г. Краснодар |
|
22 января 2021 г. |
Дело N А20-6147/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Денека И.М. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711027218, ОГРН 1020700739344) - Балкарова З.Х. (доверенность от 14.01.2021), в отсутствие заявителя - общества ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" (ИНН 0726016152, ОГРН 1160726054521) и третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Тетраграф" (ИНН 0721061120), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Нальчик" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А20-6147/2019 (Ф08-11881/2020), установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Нальчик" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республики (далее - управление) с заявлением о признании недействительными и отмене решения от 14.10.2019 N 06/4113 и предписания от 14.10.2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено ООО "Тетраграф".
Решением суда от 01.06.2020 требование общества удовлетворены; признаны незаконными решение N 06/3113 и представление N 06/4114, вынесенные управлением 14.10.2019.
Постановлением апелляционного суда от 01.10.2020 решение суда от 01.06.2020 отменено, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда. По мнению заявителя жалобы, объем поданного потребителю газа в январе 2019 года рассчитан в рамках действующих нормативных документов и правил. Акт поданного газа за январь 2019 года, как и за предыдущие периоды, подписан потребителем без замечаний. Податель жалобы также ссылается на то, что управление вмешалось в спор двух хозяйствующих субъектов.
В судебном заседании представитель управления просил оставить судебный акт без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, общество (поставщик) и ООО "Тетраграф" (покупатель) заключили договор поставки газа от 01.11.2017 N 15-2-07-6830/18-22д, согласно которому поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022, а покупатель - получать (выбирать) и оплачивать газ горючий природный и/или газ горючий природный сухой отбензиненный (пункт 2.1 контракта). Объемы газа и объект поставки указаны в пункте 2.2. договора.
ООО "Тетраграф" обратилось в управление с жалобой на действия общества, связанные с необоснованным отказом в принятии показаний исправного узла учета газа, направлении уведомления с требованием оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения, а также незаконным отключением поставки газа. Согласно данной жалобе узел учета газа, который используется в качестве расчета, принят поставщиком газа без каких-либо претензий, следовательно, у поставщика газа - общества не имелось законных оснований отказывать в произведении расчетов по показаниям узла учета газа, требовать оплаты незаконно начисленной суммы под угрозой отключения, а также отключать газоснабжение здания.
По итогам рассмотрения жалобы ООО "Тетраграф" управление приняло решение от 14.10.2019 по делу N 007/01/10-247/2019, которым действия общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного отказа в принятии показаний узла учета газа, в неправомерном прекращении подачи поставки газа, а также прекращении газа потребителю - ООО "Тетраграф" в отсутствие надлежащего уведомления о предстоящем прекращении подачи газа, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Обществу выдало предписание N 007/01/10-247/2019 о прекращении данного нарушения.
Общество, не согласившись с решением и предписанием управления, обратилось в арбитражный суд. Отказывая в удовлетворении заявления, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (далее - постановление N 30) разъяснено: исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В соответствии с частью 2 пункта 5 постановления N 30 антимонопольный орган не вправе в рамках своей компетенции разрешать гражданско-правовые споры хозяйствующих субъектов.
Суд первой инстанции указал, что вменяемые обществу нарушения в области расчетов за газ не подпадают под признаки злоупотребления доминирующим положением, запрет на которое предусмотрен статьей 10 Закона о защите конкуренции, поскольку возникший по договору поставки газа гражданско-правовой спор не свидетельствует о направленности действий общества на сохранение, либо укрепление своего положения на товарном рынке с использованием запрещенных методов, негативно воздействующих на конкурентную среду и наносящий ущерб контрагентам.
Вместе с тем апелляционный суд обоснованно указал следующее.
Согласно статье 26 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Пунктом 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Закона о газоснабжении предусмотрена возможность прекращения или ограничения подачи энергии (поставки газа) в случае ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств по договору, в том числе и в случаях неоплаты потребленной абонентами энергии.
Пунктом 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162), предусмотрено полное прекращение поставки газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения. Исходя из толкования данного пункта Правил N 162 прекратить подачу газа можно только за неоплату фактически поставленного газа.
В соответствии с пунктом "е" пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 (далее - Правила N 1245) основаниями для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.
Апелляционный суд установил, что по условиям договора на поставку газа от 01.11.2017 N 15-2-07-6830/18-22д количество поставляемого газа (объем) определяется по узлу учета газа поставщика, установленного у покупателя. При неисправности или отсутствии узлов учета газа у поставщика, а также при несоответствии их требованиях действующих нормативных документов объем газа определяется по контрольно-измерительным приборам покупателя. При отсутствии либо неисправности контрольно-измерительных приборов, по которым производится определение количества газа, а также отсутствия действующего поверительного клейма, отсутствии или нарушении пломб, установленных поставщиком на узлах учета газа или задвижках байпасов узлов учета, на вводных задвижках, несоответствии узла учета газа требованиям действующих нормативно-технических документов, непредставлении покупателем данных о расходе газа, а также при не допуске представителей поставщика к газопотребляющему оборудованию и к узлу учета газа, количество поставляемого газа определяется по проектной мощности неопломбированного газопотребляющих установок исходя из времени, в течение которого подавался газ в период отсутствия либо неисправности средств измерения.
Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что определение количества газа (объема) производится по контрольно-измерительным приборам, указанным в технической соглашении, подписанным сторонами (приложение N 4) в соответствии с требованиями ГОСТ 8.586.1-5 2005, ГОСТ 8.741-2011, ГОСТ 8.740-2011 во взаимосвязи с ГОСТ 30319.0-96, с учетом ГОСТ 31369-2008 (ИСО 6976:1995), ГОСТ 8.915-2016 и ГОСТ 31370-2008 (ИСО 10715:1997) и иными нормативными документами, вступившими в силу в течение действия договора.
Измерение расхода и объема потребляемого газа должно производиться только по методикам выполнения измерений, аттестованным в установленном порядке.
Поставщик направляет покупателю уведомление за семь дней о предстоящей поверке средства измерения. Поставщик не позднее 5-го числа месяца, следующего за месяцем поставки газа, составляет акт поданного - принятого газа и сводный акт поданного-принятого газа, в которых отражаются объемы по каждому ресурсу газа отдельно с разбивкой по каждому месту передачи газа/по каждой точке подключения с указанием ОТС. В случае не подписания и/или непредставления оригиналов актов поданного-принятого газа покупателем до 24-00 (время московское) 5 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа или мотивированного отказа от их подписания, акты поданного-принятого газа считаются принятыми покупателем не условиям, указанных в них. Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Апелляционный суд установил, что общество направило в адрес ООО "Тетраграф" уведомление от 13.05.2019 N 13/1968-ЗВ о предстоящем отключении газоснабжения с 2 часов 00 минут 25.05.2019. ООО "Тетраграф" направило в адрес общества письмо от 11.06.2019 N 40 с просьбой прекратить начисление по мощности газопотребляющего оборудования за январь 2019 года так как, имеется газовое оборудование не пригодное к эксплуатации, в связи с неисправностью, о чем имеется заключение ИП Евтухович А.В., а также учесть показания фактические показания узла учета газа за январь 2019 года.
Письмом от 24.06.2019 N 15/2497-АД общество отказало ООО "Тетраграф" в принятии показаний узла учета газа за январь 2019 года и 21.06.2019 отключило от газоснабжения потребителя, о чем составлен акт об изменении режима газоснабжения от 21.06.2019 N 185 со ссылкой на наличие задолженности в размере 159 242 рубля 66 копеек.
В соответствии с пунктом 7 Правил N 1245 полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком. Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа.
В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 названных Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (пункт 8 Правил N 1245).
Вместе с тем, как установлено судом апелляционной инстанции, в уведомлении общества от 13.05.2019 говорилось о предстоящем отключении потребителя от газоснабжения с 25.05.2019; уведомление о предстоящем отключении ООО "Тетраграф" от газоснабжения 21.06.2019 поставщик газа в адрес потребителя не направлял. Кроме того, общество не представило доказательства того, что потребитель нарушил исполнение обязательств по оплате поставляемого газа более 3 раз в течение 12 месяцев, как это требует пункт "е" пункта 2 Правил N 1245. Таким образом, прекращением подачи газа общество нарушило порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленный Правилами N 1245, что выразилось в прекращении поставки газа на дату (21.06.2019), не соответствующую дате, указанной в уведомлении от 13.05.2019, а также в отсутствие надлежащего уведомления потребителя о предстоящем прекращении подачи газа 21.06.2019.
В целях установления доли, занимаемой обществом на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики управление в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 провело анализ и оценку состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики, который выявил доминирующее положение общества, доля которого составила 100%. В соответствии с аналитическим отчетом от 27.08.2019 единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является общество. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд пришел к верному выводу о том, что действия общества по прекращению поставки газа абоненту без установленных оснований, и с нарушением порядка уведомления совершены лицом, занимающим доминирующее положение, вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, нарушают требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и ущемляют интересы потребителя, в связи с чем правомерно указал на законность и обоснованность решения и предписания управления. Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суд оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебного акта (статья 288 Кодекса), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2020 по делу N А20-6147/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
И.М. Денека |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В целях установления доли, занимаемой обществом на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики управление в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 провело анализ и оценку состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики, который выявил доминирующее положение общества, доля которого составила 100%. В соответствии с аналитическим отчетом от 27.08.2019 единственным поставщиком природного газа на территории Кабардино-Балкарской республики является общество. Таким образом, общество занимает доминирующее положение на товарном рынке, обязано соблюдать запреты и ограничения, установленные антимонопольным законодательством. Анализ состояния конкуренции на рынке оптовой реализации природного газа для профессионального потребления (производственных нужд) в границах Кабардино-Балкарской Республики свидетельствует о том, что указанный рынок относится к рынкам с неразвитой конкуренцией."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 января 2021 г. N Ф08-11881/20 по делу N А20-6147/2019