г. Краснодар |
|
27 июля 2021 г. |
Дело N А63-11566/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" (ИНН 2635050520, ОГРН 1022601942978) - Серова И.Ю. (доверенность от 28.04.2021), от заинтересованного лица - Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212) - Слюсарева С.В. (доверенность от 11.01.2021), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосервис" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А63-11566/2020, установил следующее.
ООО "Экосервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Северо-Кавказскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление, служба) с заявлением о признании недействительными пунктов 1 - 6 предписания от 21.04.2020 N 20-241/П/9.
Решением от 10.12.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.02.2021, суд отказал в удовлетворении заявленных обществом требований. Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для удовлетворения заявленных обществом требований, ввиду законности и обоснованности оспариваемых им пунктов предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9.
В кассационной жалобе и дополнении к ней общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, суды не приняли во внимание, что целевым назначением деятельности общества по накоплению отходов является их содержание в шламонакопителях не более 11 месяцев в ожидании определенного события, позволяющего довести накопленные отходы до лицензионного требования, то есть по составу идентичному подземным водам; содержание в шламонакопителях не предполагает в качестве целевого назначения изменение характеристик отходов, то есть их количества, качества, состава; целевым назначением деятельности общества является нейтрализация и изоляция отходов, осуществляемая таким образом, чтобы исключить попадание вредных веществ в окружающую среду. Суды не установили конкретный состав и класс опасности веществ, поступающих обществу. Деятельность общества по обращению с жидкими промышленными отходами не имеет признаков деятельности по хранению и образованию новых видов отходов, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ); согласно пункту 5.52 ГОСТа 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст (далее - ГОСТ 30772-2001), обезвреживанием отходов является обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения. В результате деятельности общества по размещению отходов происходит смешение полученных от других предприятий отходов с подтвержденным классом опасности и утвержденными данными предприятиями паспортами, которые внесены в перечень, выданной обществу лицензии от 10.08.2001 серии СТВ ЗЭ для захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт. В срок, установленный управлением для выполнения требований оспариваемых пунктов предписания, невозможно выполнить комплекс мероприятий для осуществления паспортизации отходов, утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение соответствующей лицензии. Суды не установили объем размещенных промышленных отходов в 2018 - 2020 годах, образованных в результате деятельности общества; в 2018 и 2019 годах управление не отбирало пробы в шламонакопителях, принадлежащих обществу, следовательно, вывод о том, что в 2018 и 2019 годах у общества образовались два новых вида отходов (с конкретным химическим составом и кодом по ФККО), документально не подтвержден. В части пунктов 4 - 6 предписания суды не учли, что общество принимает нейтрализованные промстоки (согласно требованиям проекта по захоронению) от предприятий, образующих эти отходы, в соответствии с заключенными с ними договорами, и утвержденными паспортами опасных отходов, стабилизирует их, после чего закачивает в недра; общество не осуществляет деятельность по размещению отходов, следовательно суды необоснованно применили статью 19 Закона N 89-ФЗ. Оспариваемое предписание не содержит ссылок на конкретную норму законодательства, обязывающую общество вносить плату в размере 3% процентов от стоимости услуг при захоронении промстоков, при том, что в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) регулярные платежи за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установлены только для хранения углеводородного сырья. Согласно заключенному с ООО геофирма "Пласт" договору на выполнение работ "Геолого-гидрогеологический контроль участка подземного захоронения стоков" от 25.12.2019 N 1-20, ООО геофирма "Пласт" каждое полугодие представляет обществу отчет о проведенном геолого-гидрогеологическом контроле полигона подземного захоронения; общество проводило наблюдения в скважинах N 38 в июне и декабре 2019 года, N 65 - в июне 2019 года, N 78 - в декабре 2019 года, что подтверждается отчетами за указанный период, представленными ООО геофирма "Пласт", где указано, что взять пробу из скважин N 38, 78 по причине слишком малого столба воды, невозможно; отчет о результатах мониторинга направлялся за указанный период управлению. Указание на то, что отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине N 202, несостоятельно, поскольку в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467 (далее - Положение N 467), нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Согласно технологической схеме проекта, скважина N 202 не расположена на границе земельного участка, на котором расположен объект, размещения отходов по направлению течения подземных вод находится на дамбе (то есть за границей участка); мониторинг проводится на границе земельного участка с использованием других наблюдательных скважин N 38, 78, 200. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2021 N 308-ЭС21-6747 имеет значение для рассмотрения настоящего дела только в установлении фактов нарушений обществом лицензионных требований в 2020 году (пункт 1 предписания управления)
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела. Служба указывает, что судебные инстанции дали должную правовую оценку доводам общества об отсутствии деятельности по размещению отходов IV класса опасности на основании исследования представленных в материалы дела доказательств, в том числе экспертного заключения, подтверждающего отнесение отходов к конкретному классу опасности, а также отнесение спорных шламонакопителей и палеоценового водоносного горизонта к объектам размещения отходов.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы с дополнением и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управление на основании приказа от 05.03.2020 N 241 в период с 16.03.2020 по 20.03.2020 провело плановую выездную проверку общества по результатам которой составило акт проверки от 21.04.2020 N 20-241/П/8 и выдало обществу предписание от 21.04.2020 N 20-241/П/9, согласно которому обществу необходимо в срок до 18.09.2020 устранить следующие нарушения.
Общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности, чем нарушены требования части 1 статьи 9 Закона N 89-03, части 1 статьи 30 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), пункта 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) (пункт 1 предписания).
Обществом, на образующиеся в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков, не осуществлено отнесение отхода к конкретному классу опасности и не составлен паспорт отходов I - IV классов опасности для отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0", а так же не составлен паспорт отходов I - IV классов опасности для отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4", чем нарушены требования частей 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 (далее - Порядок N 541), Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства России от 16.08.2013 N 712 (далее - Порядок N 712) (пункт 2 предписания).
Обществом не ведется учет образующихся, в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков, отходов IV класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0"; отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 949 310 11 104". В данных учета в области обращения с отходами за 2 - 4 кварталы 2017 года, за 1 - 4 кварталы 2018 года, за 1 - 4 кварталы 2019 года сведения об образовании указанных отходов отсутствуют. Обществом нарушены требования части 1 статьи 19 Закона 89-ФЗ, Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721 (далее - Порядок N 721) (пункт 3 предписания).
Согласно пункту 4 оспариваемого предписания обществом в 2019 году утверждена программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в адрес управление 14.01.2020 (письмо от 14.01.2020 N 084; вх. от 16.01.2020 N 418/17-29) (далее - программа мониторинга).
Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду за 2019 год направлен в адрес Управления Росприроднадзора 14.01.2020 (письмо от 14.01.2020 N 084, 16.01.2020 N 418/17-29) (далее - отчет мониторинга).
Согласно пункту 5.3 (стр. 12) и пункту 6.3 (стр. 13) программы мониторинга для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6 наблюдательных скважин N 38, 65, 78, 200, 201, 202 и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).
По результатам рассмотрения отчета мониторинга, установлено, что обществом не проводились наблюдения в скважинах N 38 в июне и декабре 2019 года, N 65 - в июне 2019 года, N 78 - в декабре 2019 года, по причине слишком малого столба воды в скважинах.
При этом в представленных материалах отсутствуют акты испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины).
Вместе с тем, отчет мониторинга не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории OPO и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2019 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине N 202.
Кроме того по результатам рассмотрения отчета мониторинга за 2018 год (письмо от 14.01.2019; вх. от 17.01.2019 N 471/17-29) установлено, что отчет мониторинга за 2018 год не соответствует установленным требованиям по объему необходимой информации и по ее содержанию: в разделе отчета мониторинга "Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)" отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Росприроднадзора направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 48; в разделе отчета "Приложения" отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации. Отчет мониторинга за 2018 год не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N 78 в июне 2018 года, N 38 - в декабре 2018 года.
Обществом нарушены требования части 2 статьи 11, части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного приказом Минприроды России от 04.03.2016 N 66 (далее - Порядок N 66).
В соответствии с пунктом 5 предписания службы, общество имеет лицензию от 10.08.2001 серии СТВ N 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанного с добычей полезных ископаемых, для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, которая выдана Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).
Пунктами 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт, к лицензии от 5 10.08.2001 серии СТВ N 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.
Обществом в нарушение условий и обязательств владельца лицензии, установленных пунктами 6, 8 лицензионного соглашения, не выполняются следующие условия (обязательства).
По пункту 6 лицензионного соглашения: подпункт 6.1 - не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки; подпункт 6.3 - отсутствует разработанный и согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а так же разрушением оголовка скважины; подпункт 6.12 - не представляется годовой отчет, до 15-го марта следующего за отчетным периодом (за 2018, 2019 годы).
По пункту 8 лицензионного соглашения: подпункты 8.1, 8.2, 8.3 - не вносятся платежи за право пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаемых в форме регулярных платежей величина которых установлена в размере 3% от стоимости предоставляемых услуг при захоронении промстоков, установленные статьей 43 Закона о недрах; подпункт 8.5 - не представлены копии расчетов платежей за пользование недрами, предоставляемых в государственную налоговую службу, и копии которых должны направляться в Ставропольприродресурсы.
Общество нарушило требования пунктов 1, 3, 5, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, подпункты 6.1, 6.3, 6.12 пункта 6 и подпункты 8.1 - 8.3, 8.15 пункта 8 лицензионного соглашения.
Согласно пункту 6 предписания, общество в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ осуществляет размещение (захоронение) отхода IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов - в предоставленный участок недр, в полиоценовый водонсный горизонт.
В соответствии с пунктом 7 предписания общество в нарушение требований частей 1 и 2 статьи 31.2 Закона N 7-ФЗ не представило декларацию о воздействии на окружающую среду.
Полагая, что пункты 1 - 6 предписания службы являются незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 1, 9, 11, 12, 14, 17, 19 Закона N 89-ФЗ статей 1, 10, 11, 22, 43 Закона о недрах, статей 30, 31.2, 51 Закона N 7-ФЗ, статьи 12 Закона N 99-ФЗ, Порядком N 66, Порядком N 541, Порядком N 712, Порядком N 721, суды сделали правильный вывод об отсутствии в рассматриваемом случае правовых оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Проверяя законность и обоснованность пункта 1 предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9, суды установили, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) "Растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещения (хранение) IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии и внесение в нее дополнительных сведений не требуется.
Общество осуществляет деятельность по подземному захоронению промстоков (отходов) через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га. С целью осуществления указанной деятельности общество эксплуатирует 2 объекта размещения (хранения) отходов и 1 скважину для подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт: для хранения жидких отходов - шламонакопители N 2 и N 3, расположенные на земельном участке с кадастровым номером N 26:12:010410:137, для захоронения (закачки) жидких промышленных отходов в палеоценовый водоносный горизонт - нагнетательную (поглощающую) скважину "Люминофор N 1", расположенную на земельном участке в кадастровым номером N 26:12:010410:125. Указанные объекты и скважина принадлежат обществу на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28.09.2011 N 26-АЗ 570988 (скважина N 1 "Люминофор"); свидетельством о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478020 (шламонакопитель N 2), свидетельством о государственной регистрации права от 07.07.2011 N 26-АЗ 478110 (шламонакопитель N 3). Земельные участки под указанными объектами предоставлены обществу в аренду администрацией г. Ставрополя на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 26.03.2012 N 248 (под шламонакопителями N 2, N 3, кадастровый номер N 26:12:010410:137) и договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 N 9060 (под скважиной "Люминофор N 1", кадастровый номер N 26:12:010410:125).
Суды установили, что шламонакопитель жидких отходов N 2 введен в эксплуатацию 1989 году, проектная мощность - 77 тыс. куб. м, площадь объекта размещения отходов - 18 314 кв. м. Указанный объект размещения отходов (ОРО) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под номером 26-00021-Х-00421-270716. Инвентаризация ОРО и характеристика ОРО составлена в 2015 году. Шламонакопитель жидких отходов N 3 введен в эксплуатацию в 1979 году, проектная мощность - 90 тыс. куб. м, площадь ОРО - 28 800 кв. м. Указанный объект размещения отходов (ОРО) включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) под номером 26-00023-Х-00645-031016.
Шламонакопители N 2 и N 3 являются гидротехническими сооружениями, на которые разработана декларация безопасности гидротехнических сооружений, регистрационный номер 20-20(03)0002-09-ХИМ, утвержденная 17.01.2020 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, со сроком действия на 4 года; шламонакопители N 2 и N 3 представляют собой герметичный котлован, состоящий из ограждающей дамбы насыпной грунтовой, из местных суглинков с уплотнением. По дну и откосам шламонакопителей устроен противофильтрационный экран из глины толщиной 1,5 м, укрепленный защитным слоем из щебня, предназначенный для исключения попадания вредных веществ, в грунтовые воды и недопущения опасных фильтрационных деформаций грунта ограждающей дамбы и ее основания. Дренажные системы не предусмотрены. В состав ГТС шламонакопителей входят подводящие трубопроводы стальные по 2 нитки; отводящие трубопроводы стальные по 1 нитке; насосы производительностью 150 кв. м.
Общество осуществляет в шламонакопителях N 2 и N 3 сбор и размещение (хранение) следующих отходов IV классов опасности (промстоки) с целью их предварительной подготовки для подземного захоронения, через нагнетательную скважину "Люминофор N 1" на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода, с установленной площадью 64 га: "отходов водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104"; "растворов солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104"; "смесей вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104" (далее - жидкие отходы IV класса опасности, промстоки, жидкие отходы, промышленные стоки).
Пользование участком недр общество осуществляет на основании лицензии от 10.08.2001 серии СТВ N 00584 ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, выданной Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд), на основании проектной документации "Проект подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт 1998 г." (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2. Срок окончания действия лицензии 01.04.2024 (Приложение N 17 к лицензии СТВ N 00584 ЗЭ).
Участок по захоронению жидких отходов состоит из одной поглощающей (нагнетательной) скважины N 1 Люминофор, трех глубоких скважин N 2, N 3 Люминофор, N 2 Ставропольская, а также двух мелких наблюдательных скважин N 1Н, N 2Н, предназначенных для контроля за захоронением промстоков.
Скважина N 1 Люминофор введена в эксплуатацию в 1991 году и принадлежит обществу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 28.09.2011 N 26-АЗ 570988), земельный участок под скважиной предоставлен обществу Администрацией г. Ставрополя на праве аренды (договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 14.06.2011 N 9060. Подземная часть подземного хранилища стоков (жидких отходов) включает в себя пласт-коллектор, подстилающий и перекрывающий водоупоры, "буферные" водоносные горизонты, контрольный водоносный горизонт и систему скважин различного назначения. Технологическая схема (технология) подземного захоронения промстоков в палеоценовый водоносный горизонт изложена в "Проекте подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" 1998 года (разработчик документации: ОАО "СевКавНИПИгаз" г. Ставрополь), который получил положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам "Проекта подземного захоронения промстоков ОАО "Люминофор" в палеоценовый водоносный горизонт" от 06.04.2000, утвержденное приказом Государственного комитета по охране окружающей среды Ставропольского края от 12.04.2000 N Э-61/2.
Судебные инстанции установили, что промышленные стоки (отходы) принимаются обществом на размещение (хранение) на шламонакопителях N 2 и N 3 от предприятий ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ЗАО НПФ "Люминофор", ООО НПФ "ЛЮМ", расположенных на промплощадке ОАО "Люминофор" в промышленной зоне Северо-Западного района г. Ставрополя, на основании договоров: от 01.03.2018 N 1/18-отх/эко на прием химических отходов (ЗАО "Сезар плюс"); от 01.03.2017 N 8/БЭГТС (ООО "СЗСП") на услуги по эксплуатации и техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; от 30.12.2011 N 4/12-П/эко (ЗАО НПФ "Люминофор") на оказание услуг по приему и хранению промстоков; от 01.02.2015 N 7/15-П/эко (ООО НПФ "ЛЮМ") на оказание услуг по приему и хранению промстоков.
Согласно справке общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам выполненных работ за 2018, 2019 годы, отчету об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2017, 2018 годы, статистической отчетности N 2-ТП (отходы) за 2017 - 2019 годы, пояснительной записке, общество приняло и разместило на шламонакопителях N 2 и N 3 жидких отходов IV класса опасности (промышленные стоки) от вышеуказанных предприятий, всего в 2017 году - 51 тонну, в 2018 году - 10 391 куб. м (в шламонакопитель N 2 - 5 615 куб. м; в шламонакопитель N 3 - 4 776 куб. м), в 2019 году - 8 953 куб. м (в шламонакопитель N 2 - 3 711 куб. м; в шламонакопитель N 3 - 5 242 куб. м).
ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ЗАО НПФ "Люминофор", ООО НПФ "ЛЮМ" на образующиеся жидкие отходы (промстоки) составлены паспорта опасных отходов: ЗАО "Сезар Плюс" - на "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104"; ООО "НПФ "ЛЮМ" - на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104"; ЗАО "НПФ "Люминофор" - на "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104"; ООО "СЗСП" - на "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104".
Сбор и размещение (хранение) отходов IV класса опасности в шламонакопителях N 2 и N 3 осуществляется обществом на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 24.10.2019 N Д 26 00004/П, выданной управлением, на виды работ (услуг) по сбору, размещению (хранению) отходов IV класса опасности: "отходы водных растворов неорганических солей щелочных металлов при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94940191104"; "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104"; "смесь вод промывки и фильтрации стеаратов бария-кадмия, цинка, кальция и сульфата в их производстве, код по ФККО 31897711104".
Судебные инстанции установили, что образующиеся от деятельности ЗАО "Сезар плюс", ООО "СЗСП", ООО НПФ "Люм", ЗАО НПФ "Люминофор" отходы поступают в их собственные отстойники, расположенные на территории предприятий, где происходит процесс их нейтрализации с целью доведение значения рН = 7,0 - 8,0. В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промстоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя N 2 и N 3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода. Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80 - 90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков. В шламонакопителях поддерживается минимально разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков. В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадение твердых включений в осадок (донные отложения).
Управление в рамках проведения плановой выездной проверки 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя общества, произвело отбор проб отходов, размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)) и составило протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, 17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, 17.03.2020 N 24-о, 17.03.2020 N 25-0, 17.03.2020 N 26-о.
По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 (вх. от 20.04.2020), управление установило, что в результате деятельности общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2 и N 3, образуются 2 вида отходов, которые относятся к IV классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, 26.03.2020 N 24-о, 26.03.2020 N 25-о, 26.03.2020 N 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, 25.03.2020 N 24-0, 25.03.2020 N 25-о, 25.03.2020 N 26-о): жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0".
В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42, отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2 и N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.
Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" - размещаются (хранятся) в шламонакопителях N 2 и N 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось. Образованные в процессе стабилизации - отходы IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов захораниваются, через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1Л на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Суды установили, что процесс закачки промстоков (жидких отходов) носит циклический характер в связи с малыми объемами поступающих промстоков. Продолжительность цикла закачки около 105 суток (апрель - июнь и сентябрь - ноябрь).
Согласно справке общества от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018 - 2019 годы, пояснительной записке, общество, через нагнетательную скважину N 1Л, захоронило отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017 - 2019 годы 59 059 куб. м: в 2017 году - 29 532 куб. м; в 2018 году - 20 993 куб. м; в 2019 году - 8 534 куб. м.
С учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что общество осуществляет деятельность по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения (твердый осадок)), относящийся к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" в шламонакопителях N 2 и N 3, без лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Судебные инстанции приняли во внимание, что решением Арбитражного суда Ставропольского края от 20.07.2020 по делу N А63-6914/2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2020 и постановлением кассационной инстанции от 28.01.2021 по тому же делу, общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту осуществления деятельности по размещению (захоронению) отхода IV класса опасности (промстоки) в палеоценовый водоносный горизонт в предоставленный участок недр и размещение (хранение) отхода IV класса опасности (донные отложения) в шламонакопителях в отсутствие соответствующей лицензии на осуществление указанных видов деятельности.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.2021 N 308-ЭС21-6747 отказано в передаче кассационной жалобы на судебные акты по делу N А63-6914/2020 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Довод общества о том, что шламонакопители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости, предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления, обоснованно отклонен судами с учетом положений статей 1, 12 Закона N 89-ФЗ, характеристики спорных объектов (ОРО) (шламонакопители N 2 и N 3), оформленной по результатам проведенной обществом в 2015 году инвентаризации объекта размещения отходов, а также того, что шламонакопитель N 2 включен в государственный реестр ОРО под N 26-00021-Х-00421-270716, шламонакопитель N 3 включен в государственный реестр ОРО под N 26-00023-Х-00645-031016.
Проверяя законность и обоснованность пунктов 2 и 3 предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9, суды установили, что донные отложения "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" из шламонакопителей, образуются в процессе стабилизации промстоков, принятых от сторонних организаций. Процесс образования указанного отхода изложен в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит выпадение взвешенных веществ в осадок. При этом факты образования отходов (жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок)), подтверждены материалами проверки, а именно: протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, 17.03.2020 N 20-241/П/4; протоколами отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, 17.03.2020 N 24-о, 17.03.2020 N 25-0, 17.03.2020 N 26-о; экспертным заключением от 10.04.2020 N 42; протоколами испытаний (измерений) проб отходов от 26.03.2020 N 23-о, 26.03.2020 N 24-о, 26.03.2020 N 25-о, 26.03.2020 N 26-о; протоколами биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 26-о; протоколами биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, 25.03.2020 N 24-о, 25.03.2020 N 25-о, 25.03.2020 N26-о.
Суды установили, что в нарушение требований частей 2, 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ, положений Порядка N 541, Порядка N 712, общество на образующиеся в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков, не произвело отнесение отходов I - IV классов опасности для отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), а также не составило паспорт отходов I - IV классов опасности для отхода - жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки).
Довод общества о том, что в результате его деятельности не образуются донные отложения (твердая фаза) и, как следствие, не возникает обязанность вести учет образующихся в результате деятельности в процессе стабилизации жидких промстоков, отходов IV класса опасности, исследован и обоснованно отклонен судами, с учетом положений статей 1, 19 Закона N 89-ФЗ, поскольку факт образования отходов (жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок)), подтвержден материалами дела.
Судебные инстанции установили, что общество в нарушение требований части 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ, положений Порядка N 721 не вело учет образующихся в результате деятельности в процессе стабилизации промстоков отходов IV класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0"; отхода (жидкая фракция) из шламонакопителей (промстоки) "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4". Документально указанные выводы судов общество не опровергло.
Довод общества о том, что отчет мониторинга за 2018 год соответствует всем требованиям по объему предоставления необходимой информации, обоснованно не принят судами, поскольку указанный отчет общества не содержит сведения о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N 78 в июне 2018 года, N 38 в декабре 2018 года.
Проверяя законность и обоснованность пункта 4 предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9, суды установили, что общество эксплуатирует 3 объекта размещения (хранения) отходов (ОРО), включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Шламохранилище N 2 - введено в эксплуатацию в 1989 году, проектная мощность 15,5 тыс. куб. м. Объект включен в ГРОРО под N 26-00022-Х-00421-270716. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) от 23.01.2018 N CBLGFN5A относится к 3 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478021. Шламонакопитель N 2 - введен в эксплуатацию в 1989 году, проектная мощность 77 тыс. куб. м. Объект включен в ГРОРО под N 26-00021-Х-00421-270716. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от 14.06.2017 N BGGJ07Gr, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права от 08.07.2011 N 26-АЗ 478020. Шламонакопитель N 3 - введен в эксплуатацию в 1979 году, проектная мощность 90 тыс. куб. м. Объект включен в ГРОРО под N 26-00023-Х-00645- 031015. В соответствии со свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего НВОС от 23.01.2018 N CBLGFN5A, относится к 2 категории НВОС. Свидетельство о государственной регистрации права 07.07.2011 N 26-АЗ 478110.
В 2019 году общество утвердило программу мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, которая в уведомительном порядке направлена в адрес службы 14.01.2020 (далее - программа мониторинга), где указано, что пункты 5.3 и 6.3 (стр. 238, 240 том N 2) программы мониторинга для контроля за подземными грунтовыми водами на объектах размещения отходов предусмотрено 6 (шесть) наблюдательных скважин N 38, N 65, N 78, N 200, N 201, N 202 и установлен мониторинг (химический анализ проб) грунтовых вод с периодичностью 2 раза в год (июнь, декабрь).
Вместе с тем по результатам рассмотрения отчета мониторинга общества управление установило, что общество не проводило наблюдения в скважинах N 38 в июне и декабре 2019 года (стр. 166 том N 2), N 65 в июне 2019 года (стр. 165 том N 2), N 78 в декабре 2019 года (стр. 166 том N 2), по причине слишком малого столба воды в скважинах. При этом соответствующие доказательства тому в ходе проверки и рассмотрения дела в суде, общество не представило.
Суды установили отсутствие в материалах дела актов испытательной лаборатории (центра) о невозможности отбора проб из указанных скважин (с указанием причины). При этом отчет мониторинга общества не содержит сведений о показателях, характеризующих состояние и загрязнение подземных вод на территории ОРО и в пределах его воздействия на окружающую среду, полученных по результатам проведенных в 2018 году испытаний (измерений) подземных вод в наблюдательной скважине N 202, также и в 2019 году.
В разделе отчета мониторинга "Сведения об объекте размещения отходов (ОРО)" отсутствуют реквизиты последнего письма, которым в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования направлена характеристика ОРО, составленная по результатам инвентаризации ОРО в соответствии с Правилами инвентаризации ОРО, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 48. В разделе отчета "Приложения" отсутствуют копии документов и материалов о соответствии использованных средств отбора проб, инструментальных измерений, копии документов и материалов о соответствии использованных методик (методов) отбора проб, инструментальных измерений, определений требованиям законодательства Российской Федерации.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что отчет мониторинга общества за 2018 год не содержит сведений о проведении контроля за состоянием подземных вод в скважине N 78 в июне 2018 года, N 38 в декабре 2018 года, что является нарушением требований части 2 статьи 11, части 3 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, а также Порядка N 66.
Проверяя законность и обоснованность пункта 5 предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9, суды установили, что общество имеет лицензию от 10.08.2001 серия СТВ номер 00584 вид лицензии ЗЭ на право пользования недрами, не связанных с добычей полезных ископаемых, на захоронение промстоков (жидких отходов в подземный палеоценовый водоносный горизонт, выдпнную Департаментом природных ресурсов по Северо-Кавказскому региону (Северо-Кавказский региональный геологический фонд).
Пунктами 6, 8 лицензионного соглашения об условии пользованием недрами для захоронения промстоков в подземный палеоценовый водоносный горизонт к лицензии от 10.08.2001 серия СТВ N 00584 ЗЭ (далее - лицензионное соглашение), установлены условия захоронения промстоков и обязательства владельца лицензии.
Судебные инстанции установили, что общество в нарушение условий и обязательства владельца лицензии, установленных пунктами 6, 8 лицензионного соглашения, не выполнило следующие условия (обязательства). По пункту 6 лицензионного соглашения: подпункт 6.1 - не проводятся научно-исследовательские работы с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки; подпункт 6.3 - отсутствует разработанный и согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а также разрушением оголовка скважины; подпункт 6.12 - не представляется годовой отчет до 15-го марта следующего за отчетным периодом (за 2018, 2019 годы). По пункту 8 лицензионного соглашения: подпункты 8.1, 8.2, 8.3 - не вносятся платежи за право пользования недрами при эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, взимаемых в форме регулярных платежей, величина которых установлена в размере 3% от стоимости предоставляемых услуг при захоронении промстоков, установленные статьей 43 Закона о недрах; подпункт 8.5 - не представлены копии расчетов платежей за пользование недрами, представляемых в государственную налоговую службу, копии которых должны направляться в Ставропольприродресурсы. Документально данный вывод общество не опровергло.
При таких обстоятельствах является правильным вывод судов о том, что общество нарушило требования пунктов 1, 3, 5, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, подпункты 6.1, 6.3, 6.12 пункта 6 и подпункты 8.1 - 8.3, 8.15 пункта 8 лицензионного соглашения.
Суды исследовали и отклонили довод общества о том, что оно действует как микропредприятие и не проводит научно-исследовательские работы; гидродинамические параметры водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдением за состоянием экологической обстановки на протяжении 20 лет проводит и документально подтверждает ООО "Геофирма "Пласт". При этом суды обоснованно исходили из того, что условиями договора от 28.01.2019 N 1-19, заключенного ООО "Экосервис" и ООО "Геофирма "Пласт" не предусмотрено проведение научно-исследовательских работ с целью уточнения гидродинамических параметров водоносного комплекса, обеспечения безопасности захоронения, изучения взаимодействия промстоков с пластовыми водами, породой, оборудованием и наблюдения за состоянием экологической обстановки. Иных сведений подтверждающих выполнение требований подпункта 6.1 пункта 6 лицензионного соглашения общество в материалы дела не представило.
Отклонив довод общества о том, что оно в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 лицензионного соглашения ежегодно разрабатывает, утверждает "План по локализации и ликвидации аварий на гидротехнических сооружениях (ГТС) шламонакопителей N 2 и N 3", кроме того каждые 4 года разрабатывает "План действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера гидротехнических сооружений ООО "Экосервис" и согласовывает с экспертным советом Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с подпунктом 6.3 пункта 6 лицензионного соглашения общество обязано разработать и согласовать с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а также разрушением оголовка скважины.
Согласованный с экологической службой Комитета природных ресурсов по Ставропольскому краю план по ликвидации аварий, связанных с возможной разгерметизацией подающих трубопроводов, емкостей приема, а также разрушением оголовка скважины, а также разрушением оголовка скважины, в материалах дела отсутствует.
Отклоняя довод общества о том, что в соответствии с подпунктами 8.1 - 8.3, 8.5 пункта 8 лицензионного соглашения, платежи на право пользование недрами в размере 3% от стоимости услуг при захоронении промстоков не взыскиваются в соответствии со статьей 43 Закона о недрах, суды обоснованно исходили из того, что с учетом положений статей 1, 12 Закона N 89-ФЗ, статей 11, 12 Закона о недрах, требования пунктов 6 - 8 лицензионного соглашения обязательны к исполнению в течение всего периода действия лицензии.
Проверяя законность и обоснованность пункта 6 предписания службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9, суды установили, что общество в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, части 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ осуществляет размещение (захоронение) отхода IV класса опасности "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 94931011104", образованного в результате деятельности общества в процессе стабилизации промстоков, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, в предоставленный участок недр, в полиоценовый водоносный горизонт.
В обоснование незаконности пункта 6 предписания службы общество привело доводы о том, что Закон о недрах не содержит требований о включении в реестр ГРОРО подземных недр, расположенных в глубоких горизонтах земли и используемых для размещения в них нейтральных промстоков; утверждение управления о необходимости включения в реестр ГРОРО палеоценовый водоносный горизонт на глубине 1 650-м, куда происходит закачка нейтральных промстоков, не основан на законе; шламонакомители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления, жидкие отходы поступают в шламонакопители и не хранятся, а проходят подготовку для будущего захоронения. В зависимости от подъема уровня нейтрализованных промтсоков в емкостях, центробежными насосами (работающими в автоматическом режиме) из емкостей промстоки по трубопроводам подаются (перекачиваются) в два шламонакопителя N 2 и N 3, где промстоки проходят специальную подготовку (собираются и стабилизируются) перед захоронением (закачкой) в палеоценовый водоносный горизонт -предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода. Продолжительность сбора и стабилизации промстоков составляет в зимний период около 120 суток, в летне-осенний 80 - 90 суток. Время стабилизации определяется анализом и количеством промстоков. В шламонакопителях поддерживается минимально разрешенный уровень стоков. Контроль за уровнем и количеством промстоков в шламонакопителях осуществляется с использованием мерного столба и прибора учета поступающих промстоков. В процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях происходит отстой промстоков, в результате которого происходит разделение промстоков на жидкую фазу (фракцию) и выпадение твердых частиц включений в осадок (донные отложения).
Судебные инстанции установили, что в рамках плановой выездной проверки 17.03.2020 с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - "ЦЛАТИ по Ставропольскому краю" (далее - ЦЛАТИ по Ставропольскому краю), в присутствии представителя общества произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях N 2 и N 3 (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 17.03.2020 N 20-241/П/6, 17.03.2020 N 20-241/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от 17.03.2020 N 23-о, 17.03.2020 N 24-о, 17.03.2020 N 25-о, 17.03.2020 N 26-о. Согласно результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по Ставропольскому краю от 20.04.2020 N 11-12/752 (вх. от 20.04.2020), в результате деятельности общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях N 2 и N 3, образуются 2 вида отходов которые относятся к IV классу опасности (экспертное заключение от 10.04.2020 N 42, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от 23 26.03.2020 N 23-о, 26.03.2020 N 24-о, 26.03.2020 N 25-о, 26.03.2020 N 26-о; протоколы биотестирования проб отходов от 25.03.2020 N 23-о, 25.03.2020 N 24-о, 25.03.2020 N 25-о, 25.03.2020 N 26-о): жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4"; донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0". В соответствии с экспертным заключением от 10.04.2020 N 42 отобранные пробы отходов из шламонакопителей N 2 и N 3 (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, ввиду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние. Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) "отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0" размещаются (хранятся) в шламонакопителях N 2 и N 3, извлечение из шламонакопителей не осуществлялось. Образованные в процессе стабилизации отходы IV класса опасности - "растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4" с помощью перекачивающих насосов захораниваются через поглощающую (нагнетательную) скважину N 1 Л на глубину 1 650 метров, в палеоценовый водоносный горизонт - предоставленный участок недр, имеющий статус горного отвода.
Согласно справке от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018 - 2019 годы, пояснительной записке общества, через нагнетательную скважину N 1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017 - 2019 годы - 59 059 куб. м, в том числе: в 2017 году - 29 532 куб. м; в 2018 году - 20 993 куб. м; в 2019 году - 8 534 куб. м.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статей 1, 12 Закона N 89-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что общество имеет участок недр выделенный (предоставленный), как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями части 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Судебные инстанции установили, что предписание выдано уполномоченным органом, содержит ссылки на нарушенные нормы права и существо выявленных нарушений, является исполнимым.
При таких обстоятельствах, установив, что предписание службы от 21.04.2020 N 20-241/П/9 в части оспариваемых пунктов, соответствует требованиям действующего законодательства, не нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленного обществом требования.
Довод общества о том, что судебные инстанции не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690).
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены. Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.12.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2021 по делу N А63-11566/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно справке от 18.03.2020 N 29/ЭКО, актам захоронения отходов (промстоков) за 2018 - 2019 годы, пояснительной записке общества, через нагнетательную скважину N 1Л, захоронено отходов (промстоков) в подземный палеоценовый водоносный горизонт, всего за период 2017 - 2019 годы - 59 059 куб. м, в том числе: в 2017 году - 29 532 куб. м; в 2018 году - 20 993 куб. м; в 2019 году - 8 534 куб. м.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статей 1, 12 Закона N 89-ФЗ, суды сделали правильный вывод о том, что общество имеет участок недр выделенный (предоставленный), как объект захоронения отходов, который в соответствии с требованиями части 6 статьи 12 Закона N 89-ФЗ, являясь объектом размещения отходов, должен быть внесен в государственный реестр объектов размещения отходов.
...
Довод общества о том, что судебные инстанции не дали оценку всем представленным в материалы дела доказательствам и доводам общества, не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения кассационной жалобы, при этом неотражение в судебных актах всех имеющихся в деле доказательств либо доводов стороны не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2017 N 305-КГ17-13690)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 июля 2021 г. N Ф08-5232/21 по делу N А63-11566/2020