город Ростов-на-Дону |
|
31 января 2022 г. |
дело N А32-50839/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 января 2022 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Попова А.А.. Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
при участии:
от истца - директор Тарасенко В.Н.,
от ответчика - ООО "УК "Жилкомсервис" - представитель Лысиков С.С. по доверенности от 10 января 2022 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания "Жилкомсервис"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 20 октября 2021 года по делу N А32-50839/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приморье" (ИНН 2365012930)
к ответчикам: обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 2365012930), обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коловрат" (ИНН 9102002821),
об обязании передать документацию,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Приморье" обратилось к акционерному обществу "Управляющая компания "Жилкомсервис", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коловрат" с требованием обязать ООО "УК "Жилкомсервис" и ООО УК "Коловрат" в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта предоставить, а в случае отсутствия - восстановить и передать ООО УК "Приморье" на основании двухстороннего акта приема-передачи, техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе, в том числе:
- оригиналы документов технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- заверенные копии документов (актов) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- заверенные копии актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- акты допуска электроустановки в эксплуатацию и протоколы последнего замера сопротивления изоляции проводов, паспорта систем отопления и узлов присоединения, паспорта учета водоснабжения со всеми приложениями, а также схемы внутридомовых инженерных сетей с предоставлением актов разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию (электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведение);
- копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную территориальным органом Государственного земельного кадастра;
- заверенные копии документов о размере платежей за содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и коммунальные услуги, полученных от собственников помещений и об их перечислении поставщикам энергоресурсов; актов сверок показаний приборов учета; актов сверок начислений; сальдовых остатках за потребленные собственниками жилищно-коммунальные услуги; актов сверок показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов; справки о наличии либо отсутствии накопленных на специальном счете денежных средств, перечисленных собственниками помещений для проведения капитального ремонта дома;
- оригинал технического паспорта на дом с экспликацией и поэтажными планами;
- заверенные копии актов ввода общедомовых приборов учета потребленных энергоресурсов (горячей и холодной воды, тепловой и электрической энергии) в эксплуатацию и постановки их на коммерческий учет;
- оригинал паспорта узла учета тепловой энергии;
- договор на техническое обслуживание жилого дома N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе;
- оригиналы протоколов общих собраний, бюллетеней голосований, листов подсчета голосов и иных документов общих собраний собственников;
- оригинал реестра собственников помещений;
- оригиналы журналов (книг) учета заявлений, жалоб и предложений (при их наличии);
а также предоставить отчеты по собранным и затраченным денежным средствам с 2015 года по содержанию и текущему ремонту дома, с подтверждающими документами права расходования денежных средств.
В ходе рассмотрения спора судом первой инстанции в судебном заседании 07.07.2020 ООО УК "Приморье" уточнило заявленные исковые требования, указав на то, что они предъявлены к ООО "УК "Жилкомсервис". Уточненные требования приняты судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.08.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции указал на то, что обязанность по восстановлению и передаче истцу технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникла у ООО УК "Коловрат", так как такая документация передавалась предыдущей компанией ООО УК "Жилкомсервис", ООО УК "Коловрат" злоупотребило своим положением и ее утратило.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.03.2021 указанные судебные акты отменены, а дело направлено для рассмотрения в арбитражный суд первой инстанции.
Суд кассационной инстанции указал: " при разрешении настоящего спора суды не дали надлежащей правовой оценки доводам истца о том, что в нарушение требований действующего законодательства ООО "УК "Жилкомсервис" не передало документацию вновь избранной управляющей организации ООО УК "Коловрат", несмотря на неоднократное истребование последним спорной документации (т. 2 л.д. 21 - 42).
Истец в обоснование заявленных требований также представил акты об отказе передачи технической документации многоквартирного дома от 09.03.2018, от 23.03.2018 по причине неявки представителей ООО "УК Жилкомсервис", подписанные, в том числе, собственниками многоквартирного дома.
Кроме того, суды не дали оценку обращениям ООО УК "Коловрат" (до переименования ООО "УК ЖилКомСервис" ИНН 9102002821) к государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 21.02.2018 исх. N 15, от 19.03.2018 исх. N 24, от 26.03.2018 исх. N 29, от 24.04.2018 исх. N 42 и к Туапсинской межрайонной прокуратуре от 21.02.2018 исх. N 16 с просьбой провести проверку законности действий ООО "УК "Жилкомсервис", выразившихся в отказе передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы.
Необоснованно не исследовано то обстоятельство, что по факту непередачи ООО "УК Жилкомсервис" (ИНН 2365025520) документов Туапсинским городским судом Краснодарского края возбуждалось гражданское дело.
Таким образом, выводы судов об уклонении ООО УК "Коловрат" от приема технической документации и иных документов, связанных с управлением домом, преждевременны, сделаны без учета юридически значимых обстоятельств, исследования и оценки всех имеющихся в материалах дела доказательств и доводов сторон, в связи с чем, принятые по делу судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
При новом рассмотрении дела решением от 20.10.2021 Арбитражный суд Краснодарского края постановил обязать открытое акционерное общество "Управляющая компания "Жилкомсервис" (ИНН 2365012930), Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе передать обществу с ограниченной ответственностью управляющей компании "Приморье" (ИНН 2365013122), Краснодарский край, Туапсинский район, г. Туапсе, в 30 - дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта, а в случае отсутсвия восстановить и передать техническую документацию на многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Туапсе, ул. Красной Армии, 13, а именно:
оригинал технического паспорта на МКД N 13 по ул. Красная Армия с экспликацией и поэтажными планами;
акты контрольного съема показания и индивидуальных приборов учетов электроэнергии (в т.ч. информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (техничские характеристики, год установки, акт замены или поверки);
-документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества МКД;
выписки из ЕГРН, содержащие сведения о зарегистрированных правах собственников на объекты недвижимости.
В удовлетворении остальной части иска - отказать.
На указанное решение подана апелляционная жалоба ответчиком - ООО "УК Жилкомсервис". Заявитель апелляционной жалобы считает, что на него не может быть возложена обязанность по передаче документации, поскольку установлено, что вся техническая документация была направлена ООО "УК "Приморье" ы адрес ООО "УК Коловрат"по почте, однако представитель не забирал отправление в почтовом отделении. Бандероль была уничтожена сотрудниками почты по причине истечения срока хранения. Суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о необходимости обязания ООО УК "Жилкомсервис" восстановить документацию. У истца отсутствуют полномочия по предъявлению иска, поскольку протокол общего собрания от 27.06.2018 наделяет истца правом истребования документации у ООО "УК "Коловрат", а не у ООО "УК "Жилкомсервис". Ответчик считает действия истца злоупотреблением правом. Суд неправильно определил спорные правоотношения и неправильно применил материальный закон.
На апелляционную жалобу подан отзыв истца, в котором указывается на правильность разрешения дела. Вместе с тем в отзыве указывается, что суд первой инстанции необоснованно отказал в требовании о передаче схем внутридомовых инженерных сетей, протоколом измерения вентиляции, протоколом измерения сопротивления электросетей.
Согласно разъяснению, данному в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции": " Вместе с тем следует принимать во внимание, что при наличии в пояснениях к жалобе доводов, касающихся обжалования судебного акта в иной части, чем та, которая указана в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции осуществляет проверку судебного акта в пределах, определяемых апелляционной жалобой и доводами, содержащимися в пояснениях".
При таких обстоятельствах апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции и в части, которая не обжалована ответчиком, относительно довода истца о неправильном отказе в передаче ряда документов.
В судебном заседании апелляционной инстанции стороны поддержали свои правовые позиции.
ООО "УК "Коловрат" о времени и месте рассмотрения дела считается извещенным, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.06.2018 годасобственники помещений многоквартирного дома (далее - МКД) N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе, оформленное протоколом от 27.06.2018 о выборе ООО "Управляющая компания "Приморье" в качестве управляющей организации, заключении договор управления и передачи технической документации от ООО "УК "ЖилКомСервис" (далее ООО "Коловрат") истцу (далее ООО УК "Приморье"). 01.09.2018 года истец приступил к управлению указанным многоквартирным домом. 27.06.2019 года ООО УК "Приморье" в адрес ООО УК "Коловрат" была передана претензия о передаче технической документации на многоквартирный дом N13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе. 02.07.2019 года ООО УК "Коловрат" сообщил, что техническая документация в его адрес не поступало и предоставил переписку с ООО УК "Жилкомсервис".
15.08.2019 года ООО УК "Приморье" в адрес ООО УК "Жилкомсервис" направлена претензия о передаче технической документации на многоквартирный дом N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе. 23.08.2019 года получен ответ, что вся техническая документация была передана посредством почтового отправления в адрес ООО УК "Коловрат" с приложением светокопий отправленных писем.
До настоящего времени в адрес ООО УК "Приморье" не поступила необходимая для управления МКД N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе техническая документация, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик УК "Жилкомсервис" ссылается, что согласно приказа N 2 от 01.02.2018 года "О снятии с обслуживания ООО УК "Жилкомсервис" МКД г. Туапсе, ул. Красная Армия, 13" договор по управлению расторгнут.
Одновременно с этим к управлению данным МКД приступил ООО "ЖилКомСервис", в настоящее время ООО УК "Коловрат".
По вопросу передачи технической документации ООО УК "Жилкомсервис" неоднократно направлялись письма (N 717 от 12.03.2018 г., N 763 от 19.03.2018 г, N 965 от 06.04.2018 г., N 1273 от 14.05.2018 г.) вновь избранной управляющей компании УК "ЖилКомСервис" о необходимости получить техническую документацию. После разъяснений начальника отдела лицензионной деятельности Госжилинспекции Краснодарского края А.А. Черных N 75-14505/18-09-16 от 08.05.2018 года, в связи с неоднократным уклонением от подписания акта приема-передачи и получения технической документации многоквартирного жилого дома N 13 по ул. Красной Армии, г. Туапсе другая сторона вправе принять исчерпывающие меры по направлению технической документации в адрес уклоняющейся от подписания акта стороны, любым способом, позволяющим подтвердить получение данного документа, УК "Жилкомсервис" принято решение передать техническую документацию (исх. N1392 от 22.05.2018 г.), в соответствии с п. 24, 26 Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 года N491 "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирного доме и Правил изменение размеры платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", по объекту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул.К. Армии, дом 13.
Ответчик ООО УК "Коловрат" возражал против заявленных требований и сообщил суду, что техническая документация не была направлена в его юридический адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Караимская, 21, а согласно почтового отправления техническая документация направлена по адресу: Туапсинский район, с. Кроянское, ул. Солнечная 1., что не является его юридическим адресом.
Определением от 21.05.2020 года судом первой инстанции было предложено истцу уточнить требования по отношению к каждому из ответчиков, представить на обозрение суда протоколы об избрании в качестве управляющей компании ООО УК "Приморье" и ООО УК "Коловрат".
07.07.2020 года истцом в судебном заседании было заявлено ходатайство об уточнении исковых требований согласно которого просил удовлетворить требования и обязать ООО УК "Жилкомсервис" передать техническую документацию по объекту многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Туапсе, ул.К. Армии, 13.
В силу пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы.
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, регламентирован Правилами осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
В соответствии с пунктами 18, 19 раздела 5 Правил N 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления МКД, истечения срока договора управления МКД или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управляющей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая МКД, и получившая предусмотренное пунктом 18 Правил N 416 уведомление, передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на МКД, иные документы, связанные с управлением МКД, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 Правил N 416, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества, указанному в решении собрания о выборе способа управления МКД по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация в течение трех рабочих дней со дня прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному или жилищно-строительному кооперативу либо иному специализированному потребительскому кооперативу, а в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если данный собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные управлением многоквартирным домом подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 техническая документация многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
а (1)) документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
б) документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, в том числе оборудования для инвалидов и иных маломобильных групп населения, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям, журнал осмотра;
в (1)) акты проверок готовности к отопительному периоду и выданные паспорта готовности многоквартирного дома к отопительному периоду;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, согласно пункту 26 Правил N 491, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
(1)) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, ведение которого предусмотрено частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также составленный с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных список лиц, использующих общее имущество на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме);
(2)) договоры об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
(3)) оригиналы решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме;
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 22 Правил N 416 установлено, что передача технической документации на многоквартирный дом осуществляется по акту приема-передачи, который должен содержать сведения о дате и месте его составления и перечень передаваемых документов.
Согласно пункту 21 Правил N 416 в случае отсутствия у ранее управлявшей многоквартирным домом организации одного или нескольких документов, входящих в состав технической документации на многоквартирный дом, иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, указанных в Правилах N 491, которые были переданы ей в установленном порядке, такая организация обязана в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления, предусмотренного пунктом 18 данных Правил, принять меры к восстановлению таких документов и в порядке, предусмотренном пунктом 22 данных Правил, передать их по отдельному акту приема-передачи организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в этом доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления этим домом.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации обязанность управлявшей многоквартирным домом организации, в управлении которой МКД находился ранее, по восстановлению и передаче новой управляющей организации технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением, возникает только в случае, если такая документация передавалась предыдущей компании и та ее утратила (определение от 22.04.2016 N 303-ЭС16-3028; от 27.08.2018 N 308-ЭС18-13698).
Соответственно, в предмет доказывания по настоящему делу входит, в частности, установление факта передачи соответствующей документации на многоквартирный дом ответчику и факт нахождения данной документации у него в настоящее время.
Судом первой инстанции установлено и материалам дела соответствует, что управление жилым домом, расположенным в Краснодарском крае, городе Туапсе, по адресу ул. Красной Армии, д. 13 до 15.01.2018 осуществляло ООО "УК "Жилкомсервис" (фактически договор управления расторгнут с 01.02.2018); с 16.01.2018 ООО УК "Коловрат" (до переименования ООО УК "ЖилКомСервис") на основании решения внеочередного собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом от 11.12.2017 N 1, приступило к исполнению обязанностей 01.02.2018.
В настоящий момент жилой дом находится под управлением ООО УК "Приморье" на основании оформленного протоколом от 27.06.2018 решения собственников МКД о выборе ООО УК "Приморье" в качестве управляющей организации с 01.07.2018; ООО УК "Приморье" приступило к исполнению обязанностей 01.09.2018.
Поскольку ООО "УК "Жилкомсервис" в установленном законом порядке не передало документацию ООО УК "Коловрат" (предшественнику ООО УК "Приморье"), истец уточнил заявленные требования в суде первой инстанции, исключив из числа ответчиков ООО УК "Коловрат".
В нарушение требований действующего законодательства ООО "УК "Жилкомсервис" не передало документацию вновь избранной управляющей организации УК "Коловрат", несмотря на неоднократное истребование последним спорной документации (т. 2 л. д. 21 - 42).
Истцом в обоснование заявленных требований также представлены акты об отказе передачи технической документации многоквартирного дома от 09.03.2018, от 23.03.2018 по причине неявки представителей ООО "УК Жилкомсервис", подписанные, в том числе, собственниками многоквартирного дома.
Кроме того, ООО УК "Коловрат" (до переименования ООО "УК ЖилКомСервис" ИНН 9102002821) неоднократно обращался к государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 21.02.2018 исх. N 15, от 19.03.2018 исх. N 24, от 26.03.2018 исх. 29, от 24.04.2018 исх. N 42 и к Туапсинской межрайонной прокуратуре от 21.02.2018 исх. N 16 с просьбой провести проверку законности действий ООО "УК "Жилкомсервис", выразившихся в отказе передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением домом документы.
Также, по факту непередачи ООО "УК Жилкомсервис" (ИНН 2365025520) документов Туапсинским городским судом Краснодарского края возбуждалось гражданское дело.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 данной статьи предусмотрено, что одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Поскольку решение вопросов пользования имуществом многоквартирного дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, без спорной документации затруднительно, таким образом, в случае если документация не была передана в установленном законом порядке, истец вправе потребовать техническую документацию для осуществления своих задач.
Отсутствие или утрата управляющей компанией документации, связанной с управлением многоквартирным домом, не может являться основанием для прекращения обязанности передать документацию вновь избранной управляющей компании. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
Аналогичный правовой подход отражен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2020 N 304-ЭС20-12551, от 11.09.2020 N 301-ЭС20-11438.
Кроме того, судом принимается довод истца о том, что ООО "УК Жилкомсервис" (ИНН 2365025520) направил бандероль не по юридическому адресу ООО "Коловрат".
Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлен порядок внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 названного закона при смене юридического адреса сначала в регистрирующий орган подается заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения с приложением такого решения. Документы для государственной регистрации изменения адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, не могут быть представлены в регистрирующий орган до истечения двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о принятии юридическим лицом решения об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица.
По смыслу приведенной нормы права внесение в ЕГРЮЛ записи о принятии юридическим лицом решения об изменении его места нахождения свидетельствует исключительно о выраженной воле участниками этого лица и является промежуточным этапом, предшествующим непосредственной процедуре государственной регистрации внесенных изменений. При этом срок, до истечения которого не может быть произведена государственная регистрация изменения адреса юридического лица, обеспечивает защиту третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть затронуты такими действиями.
В отношении ООО УК "Коловрат" в ЕГРЮЛ имеется запись ГРН 1149102003379 от 14.05.2015 о том, что общество приняло решение об изменении своего места нахождения, однако новый адрес общества в государственный реестр не внесен.
Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица
В силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (пункт 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В ходе рассмотрения дела, истец, заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в котором он просит обязать ответчика в 30-дневный срок с момента вступления в законную силу судебного акта предоставить, а в случае отсутствия -
восстановить и передать на основании двухстороннего акта приема-передачи, техническую и иную документацию на многоквартирный жилой дом N 13 по ул. Красная Армия в г. Туапсе в том числе:
оригинал технического паспорта на МКД N 13 по ул. Красная Армия с экспликацией и поэтажными планами;
документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества МКД;
заверенные копии актов осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
схемы внутридомовых инженерных сетей, протоколы измерения вентиляции, протоколы измерения сопротивления электросетей;
копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную территориальным органом Государственного земельного кадастра;
выписки из ЕГРН, содержащие сведения о зарегистрированных правах собственников на объекты недвижимости.
На основании пункта 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
С учетом изложенного, поступившее суд первой инстанции принял уточнение исковых требований.
В соответствии с п. 10 ст. 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, в частности, вновь созданному товариществу собственников жилья.
Согласно п.27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию.
Отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счёт обязанного лица.
Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 8 ГК РФ и п. 10 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по передаче документации возникает, в частности, при наличии такого юридического факта, как создание товарищества собственников жилья.
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 ГК РФ).
Следовательно, в случае предъявления товариществом собственников жилья требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору (товариществу), а при ее отсутствии восстановить за свой счёт и передать кредитору (товариществу).
Порядок передачи технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, предусмотрен разделом пятым Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 года N 416.
Согласно п. 18, 19 данных Правил в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган жилищного контроля уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая предусмотренное п. 18 настоящих Правил уведомление, передаёт в порядке, предусмотренном п. 22 настоящих Правил, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в под. "б" п.4 настоящих Правил (информацию о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Пункт 22 Правил устанавливает, что организация, ранее управлявшая многоквартирным домом, любым способом, позволяющим достоверно установить, что сообщение исходит от указанной организации, а также подтвердить его получение, уведомляет о дате (не ранее чем через 7 дней со дня направления сообщения), времени и месте передачи технической документации на многоквартирный дом.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Пунктом 24 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
Техническая документация на многоквартирный дом, в частности, включает в себя:
документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными)
приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний;
документы (акты) о приёмке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Оценив материалы дела в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды установили, что состав документации, с требованием о передаче которой истец обратился в арбитражный суд, не противоречит положениям пунктов 24 и 26 Правил N 491 и направлен на возможность определить общий состав имущества дома и на надлежащее выполнение функции управления многоквартирным домом в соответствии с требованиями действующего на момент передачи документов законодательства Российской Федерации, предъявляемым к состоянию имущества.
Передача акта установки и приемки в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии и сведения о проведении его ремонта, замены, поверки, информацию об оснащении помещений в многоквартирном доме индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета, в том числе информацию о каждом установленном индивидуальном, общем (квартирном) приборе учета (технические характеристики, год установки, факт замены или поверки), дату последней проверки технического состояния и последнего контрольного снятия показаний обусловлена правом требования на основании подпункта "а" пункта 24 Правил N 491.
в соответствии с подпунктом "а(1)" пункта 24 Правил N 491 истцу принадлежит право требования передать по акту приема-передачи вышеперечисленные документы на установленные коллективные (общедомовые) приборы учета и сведения о проведении их ремонта, замены, проверки, информацию об оснащении помещений в МКД индивидуальными, общими (квартирными) приборами учета.
Из части 10 статьи 162 ЖК РФ следует, что техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением домом, находятся в ведении управляющей организации.
Из изложенного следует, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по контролю и учету, в том числе показаний коллективных и индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Доказательств отсутствия объективной возможности контролировать (фиксировать) показания индивидуальных приборов учета Ответчиком, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлено.
На основании подпункта "б" пункта 24 Правил N 491 суд первой инстанции признает право требования передать истцу по акту приема-передачи документы о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно пункту 456 раздела 4.1 "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения", утвержденного приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, акты выполненных работ хранятся 5 лет, поэтому истец вправе предъявить такое требование.
Передача выписки из реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом, обусловлена подпунктом "б" пункта 26 Правил N 491. Вне зависимости от наличия или отсутствия зарегистрированных прав на объект недвижимости, данная выписка входит в перечень документации, связанной с управлением МКД, подлежащей передаче.
Апелляционный суд не усматривает оснований для иной оценки доказательств и обстоятельства, установленных судом первой инстанции. Заявитель апелляционной жалобы не привел каких-либо доводов, которые не были бы оценены и разрешены судом первой инстанции.
Ссылка апеллянта на направление документации по почте не может считаться надлежащим исполнением обязательства по смыслу ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку ответчик направил документацию по адресу, который не являлся юридическим адресом новой управляющей компании. То обстоятельство, что после возвращения почтовой бандероли в почтовое отделение ответчика и уничтожение ее после истечения срока хранения, свидетельствует лишь о недолжном уровне работы работников ответчика с почтовыми отправлениями и нежеланием являться за получением таковых в отделение связи.
Вопреки доводу ответчика никаких признаков злоупотребления правом со стороны истца апелляционный суд не усматривает.
Надуманный характер носит и довод апеллянта о том, что решением общего собрания истец уполномочен требовать передачи документации только от ООО "УК "Коловорот".
Указанное право носит не характер делегированного полномочия от собственников многоквартирного жилого дома, а является собственным правом управляющей компании, возникающим непосредственно на основании акта об избрании ее в качестве управляющей компании в силу норм жилищного законодательства ( пункт 10 статьи 162 ЖК РФ).
Вместе с тем апелляционный суд считает правильным довод истца о том, что ему необоснованно отказано в передаче схем внутридомовых инженерных сетей. Согласно пункту 1.5.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 N 5176) к документам длительного хранения относятся схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др.
Таким образом, указанный документ необходим истцу для нормальной эксплуатации здания.
Вместе с тем протоколы измерения вентиляции, протоколы измерения сопротивления электросетей относятся согласно пункту 1.5.2 тех же Правил и норм не относятся к документам длительного хранения и подлежат замене в связи с истечением срока действия. Учитывая, что срок действия такового протокола не превышает трех лет, в настоящее время обязывать ответчика в 2022 года передавать протоколы 2018 и предшествующих годов, не имеется оснований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20 октября 2021 года по делу А32-50839/2019 изменить, дополнив абзац второй резолютивной части решения с указанием перечня документов, подлежащих передаче, а в случае отсутствия - восстановлению, указанием на схемы внутридомовых инженерных сетей.
В остальной части решение арбитражного суда оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-50839/2019
Истец: ИФНС по г. Симферополь, ООО "УК "Возрождение", ООО УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРИМОРЬЕ", ФГУП УФПС Краснодарского края-филиал "Почта России"
Ответчик: ОАО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛКОМСЕРВИС", ООО "УК "Жилкомсервис", ООО УК "Коловрат"
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3693/2022
31.01.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21842/2021
20.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1232/2021
23.11.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16230/20
19.08.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-50839/19