г. Краснодар |
|
15 апреля 2021 г. |
Дело N А32-57754/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Гайворонской К.А. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие истца - Военно-охотничьего общества Северо-Кавказского округа - межрегиональной спортивной общественной организации (ИНН 6161022461, ОГРН 1026100003005), извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем опубликования информации на сайте в телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 по делу N А32-57754/2019, установил следующее.
Военно-охотничье общество Северо-Кавказского военного округа - межрегиональная спортивная общественная организация (далее - истец, общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - ответчик, министерство) об урегулировании разногласий, возникших при заключении охотхозяйственного соглашения в отношении угодья "Сладко-Лиманское", определении условий соглашения в следующей редакции:
- пункт 7.2.6: "Осуществлять в закрепленном охотничьем угодье "Сладко-Лиманское" сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов и предоставлять в специально уполномоченный государственный орган ежегодно в срок до 1 апреля данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов)";
- пункт 7.2.8: "Проводить внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья "Сладко-Лиманское";
- пункт 7.2.11: "Обеспечивать охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира";
- пункт 7.2.18: "Оказывать услуги в сфере охотничьего хозяйства на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством";
- пункты 5.1, 5.2, 5.3 (раздел 5), 7.2.15, 7.2.17 - исключить.
Общество просило также обязать министерство подписать в 10-дневный срок охотхозяйственное соглашение в отношении охотничьего угодья "Сладко-Лиманское" с условиями, определенными решением суда.
Решением от 20.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.01.2021, иск удовлетворен в части. Пункт 7.2.6 охотхозяйственного соглашения принят в следующей редакции: "Осуществлять в закрепленном охотничьем угодье "Сладко-Лиманское" сбор сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов и предоставлять в специально уполномоченный государственный орган ежегодно в срок до 1 апреля данные о численности и распространении охотничьих ресурсов (по видам), динамике изменения численности охотничьих ресурсов (по видам), состоянии охотничьих ресурсов (плодовитость, заболевания охотничьих ресурсов)"; пункт 7.2.8: "Провести внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья в течение одного года с даты заключения настоящего соглашения"; пункт 7.2.11: "Проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе организовать зоны охраны, составляющие не менее 10% от общей площади угодий охотничьего хозяйства"; пункт 7.2.18: "Оказывать услуги в сфере охотничьего хозяйства на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством". Пункты 5.1, 5.2, 5.3, 7.2.17 исключены. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на утверждение примерной формы охотхозяйственного соглашения приказом от 31.03.2010 N 93 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Единственным источником получения информации для заполнения форм Реестра являются лица, с которыми заключены охотхозяйственные соглашения. Установление конкретной даты (1 апреля) неприемлемо, поскольку уполномоченный орган предоставляет в Минприроды России информацию, содержащуюся в Реестре, до 15 сентября. Поэтому полученная от истца информация будет не актуальна. Иные источники получения информации отсутствуют. Истцом неверно истолкованы положения Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 344. Суды поддержали редакцию пункта 7.2.8 в части исключения информации о предоставлении в течение 10 рабочих дней схемы использования и охраны охотничьих угодий, однако в этом случае у ответчика будут отсутствовать достоверные сведения о выполнении обязательств по охотустройству. Заявитель считает, что пункт 7.2.17 в редакции министерства не противоречит законодательству. Предложенные министерством виды услуг не являются исчерпывающими, не направлены на ограничение прав охотпользователя.
В отзыве на жалобу общество отклонило доводы министерства.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва, выслушав названного представителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество является обладателем долгосрочной лицензии от 27.04.2006 серии XX N 3039 на право пользования объектами животного мира.
Общество направило в министерство заявление от 20.06.2019 о заключении охотхозяйственного соглашения на срок 49 лет без проведения аукциона в отношении охотничьего угодья "Сладко-Лиманское" площадью 16 100 Га.
Министерство письмом от 15.07.2019 N 202-04.1-10-21208/19 направило обществу проект соглашения в отношении охотничьего угодья "Сладко-Лиманское" для подписания и возврата в срок до 25.07.2019.
В установленный срок общество предоставило подписанный проект соглашения.
17 сентября 2019 года министерство уведомило общество о необходимости внесения изменений в проект соглашения.
Рассмотрев предложенную ответчиком редакцию соглашения, истец письмом от 23.10.2019 N 315 направил министерству подписанный проект соглашения с протоколом разногласий по пунктам 5.1, 5.2, 5.3, 7.2.6, 7.2.8, 7.2.11, 7.2.15, 7.2.17, 7.2.18.
Письмом от 13.11.2019 министерство отклонило протокол разногласий.
Поскольку разногласия сторон по пунктам 5.1, 5.2, 5.3, 7.2.6, 7.2.8, 7.2.11, 7.2.15, 7.2.17, 7.2.18 соглашения не урегулированы, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В силу пункта 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В свою очередь, на основании пункта 1 статьи 432 Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям.
В соответствии со статьей 446 Кодекса в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) предусмотрено, что в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (часть 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ).
Рассмотрев разногласия сторон при заключении охотхозяйственного соглашения, суды исключили пункты 5.1, 5.2 и 5.3 из соглашения, что соответствует положениям Федерального закона от 02.08.2019 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"".
Принимая пункт 7.2.6 соглашения в редакции, предложенной обществом, суды исходили из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 37 Закона N 209-ФЗ ведение государственного охотхозяйственного реестра осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 и пунктов 1, 2 части 2 статьи 37 Закона N 209-ФЗ государственный охотхозяйственный Реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации об охотничьих ресурсах, их использовании и сохранении, об охотничьих угодьях, охотниках, юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, осуществляющих виды деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с пунктом 24 Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам, утвержденного приказом Минприроды России от 06.09.2010 N 345, в государственный охотхозяйственный Реестр подлежит внесению документированная информация, предусмотренная статьей 37 Закона N 209-ФЗ и Положением. Согласно пункту 28 названного Положения сбор содержащейся в реестре документированной информации осуществляется уполномоченным органом.
Приказом Минприроды России от 17.06.2014 N 269 "Об утверждении форм государственного охотхозяйственного реестра и о внесении изменений в Положение о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам, утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2010 N 345", пункты, возлагающие обязанность на охотпользователей по представлению документированной информации, входящей в состав Реестра, исключены.
Пункт 7.2.8 соглашения принят судом в следующей редакции: "провести внутрихозяйственное охотустройство и утвердить схему использования и охраны охотничьего угодья в течение одного года с даты заключения настоящего Соглашения".
В соответствии со статьей 33, частью 4 статьи 35 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным данным Законом и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов; пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.
В части 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ предусмотрена обязанность юридических лиц, заключивших охотхозяйственные соглашения, обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания; охотхозяйственное соглашение включает в себя также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение охотхозяйственного соглашения (пункт 9 части 4 статьи 27 названного Закона).
Согласно частям 10, 12, 13, 14 статьи 39 Закона N 209-ФЗ внутрихозяйственное охотустройство направлено на обеспечение осуществления физическими лицами и юридическими лицами видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. Документом внутрихозяйственного охотустройства является схема использования и охраны охотничьего угодья. В схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры. Внутрихозяйственное охотустройство осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 5 Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства при осуществлении внутрихозяйственного охотустройства проводится комплексная качественная оценка указанных в приказе Минприроды России от 31.08.2010 N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" элементов среды обитания, охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья с учетом биотических, абиотических и антропогенных факторов, влияющих на распространение и жизнедеятельность охотничьих ресурсов. При этом, как правильно указали суды, действующее законодательство не содержит требования к срокам представления названной схемы в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов относительно пункта 7.2.8 соглашения являются правильными.
В предложенной министерством части условия пункта 7.2.11 соглашения об обязанности общества осуществлять содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания суды исходили из следующего.
В статье 49 Закона N 209-ФЗ установлено, что содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания осуществляются в целях размещения охотничьих ресурсов в среде их обитания или в целях их реализации в соответствии с гражданским законодательством. Такие действия осуществляются только при наличии специальных разрешений, подлежащих регистрации в государственном реестре разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания. Для содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания создаются питомники диких животных, вольеры, иные необходимые объекты охотничьей инфраструктуры, в том числе ограждения.
Из содержания указанных норм следует, что решение об осуществлении содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания принимается охотпользователем самостоятельно.
Министерством не приведены обстоятельства, подтверждающие наличие у общества обязанности проводить мероприятия по воспроизводству охотничьих ресурсов указанным способом.
Поскольку рассматриваемое положение соглашения налагает на общество дополнительные, прямо не предусмотренные законодательством, обязанности, пункт 7.2.11 соглашения изложен судом в следующей редакции: "Проводить мероприятия, обеспечивающие охрану и воспроизводство охотничьих ресурсов, а также редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе организовать зоны охраны, составляющие не менее 10% от общей площади угодий охотничьего хозяйства".
Отказывая в удовлетворении требования об исключении пункта 7.2.15 из текста соглашения, суды пришли к выводу о том, что названное условие соглашения соответствуют действующему законодательству и не налагает на общество дополнительные обязанности.
Относительно исключения пункта 7.2.17 из текста соглашения, возлагающего на общество обязанность в месячный срок довести до сведения населения муниципального образования информацию о заключении соглашения путем опубликования ее в местной газете, суды установили, что указанные требования не предусмотрены действующим законодательством.
Пункт 7.2.18 соглашения принят судами в следующей редакции истца: "Оказывать услуги в сфере охотничьего хозяйства на основании договоров возмездного оказания услуг в соответствии с гражданским законодательством", поскольку обязанность оказывать перечисленные в предложенном министерством варианте названного пункта услуги законодательством не предусмотрена; предложенные ответчиком условия пункта необоснованно возлагают на истца дополнительные обязанности.
Доводы заявителя направлены на переоценку представленных в дело доказательств, что в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий кассационного суда.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.11.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2021 по делу N А32-57754/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.