Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей А.Ю. Бушева, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, C.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
заслушав заключение судьи А.Н. Кокотова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки И.В. Толмачевой,
установил:
1. Гражданка И.В. Толмачева оспаривает конституционность части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В первоначальной своей редакции и до 1 января 2022 года он именовался Федеральным законом "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" с этой даты именуется публично-правовой компанией "Фонд развития территорий".
Согласно данной норме выплата возмещения гражданину - участнику строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения (жилых помещений), осуществляется в размере стоимости указанного помещения (указанных помещений), определяемой как произведение общей площади жилого помещения в многоквартирном доме и (или) доме блокированной застройки (всех жилых помещений в одном многоквартирном доме и (или) домах блокированной застройки (если количество таких домов составляет три и более), подлежащего передаче гражданину - участнику строительства, но не более 120 квадратных метров, и рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения (равнозначных жилых помещений) на первичном рынке, но не менее уплаченной цены договора либо размера уплаченных паевых взносов, рассчитываемых исходя из общей площади такого жилого помещения (таких жилых помещений), не превышающей 120 квадратных метров; названная рыночная стоимость определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного публично-правовой компанией "Фонд развития территорий", на дату, которая не может быть более чем на шесть месяцев ранее даты принятия этой компанией решения о выплате возмещения; порядок расчета размера выплаты возмещения устанавливается Правительством Российской Федерации.
1.1. Как следует из представленных материалов, 15 июня 2001 года между двумя хозяйственными обществами - застройщиком и участником долевого строительства заключен договор участия в долевом строительстве многоэтажного жилого дома. 16 ноября 2001 года по договору уступки права требования И.В. Толмачева приобрела у участника долевого строительства за 587 606 рублей право требования о передаче ей жилого помещения в доме.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 24 декабря 2012 года застройщик признан банкротом. Определением того же суда от 27 апреля 2018 года удовлетворено ходатайство собрания кредиторов застройщика от 31 августа 2015 года о погашении требований участников долевого строительства многоквартирного дома путем передачи прав застройщика на объект незавершенного строительства и на земельный участок под ним вновь созданному жилищно-строительному кооперативу, но тот также не исполнил обязательств по строительству дома.
26 июня 2020 года публично-правовая компания "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" рассмотрела обращение жилищно-строительного кооператива и приняла решение о выплате его членам возмещения, предусмотренного на случай банкротства застройщика. Определением Арбитражного суда Саратовской области от 16 ноября 2020 года по заявлению И.В. Толмачевой признано погашенным ее требование к застройщику о передаче жилого помещения в связи с передачей прав застройщика кооперативу; она признана членом кооператива на тех же условиях, на которых этот статус ранее приобретен иными гражданами - участниками долевого строительства с правом требовать передачи жилого помещения.
13 января 2022 года И.В. Толмачева обратилась с заявлением о выплате ей возмещения, предусмотренного статьей 13 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" (далее - Фонд), в чем ей было отказано. Однако Ленинский районный суд города Саратова решением от 7 июня 2022 года взыскал в ее пользу с Фонда возмещение в размере 6 513 996 рублей. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 8 ноября 2022 года, оставленным в силе определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23 марта 2023 года, данное решение изменено: сумма взыскания снижена до 2 912 919 рублей. Посчитав обоснованным требование о выплате возмещения, вышестоящие суды отметили, что его размер ошибочно определен судом первой инстанции на основании заключения ООО "Федерация независимых экспертиз", а не на основании отчета оценщика, привлеченного Фондом, хотя такой отчет имелся в материалах судебного дела. Кроме того, указано, что присужденная сумма не ниже цены, уплаченной И.В. Толмачевой по договору уступки права требования, а определение размера возмещения иным образом поставило бы в неравное с ней положение других участников долевого строительства, которым выплачено возмещение, рассчитанное в соответствии с названной выше статьей.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 июня 2023 года отказано в передаче кассационной жалобы И.В. Толмачевой для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
1.2. По мнению И.В. Толмачевой, оспариваемая норма противоречит статьям 35 (части 1 и 2), 40 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она во взаимосвязи со статьями 12 и 13 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" императивно предписывает определять размер возмещения гражданину - участнику долевого строительства, имеющему требование о передаче жилого помещения, в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, не допуская его определения по результатам судебной экспертизы, состоявшейся в деле по спору о взыскании возмещения, а также не позволяет актуализировать размер возмещения на момент его выплаты в случае существенного изменения стоимости квадратного метра жилья и в случае уклонения Фонда от выплаты возмещения.
2. Конституция Российской Федерации провозглашает, что право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (статья 35, части 1 и 3), каждый имеет право на жилище, а органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2). В силу ее статей 15 (часть 2), 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2) и исходя из общеправового принципа справедливости, действующего в сфере регулирования имущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и самостоятельности их участников, защита права собственности и иных имущественных прав, включая право требования, должна осуществляться так, чтобы обеспечивался баланс прав и законных интересов участников гражданского оборота: собственников, кредиторов, должников. Вводимые в этой сфере ограничения должны определяться законодателем не произвольно, а с учетом статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Заключение договоров с целью приобрести жилое помещение, в том числе посредством участия в долевом строительстве, может быть направлено на удовлетворение не только жилищных потребностей гражданина, но и его экономических интересов (сбережение денежных средств, формирование имущественной базы для дальнейшего получения дохода от сдачи жилья внаем и т.д.), притом что жилым помещением достаточной площади он уже обеспечен. Тем не менее участие в долевом строительстве выступает прежде всего формой реализации гражданами своего интереса в удовлетворении личной потребности в жилище. Причем гарантированность права на жилище при участии в долевом строительстве - принимая во внимание значимость жилища для граждан - является важным фактором доверия к действиям публичной власти, так как, несмотря на частноправовой характер соответствующих отношений, возникновение тяжелой жизненной ситуации вследствие неисполнения застройщиком обязательств, дает основания для упрека в недостаточной защите государством интересов граждан. Этим объективно, исходя из статей 7 и 75.1 Конституции Российской Федерации, обусловлена возможность установить в регулировании отношений в области долевого строительства, в частности связанных с банкротством застройщика, приоритет интересов граждан, приобретающих таким путем жилые помещения, машино-места, нежилые помещения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 июня 2017 года N 16-П и от 21 июля 2022 года N 34-П; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 2023 года N 2707-О).
3. Федеральный закон "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о Фонде) определяет порядок создания, правовое положение, цели деятельности, функции, полномочия и порядок управления деятельностью Фонда, который, будучи учрежден Российской Федерацией, является унитарной некоммерческой организацией, созданной для осуществления функций и полномочий публично-правового характера (статьи 1 и 2). К целям деятельности Фонда относится и содействие государственной жилищной политике, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников строительства, включая участников долевого строительства, членов жилищно-строительных кооперативов, имеющих требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений; при этом под участником строительства понимается физическое лицо, имеющее к застройщику требование о передаче жилого помещения, машино-места, нежилого помещения либо денежное требование в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (статья 3 Закона о Фонде). Имущество Фонда формируется за счет имущественных взносов Российской Федерации, имущества юридических лиц, чьим правопреемником он является, компенсационного фонда, имущества, приобретенного за счет имущественных взносов Российской Федерации, инвестирования временно свободных средств, добровольных имущественных взносов, в том числе публично-правовых образований, доходов, полученных Фондом от своей деятельности, и иных не запрещенных законом поступлений (статья 4 Закона о Фонде).
Согласно части 1 статьи 13 Закона о Фонде выплата возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений, включенные в реестр требований участников строительства, осуществляется на основании принятого Фондом решения о финансировании мероприятий, указанных в пункте 5 части 2 статьи 13.1 Закона о Фонде, за счет его имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае, если застройщик признан арбитражным судом банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство; такая выплата осуществляется до даты завершения процедуры конкурсного производства застройщика. В силу же части 3.1 статьи 13.1 Закона о Фонде решение о финансировании или о нецелесообразности финансирования указанных в части 2 той же статьи мероприятий принимается по основаниям, ею определенным, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; такой порядок должен предусматривать в том числе предельный объем финансирования за счет имущества Фонда с учетом предоставляемого финансирования за счет имущественного взноса субъекта Российской Федерации или иного публично-правового образования; решение должно быть принято Фондом не позднее шести месяцев со дня принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытия конкурсного производства при условии, что Фонд является лицом, участвующим в деле о банкротстве такого застройщика; о принятом решении Фонд уведомляет арбитражного управляющего в срок не позднее трех рабочих дней, следующих за днем его принятия.
Тем самым выплата возмещения гражданам, которые являются участниками строительства и имеют требования о передаче жилых помещений, машино-мест, нежилых помещений, а равно реализация других целей Фонда, связанных с защитой их прав и законных интересов, производятся за счет имущества Фонда, как и иная его деятельность, на основании его решений, обусловленных в том числе нецелесообразностью финансирования мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства. Выплата возмещения - с учетом задач Фонда, его функций и полномочий - имеет компенсационный характер и не должна нарушать прав иных лиц, чьи интересы также подлежат защите Фондом за счет его имущества (статьи 3, 4, 10, 13 и 13.1 Закона о Фонде).
4. В силу части 2 статьи 13 Закона о Фонде рыночная стоимость одного квадратного метра равнозначного жилого помещения, исходя из которой рассчитывается размер возмещения гражданину - участнику строительства, определяется в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного Фондом, на дату, которая не может быть более чем на шесть месяцев ранее даты принятия Фондом решения в соответствии с частью 1 той же статьи. Порядок, в котором рассчитывается размер возмещения, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года N 1233, утвердившим Правила выплаты публично-правовой компанией "Фонд развития территорий" возмещения гражданам - участникам строительства, имеющим требования о передаче жилых помещений, машино-мест и нежилых помещений. Согласно пункту 3 приложения к Правилам расчет размера возмещения осуществляется исходя из рыночной стоимости одного квадратного метра равнозначного жилого помещения на первичном рынке по всем договорам, заключенным гражданином в отношении одного объекта строительства либо по всем паям в жилищно-строительном или ином кооперативе; под равнозначным жилым помещением на первичном рынке понимается жилое помещение, в котором жилая площадь и количество комнат не меньше жилой площади и количества комнат жилого помещения, подлежащего передаче гражданину в соответствии с договором либо в связи с участием в кооперативе, а объект строительства с равнозначным жилым помещением находится в границах муниципального образования и на той же стадии строительства, на которой находится объект строительства на дату принятия арбитражным судом решения о признании застройщика банкротом и открытии конкурсного производства.
Таким образом, действующее регулирование содержит требования, которым обязан следовать оценщик, привлеченный Фондом, для определения размера возмещения гражданину - участнику строительства. В силу же статьи 13 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" спор о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом сообразно их компетенции, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно его статье 12 итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное; итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом сказанного и того, что представленные И.В. Толмачевой материалы не свидетельствуют о невозможности для нее обратиться в суд за разрешением спора о достоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, оспариваемое ею законоположение не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права в обозначенном ею аспекте. При этом действующая редакция части 2 статьи 13 Закона о Фонде и ее ранее действовавшая редакция, на основании которой принято решение о выплате возмещения членам жилищно-строительного кооператива, совпадают в интересующем заявительницу аспекте.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толмачевой Ирины Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2023 г. N 3016-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Толмачевой Ирины Владимировны на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 13 Федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-