В целях совершенствования практики прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах, принимая во внимание актуальность данного направления, продиктованную экономическими изменениями, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в пределах компетенции принять дополнительные меры по укреплению законности в налоговой сфере и повышению качества и результативности прокурорского надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах.
Приоритетными направлениями в рассматриваемой области считать надзор за законностью правовых актов по вопросам налогов и сборов, за исполнением законов налоговыми органами, органами власти, местного самоуправления, военного управления, за соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налоги, сборы и страховые взносы, в том числе в части предоставления им мер поддержки.
Уделять особое внимание обеспечению законности при расследовании уголовных дел и рассмотрении материалов о противоправных деяниях в налоговой сфере, работе по противодействию регистрации коммерческих организаций, создаваемых без цели ведения предпринимательской деятельности.
2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненным к ним территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" в пределах компетенции:
2.1. Осуществлять постоянный мониторинг состояния законности в области налоговых правоотношений и информационное взаимодействие с органами государственной власти, правоохранительными и контролирующими органами.
Для обеспечения эффективности противодействия правонарушениям и преступлениям в налоговой сфере возникающие проблемы правоприменительной практики обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий, рабочих групп.
2.2. Обеспечить надлежащий надзор за законностью правовых актов в области налогообложения, обратив внимание на случаи превышения полномочий и несвоевременного приведения в соответствие с федеральным законодательством региональных и муниципальных нормативных правовых актов о налогах и сборах.
2.3. Обеспечить системный надзор за исполнением законов налоговыми органами, в частности при реализации ими полномочий по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, государственной регистрации юридических и иных лиц, ликвидации номинальных организаций (фирм-однодневок, "технических" организаций и других юридических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, не сдающих налоговую отчетность, не уплачивающих налоги, отсутствующих по месту регистрации), взыскании налогов и сборов, возмещении ущерба, в том числе в порядке субсидиарной ответственности, применении мер ответственности за допущенные правонарушения, а также при исполнении ими обязанности в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по направлению материалов в следственные органы, уполномоченные осуществлять производство по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (статьи 198-199 2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
2.4. Требовать от налоговых органов строгого соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков в связи с осуществлением налогового контроля, взысканием и перечислением налогов, сборов и страховых взносов, уплаченных в том числе с применением единого налогового счета и единого налогового платежа. Давать принципиальную оценку выявленным нарушениям законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, об административных правонарушениях, о валютном контроле.
Пресекать факты дублирования контрольных мероприятий и оказания административного давления на хозяйствующие субъекты, необоснованного вмешательства в их экономическую деятельность и незаконного применения мер принуждения и ответственности.
2.5. Организовать сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав налогоплательщиков и других участников правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, включая сведения, поступившие от граждан, субъектов предпринимательской деятельности, общественных организаций.
В целях выявления и пресечения нарушений в данной сфере организовать мониторинг средств массовой информации и публикаций в сети "Интернет".
По каждому случаю несоблюдения прав участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования. Последовательно и настойчиво добиваться реального устранения выявленных нарушений закона и привлечения виновных лиц к ответственности.
2.6. Обеспечить строгое исполнение требований закона при санкционировании ареста имущества налогоплательщиков-организаций в соответствии со статьей 77 НК РФ.
Установить, что в органах прокуратуры Российской Федерации санкционировать постановления налоговых органов о наложений ареста на имущество налогоплательщика-организации, вынесенные в качестве способа обеспечения взыскания налогов, пеней и штрафов, имеют право по решениям:
руководителя Федеральной налоговой службы (его заместителей) - Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители;
руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (их заместителей) - прокуроры субъектов Российской Федерации (их заместители) по месту нахождения налогового органа;
руководителей межрегиональных инспекций Федеральной налоговой службы по управлению долгом и по управлению долгом в пределах федерального округа (их заместителей) - прокуроры субъектов Российской Федерации (их заместители) либо уполномоченные ими районные, городские и межрайонные прокуроры по месту нахождения налогового органа;
руководителей межрайонных инспекций Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (их заместителей), а также руководителей управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации (их заместителей) - прокуроры субъектов Российской Федерации (их заместители) либо уполномоченные ими районные, городские и межрайонные прокуроры по месту нахождения налогового органа или регистрации налогоплательщика-организации;
руководителей инспекций Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и руководителей инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня - районные, городские и межрайонные прокуроры (их заместители согласно компетенции).
2.6.1. Решение о санкционировании ареста имущества либо мотивированное решение об отказе в даче санкции принимать не позднее следующего рабочего дня со дня получения постановления об аресте имущества и материалов, обосновывающих его принятие. Обеспечить его направление и вручение уполномоченному должностному лицу налогового органа.
Санкцию о наложении ареста проставлять на первом листе постановления налогового органа, заверять ее подписью лица, санкционировавшего арест, и печатью прокуратуры с указанием даты принятого решения.
2.6.2. При принятии решения о санкционировании ареста имущества проверять законность и обоснованность принятого налоговым органом решения, полноту представленных материалов, оценивать наступление возможных негативных последствий для третьих лиц и работников предприятий. Иметь в виду, что санкция на постановление налогового органа о наложении ареста дается прокурором не ранее принятия налоговым органом решения о взыскании задолженности в соответствии со статьей 46 НК РФ.
В случае отказа в даче санкции направлять инициатору в письменной форме информацию с указанием конкретных недостатков и нарушений, допущенных при принятии и оформлении решения о наложении ареста на имущество.
2.6.3. В аналогичном порядке санкционировать решения налоговых органов о наложении ареста на имущество налогового агента, плательщиков сбора и страховых взносов, а также на общее имущество товарищей и имущество управляющих товарищей при ведении деятельности по договору инвестиционного товарищества.
2.6.4. При поступлении решения налогового органа о снятии ареста с имущества налогоплательщика-организации, а также о замене ареста на залог имущества в соответствии со статьей 73 НК РФ, поручительство третьего лица, оформленное в порядке статьи 74 НК РФ, банковскую гарантию, отвечающую требованиям статьи 74 1 НК РФ, проверять его законность и обоснованность, при наличии оснований принимать меры прокурорского реагирования.
Обеспечить эффективный надзор за исполнением налоговыми органами требований статьи 77 НК РФ при наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации и организовать учет принятых налоговыми органами решений о наложении и снятии ареста, а также проведение сверок данных с налоговыми органами по итогам работы за каждое полугодие в соответствии с актом согласно приложению к настоящему приказу.
2.7. Ежеквартально проводить проверки в территориальных подразделениях ФССП России, обратив внимание на соблюдение порядка исполнения постановлений налоговых органов о взыскании налогов или сборов за счет имущества налогоплательщика-организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента, а также судебных решений о взыскании ущерба, причиненного налоговыми преступлениями и правонарушениями.
2.8. Реализуя полномочия, предоставленные частью 4 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 7 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вступать в дела по спорам, инициированным в целях уклонения от обязанностей и процедур, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Не допускать использования судебных процедур для искусственного уменьшения задолженности по обязательным платежам, в том числе при фиктивном банкротстве организаций.
В судебном порядке добиваться возмещения причиненного государству ущерба.
2.9. Исходить из того, что в соответствии с частью 1.3 статьи 140 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199 2 УК РФ, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке части 3 статьи 32 НК РФ.
При оценке достаточности оснований для во
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Генпрокуратура издала новый приказ о надзоре за исполнением законодательства в налоговой сфере. Прокурорам, помимо прочего, предписано следить за госрегистрацией компаний, ликвидацией номинальных организаций, которые не ведут деятельность, не сдают отчетность и не платят налоги. Следует пресекать факты дублирования контрольных мероприятий и оказания административного давления на хозяйствующие субъекты. Затронуты вопросы санкционирования ареста имущества налогоплательщиков-организаций.
Ранее изданные приказы признаны утратившими силу.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 24 октября 2023 г. N 736 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в налоговой сфере"
Опубликование:
приложение к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы", 14-27 ноября 2023 г. N 43 (в извлечении)
журнал "Законность", 2023 г. N 12