г. Краснодар |
|
14 июля 2021 г. |
Дело N А32-48527/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зуб А.А. (с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ростовской области), при участии в судебном заседании от истца - федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (ОГРН 1032311075620) - Свиридкиной Е.А. (доверенность от 25.12.2020), от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1026103739892) - Крутько Е.В. (доверенность от 02.02.2021), от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства обороны Российской Федерации - Журавлева Ю.С. (доверенность от 17.11.2020; посредством видеоконференц-связи), в отсутствие представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Западно-Сибирский консалтинговый центр", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, посредством размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-48527/2020, установил следующее.
Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства (далее - управление автомобильных дорог, Упрдор "Черноморье") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное управление, Северо-Кавказское ТУИО), в котором просило:
- изъять для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования территориального управления земельный участок площадью 1 898 кв. м с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, образованный из земельного участка площадью 1 887 528 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:15, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, посредством перечисления со стороны управления автомобильных дорог на лицевой счет территориального управления или на депозитный счет нотариуса денежной суммы в размере 679 040 руб.,
- зарегистрировать прекращение права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок площадью 1 898 кв. м с кадастровым номером 23:37:0721001:5156,
- в силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) обратить решение суда к немедленному исполнению (уточненные требования; т. 1, л. д. 142, 159 - 161).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра), общество с ограниченной ответственность "Западно-Сибирский консалтинговый центр" (далее - ООО "Западно-Сибирский консалтинговый центр") и Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны; т. 1, л. д. 1 - 3, 159 - 161).
Решением от 18.01.2021, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 02.04.2021, суд изъял для федеральных нужд путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования территориального управления земельный участок площадью 1 898 кв. м с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, образованный из земельного участка площадью 1 887 528 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:15, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, посредством перечисления со стороны управления автомобильных дорог на лицевой счет территориального управления или на депозитный счет нотариуса денежной суммы в размере 679 040 руб. Суд указал, что решение является основанием для регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования территориального управления на земельный участок площадью 1 898 кв. м с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, в порядке статьи 182 Кодекса обратил решение к немедленному исполнению.
Судебное решение мотивировано следующим. Распоряжением Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 28.12.2018 N 4626-р (далее - распоряжение N 4626-р), с учетом внесения в него изменений распоряжением от 21.02.2019 N 452-р, утверждена документация по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край" (далее также - объект, строительство и реконструкция участков автодороги А290). Пунктом 1 распоряжения Федерального дорожного агентства (Росавтодор) от 27.09.2019 N 2618-р (далее - распоряжение N 2618-р) принято решение об изъятии путем выкупа в установленном порядке для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе земельного участка площадью 1 898 кв. м, образованного из земельного участка площадью 1 887 528 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:15, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, принадлежащего территориальному управлению на праве постоянного (бессрочного) пользования. Во исполнение распоряжения N 2618-р образован земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, который попадает в зону строительства объекта. Пунктом 2 распоряжения N 2618-р управлению автомобильных дорог поручено в установленном порядке обеспечить выполнение комплекса мероприятий, связанных с изъятием земельного участка. Направленное Упрдор "Черноморье" в адрес территориального управления соглашение об изъятии спорного земельного участка для федеральных нужд ответчиком не подписано, предложения о внесении изменения в соглашение не представлены. В соответствии с положениями статей 49, 55, 58.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и статьями 281, 282 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), представленными в материалы дела документами, имеются основания для изъятия для федеральных нужд спорного земельного участка. Проектные решения, разработанные в рамках реализации объекта, не оказывают влияния и не ограничивают перспективное развитие аэродрома Анапа (Витязево). Земельный участок после изъятия остается в собственности Российской Федерации. В соответствии с отчетом об оценке от 22.04.2020 N 171/03, подготовленным ООО "Западно-Сибирский консалтинговый центр", денежная сумма, подлежащая уплате ответчику, составляет 679 040 руб. Названный отчет от 22.04.2020 прошел экспертизу на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности в саморегулируемой организации "Региональная ассоциация оценщиков". Размер возмещения за изымаемый земельный участок ответчиком не оспорен, о проведении оценочной экспертизы он не заявил. Решение об изъятии земельного участка для государственных нужд принято уполномоченным органом, с соблюдением установленной законом процедуры, основание изъятия соответствует закону. Обращение решения суда к немедленному исполнению необходимо для своевременной реализации государственного контракта.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддержал, дополнительно отметив следующее. В силу пункта 5 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращается право постоянного (бессрочного) пользования, может осуществляться независимо от формы собственности на земельный участок. Законодатель допустил возможность изъятия земельных участков, находящихся в собственности одного публично-правового образования, для нужд другого публичного образования, в форме прекращения ограниченных вещных либо обязательственных (арендных) прав у лиц, которым такие участки были ранее предоставлены. Предметом настоящего спора является не земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15, а земельный участок с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, который относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (далее - земли промышленности), имеет вид разрешенного использования "автомобильный транспорт". Доказательств занятия земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 объектами Министерства обороны в материалы дела не представлено. Возможность выбытия земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 из ведения Министерства обороны и его несогласие с таким выбытием, сами по себе не являются основанием для отказа в иске. Территориальное управление не представило в материалы дела какие-либо доказательства в подтверждение довода о том, что изъятие земельного участка с кадастровым номером 23:37:0721001:5156 препятствует перспективе развития аэродрома Анапа (Витязево) и возможности перевода его в более высокий класс. Обращение решения к немедленному исполнению произведено судом первой инстанции с учетом содержания части 3 статьи 182 Кодекса, на основании мотивированного (обоснованного) ходатайства истца.
В кассационной жалобе территориальное управление просит решение от 18.01.2021 и апелляционное постановление от 02.04.2021 отменить, в удовлетворении исковых требований Упрдор "Черноморье" отказать в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, из совокупного толкования положений статьи 279 Гражданского кодекса и статьи 49 Земельного кодекса усматривается, что установленные ими правила об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд не подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. Изъятие земельного участка приведет к невозможности его использования Министерством обороны для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Суды не учли, что в силу с подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 изъят из оборота, поскольку занят находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых постоянно размещены Вооруженные Силы Российской Федерации, воинские формирования и органы. Изъятие любой части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 недопустимо в силу закона. Спорный земельный участок спланирован к дальнейшему использованию в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства. Письмо АО "Институт "Стройпроект" от 10.12.2020, согласно которому принятое по объекту проектное решение не ограничивает перспективное развитие аэродрома Анапа (Витязево), необоснованно использовано судом в качестве экспертного заключения. Действующее законодательство не предусматривает возможность решения вопроса о немедленном исполнении решения суда непосредственно в его резолютивной части. В рассматриваемом случае истцом не были предоставлены доказательства, свидетельствующие о невозможности исполнения решения либо об угрозе причинения какого-либо ущерба.
В кассационной жалобе Министерство обороны просит решение от 18.01.2021 и апелляционное постановление от 02.04.2021 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
По мнению подателя второй жалобы, земельный участок с кадастровым номером 23:37:0710001:15 в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса является изъятым из оборота, так как занят находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых постоянно размещены Вооруженные Силы Российской Федерации, воинские формирования и органы. Изъятие любой части земельного участка с кадастровым номером 23:37:0710001:15 недопустимо в силу закона. Порядок изъятия земельных участков у публичных собственников (Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) для нужд иных публичных собственников гражданским законодательством не предусмотрен и не регулируется. Изъятие земельного участка приведет к невозможности его использования Министерством обороны для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации. Суд первой инстанции принял решение в отсутствие мотивированного отзыва Министерства обороны на исковое заявление. Министерство обороны было лишено возможности участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дела в суде первой инстанции, защищать свои права и законные интересы.
Управление автомобильных дорог представило письменный отзыв, в котором против удовлетворения кассационных жалоб возразило.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса заседание окружного суда кассационной инстанции проведено с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании представители территориального управления и Министерства обороны на удовлетворении кассационных жалоб настаивали, представитель управления автомобильных дорог просил жалобы отклонить.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб и отзыва на них, выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон и одного из третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
Статья 49 Земельного кодекса устанавливает, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 499-ФЗ) Земельный кодекс дополнен главой VII.1, регламентирующей с 01.04.2015 порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (пункт 1 статьи 56.3 Земельного кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 56.3 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в результате которого прекращаются право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или право безвозмездного пользования таким земельным участком, может осуществляться независимо от формы собственности на такой земельный участок.
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (пункты 13, 14 статьи 56.6 Земельного кодекса).
Соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом, принявшим решение об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его в уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, либо направить указанному лицу уведомление об отказе в подписании соглашения или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (пункт 9 статьи 56.10 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 10 статьи 56.10 Земельного кодекса в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем не представлено подписанное соглашение, уполномоченный орган, принявший решение об изъятии, имеет право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Распоряжением N 2618-р Росавтодор возложил на подведомственное учреждение (Упрдор "Черноморье") обязанность по обеспечению выполнения в установленном порядке комплекса мероприятий, направленных на изъятие и выкуп земельных участков, указанных в приложении к распоряжению, в том числе спорного участка.
Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела (часть 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, несет риск наступления последствий совершения или несовершения им процессуальных действий (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
Исследовав и оценив представленные в обоснование заявленных требований и возражений против них доказательства, судебные инстанции установили наличие оснований для изъятия (путем прекращения права постоянного (бессрочного) пользования) у территориального управления для федеральных нужд земельного участка площадью 1 898 кв. м с кадастровым номером 23:37:0721001:5156, необходимого для целей строительства и реконструкции участков автодороги А290; соблюдение уполномоченным на то Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и истцом, как его подведомственным учреждением, требований законодательства Российской Федерации, регламентирующих порядок изъятия земельных участков для государственных нужд, в том числе, в части определения возмещения, причитающегося правообладателю спорного участка, в связи с таким изъятием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела; суды первой и второй инстанций самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
В обжалуемых судебных актах подробно и непротиворечиво приведены мотивы, по которым суды признали требования Упрдор "Черноморье" подлежащими удовлетворению; перечислены доказательства, исследованные и получившие правовую оценку, как отдельно, так и в совокупности. Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, обусловлены несогласием с оценкой ими доказательств, которое не является достаточным основанием для отмены (изменения) судебных актов.
Не усматривая правовых и фактических оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, окружной суд кассационной инстанции учитывает отсутствие в материалах дела доказательств оспаривания подателями жалоб (иными заинтересованными лицами), утвержденной Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край", решения названного федерального органа государственной власти об изъятии для нужд Российской Федерации спорного земельного участка площадью 1 898 кв. м, образованного из земельного участка площадью 1 887 528 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:15. В кассационных жалобах также отсутствуют нормативно обоснованные доводы, свидетельствующие о возможности неприменения судами при разрешении настоящего спора, принятых Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) решений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 18.01.2021 и апелляционного постановления от 02.04.2021 по доводам кассационных жалоб не имеет, правильность выводов судов по существу спора подателями жалоб не опровергнута.
Нарушений норм процессуального закона, являющихся основанием для отмены судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Вопреки приведенным в жалобах аргументам, Министерство обороны своевременно извещено судом первой инстанции о привлечении к участию в настоящем деле, о времени и месте судебного заседания, возможностью реализовать свои процессуальные права в ходе разбирательства по делу, располагало; представленные в материалы дела доказательства исследованы судами и признаны относимыми, допустимыми, в установленном Кодексом порядке из их числа не исключены.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации территориальное управление и Министерство обороны от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы освобождены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2021 по делу N А32-48527/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не усматривая правовых и фактических оснований для отмены (изменения) обжалуемых судебных актов, окружной суд кассационной инстанции учитывает отсутствие в материалах дела доказательств оспаривания подателями жалоб (иными заинтересованными лицами), утвержденной Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) документации по планировке территории объекта "Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги А-290 Новороссийск - Керчь. Строительство и реконструкция автомобильной дороги А290 Новороссийск - Керчь на участке км 52 - км 73, Краснодарский край", решения названного федерального органа государственной власти об изъятии для нужд Российской Федерации спорного земельного участка площадью 1 898 кв. м, образованного из земельного участка площадью 1 887 528 кв. м с кадастровым номером 23:37:0710001:15. В кассационных жалобах также отсутствуют нормативно обоснованные доводы, свидетельствующие о возможности неприменения судами при разрешении настоящего спора, принятых Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) решений.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения от 18.01.2021 и апелляционного постановления от 02.04.2021 по доводам кассационных жалоб не имеет, правильность выводов судов по существу спора подателями жалоб не опровергнута."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 июля 2021 г. N Ф08-6455/21 по делу N А32-48527/2020