г. Ессентуки |
|
17 августа 2021 г. |
Дело N А15-1375/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 августа 2021 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Цигельникова И.А. и Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 по делу N А15-1375/2021, при участии в судебном заседании представителей: от Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан - Абдулгалимова Р.А. (доверенность от 29.12.2018); от Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан - Магомедова М.Б. (доверенность от 11.08.2021), Гаджиэменова Ш.Н. (доверенность от 11.08.2021); от общества с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительное предприятие "Бетон" - Абдуллаева А.Б. (директор, лично),
УСТАНОВИЛ:
Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан (далее - министерство экономики) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан (далее - казначейство) о признании незаконными действий по принятию исполнительного листа серии ФС N 026124073 от 21.03.2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Промышленно-строительное предприятие "Бетон" (далее - общество) и Министерство финансов Республики Дагестан (далее - министерство финансов).
Решением от 31.05.2021 требования министерства экономики удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что действия казначейства по принятию и исполнению исполнительного документа, выданного на основании постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2019 по делу N А15-3623/2018, нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку влекут незаконный способ исполнения решения суда.
В апелляционной жалобе казначейство просило решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Учитывая, что обязательство МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа город Кизляр, министерства финансов, министерства экономики возникло вследствие нарушений условий государственного контракта казначейство правомерно приняло исполнительный лист к лицевому счету министерства, открытого в казначействе для организации его исполнения в соответствии с порядком статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Факт нарушения казначейством прав и законных интересов министерства экономики, равно как и факт несоответствия действий казначейства по исполнению исполнительного листа нормам действующего законодательства не доказаны.
В отзыве министерство экономики просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель казначейства и директор общества настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители министерства экономики поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Иные участники спора, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в рамках арбитражного дела N А15-3623/2018 общество обратилось в арбитражный суд с иском к МКУ "Управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства" городского округа город Кизляр о взыскании 5 млн рублей. Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 03.10.2018 исковые требования удовлетворены. С учреждения в пользу общества взыскано 5 млн рублей задолженности и 49 тыс. судебных расходов.
Определением суда апелляционной инстанции от 10.12.2018 в качестве соответчиков по делу привлечены Министерство финансов Республики Дагестан и Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2019 решение от 03.10.2018 отменено, принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены, с Республики Дагестан в лице министерства за счет казны Республики Дагестан в пользу общества взыскано 5 млн рублей задолженности и 48 тыс. рублей судебных расходов.
В целях принудительного исполнения указанного судебного акта выдан исполнительный лист серии ФС N 026124073 от 21.03.2019, предъявленный взыскателем в казначейства, которое приняло его к исполнению.
Посчитав, что действия казначейства по принятию и исполнению исполнительного документа нарушают права и законные интересы министерства экономики и противоречат требованиям бюджетного законодательства, министерство экономики обратилось в суд с заявлением.
Суд первой инстанции при разрешении спора правильно применил нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов (пункт 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 данного Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.
Главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации, представлявший в суде интересы субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обязан в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации, направить в финансовый орган субъекта Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде, а также представить информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" следует, что положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Минфин России также осуществляет исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета, а финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований исполняют судебные акты о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок соответственно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или за счет средств местного бюджета (статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что постановлением суда апелляционной инстанции от 06.03.2019 по делу N А15-3623/2018 с Республики Дагестан в лице министерства за счет казны Республики Дагестан в пользу общества взыскано 5 млн рублей задолженности и 48 тыс. рублей судебных расходов.
При этом, исполнительный документ поступил на исполнение в казначейство, которое приняло его к исполнению и направило в министерство экономики уведомление от 16.03.2021 N УПЛ-21-82203384-2 о поступлении исполнительного документа, которым предложено в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить информацию об источниках образования задолженности и кодах бюджетной классификации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года, а также платежный документ на перечисление в установленном порядке денежных средств в размере полного либо частичного исполнения требований исполнительного документа.
Надлежащим образом исследовав представленные в материалы дела документы, суд пришел к обоснованному выводу, что исполнение судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, осуществляется финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Ссылка казначейства на то, что при сложившихся обстоятельствах оно имело право применить положения статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации признается судебной коллегией несостоятельной, поскольку данной статьей регламентирован порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации. В рассматриваемой ситуации исполнительный лист предусматривал взыскание с Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Иные доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 31.05.2021 по делу N А15-1375/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
И.А. Цигельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-1375/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Ответчик: Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН, ООО ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "БЕТОН"