г. Краснодар |
|
25 марта 2021 г. |
Дело N А32-50839/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Аваряскина В.В. и Афониной Е.И., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье" (ИНН 2365013122, ОГРН 1082365002720) - Тарасенко В.Н. (директор), ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 2365025520, ОГРН 1162365050462) - Лысикова С.С. (доверенность от 11.01.2021), в отсутствие ответчика - ООО УК "Коловрат" (ИНН 9102002821, ОГРН 1149102003379), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Приморье" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А32-50839/2019, установил следующее.
ООО УК "Приморье" обратилось к АО "УК "Жилкомсервис", ООО УК "Коловрат" с требованием обязать ООО "УК "Жилкомсервис" и ООО УК "Коловрат" в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта предоставить, а в случае отсутствия - восстановить и передать ООО УК "Приморье" на основании двухстороннего акта приема-передачи, техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе, в том числе:
- оригиналы документов технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- заверенные копии документов (актов) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- заверенные копии актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- акты допуска электроустановки в эксплуатацию и протоколы последнего замера сопротивления изоляции проводов, паспорта систем отопления и узлов присоединения, паспорта учета водоснабжения со всеми приложениями, а также схемы внутридомовых инженерных сетей с предоставлением актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведение);
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную территориальным органом Государственного земельного кадастра;
- заверенные копии документов о размере платежей за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальные услуги, полученных от собственников помещений и об их перечислении поставщикам энергоресурсов; актов сверок показаний приборов учета; актов сверок начислений; сальдовых остатках за потребленные собственниками жилищно-коммунальные услуги; актов сверок показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов; справки о наличии либо отсутствии накопленных на специальном счете денежных средств, перечисленных собственниками помещений для проведения капитального ремонта дома;
- оригинал технического паспорта на дом с экспликацией и поэтажными планами;
- заверенные копии актов ввода общедомовых приборов учета потребленных энергоресурсов (горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии) в эксплуатацию и постановки их на коммерческий учет;
- оригинал паспорта узла учета тепловой энергии;
- договор на техническое обслуживание жилого дома N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе;
- оригиналы протоколов общих собраний, бюллетеней голосований, листов подсчета голосов и иных документов общих собраний собственников;
- оригинал реестра собственников помещений;
- оригиналы журналов (книг) учета заявлений, жалоб и предложений (при их наличии);
а также предоставить отчеты по собранным и затраченным денежным средствам с 2015 года по содержанию и текущему ремонту дома, с подтверждающими документами права расходования денежных средств.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции в судебном заседании 07.07.2020 ООО УК "Приморье" уточнило заявленные исковые требования, указав на то, что они предъявлены к ООО "УК "Жилкомсервис". Уточненные требования приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 19.08.2020, оставленным без изменения постановлением от 23.11.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции указал на то, что обязанность по восстановлению и передаче истцу технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникла у ООО УК "Коловрат", так как такая документация передавалась предыдущей компанией ООО УК "Жилкомсервис", ООО УК "Коловрат" злоупотребило своим положением и ее утратила.
Не согласившись с принятыми судебными актами ООО УК "Приморье" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что факт уничтожения технической документации не снимает с ООО "УК "Жилкомсервис" обязанности по ее восстановлению и передаче истцу; ответчик нарушил порядок передачи документации от прежней управляющей компании к вновь избранной, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами", отказывался предоставить оригиналы технической документации, неоднократно уклонялся от явки в офис для подписания акта приема-передачи документации, то есть всячески уклонялся от исполнения обязанности по передаче имеющейся в его распоряжении технической документации. Кроме того заявитель указывает, что суды не исследовали обстоятельства направления ответчиком испрашиваемой документации; не учли, что ООО УК "Коловрат" принято решение об изменении адреса места нахождения юридического лица, однако в ЕГРЮЛ отсутствует запись о внесении сведений об изменении местонахождения, в связи с чем пришли к ошибочному выводу об уклонении ООО УК "Коловрат" от приема технической документации.
В отзыве на жалобу ООО "УК "Жилкомсервис" сослалось на несостоятельность ее доводов.
В судебном заседании представитель истца настаивал на доводах жалобы, представитель ООО "УК "Жилкомсервис" просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает их подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, регламентирован Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктами 18, 19 раздела 5 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления МКД, истечения срока договора управления МКД или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая МКД и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а (1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в (1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, согласно пункту 26 Правил N 491, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
д (1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
д (2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
д (3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 22 Правил N 416 установлено, что передача технической документации на многоквартирный дом осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 данных Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации обязанность управлявшей многоквартирным домом организации, в управлении которой МКД находился ранее, по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и та ее утратила (определение от 22.04.2016 N 303-ЭС16-3028;
от 27.08.2018 N 308-ЭС18-13698).
Соответственно, в предмет доказывания по настоящему делу входит, в частности, установление факта передачи соответствующей документации на многоквартирный дом ответчику и факт нахождения данной документации у него в настоящее время.
Суды установили и материалам дела соответствует, что управление жилым домом, расположенным в Краснодарском крае, городе Туапсе, по адресу ул. Красной Армии, д. 13 до 15.01.2018 осуществляло ООО "УК "Жилкомсервис" (фактически договор управления расторгнут с 01.02.2018); с 16.01.2018 ООО УК "Коловрат" (до переименования ООО УК "ЖилКомСервис") на основании решения внеочередного собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 11.12.2017 N 1, приступило к исполнению обязанностей 01.02.2018.
В настоящий момент жилой дом находится под управлением ООО УК "Приморье" на основании оформленного протоколом от 27.06.2018 решения собственников МКД о выборе ООО УК "Приморье" в качестве управляющей организации с 01.07.2018;
ООО УК "Приморье" приступило к исполнению обязанностей 01.09.2018.
Поскольку ООО "УК "Жилкомсервис" в установленном законом порядке не передало документацию ООО УК "Коловрат" (предшественнику ООО УК "Приморье"), истец уточнил заявленные требования в суде первой инстанции, исключив из числа ответчиков ООО УК "Коловрат".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что предшественник истца ООО УК "Коловрат" не обращалось в арбитражный суд с иском об истребовании документов у ООО "УК "Жилкомсервис", уклонялось от подписания акта приема-передачи документов, в связи с чем, ООО "УК "Жилкомсервис" приняло исчерпывающие меры по направлению технической документации в адрес уклоняющейся от подписания акта стороны посредством почтовой связи.
Поскольку бандероль по истечении установленного срока хранения уничтожена сотрудниками почты по причине невостребования, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика передать истцу техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а в случае их отсутствия - восстановить и передать такие документы, в связи с тем, что ООО УК "Коловрат" злоупотребило своим положением и утратило направленные ООО "УК "Жилкомсервис" посредством почты документы.
Между тем, при разрешении настоящего спора суды не дали надлежащей правовой оценки доводам истца о том, что в нарушение требований действующего законодательства ООО "УК "Жилкомсервис" не передало документацию вновь избранной управляющей организации ООО УК "Коловрат", несмотря на неоднократное истребование последним спорной документации (т. 2 л. д. 21 - 42).
Истец в обоснование заявленных требований также представил акты об отказе передачи технической документации многоквартирного дома от 09.03.2018, от 23.03.2018 по причине неявки представителей ООО "УК Жилкомсервис", подписанные, в том числе, собственниками многоквартирного дома.
Кроме того, суды не дали оценку обращениям ООО УК "Коловрат" (до переименования ООО "УК ЖилКомСервис" ИНН 9102002821) к государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 21.02.2018 исх. N 15, от 19.03.2018 исх. N 24, от 26.03.2018 исх. N 29, от 24.04.2018 исх. N 42 и к Туапсинской межрайонной прокуратуре от 21.02.2018 исх. N 16 с просьбой провести проверку законности действий ООО "УК "Жилкомсервис", выразившихся в отказе передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы.
Необоснованно не исследовано то обстоятельство, что по факту непередачи ООО "УК Жилкомсервис" (ИНН 2365025520) документов Туапсинским городским судом Краснодарского края возбуждалось гражданское дело.
Таким образом, выводы судов об уклонении ООО УК "Коловрат" от приема технической документации и иных документов, связанных с управлением домом, преждевременны, сделаны без учета юридически значимых обстоятельств, исследования и оценки всех имеющихся в материалах дела доказательств и доводов сторон, в связи с чем, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Поскольку решение вопросов пользования имуществом многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, без спорной документации затруднительно, таким образом, в случае если документация не была передана в установленном законом порядке, истец вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач.
Вопреки выводам судов, отсутствие или утрата управляющей компанией документации, связанной с управлением многоквартирным домом, не может являться основанием для прекращения обязанности передать документацию вновь избранной управляющей компании. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
Аналогичный правовой подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2020 N 304-ЭС20-12551, от 11.09.2020 N 301-ЭС20-11438.
Кроме того, суды при разрешении спора не учли доводы истца о том, что ООО "УК Жилкомсервис" (ИНН 2365025520) направил бандероль не по юридическому адресу ООО "Короврат".
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 названного закона при смене юридического адреса сначала в регистрирующий орган подается заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения с приложением такого решения. Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
По смыслу приведенной нормы права внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии юридическим лицом решения об изменении его места нахождения свидетельствует исключительно о выраженной воле участниками этого лица и является промежуточным этапом, предшествующим непосредственной процедуре государственной регистрации внесенных изменений. При этом срок, до истечения которого не может быть произведена государственная регистрация изменения адреса юридического лица, обеспечивает защиту третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими действиями.
Суды не учли, что в отношении ООО УК "Коловрат" в ЕГРЮЛ имеется запись ГРН 1149102003379 от 14.05.2015 о том, что общество приняло решение об изменении своего места нахождения, однако новый адрес общества в государственный реестр не внесен.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, сделаны при неполном выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, что привело к принятию неправильных судебных актов, в связи с чем обжалуемые решение и постановление в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела судам необходимо дать мотивированную оценку доводам истца об уклонении ответчика от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением домом документов, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора с учетом приведенной правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А32-50839/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы права внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии юридическим лицом решения об изменении его места нахождения свидетельствует исключительно о выраженной воле участниками этого лица и является промежуточным этапом, предшествующим непосредственной процедуре государственной регистрации внесенных изменений. При этом срок, до истечения которого не может быть произведена государственная регистрация изменения адреса юридического лица, обеспечивает защиту третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими действиями.
...
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 марта 2021 г. N Ф08-1232/21 по делу N А32-50839/2019
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3693/2022
31.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21842/2021
20.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1232/2021
23.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16230/20
19.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19