г. Краснодар |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А61-17/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при ведении протокола помощником судьи Филипповой Е.Н., при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Республики Северная Осетия-Алания (судья Ясиновская Т.Д.) от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс" (ИНН 7701395335, ОГРН 1147746523179) - генерального директора Гатиева А.Р. (выписка из ЕГРЮЛ), представителя Мильдзихова О.О. (доверенность от 17.07.2020), от заинтересованного лица - Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1513057692, ОГРН 1161513050027) - Дзгоевой А.И. (доверенность от 10.01.2020), Портнова И.С. (доверенность от 25.02.2020) в отсутствие третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Владикавказского муниципального бюджетного учреждения "Специализированный экологический сервис", прокурора Республики Северная Осетия-Алания, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Альянс" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А61-17/2020, установил следующее.
ООО "Эко-Альянс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением об отмене приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания (далее - министерство) от 30.12.2019 N 83.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Владикавказское муниципальное бюджетное учреждение "Специализированный экологический сервис".
Определением от 04.02.2020 удовлетворено ходатайство заместителя прокурора Республики Северная Осетия-Алания (далее - прокурор) о вступлении в дело в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 10.03.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемый приказ министерства от 30.12.2019 N 83 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить решение суда от 10.03.2020 и постановление апелляционной инстанции от 03.06.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы указывает на незаконность оспариваемого приказа, необоснованное лишение общества статуса регионального оператора, так как министерство неправильно применило подпункт "в" пункта 40 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156). Задолженность перед каждым оператором меньше чем двенадцатая часть необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (46 062 592 рубля). По мнению общества в уведомлении некорректно сформулирована задолженность перед операторами по состоянию на 26.12.2019. Она составляет фактически не 142 852 218 рублей, а 106 066 695 рублей 32 копейки. Министерство не учло, что со всеми операторами заключены договоры о реструктуризации задолженности. Суды необоснованно, не имея на то правовых оснований, фактически возложили на регионального оператора ответственность за незаконные действия, которые совершали операторы по транспортированию ТКО в части нарушения схемы потоков отходов и операторы по захоронению в части неправильного обращения с ТКО на полигоне. Общество полагает, что информация о нарушении обществом схемы потоков ТКО от источников образования до объектов обработки утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами, опровергается актом проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Северная Осетия-Алания от 14.06.2019 N 323/018. По мнению общества, министерство не учло, что общество использует Ардонский перегрузочный участок только с 01.01.2019. Решением Ардонского районного суда РСО-Алания от 21.08.2017 на администрацию Ардонского городского поселения возложена обязанность устранить нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц путем ликвидации несанкционированной свалки. Оспариваемый приказ не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы общества, поскольку заявитель в результате принятого приказа лишен возможности оказать услуги.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители министерства в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, дополнения к ней, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, основной деятельностью общества является сбор и обработка сточных вод. Дополнительными видами деятельности, кроме всего прочего, являются обработка и утилизация отходов, деятельность по складированию и хранению, деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.01.2020). Управлением Росприроднадзора по Курской области обществу 22.07.2016 выдана лицензия по осуществлению деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 классов опасности.
На официальном сайте torgi.gov.ru размещен протокол от 10.08.2018 N 2 о присвоении обществу статуса регионального оператора по обращению с ТКО по первой зоне деятельности регионального оператора (муниципальное образование г. Владикавказ, на территории муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания, за исключением Моздокского района) на срок 10 лет.
Министерство по результатам конкурсного отбора от 10.08.2018 (протокол N 2) заключило с обществом соглашение от 10.09.2018 об организации деятельности по обращению с ТКО на территории муниципального образования г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания.
Министерство, реализуя свои полномочия, в рамках Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), на основании подпунктов "в" и "г" пункта 40 Правил N 1156 приказом от 30.12.2019 N 83 лишило общество статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории муниципального образования г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов республик Северная Осетия-Алания.
Полагая, что приказ министерства от 30.12.2019 N 83 является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции правильно применили статью 1, пункты 1 и 10 статьи 24.6 Закона об отходах, исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Согласно статье 1 Закона об отходах оператором по обращению с ТКО является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО; региональным оператором по обращению с ТКО (далее также - региональный оператор) является оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 881.
В силу пункта 1 статьи 24.6 Закона об отходах сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании пункта 34 Правил N 1156 в целях обеспечения обработки, обезвреживания, захоронения ТКО операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО в зоне деятельности регионального оператора, указанные в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора, заключают договоры с региональным оператором на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно пункту 35 Правил N 1156 по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО оператор по обращению с ТКО, осуществляющий деятельность по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО, обязуется осуществлять обработку, обезвреживание, захоронение ТКО, а региональный оператор обязуется передавать ТКО такому оператору и оплачивать услуги по обработке, обезвреживанию, захоронению ТКО по регулируемым тарифам.
Из положений пункта 40 Правил N 1156 следует, что юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.
Подпунктом "г" пункта 40 данных Правил юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО в случае нарушения схемы потоков ТКО от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.
Приказом министерства от 03.12.2018 N 70 утверждена Территориальная схема в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с ТКО, в Республике Северная Осетия-Алания (далее - территориальная схема).
Проверяя довод общества о том, что в территориальной схеме отсутствует графическое отображение перемещения отходов, т. е. отсутствует схема потоков с учетом требований законодательства, суды установили следующее.
В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" (вместе с "Правилами разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиями к составу и содержанию таких схем"), в территориальной схеме описана система организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению образующихся на территории Республики Северная Осетия-Алания отходов.
Территориальной схемой предусмотрено деление территории Республики Северная Осетия-Алания на 2 зоны деятельности региональных операторов:
- зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов РСО-Алания (далее - зона деятельности регионального оператора N 1);
- зона деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания.
В границах зоны деятельности регионального оператора N 1 по состоянию на дату утверждения территориальной схемы располагался один объект размещения (захоронения) ТКО, подходящий для размещения ТКО - Полигон ТБО для захоронения ТКО (далее - полигон ТБО г. Владикавказ), эксплуатируемый ВМБУ "Специализированная экологическая служба". В целях обеспечения возможности функционирования системы организации и осуществления деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, образующихся в зоне деятельности регионального оператора N 1, территориальной схемой предусмотрено создание новых объектов (стр. 271):
1. Строительство технопарка в Гизельском сельском поселении Пригородного района на земельном участке с кадастровым номером 15:08:0030102:702. Срок строительства объекта - 2019 год.
2. Строительство мусороперегрузочной станции с элементами обработки, утилизации, сортировки отходов и создание западной технологической зоны, включающей в свой состав территории Алагирского (частично), Ардонского (частично), Дигорского, Ирафского и Кировского районов Республики Северная Осетия-Алания. В электронной модели территориальной схемы приведен эффективный радиус размещения указанного объекта. Срок строительства объекта - 2019 год.
Технологические решения и сроки строительства (Раздел XI "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов") новых объектов по обращению и размещению отходов определены в соответствии с письмом общества от 26.10.2018 N ЭП-26/10/2018-15 (копия прилагается).
C учетом электронной модели территориальной схемы, расположенной в сети Интернет суды установили графическое движение отходов от источников образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, отображенных в соответствии с разделом N 10 территориальной схемы. Панель управления электронной моделью позволяет выбрать отображение существующей схемы потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов, перспективной схемы потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов", а также "Данные о планируемом строительстве, реконструкции и выведении объектов обработки, утилизации и обезвреживания отходов".
Ввиду особенностей картографического отображения и свойств генерализации пути от источников проведены по дорожной сети и многие из них проходят по участкам одних и тех же дорог, визуально накладываясь друг на друга, но при выделении одного из путей всплывающее контекстное меню позволяет выбрать любой из путей, проходящих на выбранном отрезке. Так, в существующей схеме маршруты второго звена отображены под номерами 90 (от планируемой мусороперегрузочной станции (западная технологическая зона) (обработка, утилизация, обезвреживание) до планируемого технопарка (размещение) Пригородный район (15:08:0030102:702), 232 (ООО "Экология плюс" (ст. Архонская, Пригородный район) (обработка, утилизация, обезвреживание) до планируемого технопарка (размещение) Пригородный район (15:08:0030102:702), 233 (в пределах планируемого технопарка (размещение) Пригородный район (15:08:0030102:702).
Кроме того, территориальная схема прошла процедуру общественного обсуждения и согласования со всеми необходимыми федеральными органами власти Российской Федерации. При этом ни в ходе общественного обсуждения, ни в ходе согласования, в котором также принимало участие общество, ни в ходе работы общества в течение 2019 года замечаний и возражений к схеме потоков не было.
Суды указали, что о нарушении схемы потоков свидетельствуют ответы общества от 25.02.2019 и 14.03.019 на представление прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 11.02.2019 N 7-12-2019 об устранении нарушений федерального законодательства, которые подписаны исполнительным директором общества Сугибиным А.В., а также следующее представление прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания от 15.04.2019 N 7-36-2019/12, направленное на имя генерального директора общества Хубаева Л.Ш. (лично получил представление) об устранении нарушений федерального законодательства, в соответствии с которым общество нарушало схему потоков до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, входящих в Государственный реестр объектов размещения отходов (часть 8 статьи 12, часть 10 статьи 24.6 Закона об отходах и распоряжение Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.07.2017 N 1589-р).
Прокуратура Республики Северная Осетия-Алания 21.05.2019 направила на имя Главы Республики Северная Осетия-Алания письмо, в соответствии с которым общество вопреки требованиям федерального законодательства, должным образом не исполняет обязанности по обращению с ТКО на территории Республики Северная Осетия-Алания -не соблюдает схемы потоков до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, входящих в Государственный реестр объектов размещения отходов, и имеет задолженность перед операторами, превышающую двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, установленную постановлением Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания.
Суды установили, что согласно письмам, поступившим от администрации местного самоуправления Ардонского района в министерство, с информацией о датах начала организации вывоза ТКО, не соответствующих условиям соглашения от 10.09.2018 (пункт 7.1 и 7.2), в восьми из девяти населенных пунктах Ардонского района общество приступило к оказанию услуги с опозданием на несколько месяцев. Отходы Ардонского, Алагирского, Дигорского, Ирафского и Кировского районов складируются на станции перегрузки, расположенной на окраине г. Ардон, и далее до объектов обработки, обезвреживания и утилизации не транспортируются. Данный факт впоследствии также подтвержден в ходе проведения совместной проверки Управления Федеральной службы безопасности по Республике Северная Осетия-Алания, прокуратуры Республики Северная Осетия-Алания и министерства, в ходе которой выявлено, что на ОАО "Завод по переработке бытовых и промышленных отходов" (обязан в соответствии со схемой потоков отходов осуществлять прием ТКО с мусороперегрузочной станции для дальнейшей сортировки) ТКО из г. Ардон в течение 2019 года не завозились вовсе.
Нарушение схемы потоков также установлено в результате деятельности Управления Федеральной службы безопасности по Республике Северная Осетия - Алания.
Суды учли, что общество в соответствии с пунктом 4 Правил N 1156 осуществляет весь процесс обращения с ТКО, включающий сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО не самостоятельно (ввиду отсутствия собственной специализированной техники и прочих объектов, необходимых для осуществления деятельности), а с привлечением подрядчиков - операторов по обращению с ТКО. Согласно кассационной жалобе в период с 01.01.2019 до момента заключения с операторами по обращению с ТКО договоров на оказание услуг по транспортированию ТКО региональный оператор арендовал транспортные средства для самостоятельного сбора и транспортирования ТКО.
Однако ссылка общества на допущенные нарушения схемы потоков ТКО не им, а операторами по обращению с ТКО, существовании несанкционированной свалки на северной окраине г. Ардон и до 01.01.2019 (общество только с этой даты является региональным оператором по обращению с ТКО и, как следует из его кассационной жалобы, с этой даты использует Ардонский перегрузочный участок) опровергается актом от 06.12.2019 обследования территории несанкционированной свалки на северной окраине г. Ардон, которую общество с 01.01.2019 использует для накопления отходов, свозимых с территории Ардонского, Ирафского, Дигорского и Кировского районов. В момент обследования ввоз ТКО представители общества фиксировали в специальных журналах учета. Акт обследования подписан начальником Ардонского производственного участка общества Гатиевым Э.Р. и начальником службы экологического контроля общества Ткчевым К.П. без возражений. В свою очередь начальник Ардонского производственного участка (полигона для временного хранения и перегрузки ТКО) общества Гатиев Э.Р. пояснил, что единственный въезд-выезд на территорию полигона контролирует он и его подчиненные; с 01.01.2019 на полигон ввезены около 44 тыс. куб. м ТКО, вывезены не более 1 тыс. куб. м (т. 8, л. д. 1 - 5).
Подпунктом "в" пункта 40 данных Правил юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с ТКО в случае, если задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора, определенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование тарифов в области обращения с ТКО.
Следовательно, для лишения юридического лица статуса регионального оператора по обращению с ТКО на основании подпункта "в" указанной статьи необходимо установление следующих обстоятельств:
- между региональным оператором и операторами по обращению с ТКО заключены договоры по оказанию услуг;
- региональной службой по тарифам РСО-Алания определена необходимая валовая выручка регионального оператора;
- задолженность регионального оператора по оплате услуг оператора по обращению с ТКО превышает двенадцатую часть необходимой валовой выручки регионального оператора.
Договоры по транспортированию ТКО на территории муниципального образования г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного и Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания посредством электронных торгов общество заключило с операторами (субподрядчиками) ООО "Кристалл", ИП Дзапарова Т.З., ООО "Экосервис", ООО "АртСервис", ООО "ДСК утилизация", ООО "Барс", ООО "ЧистоГрадАлания".
Однако уже 01.07.2019 ООО "АртСервис" было вынуждено отказаться от выполнения договоров по транспортированию ТКО в Ирафском, Дигорском, Ардонском и Кировском районах республики в связи с тем, что на дату начала оказания услуг по заключенным договорам ООО "АртСервис" не смогло приступить к исполнению своих обязательств по причине отсутствия всей необходимой информации и исходных данных.
Так, по условиям до 23.05.2019 по договору N 2100700002419000001 и до 30.05.2019 по договору N 2100700002419000002 общество (размещены на сайте www.zakupki.gov.ru) обязано было предоставить ООО "АртСервис" перечень мест накопления с уточнением на основании договоров с собственниками ТКО.
В связи с ненадлежащим исполнением обществом возложенных на него обязательств 20.06.2019 министерство уведомило общество о лишении его статуса регионального оператора на основании подпунктов "в" и "г" пункта 40 Правил.
Спор урегулирован в судебном порядке. Стороны согласовали "Дорожную карту" по организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО (далее - дорожная карта) от 06.09.2019 и заключили мировое соглашение 08.10.2019, которые проанализировал суд апелляционной инстанции.
В соответствии с пунктом 2.2 дорожной карты общество в срок до 25.09.2019 было обязано предоставить ответчику на утверждение разработанный и согласованный со всеми операторами в зоне деятельности общества план реструктуризации кредиторской задолженности перед операторами, осуществляющими транспортировку, сортировку и захоронение ТКО, предусматривающий погашение заложенности до 31.12.2019.
В соответствии с пунктом 1 мирового соглашения общество взяло на себя обязательство погасить задолженность перед операторами по обращению с ТКО в объемах и сроки, установленные дорожной картой.
Приказом от 14.10.2019 N 71 министерство отозвало уведомление о лишении общества статуса регионального оператора.
Таким образом, несмотря на договоренности и мировое соглашение, общество не исполнило возложенные на него обязательства, план реструктуризации задолженности в адрес министерства в установленные сроки не направлен, в предоставленный дополнительно срок заключены соглашения о реструктуризации задолженности общества только на 65 570 917 рублей 57 копеек, задолженность перед операторами по состоянию на 26.12.2019 составила 142 852 218 рублей (судебные дела N А41-56883/19, А41-54728/19, А41-97106/19, А41-98539/1, А41-99892/19), соглашения о реструктуризации с ООО "Барс" и ИП Дзапаровой Т.З. так и не подписаны, а задолженность общества по данным указанных лиц составляла более 50 млн. рублей.
С учетом протокола Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 28.12.2018 N 52 двенадцатая часть от валовой выручки регионального оператора (552 751,1121 тыс. рублей) составляет 46 062,592 тыс. рублей.
Суды отклонили довод общества о том, что задолженность перед каждым оператором в отдельности меньше, чем одна двенадцатая валовой выручки регионального оператора. Следуя логике общества, общая задолженность регионального оператора может в разы превышать общую валовую выручку, так как будет зависеть от количества операторов, с которыми заключены договоры. Размер задолженности общества перед операторами по состоянию на 26.12.2019 (142 852, 218 тыс. рублей) превышает одну двенадцатую часть валовой выручки. При этом, как правильно указали судебные инстанции, учет всей суммы задолженности регионального оператора перед операторами, с которыми заключены договоры, в совокупности с иными обстоятельствами (по состоянию на 30.12.2019 у общества отсутствовали договорные отношения с операторами по обращению с ТКО в Северо-Западном, Затеречном и Промышленном районах г. Владикавказ на 2020 год (территория с населением более 200 тыс. человек); у него отсутствует собственная техника; общество не выполнило пункт 2.4 дорожной карты о приобретении в собственность либо в иное законное владение 20 единиц автотранспортных средств для осуществления транспортирования ТКО (в том числе задней погрузки, боковой погрузки и "мультилифт"), оснащенных датчиками системы ГЛОНАСС; общество не обеспечило функционирование системы ГЛОНАСС на используемых автотранспортных средствах для осуществления транспортирования ТКО в соответствии с пунктом 2.5 дорожной карты и пунктом 2.1.8 соглашения от 10.09.2018; общество своевременно не направило письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора (условия проведения торгов) на предварительное согласование в министерство, что препятствует проведению аукциона в установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг, для нужд ООО "Эко-Альянс"", утвержденным приказом генерального директора общества от 16.11.2018 N 2, порядке) признан судом апелляционной инстанции свидетельствующим о неспособности общества выполнять функции регионального оператора, что могло привести к сбою в оказании услуг по обращению с ТКО в 2020 году.
При этом учтено письмо публично-правовой компании "Российский экологический оператор", сформированной Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2019 N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"", от 31.12.2019 N РЭО-03-1905/19, направленным на имя главы Республики Северная Осетия-Алания о необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение прекращения оказания коммунальной услуги потребителям на территории зоны деятельности общества в связи с риском прекращения оказания обществом услуги по обращению с ТКО.
На основании указанных обстоятельств судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о правомерном лишении министерством общества статуса регионального оператора с 01.01.2020.
В соответствии с оспариваемым приказом 30.12.2019 министерством в адрес ООО "Чистый город" направлено предложение о присвоении статуса регионального оператора по обращению с ТКО по зоне деятельности регионального оператора N 1 и подписании соответствующего соглашения.
Письмом N 741 от 30.12.2019 ООО "Чистый город" в адрес министерства поступил отказ о присвоении ему статуса регионального оператора по обращению с ТКО по зоне деятельности регионального оператора N 1.
Получив отказ от ООО "Чистый город", министерство направило в адрес ВМБУ "Специализированный экологический сервис" предложение о присвоении статуса регионального оператора по обращению с ТКО по зоне деятельности регионального оператора N 1 и подписании соответствующего соглашения.
ВМБУ "Специализированный экологический сервис" выразило свое согласие на присвоение статуса регионального оператора по зоне деятельности регионального оператора N 1.
С учетом изложенного приказом министерства от 31.12.2019 N 84 функции регионального оператора переданы ВМБУ "Специализированный экологический сервис", 31.12.2019 подписано соответствующее соглашение, в соответствии с которым с 01.01.2020 на срок, не превышающий одного года, сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО в зоне деятельности регионального оператора N 1 Республики Северная Осетия-Алания осуществляет ВМБУ "Специализированный экологический сервис", что по смыслу Закона об отходах является конкретным порядком действий в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора.
Как правильно указали судебные инстанции, оспариваемый приказ направлен на то, чтобы не были нарушены права и интересы населения на г. Владикавказ, Алагирского, Ардонского, Дигорского, Ирафского, Кировского, Правобережного, Пригородного районов Республики Северная Осетия-Алания.
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, лишение общества статуса регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Северная Осетия-Алания вызвано необходимостью соблюдения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, которое направлено на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Приказ министерства от 30.12.2019 N 83 соответствует закону и способствует обеспечению сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории республики, не нарушает права и законные интересы общества при осуществлении предпринимательской деятельности, поэтому суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований. Документально данный вывод общество не опровергло.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены судами на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Выводы судов соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 10.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А61-17/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды отклонили довод общества о том, что задолженность перед каждым оператором в отдельности меньше, чем одна двенадцатая валовой выручки регионального оператора. Следуя логике общества, общая задолженность регионального оператора может в разы превышать общую валовую выручку, так как будет зависеть от количества операторов, с которыми заключены договоры. Размер задолженности общества перед операторами по состоянию на 26.12.2019 (142 852, 218 тыс. рублей) превышает одну двенадцатую часть валовой выручки. При этом, как правильно указали судебные инстанции, учет всей суммы задолженности регионального оператора перед операторами, с которыми заключены договоры, в совокупности с иными обстоятельствами (по состоянию на 30.12.2019 у общества отсутствовали договорные отношения с операторами по обращению с ТКО в Северо-Западном, Затеречном и Промышленном районах г. Владикавказ на 2020 год (территория с населением более 200 тыс. человек); у него отсутствует собственная техника; общество не выполнило пункт 2.4 дорожной карты о приобретении в собственность либо в иное законное владение 20 единиц автотранспортных средств для осуществления транспортирования ТКО (в том числе задней погрузки, боковой погрузки и "мультилифт"), оснащенных датчиками системы ГЛОНАСС; общество не обеспечило функционирование системы ГЛОНАСС на используемых автотранспортных средствах для осуществления транспортирования ТКО в соответствии с пунктом 2.5 дорожной карты и пунктом 2.1.8 соглашения от 10.09.2018; общество своевременно не направило письмо с приложением условий проведения торгов на оказание услуг по транспортированию ТКО в зоне деятельности регионального оператора (условия проведения торгов) на предварительное согласование в министерство, что препятствует проведению аукциона в установленном Положением о закупке товаров, работ, услуг, для нужд ООО "Эко-Альянс"", утвержденным приказом генерального директора общества от 16.11.2018 N 2, порядке) признан судом апелляционной инстанции свидетельствующим о неспособности общества выполнять функции регионального оператора, что могло привести к сбою в оказании услуг по обращению с ТКО в 2020 году.
При этом учтено письмо публично-правовой компании "Российский экологический оператор", сформированной Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2019 N 8 "О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами "Российский экологический оператор"", от 31.12.2019 N РЭО-03-1905/19, направленным на имя главы Республики Северная Осетия-Алания о необходимости принятия исчерпывающих мер, направленных на недопущение прекращения оказания коммунальной услуги потребителям на территории зоны деятельности общества в связи с риском прекращения оказания обществом услуги по обращению с ТКО."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2020 г. N Ф08-7403/20 по делу N А61-17/2020
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7403/20
04.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-527/20
03.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-527/20
28.05.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-527/20
26.03.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-527/20
10.03.2020 Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания N А61-17/20