г. Краснодар |
|
16 ноября 2021 г. |
Дело N А32-48791/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Соловьева Е.Г., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от истца - федерального казенного учреждения "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (ИНН 2320100329, ОГРН 1032311075620) - Раковского Р.В. (доверенность от 30.06.2021), от ответчика - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Таракановской Н.С. (доверенность от 18.12.2020), в отсутствие ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и третьих лиц: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Департамента имущественных отношений Краснодарского края и Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А32-48791/2020, установил следующее.
ФКУ "Управление Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), в котором просило:
- признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) в части местоположения границ и площади земельного участка с кадастровыми номерами 23:47:0000000:43, реестровой ошибкой;
- указать в решении на то, что оно является основанием для исправления реестровой ошибки в сведениях о местоположении части границы названного участка, являющейся смежной с границей земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633, и для осуществления управлением учета изменений местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 в координатах, приведенных в иске.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - агентство) и Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство).
Решением от 24.02.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.08.2021, заявленные требования удовлетворены. Суды исходили из того, что в границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 включены дорожные инженерные устройства и элементы автомобильной дороги, которые в силу закона являются неотъемлемыми частями автомобильной дороги и не могли входить в территорию названного участка.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 отсутствует спор о праве либо о фактических границах. Требования истца направлены исключительно на устранение в ЕГРН недостоверных сведений в отношении указанного земельного участка. Целью исправления реестровой ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствие с фактическими границами, установленными на местности.
В кассационных жалобах департамент и министерство просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителей, возникшие между сторонами разногласия сводятся к спору о праве в отношении принадлежащих им земельных участков, поэтому у судов отсутствовали основания для признания сведений, содержащихся в ЕГРН, реестровой ошибкой. Исполнение решения приведет к уменьшению площади принадлежащего субъекту Российской Федерации земельного участка. Учреждением избран ненадлежащий способ защиты права. Принятое решение нарушает законные права министерства, поскольку после внесения соответствующих сведений в ЕГРН объект недвижимости краевого значения (в нарушение принципа единства судьбы земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимости) будет частично расположен на федеральном земельном участке.
В отзыве на кассационные жалобы учреждение указало на их несостоятельность, а также на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемые судебные акты.
Представитель учреждения возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд кассационной инстанции не обеспечили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633 площадью 151 438 +/- 136 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, ФАД М-25 "Новороссийск-Керченский пролив" (на Симферополь) км 0+00 - км 33+900, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - земельные участки (территории) общего пользования. Участок поставлен на кадастровый учет 06.12.2011 и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению (запись от 13.01.2016 N 23-23/021-23/001/607/2015-229/1).
Учреждение проводит кадастровые работы с целью государственного кадастрового учета земельных участков, попадающих в полосу отвода автомобильных дорог А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой. Подъезд к городу Майкопу; А-146 Краснодар-Верхнебаканский; А-160 Майкоп - Усть-Лабинск - Кореновск; Р-217 "Кавказ" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Владикавказ - Грозный - Махачкала - граница с Азербайджанской Республикой; А-290 Новороссийск - Керчь.
Согласно заключению кадастрового инженера ООО "ГЕО Инвест-информ" от 18.06.2020, в ходе проведения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633 выявлена реестровая ошибка местоположения границ смежных земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:3946, 23:47:0000000:43, 23:47:0107002:516, 23:47:0107010:745, 23:47:0108001:891, 23:47:0108008:26, 23:47:0108017:6, 23:47:0117016:154, 23:47:0117016:155, 23:47:0117016:78, 23:47:0119055:1295, 23:47:0119055:1297, 23:47:0119055:1365, 23:47:0119055:1376, 23:47:0119055:15, 23:47:0119055:1786, 23:47:0119055:20, 23:47:0119055:2379, 23:47:0119055:335, 23:47:0119055:336, 23:47:0119055:341, 23:47:0117016:148, 23:47:0117016:144, 23:47:0117016:145 и 23:47:0119055:343.
Реестровая ошибка возникла в связи с неверным определением на местности местоположения границ перечисленных участков.
Согласно техническому паспорту дороги федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), в полосе отвода автомобильной дороги в местах примыкания к смежным земельным участкам фактически располагаются дорожные инженерные устройства и обстановка федерального значения М-25 Новороссийск - Керченский пролив (на Симферополь), а именно: с кадастровым номером 23:47:0000000:3946 - откос, труба; 23:47:0000000:43 - съезд; 23:47:0107002:516 - остановка, откосы, тротуар, дорожный знак, труба; 23:47:0107010:745 - автобусная остановка, тротуар, дорожный знак; 23:47:0108001:891 - дорожные знаки, тротуар, остановочный павильон, конструкция перильного типа; 23:47:0108008:26 - тротуар; 23:47:0108017:6 - тротуар; 23:47:0117016:154 - дорожный знак; 23:47:0117016:155 - дорожный знак, край дороги; 23:47:0117016:78 - дорожные указатели, откос; 23:47:0119055:1295 - откос; 23:47:0119055:1297 - откосы, труба; 23:47:0119055:1365 - съезд; 23:47:0119055:1376 - откос; 23:47:0119055:15 - дорожное полотно; 23:47:0119055:1786 - откос; 23:47:0119055:20 - дорожное полотно; 23:47:0119055:2379 - откос; 23:47:0119055:335 - дорожный знак, откос; 23:47:0119055:336 - откос, опора освещения; 23:47:0119055:341 - дорожный знак, откос, съезд; 23:47:0117016:148 - канава; 23:47:0117016:144 - канава, опора освещения; 23:47:0117016:145 - откос, канава, дорожное освещение; 23:47:0119055:343 - дорожные указатели, откос, труба.
Как указано в иске, при определении границы земельного участка была допущена ошибка, в результате которой площадь земельного участка, занятого автомобильной дорогой и ее конструктивными элементами отличается от фактической площади, рассчитанной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2009 N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса", и составляет 163 491 кв. м. Таким образом, площадь уточняемого земельного участка согласно сведений ЕГРН 151 438 кв. м, с учетом размещения дорожных инженерных устройств и их конструктивных элементов, а также норм отвода земель, увеличивается на 12 053 кв. м и составляет 163 491 кв. м.
Согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 23.06.2014 N Д23и-2144 для одновременного внесения изменений в ЕГРН в связи с исправлением ошибки в местоположении границ внесенных смежных земельных участков, с кадастровыми номерами 23:47:0000000:3946, 23:47:0000000:43, 23:47:0107002:516, 23:47:0107010:745, 23:47:0108001:891, 23:47:0108008:26, 23:47:0108017:6, 23:47:0117016:154, 23:47:0117016:155, 23:47:0117016:78, 23:47:0119055:1295, 23:47:0119055:1297, 23:47:0119055:1365, 23:47:0119055:1376, 23:47:0119055:15, 23:47:0119055:1786, 23:47:0119055:20, 23:47:0119055:2379, 23:47:0119055:335, 23:47:0119055:336, 23:47:0119055:341, 23:47:0117016:148, 23:47:0117016:144, 23:47:0117016:145, 23:47:0119055:343 по части границ должна быть проведена процедура согласования местоположения границ с заинтересованными лицами.
Из сведений ЕГРН видно, что земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43 площадью 23 745 +/- 108 кв. м, расположенный относительно ориентира: Краснодарский край, г. Новороссийск, автодорога: "Подъезд к ж/д, с/т Гайдук", категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, вид разрешенного использования - под автодорогой, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - Краснодарскому краю (запись от 27.07.2011 N 23-23-21/116/2011-401) и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования учреждению (запись от 27.03.2019 N 23:47:0000000:43-23/021/2019-1).
В связи с тем, что границы земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 внесены в ЕГРН с достаточной точностью, учреждение письмом от 28.01.2020 в целях согласования границ земельных участков в индивидуальном порядке направило межевой план и акты согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:633 и 23:47:0000000:43 департаменту (вручено 29.01.2020).
Письмом от 25.02.2020 N 52-7378/20-37-05 департамент отказал в согласовании границ земельных участков.
Данные обстоятельства привели к судебному спору.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
В абзаце третьем пункта 2 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что иск об установлении границ земельного участка относится к искам о правах на недвижимое имущество. Аналогичное разъяснение содержит абзац второй пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество".
С 01.01.2017 вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастрового учета недвижимости (в том числе, земельных участков) урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном названным Федеральным законом, подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Закона N 218-ФЗ).
Применительно к аналогичным нормам, содержавшимся в Федеральном законе от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 24.09.2013 N 6002/2013 сформулировал правовой подход, согласно которому при квалификации заявленного требования как требования об исправлении реестровой ошибки суд должен обеспечить исправление выявленной ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости. В постановлении от 22.03.2011 N 14765/10 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что внесение в кадастр сведений об изменении площади земельного участка вследствие корректировки местоположения его границ требует изменения соответствующих сведений о площади земельного участка в ЕГРН у всех его зарегистрированных правообладателей. Истцом по делу об исправлении кадастровой ошибки является правообладатель земельного участка, а ответчиками - орган, осуществляющий кадастровый учет, и правообладатель земельного участка, в сведениях о границах которого содержится ошибка.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек. На основании судебного акта сведения об установленной границе вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 "О перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов" к элементам автомобильной дороги относится: земляное полотно, дорожная одежда, обочины, откосы, кюветы, водоотводные лотки, ливнестоки, канавы, дренаж, укрепительные сооружения, площадки отдыха и стоянки автотранспорта с эстакадами для осмотра днища автомобилей, упорными стенками и навесами (беседками), переходно-скоростные полосы, съезды на пересечениях с транспортными развязками, пересечения и примыкания, железнодорожные переезды, сигнальные столбики (тумбы), эстакады (подходы к автодорожным мостам и путепроводам с укрепительными сооружениями и без них), лестничные сходы, автобусные остановки и автопавильоны (с заездными карманами и посадочными площадками), очистные сооружения, водопропускные трубы, скотопрогоны, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, знаки дорожные, светофоры и средства для регулирования уличного движения прочие.
В обоснование иска учреждение представило экспертное заключение от 19.06.2020, выполненное ООО "ГЕО Инвест-информ" и межевой план от 18.06.2020, подготовленный кадастровым инженером Головневым А.С.
Согласно справке кадастрового инженера от 19.06.2020 N 15/190620 уточняемый земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:633 по части границ н88-н89 граничит со смежным земельным участком с кадастровым номером 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43). Часть границы н88-н89 является общей только для двух участков с кадастровыми номерами 23:47:0000000:633 и 23:47:0107002:60 (ЕЗП 23:47:0000000:43), соответственно, данная часть границы не является общей смежной границей с иными земельными участками. В соответствии со справкой кадастрового инженера Головнева А.С. от 02.08.2021 N 01/020821 земельный участок с кадастровым номером 23:47:0000000:43 предназначен для размещения автомобильной дороги "Подъезд к ж/д, с/т Гайдук". Согласно техническому паспорту автомобильной дороги регионального значения "Подъезд к ж/д, с/т Гайдук" начало дороги установлено как пересечение оси данной дороги с осью ФАД г. Новороссийск - Керченский пролив, км 7-8. Начало участка обслуживания, км 0+045. Также в материалы дела представлена схема пересечения оси дорог. Автомобильная дорога регионального значения "Подъезд к ж/д, с/т Гайдук" внесена в Единый государственный реестр недвижимости с кадастровым номером 23:47:0000000:921 на км 0 + 016 м. Экспертом определен способ исправления реестровых ошибок в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 выявленных при производстве работ. Также экспертом определен каталог координат границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43, смежных с границами земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:633, в соответствии с которым надлежит установить смежные границы указанных земельных участков.
Участвующие в деле лица не опровергли сведения, содержащиеся в представленных учреждением доказательствах, в связи с чем несут соответствующие процессуальные риски (статьи 9 и 65 Кодекса).
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что в границах земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 расположено имущество, относящееся к федеральным автомобильным дорогам общего пользования (являющееся неотъемлемой технологической частью указанных объектов), принимая во внимание недоказанность департаментом правовых оснований для отнесения части спорного участка к региональному уровню собственности, учитывая отсутствие спора о праве либо о фактических границах спорных участков между иными лицами, суды удовлетворили заявленные требования.
Принимая во внимание, что спор в отношении смежных границ спорных участков фактически разрешен (из границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 исключена часть, занятая элементами автомобильной дороги), правовая неопределенность в отношении земельных участков устранена, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд кассационной инстанции признает выводы нижестоящих судов (об удовлетворении иска) правильными.
При этом, как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
Указанная категория исков призвана обеспечить разрешение споров по фактическим границам земельных участков между смежными землепользователями, в том числе при несоответствии таких границ сведениям о границах, имеющимся в государственном кадастре недвижимости, при наложении и пересечении смежных границ, и направлена на устранение неопределенности в прохождении границы смежных земельных участков.
Фактически судами разрешен спор об установлении границ земельных участков (межевой спор), поскольку установлена смежная граница между земельными участками по координатам характерных точек.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационных жалобах доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.02.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2021 по делу N А32-48791/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Соловьев |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая во внимание, что спор в отношении смежных границ спорных участков фактически разрешен (из границ земельного участка с кадастровым номером 23:47:0000000:43 исключена часть, занятая элементами автомобильной дороги), правовая неопределенность в отношении земельных участков устранена, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, суд кассационной инстанции признает выводы нижестоящих судов (об удовлетворении иска) правильными.
При этом, как указано в пункте 21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019, при разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание, в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков.
...
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в том числе в определении от 17.02.2015 N 274-О, статьи 286 - 288 Кодекса, находясь в системной связи с другими положениями данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных актов право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела. Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства, что недопустимо."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2021 г. N Ф08-10531/21 по делу N А32-48791/2020