г. Краснодар |
|
06 апреля 2021 г. |
Дело N А32-51268/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Айбатулина К.К., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии от истца - общества с ограниченной ответственностью "РегионЛифтСервис" (ИНН 2311213855, ОГРН 1162375016870) - Юркова А.С. (доверенность от 11.01.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Иван Калита"" (ИНН 2309122255, ОГРН 1102309001981) - Высоцкой Н.Н. (доверенность от 29.10.2020), в отсутствие третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Центр экспертизы промышленной безопасности", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Иван Калита"" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2020 по делу N А32-51268/2019, установил следующее.
ООО "РегионЛифтСервис" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд иском к ООО "Управляющая компания "Иван Калита"" (далее - компания) о взыскании 1 351 434 рублей 45 копеек долга и 4146 рублей 87 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.10.2019 по 16.10.2019.
Компания обратилась со встречным исковым заявлением к обществу о расторжении договора от 01.05.2017 N 29 и возложении обязанности возвратить паспорта лифтов.
Решением от 09.06.2020 в удовлетворении первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен в части требования о расторжении договора, принят отказ от требования о возложении обязанности возвратить паспорта лифтов, производство в этой части прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 05.12.2020 решение в части отказа в удовлетворении первоначального иска отменено. С компании в пользу общества взыскано 1 351 434 рубля 45 копеек долга и 3964 рубля 21 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами с 01.10.2019 по 16.10.2019. Распределены расходы по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе компания просит отменить постановление и оставить в силе решение. Доводы заявителя сводятся к тому, что общество не доказало факт выполнения работ, предусмотренных договором. С февраля по октябрь 2019 года истец не составлял акты выполненных работ и не требовал оплаты по ним.
В отзыве на жалобу общество указало на законность и обоснованность постановления суда апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей компании и общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, 01.05.2017 общество (подрядчик) и компания (заказчик) заключили договор N 29 на техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя выполнение работ по техническому обслуживанию лифта по адресу, указанному в приложении, являющемуся неотъемлемой частью договора. Заказчик обязуется оплатить выполненные работы на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1).
В пункте 7 договора стороны определили стоимость работ и условия расчетов: месячная стоимость работ указана в приложении к договору и основана на стоимости рабочей силы и материалов, электроэнергии, транспорта, увеличения или уменьшения ставки НДС. Оплата услуг производится заказчиком в течение 15 дней с момента получения счета, выставленного подрядчиком.
Договор вступает в силу с 01.05.2017 и действует до 01.05.2018. Действие договора автоматически пролонгируется на следующий год на тех же условиях, если ни одна из сторон за 30 дней до окончания срока действия договора не заявит письменно о его расторжении или изменении условий (пункты 10.1, 10.2).
Общество направило компания претензию с требованием погасить задолженность по договору с приложением актов о приемке выполненных работ и сверки взаиморасчетов, счета на оплату.
Меры по досудебному порядку урегулирования спора не привели к его разрешению, поэтому истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований общества, указал, что истцом не представлены журналы периодического осмотра, технического обслуживания и ремонта объекта, доказательства, свидетельствующие о наличии соответствующего квалифицированного персонала в количестве, необходимом для выполнения обязательств, предусмотренных договором.
При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно квалифицировал спорные правоотношения и применил к ним статьи 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 (далее - Правила N 743), Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1-2010), ГОСТ Р 53771-2015 (ISO 4190-1-2001), ГОСТ 53780-2010 (ЕН81-1:1998, ЕН81-2:1998) и условия договора.
Суд апелляционной инстанции установил, что техническое обслуживание подразумевает регулярное проведение смазки, наладки, регулировки и ремонта лифтового оборудования в целях восстановления его работоспособности и обеспечения безопасных условий эксплуатации лифтов.
По смыслу заключенного сторонами договора услуги исполнителя заключались в поддержании в надлежащем техническом состоянии лифтового оборудования и систем диспетчерской связи многоквартирных домов в целях обеспечения их работоспособности и безопасных условий эксплуатации лифтов. Характер оказываемых истцом услуг по техническому обслуживанию лифтов подразумевает содержание лифтов в исправном состоянии, регулярное проведение смазки, чистки, наладки, регулировки и ремонта лифтового оборудования, что не предполагает наличие какого-либо овеществленного результата, который можно принять путем проведения стандартной процедуры приемки выполненных по договору подряда работ.
Апелляционный суд признал надлежащими доказательствами представленные обществом в подтверждение факта оказания услуг акты о производстве ежемесячных работ по обслуживанию лифтов по соответствующим адресам, выписку из журнала дежурств диспетчеров, журналы технического обслуживания и ремонта лифта, акты годового технического освидетельствования лифта ООО "Центр экспертизы промышленной безопасности", свидетельство N 89-ЭМ-14 о присвоении Королькову Н.Н. квалификации "электромеханик по лифтам 2 разряда".
Суд проверил доводы компании о том, что общество не направило ей акты оказанных услуг, об отсутствии у истца необходимого количества сотрудников для технического обслуживания лифтов, и обоснованно их отклонил.
Суд указал на наличие в договоре условия об абонентском обслуживании. Поскольку сторонами согласована ежемесячная плата за соответствующие работы (услуги) без привязки к объему выполненных работ (оказанных услуг) за тот или иной месяц, то договор имеет абонентский характер и оплата по нему производится помесячно вне зависимости от объема работ (оказанных услуг).
Суд апелляционной инстанции также учел, что компания не представила доказательств, опровергающих достоверность документов общества и подтверждающих наличие оснований для отказа в иске.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, установленным в результате исследования и оценки доказательств.
Компания в кассационной жалобе приводит доводы, которые отражают ее несогласие с оценкой судом апелляционной инстанции доказательств, а также с установленными по делу фактическими обстоятельствами.
По смыслу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств, исследование и установление фактических обстоятельств по делу не входят в полномочия суда кассационной инстанции, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2020 по делу N А32-51268/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
К.К. Айбатулин |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно квалифицировал спорные правоотношения и применил к ним статьи 309, 310, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 N 743 (далее - Правила N 743), Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, ГОСТ 5746-2015 (ISO 4190-1-2010), ГОСТ Р 53771-2015 (ISO 4190-1-2001), ГОСТ 53780-2010 (ЕН81-1:1998, ЕН81-2:1998) и условия договора.
...
По смыслу заключенного сторонами договора услуги исполнителя заключались в поддержании в надлежащем техническом состоянии лифтового оборудования и систем диспетчерской связи многоквартирных домов в целях обеспечения их работоспособности и безопасных условий эксплуатации лифтов. Характер оказываемых истцом услуг по техническому обслуживанию лифтов подразумевает содержание лифтов в исправном состоянии, регулярное проведение смазки, чистки, наладки, регулировки и ремонта лифтового оборудования, что не предполагает наличие какого-либо овеществленного результата, который можно принять путем проведения стандартной процедуры приемки выполненных по договору подряда работ.
...
По смыслу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств, исследование и установление фактических обстоятельств по делу не входят в полномочия суда кассационной инстанции, поэтому основания для отмены или изменения судебного акта по доводам жалобы отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2021 г. N Ф08-8/21 по делу N А32-51268/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13990/2021
06.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8/2021
05.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10490/20
25.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9375/20
09.06.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-51268/19