г. Краснодар |
|
24 августа 2021 г. |
Дело N А32-25242/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мазуровой Н.С., судей Мещерина А.И. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) - Пимоненко А.Е. (доверенность от 25.08.2020, выдана в порядке передоверия на основании доверенности от 09.07.2020), в отсутствие представителей заинтересованного лица (органа, осуществляющего публичные полномочия) - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ОГРН 1042304982510), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично, путем размещения сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А32-25242/2020, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, регистрирующий орган), в котором просило:
- признать незаконным решение управления Росреестра от 22.05.2020 N 23/20-91294 по вынесению уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета (далее - решение от 22.05.2020, уведомление от 22.05.2020),
- обязать управление Росреестра исполнить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018 (далее также - решение суда от 04.07.2019, арбитражное решение от 04.07.2019), осуществить государственный кадастровый учёт, в том числе формирования границ, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, а именно:
ЗУ2-23:10:0601000:1055 площадью 400+/-35 кв. м,
ЗУ3-23:10:0601000:1055 площадью 199+/-25 кв. м,
ЗУ4-23:10:0601000:1055 площадью 5 469+/-130 кв. м,
ЗУ5-23:10:0601000:1055 площадью 74+/-15 кв. м,
ЗУ6-23:10:0601000:1055 площадью 73+/-15 кв. м,
ЗУ7-23:10:0601000:1055 площадью 661+/-45 кв. м, с учетом пересечений границ, зарегистрированными арестами и запретами,
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решением от 10.12.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 05.05.2021, суд признал незаконным решение управления Росреестра о приостановлении государственного кадастрового учета, изложенное в уведомлении от 22.05.2020 N 23/20-91294. Суд обязал регистрирующий орган исполнить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019, осуществить государственный кадастровый учёт, в том числе формирования границ, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, а именно:
ЗУ2-23:10:0601000:1055 площадью 400+/-35 кв. м,
ЗУ3-23:10:0601000:1055 площадью 199+/-25 кв. м,
ЗУ4-23:10:0601000:1055 площадью 5 469+/-130 кв. м,
ЗУ5-23:10:0601000:1055 площадью 74+/-15 кв. м,
ЗУ6-23:10:0601000:1055 площадью 73+/-15 кв. м,
ЗУ7-23:10:0601000:1055 площадью 661+/-45 кв. м (далее также: ЗУ2 - ЗУ7), с учетом пересечений границ, зарегистрированными арестами, запретами. С управления Росреестра в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) решение суда обращено к немедленному исполнению.
Судебное решение мотивировано следующим. Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018 установлены границы земельных участков, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, а именно ЗУ2 - ЗУ7 в определенных координатах. Суд указал, что решение является основанием для осуществления управлением Росреестра государственного кадастрового учёта, в том числе формирования границ, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, а именно ЗУ2 - ЗУ7 в определенных координатах, согласно межевому плану от 19.06.2018, и внесения сведений об образованных земельных участках ЗУ2 - ЗУ7 в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Решение обращено к немедленному исполнению. Во исполнение решения суда от 04.07.2019, представитель общества 07.05.2020 обратился в управление Росреестра с заявлением о кадастровом учете, приложив к нему доверенность и межевой план. По результатам рассмотрения заявления о кадастровом учете, уведомлением от 22.05.2020 государственный кадастровый учет приостановлен до 22.08.2020 для устранения заявителем нарушений действующего законодательства. Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса, для признания незаконными ненормативного акта, действий органа государственной власти, необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением ЕГРН и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ, Закон о регистрации недвижимости). Исчерпывающий перечень оснований приостановления осуществления государственного кадастрового учета предусмотрен статьей 26 Закона N 218-ФЗ. Согласно части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ приостановление осуществления государственного кадастрового учета может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд. Материалами дела подтверждено, что арбитражным решением от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018 установлены границы земельных участков, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, а именно ЗУ2 - ЗУ7; суд указал на принятое арбитражное решение, как на основание для управления Росреестра, в осуществлении государственного кадастрового учета и внесения сведений об образованных земельных участках ЗУ2 - ЗУ7 в ЕГРН. Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.02.2020 ОАО "РЖД" отказано в разъяснении решения от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018. Наличие распоряжения Федерального агентства железнодорожного транспорта от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р и арбитражного решения от 04.07.2019 в составе межевого плана, представленного в регистрирующий орган, не могло служить самостоятельным основанием для приостановления государственного кадастрового учета. В силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица. Следует из мотивировочной части арбитражного решения от 04.07.2019, что ОАО "РЖД" осуществляет реализацию проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла" (далее - проект строительства, комплексный инвестиционный проект реконструкции), обеспечивает проведение мероприятий, направленных на подготовку и заключение соглашений об изъятии земельных участков для государственных нужд; на основании проекта межевания территории в составе документации по планировке территории, утвержденной распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 06.10.2017 N ВЧ-103-р, и распоряжений от 14.10.2016 N ЕЛ-98-р, от 21.11.2017 N ВЧ-130-р, образованию и изъятию для государственных нужд подлежат шесть частей земельных участков, образованных из земельного участка единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055; исходный земельный участок с кадастровым номером 23:10:0601000:1055 принадлежит участником общей долевой собственности; кадастровым инженером подготовлен межевой план от 19.06.2018, согласно которому сформированы семь земельных участков (ЗУ1 - ЗУ7), путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1055; изъятию подлежат ЗУ2 - ЗУ7. Указанные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 22.05.2020 пересечения, возникли не в связи с действиями заявителя, а являются следствием бездействия иных лиц, которые не выражают волю на устранение пересечений. Постановка на кадастровый учет для последующего изъятия ЗУ1 - ЗУ7 не затрагивает прав и законных интересов третьих лиц, что исключает необходимость в устранении выявленных регистрирующим органом пересечений при проведении процедуры подготовки к изъятию в пользу государства. Регистратор не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт. Наличие в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1055 записей "Арест" (от 25.09.2017, от 23.04.2018, от 07.03.2019) и "Запрещение" (от 29.09.2017, от 07.07.2014) не может препятствовать государственному кадастровому учету земельных участков, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055. Заявленные требования подлежат удовлетворению по основаниям, предусмотренным в части 2 статьи 201 Кодекса. Решение суда подлежит немедленному исполнению, в связи с государственной, социальной и экономической значимостью. Судебные расходы, понесенные лицом, участвующим в деле, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны в силу положений статьи 110 Кодекса.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции полностью поддержал, дополнительно отметив, что аналогичный правовой подход нашел отражение в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2020 N 4-КА19-35. Требования к подготовке межевого плана, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (далее - Требования N 921), кадастровым инженером выполнены. Сведения об арестах и документы, на основании которых они наложены, не были представлены суду ни при рассмотрении дела N А32-42220/2018, ни при рассмотрении настоящего дела.
В кассационной жалобе управление Росреестра просит принятые по делу N А32-25242/2020 судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав ОАО "РЖД" в удовлетворении его заявления.
По мнению подателя жалобы, суды неполно выяснили все обстоятельства по делу, не применили нормы материального права, допустили несоответствие выводов обстоятельствам дела. В нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ с заявлением не были представлены документы, подтверждающие полномочия ОАО "РЖД" (в частности, распоряжения N ЕЛ-98-р и N ВЧ-130-р). При нанесении границ образуемых земельных участков ЗУ1 (контур 170, 172), ЗУ2, ЗУ4, ЗУ7 на кадастровую карту по координатам характерных точек их границ, указанным в межевом плане от 26.04.2020, выявлено, что границы таких образуемых земельных участков пересекают границы муниципального образования Поселковое сельское поселение Тимашевский район. Границы образуемого земельного участка ЗУЗ, а также контуры (61) и (171) образуемого земельного участка ЗУ1, также пересекают границы муниципального образования Поселковое сельское поселение Тимашевский район. В информационном письме Администрации Поселкового сельского поселения Тимашевского района от 22.11.2017 и в заключении кадастрового инженера в межевом плане от 26.04.2020 отсутствует информация о реестровой ошибке в границах муниципального образования. ЕГРН содержит сведения об актуальных зарегистрированных обременениях, в виде запрещений и арестов в отношении исходного земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1055. Контуры (53), (61), (73) образуемого ЗУ1 при нанесении границ на кадастровую карту по координатам, указанным в межевом плане от 26.04.2020, формируются за границами кадастрового квартала 23:10:0601000, указанного в атрибуте межевого плана; границы образуемого многоконтурного ЗУ1 пересекают границы ряда других земельных участков, являющихся актуальными объектами недвижимости, границы и площадь которых, установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. В арбитражном решении от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018 отсутствует информация об обязании регистрирующего органа осуществить постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, образуемых из земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, при наличии пересечения их границ. Площади образуемых земельных участков, указанные в межевом плане от 26.04.2020, отличаются от площадей, указанных в решении суда. Кадастровый учет раздела земельного участка на основании представленного межевого плана невозможен. Межевой план от 23.06.2020, представленный с заявлением 2, подготовлен с целью постановки на государственный кадастровый учет 6 земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, с сохранением его в измененных границах, что противоречит положениям пунктов 4 и 6 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации (данный земельный участок не предоставлен садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, не находится в государственной или муниципальной собственности).
Отзыв на кассационную жалобу в суд округа не поступил.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" просил жалобу управления Росреестра отклонить.
В соответствии с частями 1, 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее, а также соответствие выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав в открытом судебном заседании представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит обжалуемые судебные акты подлежащими отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края, по следующим основаниям.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для их осуществления, на предмет наличия или отсутствия установленных федеральным законом оснований для приостановления либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11).
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования, судебные инстанции не приняли во внимание, что в рамках дела N А32-42220/2018 рассмотрен спор об установлении границ земельных участков, образованных в результате раздела исходного единого землепользования с кадастровым номером 23:10:0601000:1055, фактически без ответчика, в удовлетворении требований к управлению Росреестра отказано. Круг лиц, которым принадлежит спорный участок, и права которых затрагиваются образованием из него земельных участков ЗУ2 - ЗУ7, не установлен и соответствующие лица к участию в деле не привлекались. Не установлен круг таких лиц и в рамках дела N А32-25242/2020, что могло привести к принятию неправильных по существу судебных актов.
Приведенное в мотивировочной части суждение суда о том, что постановка на кадастровый учет для последующего изъятия ЗУ1 - ЗУ7 не затрагивает права и законные интересы третьих лиц, не только не учитывает отсутствие в резолютивной части решения арбитражного суда от 04.07.2019 ссылки на ЗУ1, но и не раскрывает доказательства, собранные по настоящему делу, на которых основан такой вывод. В судебных актах отсутствует указание на способ и мотивы опровержения заявителем возражений регистрирующего органа о многочисленных пересечениях границ спорных частей земельного участка с другими, учтенными в установленном законом порядке, земельными участками.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили без исследования и судебной оценки тот факт, что резолютивная часть арбитражного решения от 04.07.2019 по делу N А32-42220/2018 содержит ссылку на межевой план от 19.06.2018, тогда как оспариваемое ОАО "РЖД" уведомление от 22.05.2020 о приостановлении осуществления кадастрового учета, вынесено по результатам проверки представленного заявителем межевого плана от 26.04.2020, который не являлся и не мог быть предметом судебного разбирательства в деле N А32-42220/2018.
Возложив на управление Росреестра обязанность осуществить государственный кадастровый учет земельных участков с пересечениями границ, судебные инстанции не выяснили и не установили достоверно нарушение прав заявителя именно оспариваемым уведомлением о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета от 22.05.2020, в том числе, с учетом последующих действий заявителя и регистрирующего органа, возможным принятием решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета, об отзыве заявления (о прекращении государственного кадастрового учета). Из кассационной жалобы также усматривается, что ОАО "РЖД" обращалось в управление Росреестра, в целях реализации арбитражного решения от 04.07.2019, с иным заявлением и межевым планом (от 23.06.2020).
При таких обстоятельствах решение от 10.12.2020 и апелляционное постановление от 05.05.2021 не могут быть признаны законными, основанными на верном применении норм права, а фактические обстоятельства, имеющие значение для дела - установленными посредством полного и всестороннего исследования доказательств (часть 4 статьи 15, части 1 - 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса).
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить нарушения и недостатки, изложенные в тексте настоящего постановления, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, сформировать круг лиц, участвующих в деле, с достаточной полнотой установить существенные для его рассмотрения обстоятельства, дать исчерпывающую правовую оценку всем доводам участников спора, после чего разрешить дело с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.12.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.05.2021 по делу N А32-25242/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.С. Мазурова |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.03.2012 N 12505/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 августа 2021 г. N Ф08-6900/21 по делу N А32-25242/2020