г. Краснодар |
|
05 июля 2021 г. |
Дело N А53-27278/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области "Центр социальной помощи семье и детям Аксайского района" (ИНН 6102013056, ОГРН 1026100665733) и заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) (ИНН 6150033479, ОГРН 1026102232100), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 40236 4, 39455 3, извещения о вручении телеграмм, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Ростовской области "Центр социальной помощи семье и детям Аксайского района" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А53-27278/2020, установил следующее.
ГБУ СОН РО "Центр социальной помощи семье и детям Аксайского района" (далее - центр) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Новочеркасске Ростовской области (межрайонное) (далее - фонд) о признании недействительным решения от 09.07.2020 N 071S19200010631 о назначения 18 500 рублей штрафа, уменьшении его размера.
Решением суда от 19.01.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.04.2021, в удовлетворении требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что уведомление фонда об устранений нарушений центр исполнил за пределами установленного законом срока.
В кассационной жалобе центр просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, снизить штраф с учетом смягчающих обстоятельств. Указывает на отсутствие события нарушения - выявленная техническая ошибка не препятствует идентификации застрахованного лица, а остальные сведения (стаж, номер индивидуального лицевого счета, фамилия, имя, отчество) указаны верно. Ошибка не являлась критичной и отчет подлежал принятию 10.03.2020. Исправленная форма СЗВ-М за февраль 2020 года ошибочно отправлена главным бухгалтером 25.03.2020 как "исходная", а не "дополняющая". Уведомление об устранении ошибок не получено. Решение фонда не вручалось в установленный срок. Ссылается на наличие смягчающих вину обстоятельств, свидетельствующих о необходимости снижения штрафа.
Отзыв на жалобу не представлен.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд установил, фонд проверил достоверность, правильность заполнения, полноту и своевременность представления центром сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц, по результатам которой составил акт от 03.06.2020 N 071S18200009317 и принял решение от 09.07.2020 N 071S19200010631 о взыскании 18 500 рублей штрафа по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации" (далее - Закон N 27-ФЗ) за представление исходной формы СЗВ-М за февраль 2020 года в отношении 37 застрахованных лиц с нарушением срока.
Центр обжаловал решение фонда в арбитражный суд.
Суд счел доказанным нарушение центром установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока представления сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за февраль 2020 года (далее - сведения), правомерным его привлечение к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания 18 500 рублей штрафа.
Суд указал, что первичные сведения в отношении 37 застрахованных лиц за февраль 2020 года с типом "исходная" представлены в фонд своевременно (10.03.2020). Поскольку в них имелась ошибка (указание ИНН одного лица по двум застрахованным лицам (дублирование номера), в протоколе проверки отчетности отражен факт их непринятия фондом в связи с выявлением грубой ошибки в части предоставления недостоверных данных (ИНН) в отношении застрахованных лиц. Как отметил суд, центр получил от фонда уведомление о грубой ошибке 10.03.2020 в электронном виде, ему предложено устранить ошибки и представить корректные сведения до 15.03.2020. При этом доказательства направления центру каким-либо способом этого уведомления в материалах дела отсутствуют.
Откорректированные сведения о застрахованных лицах с типом "исходная" поступили от центра в фонд 25.03.2020. Суд счел сведения, направленные в фонд 10.03.2020, не обладающими признаками надлежащего исполнения обязанности представить отчетность за февраль 2020 года, так как в них имелась ошибка (указано два одинаковых ИНН для разных лиц).
Суд сослался на пункт 2.2 статьи 11, статьи 15, 17 Закона N 27-ФЗ, Инструкцию о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766нв (действовала в момент совершения вмененного центру правонарушения (далее - Инструкция), сходные положения содержатся в действовавшей на дни составления акта и принятия решения фонда Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22.04.2020 N 211н) (далее - Инструкция N 211), и отклонил доводы центра о некритичности ошибки (не является грубой, отражаемой фондом по коду "50", а носит устранимый характер, отражается по коду "20"); необходимости принятия фондом 10.03.2020 правильных сведений в отношении 35 лиц; неполучении уведомления о необходимости устранения ошибок в отчетности; вынесении акта проверки после устранения самим центром нарушения (направил уточненные сведения 25.03.2020, а акт составлен 03.06.2020; ошибочном указании повторных сведений как исходных вместо уточняющих, что само по себе не свидетельствует о наличии у них признаков исходных при фактическом дополнении (уточнении) ИНН двух застрахованных лиц; несоразмерности допущенной неточности в отношении одного застрахованного лица и привлечении к ответственности за непредставление сведений якобы обо всех 37 застрахованных лицах; о наличии смягчающих вину в совершении правонарушения обстоятельств; чрезмерности и неадекватности величины штрафа совершенному деянию; оснований для снижения размера штрафа формально отметив, что центр самостоятельно ошибку не исправил.
При этом суд дал неполную оценку этим доводам, а также не проанализировал нормы права, регулирующие особенности направления спорных сведений и их состав, не обсудил вопрос о возможности применения правового подхода, исходя из которого формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 305-ЭС19-2960, 05.07.2019 N 308-ЭС19-975, 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, 02.07.2018 N 303-КГ18-99, N 303-КГ18-5700, 01.06.2018 N 303-КГ18-2115, а также от 02.07.2018 N 303-кг18-1094, 14.05.2018 N 303-КГ18-1094, и неполно обсудил вопрос о применимых к конкретным обстоятельствам дела нормах права.
Например, в пункте 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" изложен общий правовой подход, исходя из которого с учетом принципа соразмерности наказания размер штрафа следует исчислять только в отношении тех застрахованных лиц, о которых не представлены сведения.
Отказ в приеме сведений в отношении всех застрахованных лиц вносит экономическую неопределенность в вопросе начисления обязательных социальных выплат.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения персонифицированного учета представляются в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми Фондом. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются Фондом.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
Согласно пункту 32 Инструкции в случае заключения страхователем с территориальным органом Фонда соглашения об обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Фонда подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Фонда.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Фонда предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Пункт 37 Инструкции предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Фонда, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Фондом, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет уточненные индивидуальные сведения. В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (пункт 39 Инструкции).
Фонд не отрицал, что центр своевременно представил исходную форму СЗВ-М за февраль 2020 года, а утверждения центра об ошибочном указании в повторно направленных сведениях дополняющих сведений статуса исходных, суд не опроверг.
Фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
По результатам этих мероприятий составляется акт, в котором обосновывается факт правонарушения и наличие в деянии лица признаков состава правонарушения, указывается норма права, определяющая конкретный вид правонарушения. Актом, по существу, возбуждается преследование за совершение правонарушения.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, фонд должен не только констатировать факт неполноты представленных сведений, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
В соответствии с нормами статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации, возможность применения которых по аналогии допустима в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.01.2016 N 2-П, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события налогового правонарушения; отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Суд не проверил, как неуказание в дополняющих формах регистрационного номера страхователя не позволило фонду его идентифицировать и самостоятельно уточнить (скорректировать) представленные сведения на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ и пункта 38 Инструкции, не учел, что само по себе неисполнение страхователем требования фонда об устранении ошибок в представленной отчетности не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Исходя из пункта 33 Инструкции N 211 при представлении страхователем индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронном виде, документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
Датой представления индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности в электронной форме считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес территориального органа Фонда, подтвержденная оператором электронного документооборота или территориальным органом Фонда.
Форма отчета СЗВ-СТАЖ и Порядок его заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 06.12.2018 N 507п.
При обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Фонда, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи(часть 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ), пункт 15 Порядка электронного документооборота между страхователями и Пенсионным фондом Российской Федерации при представлении сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного Фонда России от 11.03.2020 N 178п (далее - Порядок N 178п), абзац первый пункта 38 Инструкции N 211.
Датой получения страхователем (представителем страхователя) документов в электронном виде от территориальных органов Фонда, переданных через оператора, считается дата, указанная в электронном документе "Уведомление о доставке", который формируется автоматически при их поступлении на транспортный сервис оператора и высылается одновременно в адреса всех участников информационного обмена (пункт 17 Порядка N 178п).
Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя (абзац третий пункта 38 Инструкции N 211н).
Дата поступления уведомления на сервер - это промежуточная дата технического характера, свидетельствующая о промежуточном этапе движения уведомления по телекоммуникационным каналам связи.
В рассматриваемой ситуации именно дата получения уведомления является значимой для целей исчисления пятидневного срока по представлению корректировочных данных.
Довод центра о неполучении уведомления фонда о выявленной ошибке надлежащей оценки суда не получил, а сведения о том, что поступившее на сервер уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокол отчетности были доступны для ознакомления страхователя озвученной им даты их фактического получения, подтверждение скриншота транспортного сообщения, когда уведомление об ошибке поступило (и поступило ли) на сервер центра и получено страхователем (получено ли), выписка транспортных сообщений цикла обмена, в материалах дела отсутствуют. Получение уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий и протокола отчетности, с какого момента они были доступны для ознакомления страхователя, суд проверил неполно.
Поскольку порядок исчисления сроков Законом N 27-ФЗ и Инструкцией не урегулирован, суду следует обсудить вопрос о необходимости применения порядка исчисления сроков, установленных иным законодательством. Так, например, в силу пункт пунктов 2, 6, 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты, которым определено его начало; срок, определенный днями, исчисляется в рабочих, если срок не установлен - в календарных днях; последним днем срока, приходящегося на выходной день, считается ближайший следующий за ним рабочий день. С учетом установленной судом даты получения центром уведомления об устранении ошибок суду следует определить пятидневный срок для представления корректирующих сведений, после чего обсудить вопрос о неполноте и (или) недостоверности дополняющих сведений центра.
Таким образом, вывод суда о пропуске центром срока представления корректирующих сведений получил неполную оценку суда.
Представленные страхователем индивидуальные сведения, содержащие ошибки и (или) несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимся у Фонда, а также не соответствующие установленным формам и форматам, в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц не вносятся.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Фонда о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Фонда уточненные индивидуальные сведения.
В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац второй пункта 40 Инструкции N 211).
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (пункт 40 Инструкции N 211).
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение для проверки всех доводов участвующих в деле лиц, обсуждения вопроса о применимых нормах права (входит ли неточный ИНН в состав тех сведений, за несвоевременное представление которых привлечен центр), а также правовой оценки законности действий фонда, отказавшего в принятии сведений в отношении 35 застрахованных лиц, по достоверности и полноте которых замечаний не возникло (вправе ли фонд не принять направленную в установленный срок достоверную и полную отчетность, в том числе влияющую на начисление их пенсионных накоплений, только по мотиву непрохождения их по заданному программным продуктом алгоритму).
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2021 по делу N А53-27278/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются (абзац второй пункта 40 Инструкции N 211).
В случае представления страхователем в дополнение к ранее представленным за соответствующий отчетный период индивидуальных сведений о работающих у него застрахованных лицах, в отношении которых сведения за данный отчетный период ранее не были представлены и срок представления указанных сведений истек, к такому страхователю применяются финансовые санкции в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений на данных лиц в установленный срок (пункт 40 Инструкции N 211)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 июля 2021 г. N Ф08-6789/21 по делу N А53-27278/2020