г. Краснодар |
|
13 июля 2021 г. |
Дело N А32-40301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713, ОГРН 1062356005337) - Кирсановой О.В. (доверенность от 04.06.2019), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Беляк В.Е. (доверенность от 20.04.2021), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Рассвет" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-40301/2019, установил следующее.
АО "Рассвет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение департамента, изложенное в письме от 22.05.2019 N 52-20266/19-32-12, об отказе в предоставлении в аренду на новый срок (20 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:07:0202000:891 площадью 159 453 кв. м; 23:07:0202000:892 площадью 16 028 кв. м; 23:07:0202000:894 площадью 29 589 кв. м; 23:07:0202000:898 площадью 93 162 кв. м; 23:07:0202000:900 площадью 95 049 кв. м; 23:07:0202000:905 площадью 16 014 кв. м; 23:07:0202000:908 площадью 739 437 кв. м; 23:07:0000000:2854 площадью 33 906 кв. м; расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет" (участок N 14);
- обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать и направить обществу проекты договоров аренды названных земельных участков на срок до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на земельном участке в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, но не более 20 лет, с учетом изменения предмета заявленных требований (т. 1, л. д. 148, 149).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район Краснодарского края (далее - администрация района), администрация Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края (далее - администрация поселения), Кубанское бассейновое водное управление.
Решением от 26.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 15.09.2017 N 287-28/03), в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0202000:908 расположены проектируемые автомобильные дороги; участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:891; 23:07:0202000:892 и 23:07:0000000:2854 пересекают проектируемые автомобильные дороги регионального или межрегионального значения; участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:894 и 23:07:0202000:905 - проектируемые автомобильные дороги местного значения; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:900 расположен на территории проектируемых улиц в жилой застройке;
по территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:900 проходит главная дорога; участок 23:07:0202000:894 расположен в зоне "прогнозируемой жилой застройки", участок 23:07:0202000:900 - в зонах "прогнозируемой жилой застройки" и "учреждений образования, общественных застроек, проектируемых улиц"; участок 23:07:0000000:2854 включает территорию действующего кладбища. Таким образом, испрашиваемые объекты не могут быть предоставлены в пользование конкретному лицу. Ссылку заявителя на акты обследования, согласно которым на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898, 23:07:0000000:2854 водные объекты не выявлены; на участке 23:07:0000000:2854 - отсутствует кладбище, суды отклонили, поскольку по данным генерального плана эти участки расположены на территории прогнозируемой жилой застройки, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения. Расчетный срок реализации генерального плана - 2029 год, тогда как общество испрашивает в аренду земельные участки сроком на 20 лет (до 2039 года).
В кассационной жалобе общество просит решение от 26.07.2020 и апелляционное постановление от 06.10.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт, указав, что рассматриваемые земельные участки формировались и предоставлялись именно для сельскохозяйственного использования, имеют вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного использования", что подтверждается актуальными выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют измененному градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства не опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2019 N 301-КГ18-25680).
В соответствии с фрагментом генерального плана Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденного решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 30.10.2019), земельные участки 23:07:0202000:898, 23:07:0202000:908, 23:07:0202000:891, 23:07:0202000:892, 23:07:0202000:905, 23:07:0000000:2854 полностью расположены в зоне земель сельскохозяйственного использования. Письмами администрации поселения от 22.10.2019 N 2398/02-24, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края от 25.11.2019 N 60-2596-ОП/19, администрации района от 01.11.2019 N 06-06/5003, от 04.09.2019 N 06-06/4015 подтверждается, что строительство автомобильных дорог на данных земельных участках не планируется. Использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202000:894, 23:07:0202000:900 в период отсутствия плана застройки указанной территории проектируемой жилой застройки, территории проектируемых улиц на землях сельскохозяйственного использования не противоречит положениям генерального плана Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края (доказательства проведения мероприятий и разработки плана указанной территории проектируемой жилой застройки не представлены). Участок 23:07:0202000:905 расположен в границах территориальной зоны ОД-3 "зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах", ИВ-1 "зона озеленения специального назначения". Согласно выписке из ЕГРН вид разрешенного использования данного участка "сельскохозяйственное использование", категория "земли сельскохозяйственного назначения". Суды не учли акты обследования государственного казенного учреждения Краснодарского края "Кубаньземконтроль" от 03.03.2020 N 73, 81, согласно которым на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0000000:2854 водных объектов не выявлено; а также акт от 03.03.2020 N 71, в соответствии с которым на земельном участке 23:07:0000000:2854 кладбище отсутствует.
Определением от 25.02.2021 производство по кассационной жалобе общества приостанавливалось до рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации дела N А32-39267/2019 со схожими обстоятельствами и теми же лицами.
Определением от 06.07.2021 производство по кассационной жалобе возобновлено.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, выслушав процессуальных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что судебные акты подлежат отмене, дело -направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию, исходя из следующего.
Согласно материалам дела, 11.07.1997 администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 1135, по условиям которого арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору земельный участок площадью 2018 га, в числе которых: 1533 га (пашни), 267 га (пастбища), 29 га (под водой), для сельскохозяйственного использования, сроком на 22 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Дополнительным соглашением от 18.07.2011 к договору аренды от 11.07.1997 N 1135 в связи с регистрацией за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем права собственности на данный земельный участок договору аренды присвоен N 8807000282, указан кадастровый номер земельного участка - 23:07:0202000:305 и площадь - 11 138 009 кв. м.
В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:305 разделен на земельные участки, в числе которых: 23:07:0202000:891 площадью 159 453 кв. м; 23:07:0202000:892 площадью 16 028 кв. м; 23:07:0202000:894 площадью 29 589 кв. м; 23:07:0202000:898 площадью 93 162 кв. м; 23:07:0202000:900 площадью 95 049 кв. м; 23:07:0202000:905 площадью 16 014 кв. м; 23:07:0202000:908 площадью 739 437 кв. м; 23:07:0000000:2854 площадью 33 906 кв. м.
Руководствуясь положениями подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), заявитель обратился в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов названных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением, изложенным в письме от 22.05.2019 N 52-20266/19-32-12, департамент отказал обществу в испрашиваемой услуге. Отказ мотивирован тем, что согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район Краснодарского края (ИСОГД) в соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 15.09.2017 N 287-28/03) в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0202000:908 расположены проектируемые автомобильные дороги; в границах участков 23:07:0202000:891; 23:07:0202000:892 и 23:07:0000000:2854 расположены проектируемые автомобильные дороги регионального или межрегионального значения; в границах участков 23:07:0202000:894 и 23:07:0202000:905 расположены проектируемые автомобильные дороги местного значения; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:900 расположен на территории проектируемых улиц в жилой застройке. Из генерального плана также следует, что по территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:900 проходит главная дорога; участок 23:07:0202000:894 расположен в зоне "прогнозируемая жилая застройка", участок 23:07:0202000:900 - зонах "прогнозируемой жилой застройки" и "учреждений образования, общественных застроек, проектируемых улиц"; участок 23:07:0000000:2854 включает территорию действующего кладбища.
В соответствии с правилами землепользования и застройки территории Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 27.11.2013 N 266-55/02 (с изменениями от 15.09.2017 N 286-28/03) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:894 расположен в зоне Ж-1Б - "зона застройки индивидуальными жилыми домами" с содержанием домашнего скота; участок 23:07:0202000:905 находится на границе зон ОД-3 - "зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах" и ИВ-1 - "зона озеленения и специального назначения"; по участкам 23:07:0202000:898 и 23:07:0000000:2854 проходят каналы.
Считая решение департамента об отказе в предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду на новый срок незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) возложена на орган или лицо, которые его совершили (допустили), согласно части 5 статьи 200 Кодекса.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 Кодекса).
Отказ датирован 22.05.2019, заявление подано в суд 19.08.2019, следовательно, трехмесячный срок на оспаривание решения департамента не пропущен.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 данного Закона гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса; основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - статьей 39.16 данного Кодекса. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории такой участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и включают карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа (пункт 2 части 1 статьи 34 данного Кодекса).
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 15.11.2017).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территории общего пользования определены как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Руководствуясь приведенными положениями земельного и градостроительного законодательства, суд первой инстанции, поддержанный апелляционной коллегией, указал на отсутствие оснований для признания незаконным оспариваемого обществом отказа департамента в заключении нового договора аренды испрашиваемых земельных участков. При этом суд исходил из утвержденных документов территориального планирования и документации по планировке территории, согласно которым часть земельных участков расположена на территории общего пользования, другая - предназначена для размещения объектов местного значения (объекты транспортной инфраструктуры, жилая застройка, уличная сеть).
В то же время, основываясь на приведенных выводах, суды не учли следующее.
По сведениям ЕГРН спорные участки предназначены для сельскохозяйственного производства, что не исключает предоставления их в аренду на новый срок в соответствии с подпунктом 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
В определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 сформулирована следующая правовая позиция. Поскольку само по себе утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа не влечет изменение правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, положения пункта 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не могут служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В отсутствие доказательств изъятия земельных участков из оборота, ограничения их в обороте, принятие в отношении этих участков решения о резервировании для государственных или муниципальных нужд, планирование размещения в долгосрочной перспективе объектов местного значения в границах спорных земельных участков не может служить причиной отказа в их предоставлении в аренду.
В случае резервирования земельных участков они могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, в целях их рационального и эффективного использования до момента принятия уполномоченным органом решения о дальнейшей судьбе земельных участков. При этом при принятии решения о заключении нового договора аренды по окончании срока ранее заключенного договора аренды не могут не учитываться изменения градостроительной документации, предусматривающие иное зонирование территории, а также положения земельного законодательства о предоставлении публичных земельных участков.
С учетом изложенного для правильного применения правил пунктов 14 и 17 статьи 39.16 Земельного кодекса судам следовало установить, что в отношении спорных участков изменился правовой режим, не допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства. Возможность использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства в границах иных территориальных зон, в том числе в границах территорий, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (части 6 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), суды не исследовали.
В целях проверки приведенных уполномоченным органом доводов о нахождении в границах участков объектов, исключающих предоставление их в аренду (водные объекты и т.д.), подлежали исследованию и оценке в совокупности с иными представленными в дело доказательствами акты обследования земельных участков.
Поскольку суды не установили обстоятельства, необходимые для правильного разрешения заявления общества, тогда как суд кассационной инстанции в силу статьи 286 Кодекса не обладает полномочиями по исследованию доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, решение от 26.07.2020 и апелляционное постановление от 06.10.2020 следует отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287, часть 1 статьи 288 Кодекса).
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095, установить обстоятельства, позволяющие (или исключающие) реализацию положений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса в отношении каждого земельного участка, после чего разрешить заявленные требования с правильным применением норм действующего законодательства.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в силу пункта 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение он разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.07.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 по делу N А32-40301/2019 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае резервирования земельных участков они могут быть предоставлены в аренду на срок, не превышающий срока резервирования земель, в целях их рационального и эффективного использования до момента принятия уполномоченным органом решения о дальнейшей судьбе земельных участков. При этом при принятии решения о заключении нового договора аренды по окончании срока ранее заключенного договора аренды не могут не учитываться изменения градостроительной документации, предусматривающие иное зонирование территории, а также положения земельного законодательства о предоставлении публичных земельных участков.
С учетом изложенного для правильного применения правил пунктов 14 и 17 статьи 39.16 Земельного кодекса судам следовало установить, что в отношении спорных участков изменился правовой режим, не допускающий их дальнейшее использование в целях сельскохозяйственного производства. Возможность использования спорных земельных участков для сельскохозяйственного производства в границах иных территориальных зон, в том числе в границах территорий, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (части 6 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации), суды не исследовали.
...
При новом рассмотрении суду необходимо устранить отмеченные недостатки, с учетом правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095, установить обстоятельства, позволяющие (или исключающие) реализацию положений подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса в отношении каждого земельного участка, после чего разрешить заявленные требования с правильным применением норм действующего законодательства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2021 г. N Ф08-11763/20 по делу N А32-40301/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1626/2023
01.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19641/2022
23.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11763/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14758/20
26.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19