г. Краснодар |
|
28 апреля 2021 г. |
Дело N А61-1707/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Рыжкова Ю.В., без вызова и участия истца - муниципального унитарного предприятия "Владсток" (ИНН 1513054405, ОГРН 1151513002211) и ответчика - государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур" (ИНН 1504033952, ОГРН 1021500507225), рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Владсток" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по делу N А61-1707/2020, установил следующее.
МУП "Владсток" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с иском к государственному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур" (далее - учреждение) о взыскании 24 473 рублей 20 копеек задолженности за сброс загрязняющих веществ с 01.01.2016 по 31.12.2017 и 14 549 рублей 49 копеек платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения за период с 01.01.2018 по 29.02.2020.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.10.2020 (резолютивная часть от 21.08.2020), оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020, иск удовлетворен в части 6098 рублей 24 копеек платы за сброс загрязняющих веществ в сети канализации за период с 19.06.2017 по 31.12.2017, а в части взыскания 17 473 рублей 44 копеек за сброс загрязняющих веществ и 14 549 рублей 49 копеек платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения в иске отказано.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить решение суда в части отказа в иске и удовлетворить его в полном объеме. Заявитель не согласен с выводом суда о пропуске срока исковой давности по части требования платы за сброс загрязняющих веществ, а также считает обоснованным требование о взыскании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, поскольку ответчик осуществляет деятельность по организации общественного питания в столовой.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как следует из материалов дела, предприятие является гарантирующей организацией, осуществляющей водоотведение в границах муниципального образования г. Владикавказ.
Предприятие и учреждение заключили договор от 26.01.2016 N 2243 на прием сточных вод учреждения в централизованную систему водоотведения, их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Учреждение обязалось соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и оплачивать услуги в соответствии с договором до 10-го числа месяца, следующего за расчетным.
Впоследствии стороны заключили на следующий период договор водоотведения от 01.01.2019 N 2243 с аналогичными условиями.
Акты оказания услуг по приему сточных вод подписаны сторонами и скреплены печатями предприятия и учреждения без возражений.
Акты оказания услуг по сбросу загрязняющих веществ не подписаны.
Претензия от 25.02.2020 N 391 о погашении задолженности не удовлетворена, что послужило основанием для обращения предприятия с иском в суд.
При рассмотрении дела суды применили положения статей 539, 548, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
Суды согласились с расчетом истца платы за сброс загрязняющих веществ по правилам абзаца 2 пункта 9 постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 15.10.2007 N 257 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Республики Северная Осетия-Алания" (фактический объем сброшенных вод х 4 рубля за 1 куб. м + НДС), которая за период с 01.01.2016 по 31.12.2017 составила 23 571 рубль 68 копеек.
Учреждение заявило о применении исковой давности по требованиям о взыскании платы за сброс загрязняющих веществ.
Суды применили статьи 195, 196, 200, 202 Гражданского кодекса, разъяснения в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности". Поскольку иск подан 26.06.2020, суды установили, что предприятие пропустило срок исковой давности по требованиям до 19.06.2017, в связи с чем требования по оплате за сброс загрязняющих веществ удовлетворены за период с 19.06.2017 по 31.12.2017 в размере 6098 рублей 24 копеек, в части взыскания 17 473 рублей 44 копеек в иске отказано.
Также предприятие заявило требования о взыскании 14 549 рублей 49 копеек платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения с 01.01.2018 по 29.02.2020 на основании пункта 123 (4) Правил N 644.
Суды отказали в иске в указанной части, поскольку сочли, что учреждение не соответствует критериям названного пункта, предусматривающего упрощенный порядок применения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не является предприятием общественного питания и не осуществляет производство готовых пищевых продуктов и блюд; его основной вид деятельности - дошкольное образование (код деятельности - 85.11 ОКВЭД 2). В связи с этим расчет платы за негативное влияние на работу централизованной системы водоотведения для ответчика не может осуществляться в соответствии с упрощенным порядком, предусмотренным пунктом 123(4) Правил N 644 (без отбора проб и анализа качества стоков).
Пункт 119 Правил N 644 предусматривает, что расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или, в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123(1) и 130 Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.
В спорный период предприятие не осуществляло отбор проб сточных вод у абонента и их анализ.
Предприятие полагает, что к учреждению применим пункт 123(4) Правил N 644, допускающий начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без отбора и исследования проб сточных вод.
Данной нормой предусмотрено, что для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд или осуществляющих переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле.
Вместе с тем суды правомерно учли, что производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно группировке 10.85 ОКВЭД является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни. С учетом этого суды обоснованно исходили из того, что деятельность по производству пищевых продуктов и блюд имеет целью их реализацию неопределенному кругу лиц. Организация учреждением питания детей не меняет основного вида деятельности ответчика, являющегося бюджетным дошкольным образовательным учреждением, и не свидетельствует о принадлежности ответчика к числу абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644.
Ответчик является детским дошкольным учреждением, а сама по себе организация питания учащихся не тождественна производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644. Истец документально не подтвердил, что сточные воды ответчика содержали сверхнормативное количество загрязняющих веществ.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 01.10.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.12.2020 по делу N А61-1707/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Ю.В. Рыжков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Предприятие полагает, что к учреждению применим пункт 123(4) Правил N 644, допускающий начисление платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения без отбора и исследования проб сточных вод.
Данной нормой предусмотрено, что для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд или осуществляющих переработку или консервирование рыбы или иных водных биологических ресурсов, переработку или консервирование молока, мяса или иной пищевой продукции, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. м в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле.
Вместе с тем суды правомерно учли, что производство готовых пищевых продуктов и блюд согласно группировке 10.85 ОКВЭД является самостоятельным видом экономической деятельности, включающей производство готовых (приготовленных, приправленных) блюд и продуктов питания, блюд из мяса или мяса птицы, рыбных блюд, включая рыбные чипсы, овощных блюд, замороженной или иным образом законсервированной пиццы, блюд местной и национальной кухни. С учетом этого суды обоснованно исходили из того, что деятельность по производству пищевых продуктов и блюд имеет целью их реализацию неопределенному кругу лиц. Организация учреждением питания детей не меняет основного вида деятельности ответчика, являющегося бюджетным дошкольным образовательным учреждением, и не свидетельствует о принадлежности ответчика к числу абонентов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644.
Ответчик является детским дошкольным учреждением, а сама по себе организация питания учащихся не тождественна производству готовых пищевых продуктов и блюд как самостоятельному виду экономической деятельности. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что предприятие неправомерно произвело расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123(4) Правил N 644. Истец документально не подтвердил, что сточные воды ответчика содержали сверхнормативное количество загрязняющих веществ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2021 г. N Ф08-2895/21 по делу N А61-1707/2020