г. Краснодар |
|
30 марта 2021 г. |
Дело N А63-3263/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 марта 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии от заявителя - Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502) - Шмакова И.В. (доверенность от 18.11.2020), в отсутствие представителей органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, Гёгчян Зульфии Беймурзаевны, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Новиковой Татьяны Николаевны, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А63-3263/2020, установил следующее.
Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными изложенных в сообщениях от 03.12.2019 N 26/999/001/2019-215889, от 06.12.2019 N 26/999/001/2019-215883, от 06.12.2019 N 26/999/001/2019-215872 решений об отказе в государственной регистрации договора от 23.08.2019 N 2019/97, 2019/96, 2019/94 аренды земельных участков площадью 194 338 кв. м с кадастровым номером 26:28:020310:89, площадью 181 583 кв. м с кадастровым номером 26:28:020310:88, площадью 299 986 кв. м с кадастровым номером 26:28:020308:9, расположенных по адресу: Ставропольский край, Степновский район, п. Новоиргаклинский, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием под пашней (далее - договоры аренды, земельные участки), о понуждении к осуществлению государственной регистрации договоров аренды.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация), Гёгчян Зульфия Беймурзаевна, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Новикова Татьяна Николаевна.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы тем, что казачье общество является специальным субъектом, обладающим правом на приобретение земельных участков в аренду без проведения торгов и без предварительного опубликования соответствующей информации.
Управление обжаловало решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Заключению с казачьим обществом договоров аренды должно было предшествовать опубликование извещения о предоставлении земельных участков в аренду. К заявлению об осуществлении государственной регистрации договоров аренды земельных участков доказательства опубликования такого извещения не приложено. Несоблюдение публичной процедуры предоставления земельных участков казачьему обществу в аренду послужило основанием для приостановления осуществления государственной регистрации договоров аренды и последующего отказа в этом.
В отзыве на кассационную жалобу казачье общество указывает на ошибочное толкование управлением норм земельного законодательства и отсутствие заявлений иных лиц о предоставлении земельных участков.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что казачье общество, осуществляющее свою деятельность на территории Степновского района Ставропольского края и внесенное в государственный реестр казачьих обществ 19.07.2012 под номером 729120024, обратилось в администрацию с заявлением от 22.07.2019 о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов, приложив к заявлению свидетельства от 19.04.2001, 14.11.2008, 13.11.2008, 19.07.2012 о постановке на учет в налоговом органе, о государственной регистрации некоммерческой организации, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц и о внесении в государственный реестр казачьих обществ. Администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) подписали соответствующие договоры аренды.
Казачье общество обратилось в управление с заявлением об осуществлении государственной регистрации договоров аренды земельных участков. Сообщениями от 30.08.2019 N 26/999/001/2019-215889, от 06.09.2019 N 26/999/001/2019-215883, от 06.09.2019 N 26/999/001/2019-215872 управление известило заявителя о принятых решениях о приостановлении осуществления государственной регистрации договоров аренды ввиду отсутствия доказательств публикации извещения о планируемом предоставлении земельных участков. Казачьему обществу предложено представить доказательства такой публикации. В связи с неустранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления осуществления государственной регистрации договоров аренды, управление приняло решения об отказе в такой регистрации. Решения управления доведены до казачьего общества сообщениями от 03.12.2019 N 26/999/001/2019-215889, от 06.12.2019 N 26/999/001/2019-215883, от 06.12.2019 N 26/999/001/2019-215872.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения казачьего общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании решения органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконным возможно при установлении несоответствия этого решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушения им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1) на основании договора аренды (часть 6 статьи 1). В Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав вносятся сведения о подлежащих государственной регистрации сделках (часть 1 статьи 13). Основаниями для осуществления такой регистрации являются договоры в отношении недвижимого имущества (пункты 2, 8, 9 части 2, пункт 7 части 4 статьи 14). Государственная регистрация обременения объекта недвижимости осуществляется по заявлению лица, в пользу которого оно устанавливается (пункт 2 части 3 статьи 15). Особенностью государственной регистрации аренды недвижимого имущества является ее осуществление посредством регистрации соответствующего договора. С заявлением об осуществлении государственной регистрации договора аренды может обратиться одна из его сторон (часть 1 статьи 51).
Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (пункт 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ). В государственной регистрации прав может быть отказано, если заявителем не представлены документы, необходимые в соответствии с данным законом для государственной регистрации прав, или если сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации обременения объекта недвижимости, является ничтожной (пункты 5, 13 части 1 статьи 26, статья 27 Закона N 218-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ). Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться казачьим обществам для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности (пункт 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ).
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды может быть заключен с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на определенной региональным законом территории (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6). Частью 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в качестве последней определена территория муниципального района (городского округа), в границах которой действует казачье общество.
Территории, создаваемые в названных целях, законодательно определяются субъектами Российской Федерации в рамках предоставленных им полномочий с учетом целей и задач государственной политики в области развития российского казачества, сложившихся исторических традиций. В пределах таких территорий земельные участки могут предоставляться казачьим обществам с учетом нуждаемости конкретного общества в земельном участке, намерения его использовать в законодательно установленных целях и наличия у общества соответствующих возможностей (пункт 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).
Общий порядок предоставления находящегося в публичной собственности земельного участка без проведения торгов не предусматривает опубликование (обнародование) какого-либо извещения о таком предоставлении (пункт 1 статьи 39.14, пункт 5 статьи 39.17).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. При заключении без проведения торгов договора аренды находящегося в публичной собственности земельного участка с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на определенной региональным законом территории не требуется опубликование (обнародование) какого-либо извещения о таком предоставлении земельного участка. Отказ в осуществлении государственной регистрации такого договора только по мотиву непредставления заявителем доказательств заблаговременного опубликования (обнародования) извещения о предстоящем предоставлении земельного участка допустим только при поступлении заявления о предоставлении этого участка от иного специального субъекта, также имеющего право на заключение договора аренды без проведения торгов.
Казачье общество, внесенное в соответствующий государственный реестр и осуществляющее свою деятельность на территории Степновского района Ставропольского края, вправе было заключить договоры аренды земельных участков без проведения торгов. В деле отсутствуют доказательства поступления заявлений о предоставлении земельных участков от иных специальных субъектов, также имеющих право на заключение договоров аренды без проведения торгов. Заблаговременное опубликование (обнародование) извещений о предстоящем предоставлении земельных участков в рассматриваемом случае не требовалось. У управления отсутствовали основания для квалификации договоров аренды земельных участков как ничтожных сделок. Отказ управления в осуществлении государственной регистрации договоров аренды не соответствует приведенным нормативным положениям, нарушает права и законные интересы казачьего общества.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А63-3263/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) установлено общее правило о том, что договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). Без проведения торгов договор аренды может быть заключен с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования на определенной региональным законом территории (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6). Частью 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" в качестве последней определена территория муниципального района (городского округа), в границах которой действует казачье общество.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 марта 2021 г. N Ф08-701/21 по делу N А63-3263/2020