г. Краснодар |
|
19 августа 2021 г. |
Дело N А32-2653/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Садовникова А.В., судей Калуцких Р.Г. и Коржинек Е.Л., при участии в судебном заседании от ответчика - администрации муниципального образования Крымский район (ИНН 2337029219, ОГРН 1052320796330) - Рябоконь В.И. (доверенность от 30.12.2020), в отсутствие истца - акционерного общества "Почта России" (ИНН 7724490000, ОГРН 1197746000000), третьего лица - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Крымский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А32-2653/2021, установил следующее.
АО "Почта России" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации муниципального образования Крымский район (далее - администрация) о признании права собственности Российской Федерации на нежилые помещения N 1 - 4 общей площадью 33,7 кв. м, расположенные по адресу: Краснодарский край, Крымский район, с. Фадеево, ул. Анапская, 20 (далее - спорные помещения).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
Решением суда от 19.04.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.06.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе администрация просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, требование истца имеет признаки виндикационного иска, к которому подлежит применению срок исковой давности. Право муниципальной собственности на спорные помещения приобретено в 2008 году и зарегистрировано в 2010 году. Срок исковой давности для признания права собственности на спорные помещения истек.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что спорные помещения используются для размещения отделения почтовой связи с 1967 по настоящее время.
Согласно выписке из ЕГРН зарегистрировано право собственности муниципального образования Крымский район Краснодарского края на нежилые помещения с кадастровым номером 23:15:0108001:250 (запись регистрации от 01.10.2010 N 23-23-28/070/2010-597).
Полагая, что спорные помещения являются федеральной собственностью, истец обратился в арбитражный суд.
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 названного Кодекса способами.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса признание права является одним из способов защиты права. Признание права собственности как способ судебной защиты, направленный на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой отражение в судебном акте возникшего на законных основаниях права, наличие которого не признано кем-либо из субъектов гражданского права. Поэтому иск о признании права подлежит удовлетворению только в случае установления правовых оснований для обладания заинтересованным лицом спорной вещью на заявленном им праве.
Пунктом 58 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление N 10/22) установлено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности.
Исходя из системного толкования статей 12, 209, 301 и 302 Гражданского кодекса иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем. Иск, направленный исключительно на признание права собственности, права хозяйственного ведения, предъявленный лицом, не владеющим имуществом, не может быть удовлетворен, поскольку это не восстановит нарушенное право, а лишь приведет к правовой неопределенности.
Пунктом 1 статьи 214 Гражданского кодекса установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). В части 4 той же статьи указывается, что имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с данным Кодексом (статьи 294 и 296 Гражданского кодекса).
В соответствии со статьей 95 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года средства связи объявлялись государственной собственностью среди прочих видов имущества, необходимого для осуществления задач государства.
Предприятие создано в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р и является универсальным правопреемником государственных учреждений федеральной почтовой связи.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.2002 N 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, которая предусматривает объединение всех существующих организаций федеральной почтовой связи и создание ФГУП "Почта России".
Во исполнение названной Концепции, а также в соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 N 1227-р Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по связи и информатизации издали совместное распоряжение от 01.03.2004 N 1006-р/ЛР-П5-1511 "О наделении ФГУП "Почта России" федеральным имуществом", согласно которому осуществлялась передача имущества на баланс предприятия с соблюдением требований гражданского законодательства.
В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление N 3020-1), а также раздела IV приложения N 1 к нему предприятия связи, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью и приватизации не подлежит.
Суды установили, что предприятие почтовой связи, созданное до 08.12.1994, является обладателем права хозяйственного ведения на используемое в его деятельности имущество, что следует из содержания разъяснения, изложенного в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Отделение почтовой связи располагалось в спорных помещениях с 1967 года. Данные помещения никогда не выбывали из его владения, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Вещные права на недвижимое имущество при реорганизации юридических лиц возникают в порядке универсального правопреемства и не связаны с моментом регистрации соответствующего права (пункт 11 постановления N 10/22).
Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления N 3020-1) правопредшественник истца использовал спорные помещения в своей уставной деятельности для оказания услуг связи и предприятие не утратило владение ими на момент рассмотрения спора, суды сделали правильный вывод о том, что эти помещения относятся к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Доказательства того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из состава федеральной собственности, и возникшее в силу закона право прекратилось, в материалы дела не представлены. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, в том числе путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Решение суда о признании права собственности является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП в отношении правообладателя (субъекта права), что согласуется с позицией, сформированной в постановлении N 10/22. Удовлетворение искового заявления лица, в чьем фактическом владении находится спорное помещение, одновременно влечет восстановление нарушенного права федеральной собственности. Истец избрал надлежащий способ судебной защиты (пункты 58 и 59 постановления N 10/22).
Суды верно указали, что вопреки доводам администрации регистрация права муниципальной собственности в реестре, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорные помещения и надлежащего документального оформления их закрепления в реестре федерального имущества не влияют на их статус как объекта федеральной собственности. В данном случае регистрация права муниципальной собственности на помещения, занимаемые отделением почтовой связи, не имеет под собой законного основания возникновения права, в связи с чем не имеет правового значения для разрешения спора и не препятствует удовлетворению иска.
Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
Подобный правовой подход применен в аналогичных правоотношениях сторон (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2020 по делу N А32-3533/2020, от 08.12.2020 по делу N А32-7207/2020, от 08.12.2020 по делу N А32-7208/2020).
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах обеих инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции отсутствуют. Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
С учетом изложенного основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.04.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2021 по делу N А32-2653/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Садовников |
Судьи |
Р.Г. Калуцких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доказательства того, что спорное имущество в установленном законом порядке выбыло из состава федеральной собственности, и возникшее в силу закона право прекратилось, в материалы дела не представлены. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса способами, в том числе путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом. Решение суда о признании права собственности является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРП в отношении правообладателя (субъекта права), что согласуется с позицией, сформированной в постановлении N 10/22. Удовлетворение искового заявления лица, в чьем фактическом владении находится спорное помещение, одновременно влечет восстановление нарушенного права федеральной собственности. Истец избрал надлежащий способ судебной защиты (пункты 58 и 59 постановления N 10/22).
...
Сама по себе регистрация права собственности на нежилые помещения (без соответствующего правового основания) за муниципальным образованием и заключение ничтожных договоров аренды (противоречащих требованиям статьи 209 Гражданского кодекса) также не означает переход права собственности к муниципальному образованию, поскольку спорное имущество из федеральной собственности не отчуждалось, из владения предприятия не выбывало.
Подобный правовой подход применен в аналогичных правоотношениях сторон (постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.11.2020 по делу N А32-3533/2020, от 08.12.2020 по делу N А32-7207/2020, от 08.12.2020 по делу N А32-7208/2020)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 августа 2021 г. N Ф08-7799/21 по делу N А32-2653/2021