г. Краснодар |
|
16 июня 2021 г. |
Дело N А53-26050/2020 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Воловик Л.Н., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное, ИНН 6141019037, ОГРН 1026101843481) на решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2021 по делу N А53-26050/2020, установил следующее.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (межрайонное) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Экспертно-оценочная компания "Стандарт"" (далее - общество) 8 500 рублей финансовых санкций за непредставление сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за период с марта 2018 года по июнь 2019 года.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства (глава 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 13.01.2021 (резолютивная часть принята 22.10.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2021, суд взыскал с общества в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Батайске Ростовской области (деле - пенсионный фонд) 2 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений персонифицированного учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за период с марта 2018 года по июнь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2018 год и государственную пошлину в размере 588 рублей. В удовлетворении остальной части заявленного требования суд отказал. Судебные акты мотивированы наличием оснований для привлечения общества к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. При этом, установив наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суд снизил размер подлежащего взысканию с общества штрафа до 2 500 рублей.
В кассационной жалобе пенсионный фонд просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленного требования и принять новое решение об удовлетворении требования фонда в полном объеме. Заявитель жалобы считает, что размер штрафа снижен судами необоснованно. По мнению фонда, несвоевременное представление сведений в области пенсионного страхования не является налоговым правонарушением и регулируется пенсионным законодательством, которым не предусмотрено установление смягчающих или отягчающих обстоятельств при назначении наказания.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.
В ходе проверки общества по вопросу правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ пенсионный фонд выявил нарушения, выразившиеся в непредставлении в установленный срок исходной формы СЗВ-М за март 2018 года, апрель 2018 года, май 2018 года, июнь 2018 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2018 год.
Факт правонарушения подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, с указанием в ней сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица - Карабельникове Петре Ивановиче, а также отсутствием сведений по форме СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ на данное застрахованное лицо.
По факту выявленных нарушений пенсионным фондом составлены акты от 30.05.2019 N 071S18190013067, 071S18190013070, 071S18190013071, 071S18190013072, 071S18190013074, 071S18190013075, 071S18190013081, 071S18190013082, 071S18190013084, 071S18190013086, 071S18190013087, 071S18190013089, 071818190013092, 071818190013091, 071S18190013095, от 18.09.2019 N 071S18190020116, 071S18190020123 и приняты решения от 11.07.2019 N 071S19190015654, 071S19190015655, 071S19190015656, 07IS19190015657, 071819190015658, 071S19190015661, 071S19190015662, 071S19190015663, 071S19190015664, 071S19190015665, 071S19190015666, 071S19190015667, 071819190015670, 071S19190015668, 071S19190015669 от 29.10.2019 N 071S19190022522, 071S19190022523 о привлечении общества к ответственности на основании статьи 17 закона N 27-ФЗ за непредставление в установленный срок сведений о застрахованном лице.
Размер штрафа составил 500 рублей за каждый период в отношении одного застрахованного лица по формам СЗВ-М за март 2018 года, апрель 2018 года, май 2018 года, июнь 2018 года, июль 2018 года, август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года, ноябрь 2018 года, декабрь 2018 года, январь 2019 года, февраль 2019 года, март 2019 года, апрель 2019 года, май 2019 года, июнь 2019 года, СЗВ-СТАЖ за 2018 год. Общий размер санкций составил 8 500 рублей.
Обществу направлены требования об уплате санкций от 15.08.2019 N 071S01190030500, 071S01190030501, 071S01190030502, 071S01190030503, 071S01190030504, 071S01190030505, 07lS01190030506, 071S01190030507, 071S01190030508, 071S01190030509, 071S01190030510, 071S01190030511, 071S01190030514, 071S01190030512, 071S01190030513, от 29.11.2019 N 071S01190037080, 071S01190037081. Срок для добровольного исполнения требований установлен до 03.09.2019 и 17.12.2019, соответственно.
На основании заявления фонда Арбитражный суд Ростовской области 14.02.2020 вынес судебный приказ о взыскании с общества в бюджет пенсионного фонда 8 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений по форме СЭВ-СТАЖ за 2018 год, СЭВ-М за период с марта 2018 года по июнь 2019 года.
Определением от 29.06.2020 суд отменил судебный приказ в связи с поступлением возражений общества.
Пенсионный фонд обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" законность обжалуемых судебных актов проверена судьей кассационной инстанции единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства вступивших в законную силу решений арбитражного суда первой инстанции и постановлений арбитражного суда апелляционной инстанции, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебные инстанции, на основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств, доводов участвующих в деле лиц, правильного применения к установленным по данному делу обстоятельствам статей 11, 16, 17 Закона N 27-ФЗ, исходили из имевшихся у фонда оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленный законом срок в пенсионный фонд сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, однако с учетом установленных фактических обстоятельств совершенного нарушения, пришли к выводу о том, что в данном конкретном случае имеются смягчающие ответственность обстоятельства, которые необходимо учитывать при определении размера финансовой санкции и снизили размер назначенного обществу пенсионным фондом штрафа до 2 500 рублей. В качестве смягчающих ответственность общества обстоятельств, суды указали на признание обществом вины, отсутствие умысла на совершение правонарушения, отсутствие для бюджета негативных последствий, совершение правонарушения впервые, а также то, что общество самостоятельно приняло меры к устранению нарушения, произвело уплату штрафа по постановлениям об административном правонарушении мирового судьи в Семикаракорском районе Ростовской области на судебном участке N 1 на сумму 4 200 рублей (чеки представлены в материалы дела). При этом суды, учитывая приведенные выше обстоятельства, а также принцип соразмерности наказания допущенному нарушению, предполагающий дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания штрафных санкций согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, исходили из того, что несвоевременность подачи отчета не повлекла нарушение прав и свобод иных лиц, никаких негативных последствий не наступило, само правонарушение не содержит опасных угроз для личности, общества и государства; учреждение не имеет задолженности по страховым взносам.
Пенсионный фонд не представил доказательства того, что допущенное обществом нарушение срока представления сведений о застрахованном лице повлекло недостоверное начисление либо уплату страховых взносов, выплату пенсий, причинило иной ущерб, либо создало реальную угрозу причинения ущерба.
Факт наличия оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела и спорным по делу не является. Однако пенсионный фонд полагает, что судами необоснованно снижен размер назначенного обществу штрафа, поскольку применение смягчающих обстоятельств при назначении наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования пенсионным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, признание судебными инстанциями установленных ими обстоятельств в качестве смягчающих ответственность общества и снижение размера назначенных фондом к взысканию финансовых санкций является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, 12.05.1998 N 14-П, 15.07.1999 N 11-П, 30.07.2001 N 13-П, 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которой принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, 22.01.2018 N 309-КГ17-20698.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой определенности органа государственной власти, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П).
Таким образом, установив фактические обстоятельства данного дела на основании исследования и оценки представленных в материалы дела доказательств, наличие смягчающих ответственность общества обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу о необходимости снижения размера штрафа, назначенного обществу фондом.
Оценка вывода судов о наличии или отсутствии смягчающих ответственность обстоятельств и о возможности снижения размера финансовой санкции, назначенной фондом, с учетом статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судебными инстанциями правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 13.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2021 по делу N А53-26050/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Факт наличия оснований для привлечения общества к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования подтвержден материалами дела и спорным по делу не является. Однако пенсионный фонд полагает, что судами необоснованно снижен размер назначенного обществу штрафа, поскольку применение смягчающих обстоятельств при назначении наказания за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования пенсионным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, признание судебными инстанциями установленных ими обстоятельств в качестве смягчающих ответственность общества и снижение размера назначенных фондом к взысканию финансовых санкций является правом суда, не противоречит нормам действующего законодательства, согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П, 12.05.1998 N 14-П, 15.07.1999 N 11-П, 30.07.2001 N 13-П, 19.01.2016 N 2-П, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О, согласно которой принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба, а также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 11.08.2017 N 302-КГ17-4293, 22.01.2018 N 309-КГ17-20698.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного суда Российской Федерации, выраженными в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой определенности органа государственной власти, принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июня 2021 г. N Ф08-4822/21 по делу N А53-26050/2020