г. Краснодар |
|
25 ноября 2021 г. |
Дело N А32-56493/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 ноября 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Сидоровой И.В., при участии в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Стрижаковой Оксаны Александровны (ИНН 232903075904, ОГРНИП 307232914100030) и представителя указанного лица - Павлова С.А. (доверенность от 14.08.2020), от органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Щербань И.С. (доверенность от 02.02.2021) и Черновой В.В. (доверенность от 28.10.2021), рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу N А32-56493/2020, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стрижакова Оксаны Александровна (далее - глава КФХ, предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление Росреестра, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просила:
- признать незаконными решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации от 17.02.2021 N КУВД-001/2020-22620883/2, N КУВД-001/2020-22617651/2, N КУВД-001/2020-22620265/2 и от 04.03.2021 N КУВД-001/2020-25601989/2;
- обязать управление Росреестра провести государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Кодекс).
Требования основаны на нормах Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Заявление мотивировано незаконностью решения регистрирующего органа об отказе в регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.05.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд установил, что 19.10.2015 индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стрижаков Александр Николаевич заключил четыре договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно: с Раденко Анной Викторовной на земельный участок площадью 85 807 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:419; с Шишхок Еленой Георгиевной на земельный участок площадью 36 935 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:421; с Дудкиной Натальей Георгиевной на земельный участок площадью 36 959 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:417; с Дудкиным Георгием Ивановичем на земельный участок площадью 36 943 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:418. Срок договоров аренды определен 7 лет с момента их государственной регистрации. Договоры аренды зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Стрижаков Александр Николаевич 03.08.2020 погиб, что подтверждено свидетельством о смерти от 12.08.2020 серии V-АГ N 858036, запись акта о смерти N 170209230002400865001. На основании пункта 1 статьи 18 Закона N 74-ФЗ Стрижакова Оксана Александровна - жена Стрижакова Александра Николаевича приняла на себя обязательства главы КФХ, о чем принято решение от 13.08.2020 N 1. Глава КФХ обратилась в налоговую инспекцию с заявлением, в котором просила внести изменения в запись о главе КФХ. На основании поданного заявления 21.08.2020 налоговый орган внес изменения в сведения о главе КФХ с ОГРНИП 30723291400030, что подтверждено листом записи ЕГРИП от 21.08.2020 форма N Р60009. Между главой КФХ Стрижаковой О.А. и арендодателями Шишхок Е.Г., Дудкиным Г.И., Дудкиной Н.Г. 03.11.2020 заключены дополнительные соглашения к договорам аренды от 19.10.2015. Данными соглашениями внесены изменения в договоры аренды в части указания главы КФХ. Аналогичное дополнительное соглашение 24.11.2020 заключено к договору аренды от 19.10.2015, заключенному с Раденко А.В. Глава КФХ 03.11.2020 и 24.11.2020 обратилась в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации дополнительных соглашений от 03.11.2020 и от 24.11.2020 к договорам аренды. Уведомлениями от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-22620265/1, N КУВД-001/2020-22617651/1, N КУВД-001/2020-22620883/1 и от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-25601989/1 управление Росреестра приостановило государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015. Заявителю указано на необходимость вступить в наследство в отношении права аренды по договорам от 19.10.2015, осуществить государственную регистрацию права аренды, после чего заключить дополнительные соглашения к договорам аренды. Уведомлениями от 17.02.2021 N КУВД-001/2020-22620883/2, КУВД-001/2020-22617651/2, КУВД001/2020-22620265/2 и от 04.03.2021 N КУВД-001/2020-25601989/2 управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды в связи с тем, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, а обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, заявителем не устранены. Ссылаясь на незаконность решений управления Росреестра, глава КФХ оспорила их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса. При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводам о том, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды. В соответствии со статьей 10 Закона N 74-ФЗ наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс). В силу статьи 1179 Гражданского кодекса после смерти любого члена крестьянского (фермерского) хозяйства наследство открывается и наследование осуществляется на общих основаниях с соблюдением при этом правил статей 253 - 255 и 257 - 259 данного Кодекса. В данном случае заявитель не вступил в наследство на имущественные права (право аренды) в отношении спорных земельных участков в установленном законом порядке и не подтвердил свое право на пользование и распоряжение земельными участками. Довод заявителя о том, что он принял на себя обязательства главы КФХ на основании пункта 1 статьи 18 Закона N 74-ФЗ, отклонен. Заявитель не был членом КФХ, следовательно, решение N 1, подписанное в одностороннем порядке о назначении Стрижаковой О.А. в качестве нового главы КФХ, не может быть принято во внимание.
Стрижаков Александр Николаевич являлся единственным членом КФХ, который соглашение о смене главы КФХ не подписывал. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 21 Закона N 74-ФЗ в случае отсутствия наследников, деятельность фермерского хозяйства прекращается. В данном случае, право аренды входит в состав наследства и государственная регистрация дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков возможна только после вступления в наследство. Государственная регистрация права на спорные земельные участки, при отсутствии указанных документов была не возможна, по причине нарушения установленных норм действующего законодательства. Следовательно, оспариваемые уведомления уполномоченного органа об отказе в государственной регистрации соответствуют нормам действующего законодательства. При этом заявитель не лишен права в случае представления необходимых документов в полном объеме и соответствующих требованиям Закона N 218-ФЗ повторно подать заявление о государственной регистрации.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 (с учетом определения об исправлении описки) решение от 28.05.2021 отменено. Признаны незаконными решения уполномоченного органа, изложенные в уведомлениях об отказе в государственной регистрации от 17.02.2021 N КУВД-001/2020-22620883/2, КУВД-001/2020-22617651/2, КУВД-001/2020-22620265/2 и от 04.03.2021 N КУВД-001/2020-25601989/2. На управление Росреестра возложена обязанность произвести государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков. С управления Росреестра в пользу главы КФХ взыскано 150 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что управление Росреестра правомерно отказало главе КФХ в регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды. Апелляционный суд при разрешении спора учел правовую позицию, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 19-КГ19-17. В нем указано, что по смыслу статей 258, 1179 Гражданского кодекса при наследовании имущества наследодателя, являвшегося членом КФХ, в случае, если наследник не является членом этого КФХ или выходит из его членов, а КФХ продолжает действовать, разделу не подлежит ни земельный участок, принадлежащий членам КФХ на праве совместной собственности, ни право аренды КФХ на предоставленный последнему в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения. Иное бы привело к возможному прекращению или ограничению деятельности КФХ. На момент заключения договоров аренды земельных участков главой КФХ Стрижаковым А.Н. действовал Закон N 74-ФЗ, в соответствии с пунктом 3 статьи 8 которого по сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 указанного федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Поскольку договоры аренды земель сельскохозяйственного назначения заключались главой КФХ в интересах фермерского хозяйства для осуществления деятельности КФХ, то имущественные права и обязанности по этим договорам возникли у КФХ и не могут принадлежать лично умершему Стрижакову А.Н., а также наследоваться самостоятельно на общих основаниях. Таким образом, поскольку права аренды земельных участков по договорам от 19.10.2015 не связаны с личностью умершего Стрижакова А.Н., следовательно, они сохраняются у фермерского хозяйства после его смерти в случае, если оно продолжает действовать. Учитывая изложенное, указание управлением Росреестра в оспариваемых решениях на необходимость вступления в наследство на имущественные права главы КФХ Стрижакова А.Н. не соответствует положениям действующего законодательства. Фермерское хозяйство (ОГРНИП 307232914100030) является действующим, в ЕГРИП 21.08.2020 внесены соответствующие изменения в части сведений о главе КФХ Стрижаковой О.А., которая является членом фермерского хозяйства. Указанные сведения внесены на основании решения от 13.08.2020 N 1 о назначении нового главы КФХ, которое в установленном порядке не оспорено, как и действия налогового органа по внесению соответствующих изменений в ЕГРИП. Доводы управления Росреестра о том, что фермерское хозяйство прекратило свою деятельность в связи с тем, что Стрижаков А.Н. являлся единственным членом фермерского хозяйства, апелляционной суд признал основанными на неверном толковании правовых норм. В данном случае для регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015 отсутствовала необходимость представления в регистрирующий орган свидетельства о праве на наследство, достаточным основанием для регистрации являлось представление соглашений о внесении изменений в договоры аренды, а также документов, свидетельствующих о сохранении статуса фермерского хозяйства и назначении нового главы КФХ.
Управление Росреестра обжаловало апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанный акт отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) апелляционным судом норм права, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Заявителем не были представлены в уполномоченный орган документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав. Заявитель не была членом КФХ, следовательно, решение N 1 о назначении Стрижаковой О.А. в качестве нового главы КФХ не может быть принято, поскольку оно подписано в одностороннем порядке. Заявитель не вступила в наследство, то есть не стала наследником, в связи с чем, деятельность КФХ должна была прекратиться. В данном случае государственная регистрация дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков, возможна только после вступления заявителя в наследство. Заявитель не вступила в наследство на имущественные права (право аренды) в отношении спорных земельных участков в установленном законом порядке и не подтвердила свое право на пользование и распоряжение участками. Таким образом, осуществить государственную регистрацию спорных дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков не представляется возможным. Ссылка суда апелляционной инстанции на определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 19-КГ19-17 несостоятельна, поскольку указанный судебный акт принят по делу с иными фактическими обстоятельствами. Апелляционный суд не учел, что наследник умершего главы КФХ открыл и принял наследство, о чем ему выдана соответствующая справка нотариуса, которая подтвердила, что он является единственным лицом, унаследовавшим все принадлежащее наследодателю имущество.
От главы КФХ отзыв на жалобу в суд округа не поступил.
Представители управления Росреестра в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы, которую просили удовлетворить.
Глава КФХ и ее представитель возражали против удовлетворения кассационной жалобы, ссылались на соответствие выводов суда апелляционной инстанции нормам действующего законодательства и материалам дела, подтверждающим незаконность решений регистрирующего органа, нарушающих права (интересы) заявителя.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 19.10.2015 индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Стрижаков Александр Николаевич заключил четыре договора аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, а именно: с Раденко Анной Викторовной на земельный участок площадью 85 807 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:419;
с Шишхок Еленой Георгиевной на земельный участок площадью 36 935 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:421; с Дудкиной Натальей Георгиевной на земельный участок площадью 36 959 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:417; с Дудкиным Георгием Ивановичем на земельный участок площадью 36 943 кв. м с кадастровым номером 23:06:1201000:418.
Договоры аренды в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:06:1201000:419, 23:06:1201000:421, 23:06:1201000:417 и 23:06:1201000:418 заключены сроком на 7 лет с момента их государственной регистрации. Договоры аренды зарегистрированы в ЕГРН.
Стрижаков Александр Николаевич 03.08.2020 погиб, что подтверждено свидетельством о смерти от 12.08.2020 серии V-АГ N 858036, запись акта о смерти N 170209230002400865001.
На основании пункта 1 статьи 18 Закона N 74-ФЗ жена Стрижакова Александра Николаевича - Стрижакова Оксана Александровна 13.08.2020 приняла на себя обязательства главы хозяйства, о чем принято решение от 13.08.2020 N 1.
Глава КФХ обратилась в налоговую инспекцию с заявлением о внесении изменений в запись о главе хозяйства, на основании которого 21.08.2020 налоговый орган внес изменения в сведения о главе КФХ с ОГРНИП 30723291400030, что подтверждено листом записи ЕГРИП от 21.08.2020 форма N Р60009.
Между главой КФХ Стрижаковой О.А. и арендодателями Шишхок Е.Г., Дудкиным Г.И., Дудкиной Н.Г. 03.11.2020 заключены дополнительные соглашения к договорам аренды от 19.10.2015. Данными соглашениями внесены изменения в договоры аренды в части указания главы КФХ. Аналогичное дополнительное соглашение 24.11.2020 заключено к договору аренды от 19.10.2015, заключенному с арендодателем Раденко А.В.
Глава КФХ 03.11.2020 и 24.11.2020 обратилась в управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации дополнительных соглашений от 03.11.2020 и от 24.11.2020 к договорам аренды.
Уведомлениями от 17.11.2020 N КУВД-001/2020-22620265/1, N КУВД-001/2020-22617651/1, N КУВД-001/2020-22620883/1 и от 04.12.2020 N КУВД-001/2020-25601989/1 управление Росреестра приостановило государственную регистрацию дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015. Заявителю указано на необходимость вступить в наследство в отношении права аренды по договорам от 19.10.2015, осуществить государственную регистрацию права аренды, после чего заключить дополнительные соглашения к договорам аренды.
Уведомлениями от 17.02.2021 N КУВД-001/2020-22620883/2, КУВД-001/2020-22617651/2, КУВД001/2020-22620265/2 и от 04.03.2021 N КУВД-001/2020-25601989/2 управление Росреестра отказало заявителю в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды в связи с тем, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, а обстоятельства, послужившие основанием для приостановления, заявителем не устранены.
Глава КФХ, ссылаясь на незаконность решений управления Росреестра, нарушающих ее права (интересы) в сфере предпринимательской деятельности, оспорила их в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
На основании части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 198 Кодекса).
Для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 Кодекса).
Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых решений, действий (бездействия), наличия у органа надлежащих полномочий на принятие таких решений, совершение действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган, который принял соответствующее решение, совершил оспариваемые действия или допустил бездействие (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (часть 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав может быть отказано по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Отказ в совершении регистрационных действий мотивирован уполномоченным органом необходимостью вступить в наследство в отношении права аренды по договорам от 19.10.2015, осуществить государственную регистрацию данного права, после чего заключить дополнительные соглашения к договорам аренды.
Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что при обращении в уполномоченный орган заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды. Заявитель не вступила в наследство на имущественные права (право аренды) в отношении земельных участков в установленном законом порядке и не подтвердила свое право на пользование и распоряжение земельными участками. Право аренды входит в состав наследства, в связи с чем, государственная регистрация дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков возможна только после вступления заявителя в наследство. Следовательно, оспариваемые главой КФХ решения управления Росреестра об отказе в государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды земельных участков соответствуют нормам действующего законодательства.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования главы КФХ, апелляционный суд исходил из следующего. Права аренды земельных участков по договорам от 19.10.2015 не связаны с личностью умершего Стрижакова А.Н. (бывшего главы КФХ), следовательно, они сохраняются у фермерского хозяйства после его смерти в случае, если оно продолжает действовать. По сведениям ЕГРИП налоговым органом 21.08.2020 внесены изменения в сведения о главе КФХ с ОГРНИП 30723291400030, что подтверждено листом записи ЕГРИП от 21.08.2020 форма N Р60009. Указанные сведения внесены на основании решения от 13.08.2020 N 1 о назначении нового главы КФХ, которое в установленном порядке не оспорено, как и действия налогового органа по внесению соответствующих изменений в ЕГРИП. В данном случае для регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015 отсутствовала необходимость представления в регистрирующий орган свидетельства о праве на наследство, достаточным основанием для регистрации являлось представление соглашений о внесении изменений в договоры аренды, а также документов, свидетельствующих о сохранении статуса фермерского хозяйства и назначении нового главы КФХ. Таким образом, управление Росреестра неправомерно отказало главе КФХ в регистрации дополнительных соглашений от 03.11.2020 и от 24.11.2020 к договорам аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Установив отсутствие законных оснований для принятия уполномоченным органом решений об отказе в государственной регистрации дополнительных соглашений, суд апелляционной инстанции удовлетворил соответствующие требования заявителя.
В резолютивной части решения о признании незаконным решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов главы КФХ суд апелляционной инстанции возложил на управление Росреестра обязанность по осуществлению государственной регистрации дополнительных соглашений к договорам аренды от 19.10.2015.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
Суд округа не принимает доводы кассационной жалобы управления Росреестра о законности оспариваемых главой КФХ решений ввиду отсутствия у него права на заключение дополнительных соглашений от 03.11.2020 и от 24.11.2020 к договорам аренды. Вопреки доводам жалобы, выводы апелляционного суда основаны на правильном применении положений Гражданского кодекса, норм Законов N 74-ФЗ, N 218-ФЗ и соответствуют материалам дела, подтверждающим наличие у заявителя законных оснований для заключения дополнительных соглашений к договорам от 19.10.2015. Правомерно учтена судом апелляционной инстанции при разрешении спора и правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 19-КГ19-17. Доводы, приведенные уполномоченным органом в кассационной жалобе, не опровергают обоснованность выводов суда апелляционной инстанций по существу спора, который при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовал и оценил представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2021 по делу N А32-56493/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд округа не принимает доводы кассационной жалобы управления Росреестра о законности оспариваемых главой КФХ решений ввиду отсутствия у него права на заключение дополнительных соглашений от 03.11.2020 и от 24.11.2020 к договорам аренды. Вопреки доводам жалобы, выводы апелляционного суда основаны на правильном применении положений Гражданского кодекса, норм Законов N 74-ФЗ, N 218-ФЗ и соответствуют материалам дела, подтверждающим наличие у заявителя законных оснований для заключения дополнительных соглашений к договорам от 19.10.2015. Правомерно учтена судом апелляционной инстанции при разрешении спора и правовая позиция, изложенная в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.10.2019 N 19-КГ19-17. Доводы, приведенные уполномоченным органом в кассационной жалобе, не опровергают обоснованность выводов суда апелляционной инстанций по существу спора, который при правильном применении норм материального права полно, всесторонне исследовал и оценил представленные сторонами доказательства.
С учетом изложенного, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены апелляционного постановления. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 ноября 2021 г. N Ф08-10495/21 по делу N А32-56493/2020