г. Краснодар |
|
10 июня 2021 г. |
Дело N А53-18288/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - WB Navigation S.A. (ДаблЮби Навигейшн Эс.А.) (Панамская Республика) - Макаровой И.А. (доверенность от 21.06.2018), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 47039 5, 47974 9, 38427 2, отчет о публикацуии судебных актов на сайте в сети Интернет), от заинтересованного лица - Южного таможенного управления (ИНН 6164027115, ОГРН 1026103296152) - Джарим А.К. (доверенность от 13.10.2020), рассмотрев кассационную жалобу WB Navigation S.A. (ДаблЮби Навигейшн Эс.А.) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А53-18288/2020, установил следующее.
WB Navigation S.A. (ДаблЮби Навигейшн Эс.А.) (Панамская Республика) (далее - компания) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Южному таможенному управлению (далее - управление) о признании недействительным решения от 20.06.2018 N 10300000/210/200618/Т000008 о начислении ООО "Имфлот Логистикс" 28 294 571 рубля 16 копеек таможенных платежей и пеней из-за нарушения в отношении теплохода "Магеллан" пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного Союза, действовавшего в момент ввоза спорного судна (далее - Таможенный кодекс).
Решением суда от 12.10.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.02.2021, в удовлетворении требования отказано по мотиву нарушения условий временного ввоза теплохода (ограничений в пользовании и распоряжении временно ввезенного судна), установленных пунктом 2 статьи 279 Таможенного кодекса. ООО "Имфлот Логистикс" передало в пользование и владение компании без разрешения таможенного органа теплоход "Магеллан".
В кассационной жалобе компания просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Ссылается на соблюдение таможенной процедуры временного ввоза.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что ООО "Имфлот Логистикс" и компания заключили договор бербоут-чартера от 31.03.2015 N 6, по которому обществу по акту приема-передачи судна от 01.04.2015 передан теплоход "Магеллан", ИМО 9087104. Двадцатого мая 2015 года капитан морского порта Таганрог выдал свидетельство на право плавания теплохода "Магеллан", ИМО 9087104 под флагом Российской Федерации.
На основании заключенного между обществом и компанией договора бербоут-чартера от 31.03.2015 N 6, акта приема-передачи судна от 01.04.2015, свидетельства на право плавания теплохода в 2015 году общество по ДТ N 10313110/040915/0003442 (далее - спорная ДТ) поместило теплоход (таможенная стоимость - 92 832 580 рублей 57 копеек, условно начисленные таможенные платежи - 22 186 986 рублей 76 копеек) под таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Получателем и декларантом товара является ООО "Имфлот Логистикс", отправителем - владелец теплохода - компания. Срок временного ввоза установлен до 31.03.2020.
В связи с досрочным расторжением договора бербоут-чартера от 31.03.2015 N 6, по акту приема-передачи от 18.12.2017 и дополнительному соглашению от 18.12.2017 N 1 к нему ООО "Имфлот Логистикс" (фрахтователь) передало компании (собственник) теплоход в порту Стамбула.
Управление проверило соблюдение ООО "Имфлот Логистикс" условий таможенной процедуры временного ввоза и ограничений в пользовании и распоряжении временно ввезенным товаром, выявило исключение 20.12.2017 теплохода из бербоут-чартерного реестра морского порта Таганрог из-за досрочного расторжения собственником и фрахтователем судна договора бербоут-чартера. В нарушение условий временного ввоза и ограничений в пользовании и распоряжении временно ввезенным судном ООО "Имфлот Логистикс" передало в пользование и владение без разрешения таможенного органа теплоход в эксплуатационном состоянии в связи с его продажей судовладельцем. Нарушение зафиксировано в акте камеральной таможенной проверки от 20.06.2018 N 10300000/210/200618/А000008.
По результатам рассмотрения акта проверки управление вынесло решение от 20.06.2018 N 10300000/210/200618/Т000008 о начислении ООО "Имфлот Логистикс" 28 294 571 рубля 16 копеек таможенных платежей и пеней в связи с нарушением пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса в отношении теплохода "Магеллан".
Компания обжаловала решение управления в арбитражный суд.
Суд, руководствуясь статьями 279, 283 Таможенного кодекса, статьями 225, 453 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, статьей 276 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (действовал в спорный период), отметил, что ООО "Имфлот Логистикс" как декларант, действуя добросовестно, могло передать теплоход компании только после уведомления таможни, однако, в нарушение пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса без разрешения таможенного органа передало его собственнику по акту-приема передачи и исключило судно из бербоут-чартерного реестра морского порта Таганрог без завершения таможенной процедуры временного ввоза судна.
В дальнейшем теплоход неоднократно осуществлял международные перевозки грузов между Россией и Турцией, на территории Российской Федерации заявлялся как транспортное средство международной перевозки, собственником и владельцем теплохода указывалась компания. Последняя не выполнила перечисленные в пункте 8 статьи 79 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" действия и не уплатила таможенные платежи.
ООО "Имфлот Логистикс" также не уплатило таможенные платежи.
Суд учел, что компания как профессиональный участник на рынке услуг международных перевозок, заключив договор бербоут-чартера и согласившись на переход судна под Государственный флаг Российской Федерации, его регистрацией в Российском бербоут-чартерном реестре судов, при передаче судна фрахтователю ООО "Имфлот Логистикс" и помещении под таможенную процедуру временного ввоза, имела возможность ознакомиться с правилами и требованиями Таможенного Союза и Российской Федерации.
Действия компании по передаче теплохода ООО "Имфлот Логистикс", досрочному расторжению договора бербоут-чартера фактически привели к нарушению процедуры и возникновению всех рисков и негативных последствий, в том числе для собственника, не проявившего должную степень осмотрительности и заботливости при передаче иным лицам находящееся в собственности судно. Передавая по договору судно, помещенное под таможенную процедуру в другом государстве, компания должна была знать о действующих правилах и требованиях ее соблюдения и предвидеть возможные негативные последствия, финансовые риски, убытки, что презюмируется для любого участника внешнеэкономической деятельности в области торгового мореплавания
Суд установил, что по данному факту постановлением Аксайского районного суда Ростовской области от 29.01.2019, оставленным без изменения решением Ростовского областного суда от 09.04.2019 по делу N 7.1-164/2019, ООО "Имфлот Логистикс" привлечено к ответственности по части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа с конфискацией товара, явившегося предметом административного правонарушения (теплохода).
Постановлением Ростовского областного суда от 28.06.2019 по делу N П4а-662/2019 постановление Аксайского районного суда Ростовской области от 29.01.2019 и решение Ростовского областного суда от 09.04.2019 по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Имфлот Логистикс" изменены, штраф с 91 149 492 рублей 11 копеек снижен до 45 574 746 рублей 06 копеек стоимости предмета правонарушения; из постановления Аксайского районного суда Ростовской области от 29.01.2019 исключено дополнительное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения (теплохода).
Этими судебными актами установлен факт совершения ООО "Имфлот Логистикс" правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - передача им временно ввезенного по спорной ДТ теплохода другому лицу (компании), не являющемуся декларантом по указанной ДТ, до завершения процедуры временного ввоза и без разрешения таможенного органа, чем нарушен пункт 2 статьи 279 Таможенного кодекса.
Оценка законности действий таможни дана в деле N А53-27078/2019 по заявлению компании о признании недействительными решений таможни от 22.07.2019 N 10313000/01 об обращении взыскания на теплоход и от 23.07.2019 - о наложении ареста на теплоход, признании незаконными действий должностных лиц таможни по аресту 23.07.2019 теплохода, об отмене ареста. Судебными актами по этому делу в удовлетворении заявления отказано. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 15.06.2020 отказано в удовлетворении заявления компании о пересмотре решения суда от 20.11.2019 по новым обстоятельствам. Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 принят отказ компании от апелляционной жалобы на определение суда от 15.06.2020.
Неисполнение ООО "Имфлот Логистикс" обязанности по уплате таможенных платежей по уведомлению от 13.07.2018 N 10313000/Ув2018/0000144 в отношении теплохода таможня приняла решение от 22.07.2019 N 10313000/01 об обращении взыскания на товары, за счет теплохода взыскано 33 314 516 рублей 66 копеек таможенных платежей и пеней и обратилась в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2019 по делу N А53-27770/2019 требования Ростовской таможни об обращении взыскания на товары, в отношении которых таможенные платежи и пени не уплачены, удовлетворены. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2020 решение суда от 09.12.2019 отменено, в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.07.2020, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2020 N 308-ЭС20-15014, постановление суда апелляционной инстанции от 10.03.2020 отменено, решение суда от 09.12.2019 оставлено в силе. Судом установлен факт взаимосвязи компании-судовладельца и общества-фрахтователя, действия должностных лиц которых свидетельствуют о том, что они знали о последствиях нарушения таможенной процедуры временного ввоза, вместе с тем, в дальнейшем принимали активное участие в передаче судна компании (собственнику) в городе Стамбуле.
В случае же отсутствия такой взаимосвязи, о чем утверждает компания, она не представила в материалы дела доказательства нарушения охраняемых законом ее прав и интересов оспариваемым решением управления, принятым в отношении иного субъекта предпринимательской деятельности (общества-фрахтователя), с которого обжалуемым решением управления взысканы таможенные пошлины и пени. Исходя из статей 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоблюдение такого условия само по себе влечет отказ в признании ненормативного акта таможенного органа недействительным из-за отсутствия факта нарушения материально-правового охраняемого законом интереса в судебной защите прав лица, обращающегося за судебной защитой исключительно с целью восстановления нарушенного права. Какие имущественные права иностранной компании нарушены изданным в отношении российской организации решением о взыскании денежных средств последней, компания не указывает.
С учетом изложенного вывод суда о наличии оснований для принятия управлением решения об уплате ООО "Имфлот Логистик" таможенных пошлин из-за нарушения им пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса в отношении теплохода "Магеллан" является обоснованным.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.10.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу N А53-18288/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае же отсутствия такой взаимосвязи, о чем утверждает компания, она не представила в материалы дела доказательства нарушения охраняемых законом ее прав и интересов оспариваемым решением управления, принятым в отношении иного субъекта предпринимательской деятельности (общества-фрахтователя), с которого обжалуемым решением управления взысканы таможенные пошлины и пени. Исходя из статей 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации несоблюдение такого условия само по себе влечет отказ в признании ненормативного акта таможенного органа недействительным из-за отсутствия факта нарушения материально-правового охраняемого законом интереса в судебной защите прав лица, обращающегося за судебной защитой исключительно с целью восстановления нарушенного права. Какие имущественные права иностранной компании нарушены изданным в отношении российской организации решением о взыскании денежных средств последней, компания не указывает.
С учетом изложенного вывод суда о наличии оснований для принятия управлением решения об уплате ООО "Имфлот Логистик" таможенных пошлин из-за нарушения им пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса в отношении теплохода "Магеллан" является обоснованным."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 июня 2021 г. N Ф08-4464/21 по делу N А53-18288/2020