Проверки экспортеров, или Тайны МНС
Итак, налоговое министерство в очередной раз решило "прижать" экспортеров. Уж больно в выгодное положение их поставил закон. С одной стороны, они могут не платить НДС с выручки от продажи товаров, с другой - имеют право принимать к вычету налог, перечисленный поставщикам.
Поэтому МНС разработало целый трактат об их проверках. В документе он называется "регламент". Этот регламент изложен в приказе МНС России от 24 июня 2003 г. N БГ-4-06/16дсп. На нем стоит гриф "Для служебного пользования". Тем не менее было бы несправедливо, если бы о нем не узнали фирмы, которых будут проверять.
Сам приказ написан тяжелым, канцелярским и недоступным для понимания языком. Например, из приказа вы узнаете, что "проверки проводятся по месту нахождения налогового органа уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями", а "предварительные контрольные мероприятия проводятся в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, представляющих в налоговый орган по месту постановки на учет для регистрации копии счетов-фактур...", и т.д. и т.п.
Однако в документе есть и та информация, которая поможет бухгалтеру без особых проблем пройти проверку или, по крайней мере, встретить ее во всеоружии.
Их цели и задачи
Основная задача налоговых инспекторов - найти те или иные нарушения, которые не позволят фирме:
- принять к вычету НДС, перечисленный поставщикам экспортируемых товаров;
- облагать экспортированные товары НДС по льготной (нулевой) ставке.
Для этого они будут досконально проверять все документы, которые связаны с экспортом.
Правда, есть и счастливчики, которых проверять не будут, но их не много. К ним относятся лишь те фирмы, которые продают товары для "официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами". Остальным проверки не избежать.
Для проверки специального разрешения руководства инспекторам не требуется. Они могут легко обойтись и без такового.
На что обратят внимание инспекторы? Какие документы они могут потребовать у фирмы?
Начало...
Как известно, экспортеры должны сдать в налоговую инспекцию копии счетов-фактур, полученных от поставщиков.
Налоговые инспекторы должны их зарегистрировать. С этого момента они и начнут проверку. Ее будут проводить в два этапа:
- предварительный;
- основной.
Кстати, оба этапа очень похожи друг на друга. Некоторые "мероприятия налогового контроля", которые есть в предварительном этапе, полностью дублируют эти же мероприятия в основном. Поэтому министерство сделало поблажку для "соответствующих налогоплательщиков" и предупредило своих сотрудников: если те или иные документы были получены в ходе предварительной проверки, то повторно их требовать не надо. Следовательно, фирмам повторно отправлять их не нужно.
Этап I. Предварительный
На первом этапе наиболее пристальному вниманию подвергнутся фирмы, которые:
- ранее нарушали законодательство о НДС;
- сдавали в инспекцию "нулевую" бухгалтерскую отчетность или не сдавали ее вовсе;
- продают новые для себя товары;
- экспортируют их впервые;
- имеют хроническую недоплату налогов;
- продают подозрительные, по мнению инспекторов, товары. Министерство даже привело их примерный список. В него попали, в частности, такие необычные товары, как виброколлекторы, штампы-прессы для пластмасс и, почему-то, лимонная кислота.
Также с подозрением будут относиться к фирмам, "в отношении которых у налогового органа имеются основания предполагать...".
Что можно сделать, чтобы не попасть в этот список? Ответ простой - ничего. Даже если вы раньше не нарушали закон, регулярно сдаете отчетность, не продаете на экспорт виброколлекторы или лимонную кислоту и не имеете долгов перед бюджетом, то всегда найдется основание что-либо "предположить". Вы можете лишь снизить претензии проверяющих. Для этого надо уделить побольше внимания декларациям по НДС и копиям счетов-фактур, которые вы сдадите в инспекцию.
Так, сумма НДС, указанная в этих счетах, должна совпадать с суммой налога, которую вы хотите принять к вычету. Напомним, что эта сумма указана в приложении "А" к декларации, где отражены экспортные операции.
Пример
ООО "Экспорт-импорт" реализовало товары на экспорт. В налоговую инспекцию были сданы три копии счетов-фактур поставщиков этих товаров:
- первая - на сумму 1 200 000 руб. (в том числе НДС - 200 000 руб.);
- вторая - на сумму 3 600 000 руб. (в том числе НДС - 600 000 руб.);
- третья - на сумму 2 400 000 руб. (в том числе НДС - 400 000 руб.).
В приложении "А" к декларации (столбец 4) должна быть указана сумма НДС, принимаемая к вычету, в размере:
200 000 руб. + 600 000 руб. + 400 000 руб. = 1 200 000 руб.
Если, несмотря на все эти ухищрения, вы таки попали "на крючок" - готовьтесь. Проверять будут не только вас, но и всех ваших поставщиков счетов-фактур, которых вы зарегистрировали в инспекции (то есть начнется самая опасная - встречная проверка). Инспекторов будет, в частности, интересовать:
- зарегистрирован ли поставщик в налоговой инспекции;
- сдает ли он отчетность;
- замечен ли поставщик в нарушении законов и лжеэкспорте;
- есть ли у поставщика реальный учредитель и где он живет;
- отразил ли он операции по реализации товаров в бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.
Для этого они направят запросы в те инспекции, где поставщики стоят на учете.
Основная задача проверки поставщиков - выяснить, нет ли среди них однодневок, действительно ли вашей фирмой куплен тот же товар, что и вывезен за границу, заплатил ли поставщик НДС в бюджет.
Если в ходе такой проверки у налоговых инспекторов появятся "основания полагать", что счета-фактуры поставщика фиктивны, то они должны вызвать для дачи показаний его сотрудников. Это сделает налоговая инспекция, где поставщик стоит на учете.
Если поставщик товаров является посредником или перепродавцом, то все эти сведения затребуют от всех фирм, которые имели неосторожность купить и продать экспортированный товар, вплоть до его производителя.
Поэтому, прежде чем регистрировать счета-фактуры в инспекции, предупредите своих поставщиков о возможной проверке. Это даст им время подготовиться к ней и "залатать" все имеющиеся дыры в бухгалтерии.
Что же будет, если в этой цепочке образуется брешь, например фирма-"однодневка", по которой получить необходимые данные невозможно? Да ничего не будет. Налоговики все равно обязаны возместить вашей фирме НДС. Поэтому не совсем ясно, зачем эти сведения налоговым инспекторам.
Как неоднократно указывали суды различных инстанций, право принять НДС к вычету по экспортным товарам никак не связано с их поставщиками. Платят они налоги в бюджет или нет, не важно. Ведь фирма-экспортер не может отвечать "за невыполнение третьими лицами налоговых обязанностей". Об этом говорится, например, в постановлениях Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2003 г. N А66-8250-02, Московского округа от 9 апреля 2003 г. N КА-А41/1787-03 и от 20 января 2003 г. N КА-А40/8935-02 и т.д.
Обратите внимание: чем быстрее вы соберете документы, подтверждающие экспорт товаров, тем меньше у инспекторов будет времени проверять ваших поставщиков. Ведь НДС должны вернуть не позднее трех месяцев со дня сдачи декларации по нему. И это время они в первую очередь должны посвятить проверке именно вашей декларации. Поэтому, "знакомясь" с поставщиками, они будут тратить время, предназначенное для вас.
Весь компромат на поставщика будет храниться в инспекции до тех пор, пока вы не сдадите декларацию по НДС и не потребуете возврата налога. После этого налоговики перейдут к основному этапу - доскональной проверке вашей фирмы.
Этап II. Основной
На втором этапе налоговые инспекторы проверят вашу декларацию по НДС. С особым пристрастием будет выяснено, заполнены ли там все обязательные реквизиты и четко ли они написаны. Если это не так, у инспекторов появится формальное основание отказать в возмещении налога.
Затем налоговики попытаются "осуществить взаимоувязку" показателей декларации по НДС с бухгалтерской отчетностью и данными других деклараций. Если им сделать это не удастся, не расстраивайтесь. Эти данные увязать почти невозможно. В бухгалтерской отчетности многие данные приводятся без расшифровки (например, прочие доходы). Причем часть тех или иных доходов может облагаться НДС, а часть - нет. Более того, в бухгалтерской отчетности все данные указываются "по методу начисления", а большинство фирм платит НДС по мере поступления денег от покупателей. Поэтому выяснить, заплатила фирма те или иные суммы НДС или нет, по данным бухотчетности нельзя. Примерно такая же ситуация и с декларациями по другим налогам.
Внимание также будет уделено товарообменным сделкам. Здесь проверяющие будут выяснять, получен ли товар от иностранного партнера в обмен, уплачены ли по нему таможенные платежи, оформлен ли паспорт бартерной сделки.
Особое внимание будет уделяться ГТД. В частности, проверят ее соответствие контракту и товаросопроводительным документам.
Если что-то вызовет у налоговиков подозрение, они потребуют у вашей фирмы дополнительные документы, в частности:
- договоры с поставщиками;
- платежные поручения на оплату товаров поставщикам;
- лицензии (если ваша деятельность лицензируется);
- "первичку" и регистры бухгалтерского учета (железнодорожные и транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение экспортируемых ценностей у поставщика).
Причем перечень этих документов ничем не ограничен. А отказавшись выдать тот или иной документ, вы рискуете. Во-первых, приостановится процесс возмещения НДС, а во-вторых, вас могут оштрафовать по статье 126 Налогового кодекса. Сумма штрафа - 50 рублей за каждый непредставленный документ (о том, как избежать этого штрафа, написано на стр. 77 этого номера журнала).
После этих мероприятий налоговики перейдут к заключительному этапу - сопоставлению всех полученных данных. На основании этого сопоставления они решат, возмещать вам НДС или нет.
Проблемы с возвратом налога начнутся, если у фирмы:
- заключены договоры с поставщиками, не обнаруженными налоговиками в ходе проверки;
- оформлены первичные документы нескольких поставщиков в один день;
- допущено несоответствие дат между приходными и отгрузочными документами (например, отгрузочные документы выписаны раньше, чем приходные);
- оформлены первичные документы на те организации, которые прекратили или еще не начали свою деятельность.
Каждая из этих нестыковок дает налоговикам повод отказать в возмещении НДС. И тогда у вас останется только один, ставший уже традиционным, путь решения экспортных проблем - арбитраж.
С.Воронин,
аудитор
"Практическая бухгалтерия", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.