г. Краснодар |
|
28 октября 2020 г. |
Дело N А53-38496/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Алексеева Р.А., судей Айбатулина К.К. и Ташу А.Х., при участии от ответчика - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (ИНН 6163072891, ОГРН 1056163009957) - Конограй В.В. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "МУК" (ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А53-38496/2019, установил следующее.
ООО "МУК" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее - управление) о взыскании 403 122 рублей 74 копеек долга за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и 118 634 рублей 20 копеек неустойки.
Решением от 15.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.05.2020, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что управление, являясь законным владельцем помещений в многоквартирном доме, обязано вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на нарушение судами норм права. Управление владеет нежилыми помещениями, расположенными в административной части спорного здания. Решениями Арбитражного суда Волгоградской области по делам N А12-40042/2016 и А12-130/2018 установлено, что данный объект недвижимости не является многоквартирным домом. Общество необоснованно применило в расчете тариф, содержащийся в договоре управления многоквартирным домом, установленным собственниками помещений, а не тариф, утвержденный администрацией Центрального района г. Волгограда.
При формировании платы органом местного самоуправления учтено только общедомовое имущество, используемое собственниками жилых помещений многоквартирного дома. Управление самостоятельно организует обслуживание своих помещений и части общедомового имущества на основании самостоятельно заключенных договоров с соответствующими коммунальными службами. Общество не доказало размер понесенных расходов на ремонт общедомового имущества и факт оказания услуг по его содержанию.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество является управляющей организацией многоквартирного жилого дома по адресу: г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, 13.
Управление на праве оперативного управления владеет нежилыми помещениями в названном доме.
С сентября 2017 года по июль 2019 года общество осуществляло управление многоквартирным домом, оказывала собственникам помещений услуги по содержанию общего имущества дома и поставку коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Неисполнение управлением обязанности по оплате названных услуг привело к судебному спору.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворили иск на основании статей 133, 210, 214, 290, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 153, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Суды пришли к выводу о том, что бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в которых находятся спорные помещения, лежит на учреждении как законном владельце.
При расчете платы за содержание общего имущества и текущего ремонта общество применило тариф, утвержденный общим собранием собственников многоквартирного дома, размер платы за коммунальные услуги рассчитан исходя из объема потребляемых коммунальных услуг на общедомовые нужды.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений. Управляющая организация выбирается общим собранием собственников помещений либо органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Согласно пункту 31 названных Правил размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Следовательно, управление, являясь законным владельцем нежилых помещений в жилом доме, обязано ежемесячно производить возмещение обществу издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
В силу характера правоотношений по содержанию общего имущества размер расходов управляющей организации и размер платы одного из собственников помещений не совпадают, поэтому управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт имущества многоквартирного дома устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, поэтому расчет платы представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующее число месяцев.
Довод управления о том, что принадлежащие ему помещения расположены в административной части здания с отдельным входом и не относятся к многоквартирному дому, и оно имеет самостоятельные договоры с коммунальными службами, в связи с чем требования компания являются необоснованными, правомерно отклонен судами.
Суды установили, а управление не оспорило, что спорная часть здания конструктивно связана с основным строением, имеет общие стены и коммуникации, спорные помещения находятся под общим конструктивным элементом в виде крыши, поэтому представляет собой единый объект в виде многоквартирного дома.
Решения Арбитражного суда Волгоградской области по делам N А12-40042/2016 и А12-130/2018, которыми разрешен спор о взыскании с одного из собственников нежилых помещений в названном доме долга по арендной плате за земельный участок, не влияет на обязанность общества нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома и не имеет преюдициального значения для рассматриваемого спора.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств, установленных судами по результатам оценки представленных доказательств и позиций участвующих в деле лиц, основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения норм процессуального права не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 15.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2020 по делу N А53-38496/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Р.А. Алексеев |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворили иск на основании статей 133, 210, 214, 290, 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 153, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
...
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений. Управляющая организация выбирается общим собранием собственников помещений либо органом местного самоуправления в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 октября 2020 г. N Ф08-5209/20 по делу N А53-38496/2019