г. Краснодар |
|
17 октября 2021 г. |
Дело N А53-28653/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Самаравтотранс" (ИНН 6101034455, ОГРН 1036101006094) - Рыжковой А.В. (доверенность от 31.03.2021), в отсутствие заинтересованных лиц - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026) и Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172), третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Пассажиргортранс" (ИНН 6155922601, ОГРН 1036155005534), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самаравтотранс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А53-28653/2020, установил следующее.
ООО "Самаравтотранс" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о восстановлении процессуального срока на оспаривание действий Министерства транспорта Ростовской области (далее - министерство), признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) от 08.05.2020; о признании незаконными действий министерства, выразившихся в отмене протокола об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок от 06.03.2020 N 9, признании документации ООО "Пассажиргортанс" соответствующей требованиям конкурсной документации, выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 351/3, 370/3, 875/2, 876, 878, 370/2, 810/2,877/1, 879/1 и карт маршрутов; о возложении на министерство обязанности выдать ООО "Самаравтотранс" свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по конкурсу N 43 лот N 1; о признании недействительным предупреждения управления от 08.05.2020 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено ООО "Пассажиргортранс"".
Решением суда от 17.02.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.06.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на необоснованность и документальную неподтвержденность заявленных обществом требований.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, требования общества удовлетворить. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что на момент подтверждения заявки ООО "Пассажиргортранс" максимальный срок эксплуатации четырех транспортных средств превысил два года; заявка на участие в открытом конкурсе не содержит сведений о том, каким подвижным составом будет обслуживать маршрут участник в случае выигрыша в конкурсе. ООО "Пассажиргортранс" представило всю необходимую документацию лишь 11.02.2020, то есть после признания организации победителем. Подача заявки до 27.12.2019 не приостанавливает течение срока эксплуатации транспортного средства и не прерывает данный срок. У органов исполнительной власти отсутствуют полномочия по определению критерия исчисления начала срока эксплуатации транспортного средства. Представленные в материалы дела документы не позволяют определить количество баллов, начисленных транспортным средствам со сроком эксплуатации от двух до трех лет. Решение суда не содержит вывод об отказе в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока. Суды не учли, что ООО "Пассажиргортранс" не представило документы, подтверждающие технические характеристики заявленных транспортных средств.
В отзыве на кассационную жалобу министерство, управление и ООО "Пассажиргортранс" просят оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 21.11.2019 на официальном сайте министерства опубликовано извещение N 43 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Общество и ООО "Пассажиргортанс" подали заявки на участие в открытом конкурсе по лоту N 1.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок ООО "Пассажиргортранс" присвоен порядковый номер 1 и ООО "Пассажиргортранс" признано победителем открытого конкурса N 43 по лоту N 1.
В целях подтверждения заявки на участие в открытом конкурсе ООО "Пассажиргортранс" представило в министерство соответствующие документы.
6 марта 2020 года на официальном сайте министерства опубликован протокол N 9 об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по причине неподтверждения наличия транспортных средств, срок эксплуатации которых соответствует указанному в заявке на участие в открытом конкурсе максимальному сроку эксплуатации транспортных средств в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (до двух лет). Несоответствие установлено в отношении транспортных средств с государственными регистрационными знаками: Т604ХУ161 RUS,Т631ХУ161 RUS, Т638ХУ161 RUS, Т667ХУ161 RUS.
12 мая 2020 года в целях получения информации о принятом решении по поданной документации в обоснование поданной заявки на участие в конкурсе N 43 по лоту N 1 общество направило запрос в адрес министерства. Ответ на указанный запрос общество не получило.
В свою очередь, ООО "Пассажиргортранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий министерства, выразившихся в отказе в выдаче свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок; о признании недействительным протокола от 06.03.2020 N 9 по лоту N 1 конкурса N 43; о возложении на министерство обязанности выдать ООО "Пассажиргортранс" свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту N 1 конкурса N 43. Делу присвоен номер А53-8539/2020. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле N А53-8539/2020 привлечено ООО "Самаравтотранс".
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 08.06.2020 по делу N А53-8539/2020 принят отказ ООО "Пассажиргортранс" от заявления, отказ от заявления принят; производство по делу прекращено.
После отказа ООО "Пассажиргортранс" от иска общество установило, что 08.05.2020 управление вынесло предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым необходимо в срок до 11.06.2020 отменить протокол от 06.03.2020 N 10 об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и повторно рассмотреть представленные ООО "Пассажиргортанс" документы, предусмотренные разделом 8 конкурсной документации.
13 мая 2020 года министерство приняло протокол заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, которым отменило протоколы от 06.03.2020 N 9, 10 и выдало ООО "Пассажиргортранс" свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов.
Указанные сведения стали известны обществу 09.06.2020, в связи с чем общество направило в управление запрос в целях ознакомления с делом по жалобе ООО "Пассажиргортранс", поскольку исходя из текста предупреждения не установило, в каком именно действии министерства содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Письмом от 23.06.2020 N 13879/04 управление отказало обществу в ознакомлении с материалами обращения ООО "Пассажиргортранс".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Отказав обществу в удовлетворении требований, суды верно исходили из следующего.
В силу статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ) антимонопольный орган выполняет, в частности, следующие функции: обеспечение государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов (часть 1 статьи 22 Закона N 135-ФЗ); выявление нарушений антимонопольного законодательства, принятие мер по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлечение к ответственности за такие нарушения (часть 1 статьи 22 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 11 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, регулируются Законом N 135-ФЗ, пунктом 10 статьи 4 которого установлено, что монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Суды указали, что приказом министерства от 21.11.2019 N 633 определено проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
Проведение открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ), постановлением Правительства Ростовской области от 27.01.2016 N 25 "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Ростовской области".
21 ноября 2019 года на официальном сайте министерства опубликовано извещение N 43 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса от 10.01.2020 победителем открытого конкурса по лоту N 1 признано ООО "Пассажиргортранс".
Для подтверждения наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств и их соответствия характеристикам, предусмотренным заявкой на участие в открытом конкурсе, ООО "Пассажиргортранс" 11.02.2020 представило соответствующие документы.
Согласно части 11 статьи 24 Закона N 220-ФЗ порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией.
Разделом 8 конкурсной документации установлен порядок исполнения победителем (единственным участником) открытого конкурса обязательств, принятых на себя при его проведении, согласно которому участник открытого конкурса, получивший право на осуществление перевозок по межмуниципальному(ым) маршруту(ам) регулярных перевозок, обязан подтвердить в срок не позднее 30 календарных дней со дня размещения организатором открытого конкурса протокола рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса на официальном сайте, наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе.
Подтверждением исполнения участником открытого конкурса взятых на себя обязательств является представление в адрес организатора открытого конкурса нотариально заверенных копий свидетельств о регистрации транспортных средств и паспортов транспортных средств, которые планируется использовать для регулярных перевозок на маршруте. В случае, если заявленные транспортные средства принадлежат участнику открытого конкурса, в отношении которого принято решение о выдаче свидетельства и карт маршрута регулярных перевозок, не на праве собственности, в обязательном порядке прилагаются нотариально заверенные копии договоров аренды, лизинга и прочих подобных документов.
Согласно протоколу от 06.03.2020 N 9 конкурсной комиссией принято решение об отказе в выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по причине не подтверждения наличия транспортных средств, срок эксплуатации которых соответствует указанному в заявке на участие в открытом конкурсе максимальному сроку эксплуатации транспортных средств в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе, по критерию - максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Согласно части 4 статьи 24 Закона N 220-ФЗ шкала для оценки критериев, предусмотренных частью 3 статьи 24 Закона N 220-ФЗ, устанавливается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом в зависимости от местных условий.
Суды указали, что в приложении N 5 к конкурсной документации установлена шкала для оценки критериев при оценке и сопоставлении заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок. Одним из критериев оценки является критерий максимального срока эксплуатации транспортных средств, согласно которому максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, оценивается по следующей шкале: К0 - 2мсэтс - до 2 лет начисляется 50 баллов; К3-5мсэтс - от 3 лет до 5 лет начисляется 40 баллов; К6 - 8мсэтс - от 6 лет до 8 лет начисляется 30 баллов; К9 - 10мсэтс - от 9 лет до 10 лет начисляется 20 баллов; К11 -- 13мсэтс - от 11 лет до 13 лет начисляется 10 баллов; К14 - 15мсэтс - от 14 лет до 15 лет начисляется 5 баллов; К15мсэтс - от 15 лет начисляется 0 баллов.
Согласно пункту 6.2.4 конкурсной документации для начисления баллов по критерию "Максимальный срок эксплуатации транспортных средств" учитывается информация, указанная в приложении N 8 к конкурсной документации "Принятые обязательства о подтверждении наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, предусмотренных заявкой на участие в открытом конкурсе".
Суды установили, что ООО "Пассажиргортранс" в конкурсной документации указало, что максимальный срок эксплуатации транспортного средства (количество полных лет) для всех транспортных средств (15 единиц) составит 2 года, представив в подтверждение наличия на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств документы на транспортные средства, в том числе на автобусы: МЕРСЕДЕС-БЕНЦ с государственным номером Т 604 ХУ 161RUS (согласно ПТС год изготовления - 2017, дата регистрации 27.12.2017); МЕРСЕДЕС-БЕНЦ с государственным номером Т 631 ХУ 161RUS (согласно ПТС год изготовления - 2017, дата регистрации 27.12.2017); МЕРСЕДЕС-БЕНЦ с государственным номером Т 638 ХУ 161RUS (согласно ПТС год изготовления - 2017, дата регистрации 27.12.2017); МЕРСЕДЕС-БЕНЦ с государственным номером Т 667 ХУ 161RUS (согласно ПТС год изготовления - 2017, дата регистрации 27.12.2017).
Отказав ООО "Пассажиргортранс" в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, министерство указало на неподтверждение перевозчиком срока эксплуатации транспортных средств, указанных в заявке, исчислив при проверке максимальный срок эксплуатации транспортного средства от года изготовления транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства.
Суды отметили, что ранее министерство считало началом срока службы (возраста) машины год выпуска, а в настоящее время - возраст машины (цикл жизни автомобиля) начинается с момента начала эксплуатации.
Согласно пункту 6 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - TP ТС 018/2011), эксплуатация - стадия жизненного цикла транспортного средства, на которой осуществляется его использование по назначению, с момента его государственной регистрации до утилизации.
Суды поддержали доводы управления о том, что при анализе представленных документов министерство допустило неверное толкование установленного TP ТС 018/2011 понятия "эксплуатация", поскольку определило срок эксплуатации транспортного средства от года выпуска транспортного средства, указанного в паспорте транспортного средства, а не от даты государственной регистрации транспортного средства, при том, что год выпуска и дата государственной регистрации могут не совпадать.
Суды отметили, что поскольку приложение N 8 к конкурсной документации предполагало указание полных лет срока эксплуатации транспортных средств, то ООО "Пассажиргортранс" в представленных документах подтвердило информацию о максимальном сроке эксплуатации транспортных средств.
Суды критически оценили доводы общества о том, что представленные ООО "Пассажиргортранс" транспортные средства не соответствуют конкурсной документации ввиду отсутствия в некоторых паспортах транспортных средств отметок о наличии кондиционера (в некоторых автомобилях, заявленных в конкурсе, такая отметка есть, а в некоторых нет), отметив, что изменение в конструкции транспортного средства - это исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в эксплуатацию и влияющие на безопасность дорожного движения.
Суды указали, что для каждого автомобиля завод-изготовитель дает одобрение типа транспортного средства (ОТТС) - документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям "Системы сертификации механических транспортных средств и прицепов", а также национальным и международным нормативным документам, включая Правила ЕЭК ООН. В этом документе, в частности, прописано наличие, а также возможность установки без изменения конструкции транспортного средства узлов и агрегатов, в том числе кондиционера. Так, например, ОТТС для транспортного средства ЛУИДОР-225019 прямо указывает комплектацию для модификации ЛУИДОР-225019 (ОТТС Т С RUERU.МТ35.00250 от 01.01.2019, дог. N 668-01/20), в которой указан, в том числе, и кондиционер.
В силу пункта 77 ТР ТС 018/2011 транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях: 1) при установке на транспортное средство компонентов: предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов; предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации; 2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Вместе с тем, суды установили, что представленные ООО "Пассажиргортранс" на конкурс транспортные средства полностью соответствуют вышеперечисленной нормативной документации, что подтверждено представленными в материалы дела договорами аренды транспортного средства с документами на транспортные средства, одобрением типа транспортного средства, картами регулярных перевозок. Так, некоторые транспортные средства прошли процедуру регистрации изменений в установленном порядке и имеют отметки в паспортах транспортных средств, ввиду того, что такие изменения не предусмотрены заводом изготовителем в представленной комплектации. Другие транспортные средства, напротив, такой дополнительной регистрации не требуют, так как соответствуют положениям эксплуатационной документации Таможенного союза.
Суды учли, что согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, и сделали обоснованный вывод о том, что в действиях министерства, выразившихся в необоснованном отказе ООО "Пассажиргортранс" в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по итогам конкурса от 21.11.2019 N 43 по лоту N 1 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Указанные обстоятельства в соответствии со статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ послужили основанием для выдачи министерству предупреждения от 08.05.2020 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 11.06.2020.
Письмом от 20.05.2020 N 9177 министерство уведомило управление об исполнении предупреждения от 08.05.2020 путем отмены протокола от 06.03.2020 N 9 об отказе от выдачи победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении перевозок и карт маршрутов.
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что отказав ООО "Пассажиргортранс" в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, министерство нарушило часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий министерства, выразившихся в отмене протокола от 06.03.2020 N 9 об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок, признании документации ООО "Пассажиргортанс" соответствующей требованиям конкурсной документации, выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 351/3, 370/3, 875/2, 876, 878, 370/2, 810/2, 877/1,879/1 и карт маршрутов, и отмены выданного управлением предупреждения от 08.05.2020 о прекращении действий (бездействий).
Суды установили, что изложенные в оспариваемом предупреждении выводы управления соответствует установленным и исследованным обстоятельствам дела, нормам антимонопольного законодательства.
Суды указали, что во исполнение предупреждения от 08.05.2020 министерство отменило протокол от 06.03.2020 N 9 об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и выдало ООО "Пассажиргортранс" свидетельства об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок и карт маршрутов, о чем уведомило управление письмом от 20.05.2020 N 9177.
Таким образом, установив законность предупреждения управления от 08.05.2020, суды обоснованно указали на отсутствие оснований для признания незаконными действий министерства, выраженных в отмене протокола от 06.03.2020 N 9, признании документации ООО "Пассажиргортранс" соответствующей требованиям конкурсной документации, а также выдаче свидетельств об осуществлении перевозок ООО "Пассажиргортранс" по маршрутам N 351/3, 370/3, 875/2, 876, 878, 370/2, 810/2, 877/1 и карт маршрутов.
При таких обстоятельствах, требования общества о возложении на министерство обязанности выдать ООО "Самаравтотранс" свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по конкурсу N 43 лот N 1 также не подлежат удовлетворению.
Кроме того, суды установили, что 13.05.2020 на официальном сайте министерства в свободном доступе для обозрения опубликован протокол заседания конкурсной комиссии об отмене протокола от 06.03.2020 N 9 об отказе в выдаче свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по лоту N 1, Конкурс N 43, и выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок N 351/3, 370/3, 875/2, 876, 878, 370/2, 810/2, 877/1, 879/1 и карт маршрутов.
Суды мотивированно отклонили доводы общества о том, что об отмене протокола от 06.03.2020 N 9 общество узнало лишь в июне 2020 года, указав, что вынесенные в ходе проведения открытого конкурса протоколы не рассылаются по почте лицам, а вся информация размещается в оперативном режиме и содержится на официальном сайте в сети Интернет в свободном доступе, о чем известно и обществу.
При этом суды отметили, что общество имело возможность получить информацию о принятии оспариваемого протокола и оспорить его, однако не воспользовалось данным правом, пропустив срок для подачи заявления по настоящему делу.
Установленную по делу совокупность обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств суды оценили как необходимую и достаточную для вывода о необоснованности заявленных обществом требований.
Оценка доказательств является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций.
Пределы рассмотрения в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно приведенной, в том числе в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 N 274-О, правовой позиции статьи 286 - 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и апелляционной инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы общества не установлены существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов общества.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2021 по делу N А53-28653/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды учли, что согласно части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, и сделали обоснованный вывод о том, что в действиях министерства, выразившихся в необоснованном отказе ООО "Пассажиргортранс" в выдаче свидетельств об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок по итогам конкурса от 21.11.2019 N 43 по лоту N 1 содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ.
Указанные обстоятельства в соответствии со статьей 39.1 Закона N 135-ФЗ послужили основанием для выдачи министерству предупреждения от 08.05.2020 о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в срок до 11.06.2020.
...
Применительно к установленным по делу обстоятельствам суды сделали обоснованный вывод о том, что отказав ООО "Пассажиргортранс" в выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, министерство нарушило часть 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконными действий министерства, выразившихся в отмене протокола от 06.03.2020 N 9 об отказе в выдаче победителю открытого конкурса свидетельств об осуществлении перевозок, признании документации ООО "Пассажиргортанс" соответствующей требованиям конкурсной документации, выдаче ООО "Пассажиргортранс" свидетельств об осуществлении перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 351/3, 370/3, 875/2, 876, 878, 370/2, 810/2, 877/1,879/1 и карт маршрутов, и отмены выданного управлением предупреждения от 08.05.2020 о прекращении действий (бездействий)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 октября 2021 г. N Ф08-9490/21 по делу N А53-28653/2020