Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2020 г. N Ф08-9349/20 по делу N А32-711/2020

 

г. Краснодар

 

16 ноября 2020 г.

Дело N А32-711/2020

 

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2020 года.

 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (ИНН 2310099811, ОГРН 1052305684727), заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" (ИНН 2304066470, ОГРН 1142304001267), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 по делу N А32-711/2020, установил следующее.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Краснодарскому краю (далее - заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Гарантия права Юг" (далее - общество) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Решением суда первой инстанции от 15.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2020, заявленные административным органом требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса в виде 1 000 000 рублей штрафа. Изъятые у общества контрафактные лекарственные средства: лекарственный препарат "Лирика 300 мг" в количестве 22 блистеров по 14 капсул дозировкой 300 мг, без вторичной упаковки; лекарственное средство "Лирика" дозировкой 300 мг в количестве 2 капсул; лекарственное средство "Лирика" в количестве 10 блистеров по 14 капсул дозировкой 150 мг, указанные в протоколе осмотра места происшествия от 24.09.2019, переданы на уничтожение. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения.

В кассационной жалобе общество просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт.

Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии от 07.04.2016 N ЛО-23-02-004198, в том числе розничную торговлю лекарственными средствами по месту осуществления деятельности: г. Краснодар, ул. Гоголя 153, литер "А", а5, помещение N 1; литер А, помещение N 2; литер "А"; литер а6, помещение N 16, N 17 (аптечный пункт).

На основании поступивших в службу из органов внутренних дел материалов проверки заявитель установил, что в ходе произведенного осмотра аптечного пункта общества обнаружено, в том числе, 22 блистера лекарственного средства "Лирика" по 14 капсул дозировкой 300 мг, 2 капсулы лекарственного средства "Лирика" дозировкой 300 мг, 10 блистеров лекарственного средства "Лирика" по 14 капсул дозировкой 150 мг.

Согласно представленным обществом документам по накладной от 02.06.2019 N А-250 ООО "Фарма Микс" поставило обществу, в том числе, 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56", 300 мг; 2,5 упаковки препарата "Лирика N 56", 150 мг.

При этом согласно сведениям, содержащимся в Едином реестре лицензий на фармацевтическую деятельность, ООО "Фарма Микс" не имеет действующей лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Документы, надлежащим образом подтверждающие получение спорных лекарственных препаратов отсутствовали. Журнал учета препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, не представлен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления административным органом в отношении общества протокола об административном правонарушении от 28.10.2019 N 248/19, направленного с материалами проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса. Делу присвоен номер N А32-52532/2019.

Вступившими в законную силу судебными актами по указанному делу заявителю отказано в привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса в связи с нарушением контролирующим органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившимся в ненадлежащем уведомлении законного представителя общества о составлении протокола об административном правонарушении.

В целях устранения допущенных процессуальных нарушений контролирующим органом по факту выявленного правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2019 N 305/19, направленный с материалами проверки в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 6.33 Кодекса.

Согласно части 1 статьи 6.33 Кодекса производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) лекарственные средства определены как вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые, в том числе, для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты.

В соответствии с пунктом 28 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ обращением лекарственных средств является разработка, доклинические исследования, клинические исследования, экспертиза, государственная регистрация, стандартизация и контроль качества, производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных средств.

Частью 1 статьи 13 Федерального закона N 61-ФЗ установлено, что в Российской Федерации допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, реклама, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 39 статьи 4 Федерального закона N 61-ФЗ контрафактное лекарственное средство - лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением законодательства.

В силу части 1 статьи 46 Федерального закона N 61-ФЗ лекарственные препараты, за исключением лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, должны поступать в обращение, если: на их первичной упаковке (за исключением первичной упаковки лекарственных растительных препаратов) хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое, или торговое наименование), номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), срок годности, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия или количество доз; на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указаны наименование лекарственного препарата (международное непатентованное, или группировочное, или химическое и торговое наименования), наименование производителя лекарственного препарата, номер серии, дата выпуска (для иммунобиологических лекарственных препаратов), номер регистрационного удостоверения, срок годности, способ применения, дозировка или концентрация, объем, активность в единицах действия либо количество доз в упаковке, лекарственная форма, условия отпуска, условия хранения, предупредительные надписи.

Статьей 57 Федерального закона N 61-ФЗ установлено, что продажа, в том числе контрафактных лекарственных средств, запрещается.

Согласно Перечню лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, утвержденного приказом Минздрава России от 22.04.2014 N 183н, к иным лекарственным средствам, подлежащим предметно-количественному учету относится, в том числе, лекарственный препарат "Прегабалин" ("Лирика").

При вынесении судебных актов суды установили, что обнаруженный в ходе проведения осмотра лекарственный препарат "Лирика" имеет признаки контрафактности, а именно: препарат имеет первичную упаковку с надписью "Лирика 300 мг", вторичная (потребительская) упаковка на 22 блистера лекарственного средства "Лирика 300 мг" отсутствует, в связи с чем не имеется информации, предусмотренной на вторичной (потребительской) упаковке. На 2 капсулах лекарственного средства "Лирика" дозировкой 300 мг отсутствует указание серии.

Кроме того, в ходе проведения проверки также установлено, что предусмотренный действующим законодательством журнал учета препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, обществом не представлен ввиду его отсутствия.

Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта реализации обществом лекарственных препаратов в отсутствие обязательных указаний маркировки, а также соответствующей документации, повреждающей легальность их происхождения, что свидетельствует о контрафактности спорной продукции, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 Кодекса.

Доказательства наличия объективных причин, препятствующих соблюдению обществом требований действующего законодательства в области осуществляемой деятельности, не представлены. Доказательства, свидетельствующие о принятии заявителем полного комплекса мер, направленных на соблюдение установленных законом требований, в материалах дела отсутствуют.

При вынесении судебных актов суды пришли к обоснованному выводу о том, что, поскольку представленными в материалы дела доказательствами подтверждается контрафактность изъятых у общества лекарственных препаратов, то указанная продукция, поименованная в протоколе осмотра места происшествия от 24.09.2019, подлежат уничтожению.

Довод общества о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу в связи с наличием вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-52532/2019 изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный.

При этом суды указали, что на основании первоначальных материалов проверки, подтверждающих факт реализации обществом контрафактных лекарственных препаратов, контролирующим органом составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2019 N 305/19 по части 1 статьи 6.33 Кодекса, на основании которого общество в рамках настоящего дела привлечено к административной ответственности.

В свою очередь указанное обстоятельство при соблюдении иных административных процедур не является процессуальным нарушением и не препятствует привлечению лица к административной ответственности в пределах соответствующего срока давности.

Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.

Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 по делу N А32-711/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

М.В. Посаженников

 

Судьи

Л.Н. Воловик
Т.Н. Драбо

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суды пришли к обоснованному выводу о доказанности факта реализации обществом лекарственных препаратов в отсутствие обязательных указаний маркировки, а также соответствующей документации, повреждающей легальность их происхождения, что свидетельствует о контрафактности спорной продукции, и, как следствие, о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.33 Кодекса.

...

Довод общества о наличии правовых оснований для прекращения производства по делу в связи с наличием вступивших в законную силу судебных актов по делу N А32-52532/2019 изучен судами и правомерно отклонен как несостоятельный.

При этом суды указали, что на основании первоначальных материалов проверки, подтверждающих факт реализации обществом контрафактных лекарственных препаратов, контролирующим органом составлен протокол об административном правонарушении от 26.12.2019 N 305/19 по части 1 статьи 6.33 Кодекса, на основании которого общество в рамках настоящего дела привлечено к административной ответственности."