г. Краснодар |
|
03 апреля 2022 г. |
Дело N А32-21348/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Герасименко А.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Жива" (ИНН 6154145085, ОГРН 1166196091137) - Негодаевой О.А. (доверенность от 26.04.2021), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Евсеевой Т.А. (доверенность от 23.11.2021) и Лемешко Ю.С. (доверенность от 09.12.2021), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по делу N А32-21348/2021, установил следующее.
ООО "Жива" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Новороссийской таможни (далее - таможня) от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 с доначисленной к уплате суммой в размере 49 540 028 рублей 11 копеек; решения от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/020321/0026841/01 с доначисленной к уплате суммой в размере 33 346 158 рублей 12 копеек.
Решением суда от 16.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2021, требования общества удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием у таможни правовых оснований для корректировки заявленных обществом в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 и 10317120/020321/0026841/01 сведений и доначисления обществу дополнительных таможенных платежей.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась таможня с кассационной жалобой, просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований. Податель кассационной жалобы полагает, что суды неправильно применили нормы права, выводы судов не основаны на обстоятельствах дела. Суды не оценили доводы таможни о том, что в силу действующего законодательства при таможенном декларировании товаров лицензии, подтверждающие сведения о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в ДТ, должны быть получены декларантом на момент подачи первой временной таможенной декларации (далее - ВТД). Выдача тарифной квоты на определенный объем товара не предполагает автоматическую реализацию права на вывоз товара с оплатой пониженной ставки таможенной пошлины, для применения которой необходимы два условия в совокупности: наличие тарифной квоты и разовой лицензии, полученных до подачи ВТД. Законодатель связывает возможность использования лицензии со сроками ее действия; любой документ, действие которого ограничено временным периодом, действует только в пределах установленных им сроков. Выданная на экспорт товара лицензия со сроком действия, не относящимся к дате фактического вывоза товара, не может иметь юридическую силу в отношении периода времени, на который ее действие не распространяется. Суды сослались на статью 214 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), которая утратила силу с 04.09.2018. Позиция таможни в отношении применения ставок вывозных таможенных пошлин при представлении тарифных квот на основании лицензий, выданных компетентным органом, согласуется с позицией Минфина России. На момент фактического вывоза товара по ВТД N 10317120/140221/018007 (16.02.2021) у общества отсутствовала лицензия N 005RU21002001349, которая выдана Министерством промышленности и торговли Российской Федерации после вывоза товар.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
До рассмотрения кассационной жалобы представители таможни заявили устное ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу, обосновав его тем, что в настоящее время в ФТС России решается вопрос об обращении в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на судебные акты по аналогичному делу, ранее рассмотренному в Арбитражном суде Северо-Кавказского округа.
Представитель общества против ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу возражает.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает ходатайство таможни о приостановлении производства по настоящему делу подлежащим отклонению как заявленное без учета статей 143 и 144 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, во исполнение внешнеторгового контракта от 01.07.2020 N AZ-2020-0701, заключенного с компанией "AMARANTHA LP" (Соединенное Королевство), с 14.02.2021 по 19.02.2021 общество осуществило экспортную поставку двух партий пшеницы (код ТНВЭД 1001 99 000 0), первоначально задекларированных по ВДТ N 10317120/140221/0018007 и 10323010/100221/0021441.
После фактического вывоза товара общество подало полные декларации на товары N 10317120/190221/0020191 (5 844 950 кг) и 10317120/020321/0026841 (4 879 210 кг).
При осуществлении экспортной поставки общество произвело расчет таможенной пошлины с учетом льготы, предоставленной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2020 N 2097 (далее - постановление N 2097), исходя из ставки 25 Евро за 1 тыс. кг.
В рамках процедуры, предусмотренной Правилами распределения между участниками внешнеторговой деятельности тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина, ржи, ячменя и кукурузы, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами ЕАЭС, в соответствии с таможенной процедурой экспорта, утвержденными постановлением N 2097, приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60 "О распределении объема тарифной квоты в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ржи (код 1002 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) участникам внешнеторговой деятельности" (далее - приказ N 60) обществу распределена тарифная квота на период с 15.02.2021 до 30.06.2021 (включительно) в объеме 27 346 547 кг (строка 146 приложения к приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 05.02.2021 N 60).
Общество обратилось в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с заявлениями N 0150266 и 0150270 о выдаче разовых экспортных лицензий в пределах объемов предоставленной тарифной квоты. Платежными поручениями от 15.02.2021 N 302 и 304 общество уплатило государственную пошлину за предоставление лицензий в размере 7 500 рублей по каждому платежному поручению.
Рассмотрев заявления общества, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выдало разовые лицензии на экспортную поставку пшеницы и меслин, прочих несеменных (российская пшеница продовольственная, насыпью, урожай 2020 года) от 19.02.2021 N 005RU21002001349 с периодом действия с 19.02.2021 по 29.06.2021 (6 050 000 кг) и от 25.02.2021 N 005RU21002001857 с периодом действия с 25.02.2021 по 29.06.2021 (5 500 000 кг).
Таможня провела проверку документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств, по результатам которой составила акт от 30.03.2021 N 10317000/212/300321/А0066 о необходимости внесения изменений в ДТ N 10317120/190221/0020191 и 10317120/020321/0026841 в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии таможенного союза и Коллегии евразийской экономической комиссии" (далее - решение N 289), приказом ФТС России от 03.07.2014 N 1286 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров" (приказ N 1286); по результатам внесения изменений и формирования корректировки декларации на товары приняты меры по доначислению и довзысканию таможенных платежей в соответствии со статьями 55, 68 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Исследовав представленные обществом ДТ N 10317120/190221/0020191 и 10317120/020321/0026841, ВДТ N 10317120/140221/0018007 и 10323010/100221/0021441, экспортные лицензии от 19.02.2021 N 005RU21002001349, от 25.02.2021 N 005RU21002001857, грузовые манифесты от 15.02.2021 и 17.02.2021, таможня сделала вывод о том, что общество неверно произвело расчет таможенной пошлины, подлежащей уплате с учетом условий экспортной поставки - исходя из ставки 25 Евро за 1 тонну, поскольку экспортная поставка товара осуществлена ранее получения экспортером разовых лицензий, а размер таможенной пошлины подлежит расчету в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 - исходя из ставки вывозной таможенной пошлины в размере 50%, но не менее 100 Евро за 1 тыс. кг.
15 апреля 2021 года таможня приняла решение о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 с доначисленной к уплате суммой в размере 49 540 028 рублей 11 копеек, и решение о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/020321/0026841/01 с доначисленной к уплате суммой в размере 33 346 158 рублей 12 копеек.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество оспорило решения таможни в арбитражном суде.
На основании совокупной оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, правильного применения норм права к установленным по делу обстоятельствам суды приняли законные и обоснованные судебные акты, которые не подлежат отмене или изменению.
Как предусмотрено частью 1 статьи 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, при периодическом таможенном декларировании декларация на товары подается в отношении всех товаров, которые будут перемещаться через таможенную границу Союза двумя или более партиями в течение периода поставки, в счет исполнения обязательств по одной сделке, а при отсутствии сделки - по одному документу, подтверждающему право владения, пользования или распоряжения товарами, или по одному документу об условиях переработки товаров при таможенном декларировании продуктов переработки.
Частью 5 статьи 102 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) установлено, что при временном периодическом таможенном декларировании вывозимых товаров Союза запреты и ограничения применяются на день регистрации таможенным органом временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Согласно части 21 статьи 102 Закона N 289-ФЗ ставки вывозных таможенных пошлин при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) применяются на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации. Днем фактического вывоза товаров считается дата проставления таможенным органом, расположенным в месте убытия товаров с таможенной территории Союза и (или) Российской Федерации, технологических отметок на транспортных (перевозочных) либо иных документах, разрешающих убытие товаров.
Как установлено пунктом 3 статьи 6 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, если законодательством государств - членов Союза о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса в качестве особенностей таможенного декларирования предусмотрена подача двух и более деклараций на товары, то в отношении товаров, таможенное декларирование которых осуществляется с такими особенностями, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, меры защиты внутреннего рынка, законодательные акты государств-членов в сфере налогообложения применяются на день регистрации первой декларации на товары.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что при таможенном декларировании товаров лицензии, подтверждающие сведения о соблюдении запретов и ограничений, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи первой временной периодической таможенной декларации.
Согласно статье 102 Закона N 289-ФЗ для случаев вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (часть 1 Закона N 289-ФЗ) и в этом случае применяются ставки вывозных таможенных пошлин, действующие на день регистрации таможенным органом указанной декларации (часть 11 Закона N 289-ФЗ); впоследствии при подаче полной декларации на товары осуществляется корректировка сумм вывозных таможенных пошлин, исходя из ставок, применяемых на день фактического вывоза товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза и (или) Российской Федерации (статьи 21, 26 и 27 Закона N 289-ФЗ).
Указанные нормы подлежат применению во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", предусматривающими в качестве условия для применения пониженных ставок вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных товаров, на которые установлена тарифная квота, наличие у декларанта лицензии, выданной компетентным органом.
Согласно пункту 4 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
К таким сведениям, подлежащим указанию в декларации на товары подлежат предусмотренные пунктом 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза сведения, в том числе: о заявляемой таможенной процедуре; о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров; о товарах - производителе и таможенной стоимости товаров (величине, методе определения таможенной стоимости); об исчислении таможенных платежей; о сделке с товарами и ее условиях; о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в частности: документы, подтверждающие совершение сделки с товарами, а в случае отсутствия такой сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы о происхождении товаров; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (пункт 1 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Как установлено пунктом 3 статьи 108 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств - членов ЕАЭС о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 Кодекса или определенных статьями 114 - 117 Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Согласно подпунктам 4, 9 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в декларации на товары подлежат указанию следующие сведения о товарах: цена, таможенная стоимость, статистическая стоимость, а также о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 Кодекса.
В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством государств - членов ЕАЭС могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе, если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования (статья 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В силу части 1 статьи 102 Закона N 289-ФЗ при вывозе с таможенной территории Союза товаров Союза, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения об их количестве и (или) таможенной стоимости, допускается временное периодическое таможенное декларирование путем подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Во временной декларации на товары (временной таможенной декларации) допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой в соответствии с планируемым к перемещению через таможенную границу Союза количеством товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары (временной таможенной декларации) (часть 10 статьи 102 Закона N 289-ФЗ).
После фактического вывоза товаров с таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации декларант обязан подать одну или несколько полных деклараций на товары (полных таможенных деклараций), вывезенные за пределы таможенной территории Союза и (или) из Российской Федерации (часть 15 статьи 102 Закона N 289-ФЗ).
В силу части 2 статьи 25 Закона N 289-ФЗ вывозные таможенные пошлины подлежат уплате при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) - одновременно с подачей полной декларации на товары (полной таможенной декларации) в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного количества товаров и (или) таможенной стоимости фактически вывезенных товаров, с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Суды установили, что на основании контракта от 01.07.2020 N AZ-2020-0701, заключенного с компанией "AMARANTHA LP" (Соединенное Королевство), с 14.02.2021 по 19.02.2021 общество экспортировало две партии пшеницы: по ВДТ от 14.02.2021 N 10317120/140221/0018007 и ВТД от 10.02.2021 N 10323010/100221/0021441, что не противоречит положениям статьи 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьи 102 Закона N 289-ФЗ.
В материалы дела общество представило полные таможенные декларации от 19.02.2021 N 10317120/190221/0020191 на товар весом 5 844 950 кг и от 02.03.2021 N 10317120/020321/0026841 на товар весом 4 879 210 кг, а также доказательства исполнения своих обязательств погрузкой товара на теплоходы "Леонид Заякин" и "Соликамск". Место убытия и оформления груза: теплоход "Соликамск" - т/п Морской порт Азов Ростовской таможни ФТС России, теплоход "Леонид Заякин" - т/п Морской порт Таганрог Ростовской таможни ФТС России, таможенное оформление осуществлялось через таможенных представителей.
Поддержав позицию общества, суды исходили из того, что приказом N 60 обществу предоставлена квота, и сделали вывод о том, что сам факт предоставления указанной коты является достаточным основанием для применения льготы по оплате таможенной пошлины. При этом установленная приказом N 60 тарифная квота введена с 15 февраля по 30 июня 2021 года включительно. Погрузка и оформление полных таможенных деклараций состоялись 19.02.2021 и 02.03.2021. Вывоз товара осуществлен с учетом предоставленных квот.
Доказательства обратного таможня не представила.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали незаконными решения таможни от 15.04.2021 о внесении изменений, дополнений в сведения, указанные в КДТ N 10317120/190221/0020191/03 и КДТ N 10317120/020321/0026841/01, и обоснованно удовлетворили заявление общества.
Ошибочное указание судов на утратившие силу нормы Закона N 311-ФЗ не привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора с учетом того, что Законом N 289-ФЗ предусмотрено аналогичное регулирование исследованных в рамках настоящего дела правоотношений.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, выводы судов не опровергают и в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы таможни отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2021 по делу N А32-21348/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 25 Закона N 289-ФЗ вывозные таможенные пошлины подлежат уплате при подаче полной декларации на товары (полной таможенной декларации) - одновременно с подачей полной декларации на товары (полной таможенной декларации) в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного количества товаров и (или) таможенной стоимости фактически вывезенных товаров, с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары (временной таможенной декларации).
Суды установили, что на основании контракта от 01.07.2020 N AZ-2020-0701, заключенного с компанией "AMARANTHA LP" (Соединенное Королевство), с 14.02.2021 по 19.02.2021 общество экспортировало две партии пшеницы: по ВДТ от 14.02.2021 N 10317120/140221/0018007 и ВТД от 10.02.2021 N 10323010/100221/0021441, что не противоречит положениям статьи 116 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и статьи 102 Закона N 289-ФЗ.
...
Ошибочное указание судов на утратившие силу нормы Закона N 311-ФЗ не привело к принятию неправильных судебных актов по существу спора с учетом того, что Законом N 289-ФЗ предусмотрено аналогичное регулирование исследованных в рамках настоящего дела правоотношений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 апреля 2022 г. N Ф08-14245/21 по делу N А32-21348/2021
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-14245/2021
03.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16224/2021
22.07.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11065/2021
16.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-21348/2021