г. Краснодар |
|
17 декабря 2020 г. |
Дело N А32-20435/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 декабря 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Артамкиной Е.В. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от ответчика - Гирейского закрытого акционерного общества "Железобетон" (ИНН 2329000209, ОГРН 1022303585490) - Джикии О.И. (доверенность от 27.07.2020), от третьего лица - муниципального предприятия "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район - Вчерашнего Р.В. (доверенность от 17.02.2020), в отсутствие истца - администрации Красносельского городского поселения Гулькевичского района (ИНН 2329019626, ОГРН 1052316363824), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" (ИНН 2329021960, ОГРН 1072329001062), третьих лиц - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Гирейского закрытого акционерного общества "Железобетон" и общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А32-20435/2018, установил следующее.
Администрация Красносельского городского поселения Гулькевичского района (далее - администрация) обратилась в арбитражный суд с иском к ООО "Водоканал" (далее - общество) и Гирейскому ЗАО "Железобетон" (далее - акционерное общество) о признании недействительным договора купли-продажи объектов недвижимости от 01.06.2012 (далее - договор купли-продажи), дополнительного соглашения от 15.04.2013 N 1 к договору купли-продажи, дополнительного соглашения от 05.06.2014 N 1 к договору купли-продажи, дополнительного соглашения от 05.06.2014 N 2 к договору купли-продажи, заключенных акционерным обществом и обществом, и применении последствий недействительности ничтожной сделки посредством аннулирования в ЕГРН регистрационных записей о праве собственности общества на спорное имущество.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МП "Водоканал" муниципального образования Гулькевичский район (далее - предприятие), МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея и Управление Росреестра по Краснодарскому краю.
Решением суда от 21.07.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.10.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе акционерное общество просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, администрация пропустила срок исковой давности; правопредшественник акционерного общества не относился к сельскохозяйственной организации либо к государственно-кооперативному (кооперативно-государственному) предприятию агропромышленного комплекса. Спорное имущество входило в состав имущества правопредшественника акционерного общества. Суды не дали оценку плану приватизации государственных и муниципальных предприятий, договору купли-продажи от 23.11.1992 N 273, акту оценки стоимости зданий и сооружений, акту оценки стоимости машин, оборудования и других основных средств, инвентарным карточкам.
В кассационной жалобе общество просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что администрация пропустила срок исковой давности. Истцом избран ненадлежащий способ защиты права. Проблемы с эксплуатацией объектов водоснабжения отсутствуют.
В отзывах на кассационные жалобы администрация и предприятие указали на их несостоятельность, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представители общества и предприятия поддержали соответственно доводы жалобы и отзыва.
ООО "Водоканал" заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с отсутствием возможности непосредственного участия в судебном заседании.
Окружной суд, рассмотрев ходатайство общества, не находит оснований для его удовлетворения ввиду следующего.
В силу части 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине. Арбитражный суд также может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса (часть 5 статьи 158 Кодекса).
В соответствии с частью 3 статьи 284 Кодекса неявка в судебное заседание кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
Общество извещено о времени и месте судебного заседания, что, в частности, подтверждается содержанием его ходатайства.
Доводы, по которым общество не согласно с судебными актами, изложены в тексте кассационной жалобы. Обязательное личное участие представителей в судебном заседании кассационной инстанции не требуется, поскольку окружной суд проверяет правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 Кодекса). Представление в суд кассационный инстанции новых доказательств нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд округа считает, что препятствия для рассмотрения жалоб отсутствуют.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и судами установлено, что согласно постановлению главы администрации от 02.02.1993 N 89 "О регистрации устава Гирейского акционерного общества закрытого типа "Железобетон" принято решение от 02.02.1993 о регистрации устава акционерного общества.
13 ноября 2002 года в ЕГРЮЛ внесены сведения об акционерном общества как о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.
Акционерное общество (продавец) и общество (покупатель) заключили договор купли-продажи, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить в соответствии с условиями данного договора недвижимое имущество, именуемое в дальнейшем "объекты", расположенные по адресу: Краснодарский край, Гулькевичский район, п. Красносельский, ул. Строителей, 10.
Согласно акту от 01.06.2012 продавец передал покупателю имущество в качественном состоянии.
Акционерное общество и общество заключили к договору купли-продажи дополнительные соглашения от 15.04.2013 N 1, от 05.06.2014 N 1 и от 05.06.2014 N 2.
Ссылаясь на то, что спорное имущество не могло поступить в собственность акционерного общества в порядке приватизации государственного предприятия в силу положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1, согласно которым объекты водопроводно-канализационного хозяйства отнесены к собственности соответствующего муниципального образования, и акционерное общество не могло распорядиться спорным имуществом в пользу общества, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права обратившегося в суд лица (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса).
Согласно статье 166 Гражданского кодекса сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу статьи 168 Гражданского кодекса за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии со статьей 93 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года социалистическая собственность подразделялась на государственную (общенародную) собственность, колхозно-кооперативную собственность, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Согласно статьям 94 и 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года государство является единым собственником всего государственного имущества. Земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Государству принадлежат основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства.
В силу пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1) объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно пункту 4 части 1 приложения N 3 к постановлению N 3020-1 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, относятся к муниципальной собственности.
Пунктом 5 постановления N 3020-1 установлено, что оформление передачи объектов, указанных в пункте 2 постановления, в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" утверждено Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества (далее - временное положение).
Согласно пункту 4.2 временного положения в состав имущества государственного, муниципального предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются и передаются акционерному обществу по договору: объекты, для которых действующим законодательством установлен особый режим приватизации; объекты социально-бытового, социально-культурного назначения.
В соответствии с пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 запрещена приватизация объектов инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, наружного городского освещения), а также предприятий, осуществляющих эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 (далее - постановление N 235) с целью освобождения предприятий от несвойственных им функций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.10.1994 N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (далее - Положение).
Пунктом 2 постановления N 235 установлено, что для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность: предприятия, находящиеся в стадии приватизации, вносят перечни таких объектов в планы приватизации отдельным разделом; предприятия, планы приватизации которых утверждены, вносят в установленном порядке изменения в планы приватизации, включая в них перечни передаваемых объектов.
Согласно пункту 1 названного Положения оно определяет условия и порядок передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и распространяется на приватизированные, находящиеся в стадии приватизации и неприватизируемые предприятия.
В пункте 2 данного Положения установлено, что передаче в муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и приведен перечень имущества, подлежащего передаче.
Таким образом, объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения не подлежали включению в уставный капитал акционерных обществ при приватизации, право собственности на такие объекты у созданных в процессе приватизации обществ не возникало.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Кодекса представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суды установили, что спорное имущество (объекты коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры) создано с 1963 по 1972 годы, на основании постановления N 3020-1 (приложение N 3) относится к муниципальной собственности и находится в фактическом владении истца (предприятие является опосредованным владельцем спорного имущества с согласия администрации). С учетом специфики спорного имущества и его постоянной эксплуатации в целях удовлетворения потребностей муниципального образования ответчиками не доказан факт утраты администрацией фактического владения спорным имуществом (непосредственно ответчиками эксплуатация спорного имущества не осуществлялась). Суды указали, что акционерное общество в нарушение установленного законом порядка приватизации осуществило распоряжение спорным имуществом, производя его отчуждение обществу, а также допустило нарушение публичных интересов. Доказательства строительства спорных объектов за счет средств акционерного общества исключительно для его нужд не представлены.
Основания для несогласия с выводами нижестоящих судов, сделанными с учетом оценки имеющихся в деле доказательств и установленных обстоятельств, у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Доводы кассационных жалоб, в том числе о пропуске администрацией срока исковой давности, полностью повторяют доводы апелляционных жалоб, им дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции с отражением в обжалуемом судебном акте исчерпывающих мотивов их отклонения.
Аргументы заявителей по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" об отложении судебного заседания оставить без удовлетворения.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2020 по делу N А32-20435/2018 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Е.В. Артамкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что спорное имущество (объекты коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры) создано с 1963 по 1972 годы, на основании постановления N 3020-1 (приложение N 3) относится к муниципальной собственности и находится в фактическом владении истца (предприятие является опосредованным владельцем спорного имущества с согласия администрации). С учетом специфики спорного имущества и его постоянной эксплуатации в целях удовлетворения потребностей муниципального образования ответчиками не доказан факт утраты администрацией фактического владения спорным имуществом (непосредственно ответчиками эксплуатация спорного имущества не осуществлялась). Суды указали, что акционерное общество в нарушение установленного законом порядка приватизации осуществило распоряжение спорным имуществом, производя его отчуждение обществу, а также допустило нарушение публичных интересов. Доказательства строительства спорных объектов за счет средств акционерного общества исключительно для его нужд не представлены.
...
Аргументы заявителей по существу направлены на переоценку доказательств, которые суды первой и апелляционной инстанций оценили с соблюдением норм главы 7 Кодекса, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность обжалуемых судебных актов.
...
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 декабря 2020 г. N Ф08-11319/20 по делу N А32-20435/2018