части земельного участка с кадастровым номером 61:39:0000000:6275 на земли лесного фонда (участок с кадастровым номером 61:39:0600004:32), как и обстоятельств незаконности предоставления спорного земельного участка обществу в аренду, являются преждевременными. Данные выводы сделаны судами без надлежащего исследования и должной оценки всех представленных в материалы дела участниками спора доказательств."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 октября 2020 г. N Ф08-8178/20 по делу N А53-35732/2019
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-12352/2021
16.08.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13282/2021
08.06.2021 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-35732/19
12.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8178/20
21.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4893/20
10.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-35732/19
30.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-35732/19