г. Краснодар |
|
07 декабря 2021 г. |
Дело N А15-1375/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Прокофьевой Т.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан (ИНН 0562044486, ОГРН 1020502630796), заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан (ИНН 0562045070, ОГРН 1020502629751), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительное предприятие "Бетон" (ИНН 0547002107, ОГРН 1020502306880) и Министерства финансов Республики Дагестан (ИНН 0562043732, ОГРН 1020502523535), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А15-1375/2021, установил следующее.
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - управление, казначейство) о признании незаконными действий по принятию исполнительного листа от 21.03.2019 серии ФС N 026124073.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "ПСП "Бетон" и Министерство финансов Республики Дагестан (далее - Минфин).
Решением от 31.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 17.08.2021, суд удовлетворил заявленное министерством требование. Судебные акты мотивированы отсутствием у казначейства правовых оснований для принятия к исполнению спорного исполнительного документа.
В кассационной жалобе управление просит отменить указанные судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленного министерством требования. По мнению управления, суды не учли, что в рамках дела N А15-3623/2018 обязанность по выплате взыскателю денежных средств непосредственно возложена на министерство в качестве органа государственной власти, осуществляющего финансирование из средств бюджета Республики Дагестан реализации государственных программ Республики Дагестан и республиканской инвестиционной программы. С учетом положений пункта 3 статьи 242.1, статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) у казначейства не имелось оснований для отказа взыскателю в принятии к исполнению спорного исполнительного документа о взыскании денежных средств с министерства.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В отзыве ООО "ПСП "Бетон" поддержал доводы кассационной жалобы управления.
В нарушение требований статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Минфин отзыв на кассационную жалобу не представил.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ООО "ПСП "Бетон" обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа г. Кизляр о взыскании 5 млн рублей. Решением от 03.10.2018 по делу N А15-3623/2018 суд удовлетворил заявленное ООО "ПСП "Бетон" требование, взыскав с МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа г. Кизляр в пользу ООО "ПСП "Бетон" 5 млн рублей задолженности и 49 тыс. судебных расходов.
Определением от 10.12.2018 по делу N А15-3623/2018 суд апелляционной инстанции привлек к участию в деле в качестве соответчиков по делу министерство и Минфин.
Постановлением от 06.03.2019 по делу N А15-3623/2018 суд апелляционной инстанции отменил решение суда от 03.10.2018 по тому же делу, принял по делу новое решение, которым удовлетворил заявленные ООО "ПСП "Бетон" требования, взыскал с Республики Дагестан в лице министерства за счет казны Республики Дагестан в пользу ООО "ПСП "Бетон" 5 млн рублей задолженности и 48 тыс. рублей судебных расходов.
В целях принудительного исполнения постановления апелляционной инстанции от 06.03.2019 по делу N А15-3623/2018 выдан исполнительный лист от 21.03.2019 серии ФС N 026124073, предъявленный взыскателем в казначейство, которое приняло его к исполнению.
Посчитав, что действия казначейства по принятию и исполнению исполнительного документа являются незаконными, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии в данном случае у казначейства правовых оснований для принятия спорного исполнительного документа к исполнению. При этом судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса).
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", положения главы 24.1 Бюджетного кодекса разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса).
Судебные инстанции установили, что исполнительный лист от 21.03.2019 серии ФС N 026124073 поступил на исполнение в казначейство, которое приняло его к исполнению и направило в министерство уведомление от 16.03.2021 N УПЛ-21-82203384-2 о поступлении исполнительного документа, которым предложило в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить информацию об источниках образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежный документ на перечисление в установленном порядке денежных средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Поскольку исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия казначейства по принятию исполнительного листа от 21.03.2019 серии ФС N 026124073 являются незаконными.
Судебные инстанции исследовали и обоснованно отклонили доводы казначейства о том, что при сложившихся обстоятельствах управление имело право применить положения статьи 242.4 Бюджетного кодекса, поскольку указанной нормой регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный лист от 21.03.2019 серии ФС N 026124073 предусматривал взыскание денежных средств с Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Иные доводы казначейства были предметом исследования судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу N А15-1375/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса).
...
Судебные инстанции исследовали и обоснованно отклонили доводы казначейства о том, что при сложившихся обстоятельствах управление имело право применить положения статьи 242.4 Бюджетного кодекса, поскольку указанной нормой регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации. При этом в рассматриваемой ситуации исполнительный лист от 21.03.2019 серии ФС N 026124073 предусматривал взыскание денежных средств с Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2021 г. N Ф08-12480/21 по делу N А15-1375/2021