г. Краснодар |
|
28 апреля 2022 г. |
Дело N А32-54461/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Герасименко А.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" (ИНН 2320242443, ОГРН 1162366057160) - Карлышева В.Г. (доверенность от 27.12.2021), Барковой Н.Ю. (доверенность от 27.12.2021), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Сопиной Д.Р. (доверенность от 27.12.2021), в отсутствие в судебном заседании третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации муниципального образования города Сочи (ИНН 2320037148, ОГРН 1022302934367), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при рассмотрении кассационной жалобы муниципального унитарного предприятия города Сочи "Водоканал" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А32-54461/2020, установил следующее.
Муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Водоканал" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство), содержащем уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования:
- признать недействительным отказ в предоставлении водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование исх. от 12.11.2020 N 202-05.1-07-30420/20 (от 24.11.2020 вх. N 22896), полученный приложением к сопроводительному письму министерства, а действия министерства - незаконными;
- обязать министерство предоставить предприятию на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование водный объект или часть р. Буу, с целью сброса сточных вод.
Определением от 14.04.2021 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края (далее - администрация).
Решением суда от 27.05.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.11.2021, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что место водопользования (река Буу), предполагаемое к использованию для сброса сточных вод, расположено в черте муниципального образования город-курорт Сочи, в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курорта Сочи, установленной приказом Минздрава РСФСР от 21.10.1969 N 297 "Об утверждении границ округа и зон горно-санитарной охраны Черноморского Побережья Краснодарского края от Анапы до Сочи" (далее - приказ N 297), следовательно, использование водного объекта в заявленных целях запрещено в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В кассационной жалобе предприятие просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Податель жалобы указал, что суд апелляционной инстанции необоснованно отказал в приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, что привело к принятию неправильного судебного акта. Суды не применили к спорным правоотношения постановление Совмина СССР от 30.03.1948 N 985, в котором указаны географические координаты зон санитарной охраны. В материалах дела отсутствует топографическая основа с нанесенными на нее границами санитарной зоны. Суд апелляционной инстанции неправильно применил к спорной ситуации приказ N 297, не соотнес границы земельного участка, с границей зоны округа санитарной охраны города-курорта Сочи. Точное местоположение границы зоны округа горно-санитарной охраны курорта и территории до настоящего времени не установлены; обеспечить корректное отнесение той или иной территории к зоне санитарной (горно-санитарной) охраны не представляется возможным, в том числе ввиду отсутствия в документах четко обозначенных координат поворотных точек. Кроме того, поскольку паспорт сооружений для очистки и обезвреживания сточных вод Совхоза "Черноморец" на строительство объекта "компактная установка биологической очистки сточных вод" выдан до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (01.01.2007), то на спорный объект распространяются нормы статьи 6.4 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации", позволяющие сброс сточных вод, в том числе дренажных, соответствующих санитарным правилам и нормам, в водные объекты, расположенные в границах второго и третьего поясов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Выданный министерством отказ в предоставлении водного объекта в пользование фактически приводит к невозможности предприятием осуществлять возложенные функции по решению социальных задач в области водоотведения и водоснабжения.
В отзыве на кассационную жалобу министерство считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представители предприятия поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель министерства в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации от 11.12.2019 N 2012 за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплены очистные сооружения, расположенные в п. Вардане Лазаревского района - ОСК "Черноморец".
Предприятие 19.10.2020 направило в министерство заявление N 07.11/8079 о предоставлении в пользование реки Буу или ее части для сброса сточных вод.
Министерство запросило информацию о спорном водном объекте у Департамента по архитектуре и градостроительства Краснодарского края и администрации. Департамент по архитектуре и градостроительства Краснодарского края письмом от 05.11.2020 N 71-03-02-9385/20 сообщил о нахождении предполагаемого к использованию для сброса сточных вод места водопользования в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курортов, утвержденной приказом N 297.
Администрация письмом от 18.12.2020 N 10261/07.02-12 сообщила, что указанное предприятием место водопользования, планируемое для сброса сточных вод, расположено в границах второй зоны горно-санитарной охраны курорта.
Решением министерства от 12.11.2020 N 202-05.1-07-30420/20 предприятию отказано в предоставлении в пользование спорного водного объекта (части водного объекта) по мотиву запрета (ограничения) использования водного объекта в заявленных целях законодательством Российской Федерации.
Полагая, что предусмотренные законом основания для отказа в представлении в пользование водного объекта у министерства отсутствовали, предприятие обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Механизм санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов определен в главе 5 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закона N 26-ФЗ), в силу которой охрана указанных территорий осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны (пункт 1 статьи 16 Закон N 26-ФЗ).
В силу статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, как и зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, в пределах которых устанавливается определенный правовой режим.
Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (пункт 2 части 3 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Водный кодекс)).
Согласно пункта 2 статьи 16 Закона N 26-ФЗ границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения, - исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Суды учли, что Сочинский курортный регион является курортом федерального значения. При этом курорты и рекреационные зоны в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов г. Анапы, г. Геленджика и г. Сочи признаны особо охраняемыми природными территориями, имеющими федеральное значение.
Судебные инстанции, руководствуясь положениями Водного кодекса, Земельного кодекса Российской Федерации, Закона N 26-ФЗ, Федерального закона от 28.12.2013 N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым признан утратившим силу раздел VIII "Лечебно-оздоровительные местности и курорты" Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 (далее - Правила N 844), пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суды указали, что во исполнение пункта 20 Правил N 844 министерство 21.10.2020 направило Департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края письмо N 202-05.1-07-28418/20 о согласовании условий использования водного объекта. Из сообщений Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края усматривается, что планируемое предприятием место сброса сточных вод расположено в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курортов, утвержденной приказом N 297.
Суды исходили из того, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны Сочинского курортного региона в настоящее время не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, в связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежат постановление Совета Министров СССР от 30.03.1948 N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов южного берега Крыма" (далее - постановление N 985) и приказ N 297.
Не возражая против применения к рассматриваемым отношениям постановления N 985 и приказа N 297, предприятие обратило внимание на отсутствие в указанных документах четко обозначенных координат поворотных точек; администрацией 22.04.2021 с ООО "Фирма по разведке, охране и технологии использования природных лечебных ресурсов "Геоминвод" заключен договор на разработку проекта округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Сочи (корректировка округа горно-санитарной охраны, утвержденного приказом N 297), что, по мнению предприятия, свидетельствует об отсутствии сформированных и установленных в надлежащем порядке округов горно-санитарной охраны на территории города-курорта Сочи.
Обоснованно отклоняя данный довод, суды тем не менее не исследовали вопрос соотнесения планируемого предприятием (испрашиваемого предприятием) места сброса сточных вод, с границей зоны округа санитарной охраны города-курорта Сочи, определяемой применительно к критериям, определенным постановлением N 985 и приказом N 297.
Суды не дали оценки доводу предприятия о том, что согласно разделу "А. Границы округа санитарной охраны курорта Сочи-Мацеста" (приложение N 3 к постановлению N 985) самая крайняя западная точка границы зоны охраны курорта Сочи-Мацеста определена устьем р. Лоо, далее по водоразделу между р. Лоо и Уч-Дере, которая находится на расстоянии 4 км 700 м от курорта Сочи-Мацеста. Объект водоотведения, испрашиваемый предприятием, расположен по адресу: г. Сочи, пос. Вардане, на удалении 1 км от устья р. Буу, т. е. западнее самой западной точки границы зоны охраны курорта Сочи-Мацеста, определенной в постановлении N 985, т. е. за ее пределами.
Не соотнесено планируемое предприятием (испрашиваемое предприятием) место сброса сточных вод с границей зоны округа санитарной охраны города-курорта Сочи, определяемой применительно к критериям, определенным приказом N 297, оставлены без внимания доводы предприятия в этой части.
Следовательно, являются преждевременными выводы судов о том, что планируемое предприятием место сброса сточных вод расположено в границах второй зоны округа горно-санитарной охраны курортов, утвержденной приказом N 297.
Поскольку обстоятельства, входившие в предмет доказывания по рассматриваемому делу и необходимые для правильного разрешения заявления предприятия, суды не установили, решение и постановление следует отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить отмеченные недостатки, установить и исследовать существенные для правильного разрешения заявленных требований обстоятельства с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, после чего разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.05.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2021 по делу N А32-54461/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды исходили из того, что границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны Сочинского курортного региона в настоящее время не утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, в связи с чем в рассматриваемом случае применению подлежат постановление Совета Министров СССР от 30.03.1948 N 985 "Об установлении границ округов и зон санитарной охраны и о мероприятиях по улучшению санитарного состояния курортов Евпатория, Саки, Сочи-Мацеста и курортов южного берега Крыма" (далее - постановление N 985) и приказ N 297.
...
Суды не дали оценки доводу предприятия о том, что согласно разделу "А. Границы округа санитарной охраны курорта Сочи-Мацеста" (приложение N 3 к постановлению N 985) самая крайняя западная точка границы зоны охраны курорта Сочи-Мацеста определена устьем р. Лоо, далее по водоразделу между р. Лоо и Уч-Дере, которая находится на расстоянии 4 км 700 м от курорта Сочи-Мацеста. Объект водоотведения, испрашиваемый предприятием, расположен по адресу: г. Сочи, пос. Вардане, на удалении 1 км от устья р. Буу, т. е. западнее самой западной точки границы зоны охраны курорта Сочи-Мацеста, определенной в постановлении N 985, т. е. за ее пределами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2022 г. N Ф08-1160/22 по делу N А32-54461/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3253/2023
29.01.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22594/2022
07.11.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-54461/20
28.04.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1160/2022
29.11.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13008/2021
27.05.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-54461/20