г. Краснодар |
|
16 апреля 2021 г. |
Дело N А01-2607/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании истца - государственного учреждения Межрайонного управления Пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области, ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Мобайл дриллинг движн. ЮГ", извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 28378 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Котлас Архангельской области на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А01-2607/2020,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение Межрайонное управление Пенсионного фонда в Российской Федерации в городе Котлас Архангельской области (далее - фонд) к обществу с ограниченной ответственностью "Мобайл дриллинг движн. ЮГ" (далее - общество) о возмещении 8990 рублей 24 копеек ущерба.
Решением суда от 17.12.2020, оставленным постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2021, в удовлетворении иска отказано по мотиву наличия у фонда сведений о застрахованном лице как работающем пенсионере.
В кассационной жалобе фонд просит отменить судебные акты по делу, удовлетворить требование, ссылаясь на несвоевременное сообщение обществом о прекращении трудовых отношений с застрахованным лицом-пенсионером.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что проверкой правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета выявлено, что 19.02.2020 общество как страхователь представило сведения о застрахованных лицах (дополняющая форма за январь 2019 года) на 194 застрахованных лица (в том числе на Барышева Дмитрия Юрьевича), сведения о котором отсутствовали в исходной форме за январь 2019 года. Непредставление в срок этих сведений работодателем повлекло за собой переплату пенсии (неправомерную индексацию и выплату пенсии) застрахованному лицу по части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) с 01.01.2019 по 31.07.2019 (8990 рублей 24 копейки).
Фонд обратился в арбитражный суд с иском к обществу о возмещении 8990 рублей 24 копеек убытков.
Суд установил, что Барышев Д.Ю. (21.12.1954 года рождения) получает страховую пенсию по старости по стать 8 Закона N 400-ФЗ, в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета указан работающим в обществе с 01.11.2017 по 19.07.2019. Однако, в нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) общество представило в управление сведения на это застрахованное лицо по форме СЗВ-М за январь 2019 года в фонд 19.02.2020. Фонд выплатил ему индексацию пенсии с января 2019 года по июль 2019 года (8 990 рублей 24 копеек), поскольку общество не сообщил фонду до 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяц).
Исходя из статьи 26. 1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 от 01.04.1996 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 Закона, выплачиваются с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ.
Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ (часть 6 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона N 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона N 400-ФЗ).
Суд учел пункт 4 пункта 4 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, возлагающим обязанность уточнения факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию по Закону N 167-ФЗ на органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ контроль за достоверностью сведений, представляемых страхователями в фонд, возложен на него. Страхователь вправе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (статья 15 Закона N 27-ФЗ). Органы фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных данным законом (статья 16 Закона N 27-ФЗ).
Пунктами 35, 37 Инструкции на территориальный орган фонда возложена обязанность проверки индивидуальных сведений и внесения их на лицевые счета застрахованных лиц ежемесячно в течение месяца со дня получения ими сведений от страхователей по пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Такие сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у фонда, в лицевые счета застрахованных лиц не вносятся. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган уточненные индивидуальные сведения.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ).
В случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона (пункт 88 Приказа Минтруда России от 17.11.2014 N 885н).
Исхода из пункта 1 статьи 15, статьи 1067 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный вред подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Кодекса). Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков, возможно при доказанности совокупности нескольких условий: противоправности действий, причинной связи между противоправными действиями и возникшими убытками, наличия и размера причиненных убытков. При этом для удовлетворения требований о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. Недоказанность одного из необходимых оснований возмещения убытков исключает возможность удовлетворения исковых требований.
Суд отметил, что обществу как страхователю следовало представить сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года не позднее 15.02.2019. Однако, отчет за январь 2019 года оно представило позже срока установленного законом (19.02.2019), но ранее выплаты фондом Барышеву Д.Ю. спорной суммы индексации пенсии. Однако, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных фондом страховой пенсии, отсутствует. Излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за отчетный период (январь 2019 года). За нарушение сроков представления отчетности установлена ответственность, общество не представляло недостоверных сведений в отношении указанного работника. Сведения о нарушении обществом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют. Сведения по форме СЗВМ за февраль 2019 года представлены ответчиком своевременно (06.03.2019). Перерасчет размера страховой пенсии произведен фондом после получения сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2019 года. Решением фонда от 21.03.2019 Барышеву Д.Ю. с 01.01.2019 проиндексирована страховая пенсия по стать 26.1 Закона N 400-ФЗ, в апреле 2019 года произведена доплата пенсии с учетом произведенной индексации. Перерасчет размера страховой пенсии фонд произвел с января 2019 года по июль 2019 года после представления обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении Барышева Д.Ю. (19.02.2020), поэтому ему следовало уточнить осуществление (прекращение) пенсионером Барышевым Д.Ю. работы в обществе. Информация о Барышеве Д.Ю. содержится за март 2019 года (представлена фонду 09.04.2019), за апрель 2019 года (представлена фонду 08.05.2019), за май 2019 года (представлена 05.07.2019), за июнь 2019 года (представлена 05.07.2019) за июль 2019 года (представлена 07.08.2019). Эти обстоятельства подтверждаются соответствующими отчетами, протоколами контроля. Перерасчет размера страховой пенсии, произведенный фондом, включает в себя периоды, когда он располагал сведениями о застрахованном лице как работающем пенсионере.
Поскольку фонд не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями общества по непредставлению сведений за январь 2019 года по форме СВЗ-М и возникновением у фонда убытков за период с января 2019 года по июль 2019 года, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Такой правовой подход не противоречит сформированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128.
Выводы суда основаны на правильном применении норм к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Доводы жалобы фактически сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 17.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А01-2607/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд отметил, что обществу как страхователю следовало представить сведения по форме СЗВ-М за январь 2019 года не позднее 15.02.2019. Однако, отчет за январь 2019 года оно представило позже срока установленного законом (19.02.2019), но ранее выплаты фондом Барышеву Д.Ю. спорной суммы индексации пенсии. Однако, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика, выразившимися в несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах, и наступлением вреда в виде излишне выплаченных фондом страховой пенсии, отсутствует. Излишняя выплата страховой пенсии не обусловлена непредставлением работодателем сведений по форме СЗВ-М за отчетный период (январь 2019 года). За нарушение сроков представления отчетности установлена ответственность, общество не представляло недостоверных сведений в отношении указанного работника. Сведения о нарушении обществом сроков предоставления отчетности по форме СЗВ-М за предшествующие или последующие периоды в материалах дела отсутствуют. Сведения по форме СЗВМ за февраль 2019 года представлены ответчиком своевременно (06.03.2019). Перерасчет размера страховой пенсии произведен фондом после получения сведений о застрахованном лице по форме СЗВ-М за январь 2019 года. Решением фонда от 21.03.2019 Барышеву Д.Ю. с 01.01.2019 проиндексирована страховая пенсия по стать 26.1 Закона N 400-ФЗ, в апреле 2019 года произведена доплата пенсии с учетом произведенной индексации. Перерасчет размера страховой пенсии фонд произвел с января 2019 года по июль 2019 года после представления обществом сведений по форме СЗВ-М в отношении Барышева Д.Ю. (19.02.2020), поэтому ему следовало уточнить осуществление (прекращение) пенсионером Барышевым Д.Ю. работы в обществе. Информация о Барышеве Д.Ю. содержится за март 2019 года (представлена фонду 09.04.2019), за апрель 2019 года (представлена фонду 08.05.2019), за май 2019 года (представлена 05.07.2019), за июнь 2019 года (представлена 05.07.2019) за июль 2019 года (представлена 07.08.2019). Эти обстоятельства подтверждаются соответствующими отчетами, протоколами контроля. Перерасчет размера страховой пенсии, произведенный фондом, включает в себя периоды, когда он располагал сведениями о застрахованном лице как работающем пенсионере.
Поскольку фонд не доказал наличие причинно-следственной связи между действиями общества по непредставлению сведений за январь 2019 года по форме СВЗ-М и возникновением у фонда убытков за период с января 2019 года по июль 2019 года, суд сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Такой правовой подход не противоречит сформированному в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.08.2018 N 304-КГ18-11128."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2021 г. N Ф08-3266/21 по делу N А01-2607/2020
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5512/2022
12.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4417/2022
16.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3266/2021
05.02.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-68/2021
17.12.2020 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2607/20