г. Краснодар |
|
14 марта 2022 г. |
Дело N А32-16826/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при участии в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (ИНН 2308111927, ОГРН 1092303701922) - Баранова В.В. и Михасика М.С. (доверенности от 29.12.2021), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Диас" (ИНН 2308237278, ОГРН 1162375041839) - Бурнаевой М.В. (доверенность от 18.02.2021), рассмотрев кассационную жалобу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А32-16826/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Краснодар Водоканал" (далее - водоканал) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Диас" (далее - общество) о взыскании 7 813 034 рублей 13 копеек задолженности за услуги по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими предельно-допустимые концентрации (далее - ПДК) загрязняющих веществ, и 167 136 рублей 47 копеек платы за негативное воздействие загрязняющих веществ на систему канализации по договору от 04.10.2017 N 01-17/505-2017 на транспортировку сточных вод.
Исковые требования мотивированы выявлением в результате проверки объектов водоотведения ответчика наличия в сбрасываемых сточных водах вредных веществ с превышением предельных уровней концентрации, что влечет обязанность внести плату за негативное воздействие на системы водоотведения и оплату услуг истца по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ.
Решением суда от 14.09.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2021, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебные акты мотивированы доказанностью превышения в спорный период в сбрасываемых ответчиком сточных водах допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель указывает, что в договоре транспортировки сточных вод сторонами не определен контрольный канализационный колодец, поэтому таковым должен являться последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения, однако доказательств того, что отбор проб произведен из последнего колодца, истцом не представлено. Акт от 23.10.2017 N 1021 технического осмотра водопроводно-канализационных устройств абонента, содержащий указание на наличие контрольных колодцев и описание их местоположения, не может подменять собой договор по транспортировке сточных вод; акт подписан Шишкиным А.П. в отсутствие полномочий на его подписание. Отбор проб произведен в отсутствие представителя ответчика, который не был надлежащим образом извещен о месте отбора проб, у ответчика отсутствуют собственные и арендованные объекты, от которых осуществляются стоки.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав названных представителей, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 19.07.2017 водоканал (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и общество (транзитная организация) заключили договор N 01-17/505-2017, по условиям которого транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязалась осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему отведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно-канализационного хозяйства - принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
09 ноября 2017 года истец произвел отбор проб (акт N 761). По результатам лабораторных испытаний, оформленных протоколом испытаний от 15.11.2017 N 761-03, в сточных водах обнаружено превышение ПДК вредных веществ.
На этом основании за период с 01.11.2017 по 30.11.2017 истец рассчитал плату за прием сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК, на основании сведений о суммарном потреблении воды по общедомовым приборам учета, установленным в многоквартирных домах, поименованных в приложении к договору и подключенных к сетям общества, за ноябрь 2017 года на сумму 3 435 426 рублей 59 копеек, и начислил плату за негативное воздействие на системы водоотведения в сумме 88 339 рублей 54 копейки.
За период с 01.12.2017 по 31.12.2017 истец выставил ответчику счет от 15.01.2018 N АБПТ505/01 на оплату услуг по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК, на основании расхода воды по приборам учета за декабрь 2017 года на сумму 4 377 607 рублей 54 копейки и начислил плату за негативное воздействие на системы водоотведения в сумме 78 796 рублей 93 копеек.
Направленная ответчику претензия от 11.01.2018 N И.09.КВК.КД.ИВР.-0002 оставлена последним без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из положений пункта 10 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), постановления Правительства от 29.07.2013 N 644, утвердившего Правила, регулирующие отношения по осуществлению холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - Правила N 644) (пункт 119), Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила N 167), постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановления Главы администрации Краснодарского края от 28.05.2002 N 579 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление N 579), оценив представленные в дело доказательства, сочли доказанным объем услуг по приему сточных вод с загрязнениями, превышающими ПДК загрязняющих веществ, и пришли к выводу, что обязанность по внесению платы за отведение сточных вод с нарушением установленных нормативов и за негативное воздействие таких сточных вод на работу централизованной системы водоотведения лежит на ответчике.
Данные выводы являются ошибочными, сделанными без учета следующего.
Частями 10 и 11 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в редакции, действующей в спорный период (ноябрь - декабрь 2017 года) закреплялось, что горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими в числе прочего требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем; порядок осуществления контроля за соблюдением абонентами нормативов по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод, а также порядок определения размера платы абонентов при несоблюдении указанных нормативов. В случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В развитие указанных положений закона Правила N 644 в пункте 113 закрепляли, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать в числе прочего следующему требованию: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5 к данным Правилам.
Пунктом 85 названных Правил предусматривалась необходимость осуществления контроля состава и свойств сточных вод в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525) и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод.
Согласно подпунктам "ж" и "и" пункта 35 Правил N 644 абонент обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с названными Правилами, и соблюдать нормативы водоотведения по составу сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.
Подпунктом "г" пункта 36 Правил N 644 определено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения был регламентирован разделом VII Правил N 644 (пункты 118 - 123 (5)).
Согласно пункту 118 названных Правил в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены данными Правилами.
Системный анализ приведенных норм права, равно как и содержание пункта 1 Правил N 525 приводит к выводу о том, что субъектом, обязанным компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, являются абоненты, в процессе деятельности которых образовались сточные воды, не соответствующие нормативным требованиям.
Данная правовая модель не зависит от того, оказывает ли гарантирующая организация услуги водоотведения посредством собственных централизованных сетей либо с привлечением транзитной организации (организации, осуществляющей эксплуатацию водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, оказывающей услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод.
Вместе с тем в рамках настоящего спора требования предъявлены ответчику как транзитной организации, осуществляющей транспортировку сточных вод, и в связи с несоответствием установленным нормативам стоков, образованных в связи с эксплуатацией многоквартирных домов (поскольку объемы стоков определены как равные объему водопотребления соответствующих домов).
Статьями 11 и 12 Закона N 416-ФЗ определен порядок взаимодействия организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и закреплены виды договоров, заключаемых в соответствующих целях. Пунктом 1 статьи 11 названного Закона к числу таких договоров отнесены договоры по водоподготовке, по приготовлению горячей воды, по транспортировке воды (горячей воды), по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, по обращению с осадком сточных вод и (или) иные договоры, необходимые для обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В рассматриваемом споре истец как гарантирующая организация заключил с ответчиком договор по транспортировке сточных вод (статья 17 Закона N 416-ФЗ), а не договор водоотведения (статья 14 Закона N 416-ФЗ), следовательно, ответчик не является абонентом истца в том смысле, в котором названный термин употребляется данным законом и Правилами N 644 в связи с возложением на абонента обязанности по внесению платы за нарушение требований к составу сточных вод и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
По смыслу приведенных норм права обязанность по внесению соответствующих видов плат гарантирующей организации в сфере водоотведения может быть возложена на транзитную организацию либо в случае, если последняя выступает одновременно и абонентом, то есть осуществляет деятельность, в результате которой образуются отводимые стоки, не являющиеся стоками иных абонентов гарантирующей организации, либо при наличии доказанной вины транзитной организации в допущении не соответствующих нормативным требованиям стоков.
Данная логика правового регулирования следует из пункта 39 типового договора по транспортировке сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645.
В силу названного пункта (в редакции, действовавшей в спорный период), при исчислении и взимании с транзитной организации платы за негативное воздействие на окружающую среду (сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади) и платы в пользу организации водопроводно-канализационного хозяйства за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения не учитываются объем и масса веществ и микроорганизмов, которые поступили в канализационные сети транзитной организации от абонентов и были учтены в составе платы этих абонентов за негативное воздействие на окружающую среду и негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (в случае проведения одновременного отбора проб сточных вод в отношении транзитной организации и абонента).
В настоящее время редакция данного пункта изменена с целью устранения неопределенности в правоприменении и содержит прямое указание на взимание соответствующей платы с транзитной организации как абонента за вычетом суммы платы всех абонентов, транспортировка сточных вод которых осуществляется с использованием канализационных сетей такой транзитной организации, что, однако, не свидетельствует о том, что ранее взимание такой платы допускалось с транзитной организации и в отсутствие у нее собственных стоков.
Кроме того, пункты 120 и 123 Правил N 644 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении размера платы за негативное воздействие на централизованные системы водоотведения исходя из объема сточных вод, сброшенных абонентом, прямо закрепляли, что в случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, принимаемая к расчету величина объема сточных вод такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.
Помимо изложенного законодательство не устанавливало механизма, посредством которого транзитная организация могла бы взыскать плату за ненормативные стоки абонентов, уплаченную ею гарантирующей организации, непосредственно с абонентов, виновных в допущенном нарушении.
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что в рамках настоящего дела ответчику не может быть вменена плата за несоответствие установленным нормативам стоков многоквартирных домов и негативное воздействие таких стоков на централизованную систему водоотведения. Поскольку истцом расчет произведен исключительно по объему водоотведения (равному объему водопотребления) многоквартирных домов, не доказано наличие собственного водопотребления и водоотведения транзитной организации, основания для удовлетворения иска отсутствовали.
Поскольку суды неправильно применили нормы права к установленным обстоятельствам, судебные акты подлежат отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2021 по делу N А32-16826/2018 отменить, в иске отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом споре истец как гарантирующая организация заключил с ответчиком договор по транспортировке сточных вод (статья 17 Закона N 416-ФЗ), а не договор водоотведения (статья 14 Закона N 416-ФЗ), следовательно, ответчик не является абонентом истца в том смысле, в котором названный термин употребляется данным законом и Правилами N 644 в связи с возложением на абонента обязанности по внесению платы за нарушение требований к составу сточных вод и за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения.
По смыслу приведенных норм права обязанность по внесению соответствующих видов плат гарантирующей организации в сфере водоотведения может быть возложена на транзитную организацию либо в случае, если последняя выступает одновременно и абонентом, то есть осуществляет деятельность, в результате которой образуются отводимые стоки, не являющиеся стоками иных абонентов гарантирующей организации, либо при наличии доказанной вины транзитной организации в допущении не соответствующих нормативным требованиям стоков.
Данная логика правового регулирования следует из пункта 39 типового договора по транспортировке сточных вод, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 марта 2022 г. N Ф08-606/22 по делу N А32-16826/2018