г. Краснодар |
|
03 апреля 2023 г. |
Дело N А32-40301/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Драбо Т.Н. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества "Рассвет" (ИНН 2356045713) - Кирсановой О.В. (доверенность от 07.06.2022), органа, осуществляющего публичные полномочия, -Департамента имущественных отношений Краснодарского края - Черствова А.А. (доверенность от 09.01.2023), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации муниципального образования Динской район Краснодарского края, администрации Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, Кубанского бассейнового водного управления, извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А32-40301/2019, установил следующее.
АО "Рассвет" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) со следующими требованиями:
- признать незаконным решение департамента, изложенное в письме от 22.05.2019 N 52-20266/19-32-12, об отказе в предоставлении в аренду на новый срок (20 лет) земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами: 23:07:0202000:891 площадью 159 453 кв. м; 23:07:0202000:892 площадью 16 028 кв. м; 23:07:0202000:894 площадью 29 589 кв. м; 23:07:0202000:898 площадью 93 162 кв. м; 23:07:0202000:900 площадью 95 049 кв. м; 23:07:0202000:905 площадью 16 014 кв. м; 23:07:0202000:908 площадью 739 437 кв. м; 23:07:0000000:2854 площадью 33 906 кв. м; расположенных по адресу: Краснодарский край, Динской район, в границах ФГУ СП МО РФ "Рассвет" (участок N 14);
- обязать департамент в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать и направить обществу проекты договоров аренды названных земельных участков на срок до принятия уполномоченным органом решения о строительстве на земельном участке в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, но не более 20 лет, с учетом изменения предмета заявленных требований (т. 1, л. д. 148, 149).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования Динской район Краснодарского края (далее - администрация района), администрация Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края (далее - администрация поселения), Кубанское бассейновое водное управление.
Решением от 26.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 06.10.2020, в удовлетворении заявления отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденным решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 15.09.2017 N 287-28/03), в границах земельных участков с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0202000:908 расположены проектируемые автомобильные дороги; участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:891; 23:07:0202000:892 и 23:07:0000000:2854 пересекают проектируемые автомобильные дороги регионального или межрегионального значения; участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:894 и 23:07:0202000:905 - проектируемые автомобильные дороги местного значения; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:900 расположен на территории проектируемых улиц в жилой застройке; по территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:900 проходит главная дорога; участок 23:07:0202000:894 расположен в зоне "прогнозируемой жилой застройки", участок 23:07:0202000:900 - в зонах "прогнозируемой жилой застройки" и "учреждений образования, общественных застроек, проектируемых улиц"; участок 23:07:0000000:2854 включает территорию действующего кладбища. Таким образом, испрашиваемые объекты не могут быть предоставлены в пользование конкретному лицу. Ссылку заявителя на акты обследования, согласно которым на земельных участках с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0000000:2854 водные объекты не выявлены; на участке 23:07:0000000:2854 - отсутствует кладбище, суды отклонили, поскольку по данным генерального плана эти участки расположены на территории прогнозируемой жилой застройки, зеленых насаждений санитарно-защитного назначения. Расчетный срок реализации генерального плана - 2029 год, тогда как общество испрашивает в аренду земельные участки сроком на 20 лет (до 2039 года).
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.07.2021 решение от 26.07.2020 и постановление апелляционного суда от 06.10.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Окружной суд указал, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) спорные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного производства, что не исключает предоставление их в аренду на основании подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Возможность использования спорных участков для сельскохозяйственного производства в границах иных территориальных зон, включая территории, в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются (части 6 и 7 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс), суды не исследовали. В целях проверки приведенных уполномоченным органом доводов о нахождении в границах спорных земельных участков объектов, исключающих аренду (водные объекты и т.д.), подлежали исследованию и оценке, в совокупности с иными доказательствами, акты обследования земельных участков.
При новом рассмотрении дела решением от 23.09.2022, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2022, заявление общества удовлетворено: признано незаконным решение департамента, изложенное в письме от 22.05.2019 N 52-20266/19-32-12, об отказе в предоставлении в аренду на новый срок земельных участков 23:07:0202000:891; 23:07:0202000:892; 23:07:0202000:894; 23:07:0202000:898; 23:07:0202000:900; 23:07:0202000:905; 23:07:0202000:908 и 23:07:0000000:2854, как не соответствующее Земельному кодексу; на департамент возложена обязанность в течение месяца, с даты вступления решения суда в законную силу, подготовить и направить в адрес общества подписанные проекты договоров аренды названных земельных участков, на срок до принятия решения уполномоченным органом о дальнейшей судьбе этих земельных участков; с департамента в пользу общества взыскано 6 тыс. рублей возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины. Суды пришли к выводу об отсутствии доказательств включения автомобильных дорог в состав испрашиваемых земельных участков. Департамент не подтвердил прохождение через земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:900 канала как части гидротехнического сооружения. В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:905 суды указали, что при наличии противоречий между генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения сведения генерального плана являются приоритетными. Наличие в правилах землепользования и застройки поселения в редакции 2017 года сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:905 в зоне ОД-3 и зоне ИВ-1 не может служить в качестве законного основания для отказа в предоставлении данного участка в аренду на новый срок. Прохождение через этот земельный участок линий электропередачи 35 кВ не является достаточным основанием для отказа в возобновлении арендных отношений с обществом, поскольку опоры линий электропередачи (ЛЭП) отмежеваны.
Не представлены также доказательства фактического нахождения в границах земельного участка с кадастровым номером 23:07:0000000:2854 кладбища и каналов, помимо сведений генерального плана поселения в редакции от 15.09.2017, на неточность которых прямо указано в соответствующих сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район (т. 1, л. д. 134, 135). Относительно установления периода, на который спорные земельные участки подлежат предоставлению в аренду обществу, в целях единообразия судебной практики, судебные инстанции учли правовой подход, изложенный в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2021 N 308-ЭС20-22095 по делу N А32-39267/2019 со схожими обстоятельствами.
В кассационной жалобе департамент просит решение от 23.09.2022 и апелляционное постановление от 01.12.2022 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что в границах рассматриваемых земельных участков планируется жилая застройка, размещение линейных объектов, инфраструктура и инженерно-техническое обеспечение которых должно обеспечиваться инженерными сетями и сооружениями (дорожное покрытие, тротуары, дождевая канализация, наружное освещение). Земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898; 23:07:0202000:900; 23:07:0202000:894; 23:07:0000000:2854; 23:07:0202000:905 находятся в границах населенного пункта.
В соответствии с генеральным планом Новотитаровского сельского поселения Динского района на территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:900 проходит главная дорога; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0000000:2854 частично расположен на территории существующего кладбища; через земельные участки с кадастровыми номерами 23:07:0202000:898 и 23:07:0000000:2854 проходят каналы.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве. Иные лица, участвующие в деле, явку процессуальных представителей в суд округа не обеспечили, извещены в соответствии со статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Судебное разбирательство проведено в порядке части 3 статьи 284 Кодекса.
Изучив материалы дела, доводы, приведенные в кассационной жалобе и отзыве, выслушав представителей спорящих сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит, с учетом следующего.
Согласно материалам дела, 11.07.1997 администрация района (арендодатель) и общество (арендатор) заключили договор аренды N 1135, по условиям которого арендодатель передал во временное владение и пользование арендатору земельный участок площадью 2018 га, в числе которых: 1533 га (пашни), 267 га (пастбища), 29 га (под водой), для сельскохозяйственного использования, сроком на 22 года. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству.
Дополнительным соглашением от 18.07.2011 к договору аренды от 11.07.1997 N 1135 в связи с регистрацией за субъектом Российской Федерации - Краснодарским краем права собственности на данный земельный участок договору аренды присвоен N 8807000282, указан кадастровый номер земельного участка - 23:07:0202000:305 и площадь - 11 138 009 кв. м.
В дальнейшем земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:305 разделен на земельные участки, в числе которых: 23:07:0202000:891 площадью 159 453 кв. м; 23:07:0202000:892 площадью 16 028 кв. м; 23:07:0202000:894 площадью 29 589 кв. м; 23:07:0202000:898 площадью 93 162 кв. м; 23:07:0202000:900 площадью 95 049 кв. м; 23:07:0202000:905 площадью 16 014 кв. м; 23:07:0202000:908 площадью 739 437 кв. м; 23:07:0000000:2854 площадью 33 906 кв. м.
Руководствуясь положениями подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, заявитель обратился в департамент с заявлениями о предоставлении в аренду на новый срок без проведения торгов названных земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Решением, изложенным в письме от 22.05.2019 N 52-20266/19-32-12, департамент отказал арендатору в испрашиваемой услуге, мотивируя тем, что согласно генеральному плану Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденному решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 19.12.2012 N 212-67-02 (с изменениями от 15.09.2017 N 287-28/03) в границах земельных участков 23:07:0202000:898; 23:07:0202000:908; 23:07:0202000:891; 23:07:0202000:892; 23:07:0000000:2854 расположены проектируемые автомобильные дороги регионального или межрегионального значения; в границах земельных участков 23:07:0202000:894; 23:07:0202000:905 расположены проектируемые автомобильные дороги местного значения; земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:900 расположен на территории проектируемых улиц в жилой застройке;
по территории земельного участка с кадастровым номером 23:07:0202000:900 проходит главная дорога; участок 23:07:0202000:894 расположен в зоне "прогнозируемой жилой застройки", участок 23:07:0202000:900 - зонах "прогнозируемой жилой застройки" и "учреждений образования, общественных застроек, проектируемых улиц"; участок 23:07:0000000:2854 включает территорию действующего кладбища. В соответствии с правилами землепользования и застройки территории Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края, утвержденными решением Совета Новотитаровского сельского поселения Динского района Краснодарского края от 27.11.2013 N 266-55/02 (с изменениями от 15.09.2017 N 286-28/03) земельный участок с кадастровым номером 23:07:0202000:894 расположен в зоне Ж-1Б - "зона застройки индивидуальными жилыми домами" с содержанием домашнего скота; земельный участок 23:07:0202000:905 находится на границе зон ОД-3 - "зона обслуживания и деловой активности при транспортных коридорах и узлах" и ИВ-1 - "зона озеленения и специального назначения"; по участкам 23:07:0202000:898 и 23:07:0000000:2854 проходят каналы.
Считая решение департамента об отказе в предоставлении обществу спорных земельных участков в аренду на новый срок незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) возложена на орган или лицо, которые его совершили (допустили), согласно части 5 статьи 200 Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В силу пункта 4 статьи 10 данного Закона гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом.
Согласно подпункту 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
По смыслу приведенной нормы применение названного основания предоставления земельного участка без торгов обусловлено наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования. Такое право предоставлено арендаторам, надлежаще использующим земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
Вопросы предоставления в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентированы статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса; основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов - статьей 39.16 данного кодекса. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в частности, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14); в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории такой участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
По правилам статьи 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9 и 65 Кодекса).
Повторно исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, судебные инстанции сделали правильные выводы о наличии предусмотренных частью 2 статьи 201 Кодекса условий для удовлетворения заявления общества.
Департамент не учитывает, что утверждение (изменение) генерального плана само по себе не влечет изменения правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, а ссылка на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не может служить единственным основанием для отказа в реализации процедуры предоставления участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в аренду надлежащему арендатору.
При новом рассмотрении дела суды установили, что испрашиваемые земельные участки предназначены для сельскохозяйственного использования и продолжают использоваться арендатором для производства сельскохозяйственной продукции.
В отсутствие доказательств реализации документов территориального планирования утверждение (изменение) генерального плана поселения, городского округа само по себе не влечет изменение правового режима земельных участков и не может служить единственным основанием для отказа в предоставлении участка в аренду для сельскохозяйственного производства. В таком случае срок аренды может быть ограничен началом предусмотренного документами территориального планирования строительства объектов федерального, регионального или местного значения. В границах спорных земельных участков отсутствуют объекты (в том числе, территории общего пользования, водные объекты), препятствующие сельскохозяйственному производству. В отношении земельных участков не принималось решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд. Запланированное в долгосрочной перспективе размещение на земельных участках объектов местного значения не начато (доказательства обратного отсутствуют). Соответствующие планы не могли служить единственной причиной отказа в предоставлении спорных земельных участков обществу в аренду в целях осуществления сельскохозяйственного производства. В случае резервирования земельных участков в целях реализации документов территориального планирования срок аренды должен быть ограничен сроком резервирования. Договорами аренды может быть согласован односторонний порядок их расторжения по инициативе арендодателя в случае начала реализации документов территориального планирования, строительства (возведения) объектов местного значения.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основанные на исследовании и оценке доказательств и доводов уполномоченного органа применительно к каждому земельному участку. Несогласие департамента с аргументацией судов, а также иное толкование норм законодательства, подлежащих применению, не свидетельствуют о наличии в обжалуемых судебных актах нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или о допущенной судебной ошибке. В этой связи в удовлетворении кассационной жалобы надлежит отказать.
Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2022 по делу N А32-40301/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу приведенной нормы применение названного основания предоставления земельного участка без торгов обусловлено наличием ранее заключенного договора аренды этого земельного участка; возможность заключения договора аренды на новый срок распространяется не только на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и на все участки, предназначенные для ведения сельскохозяйственного производства независимо от категории земель в соответствии с установленными видами разрешенного использования. Такое право предоставлено арендаторам, надлежаще использующим земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства (пункт 24 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).
...
Департамент не учитывает, что утверждение (изменение) генерального плана само по себе не влечет изменения правового режима земельных участков, при отсутствии доказательств реализации документов территориального планирования, а ссылка на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса не может служить единственным основанием для отказа в реализации процедуры предоставления участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в аренду надлежащему арендатору."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2023 г. N Ф08-1626/23 по делу N А32-40301/2019
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1626/2023
01.12.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19641/2022
23.09.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11763/20
06.10.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14758/20
26.07.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-40301/19