г. Краснодар |
|
05 мая 2022 г. |
Дело N А32-4706/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Гиданкиной А.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Калякина Р.В. (доверенность от 14.12.2021), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН1042304949752) - Хавириди А.В. (доверенность от 25.03.2022), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу N А32-4706/2020, установил следующее.
Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Южного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1.
Решением суда от 24.10.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 21.02.2022, в удовлетворении заявления отказано. Суды сделали вывод о том, что оспариваемое предписание исполнимо, законно, обоснованно и не нарушает права и законные интересы министерства.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли то обстоятельство, что министерство достигло согласованных с Федеральным агентством водных ресурсов значений целевых прогнозных показателей по осуществлению полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана Краснодарскому краю, и выполняет возложенные на него обязанности. Выводы судов о том, что пункт 1 оспариваемого предписания не нарушает законные интересы министерства, поскольку по результатам проведенной с 13.08.2021 по 26.08.2021 проверки этот пункт снят с контроля, не обоснован. Суды не оценили довод министерства об отсутствии сформированной позиции уполномоченных федеральных органов власти по вопросу финансирования и порядка проведения мероприятий по поддержанию специальных информационных знаков в надлежащем состоянии. Суды не учли недостаточное финансирование переданных Российской Федерацией полномочий в области водных отношений и порядка проведения мероприятий по поддержанию специальных информационных знаков в надлежащем состоянии. Требования управления исходят из недостаточности Перечня мероприятий, согласованных Федеральным агентством водных ресурсов, однако реализация мероприятий, не согласованных с главным распорядителем средств федерального бюджета (Федеральным агентством водных ресурсов), противоречит порядку согласования водохозяйственных мероприятий, а реализация переданных полномочий в области водных отношений за счет средств краевого бюджета повлечет их нецелевое расходование.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с предписанием Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу об устранении нарушений законодательства по исполнению переданных полномочий Российской Федерации от 21.12.2018 N 02/2018/03 министерству необходимо осуществлять мероприятия по поддержанию в надлежащем состоянии установленных специальных информационных знаков относительно водоохранных зон и прибрежных защитных полос; в соответствии с предписанием от 21.12.2018 N 02-2018/04 министерству необходимо обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
На основании приказа от 29.09.2019 N 01.04/726 с 07.10.2019 по 01.11.2019 управление провело внеплановую документарную проверку министерства на предмет исполнения ранее выданных предписаний от 21.12.2018 N 02/2018/03, 02/2018/04, 02/2018-06, в ходе которой установило, что по не зависящим от министерства обстоятельствам в срок до 01.10.2019 министерство не исполнило предписания от 21.12.2018 N 02/2018/03, 02/2018/04; предписание от 21.12.2018 N 02/2018-06 выполнено министерством.
По результатам контрольных мероприятий министерству выдано предписание от 01.11.2019 N 05-02-96-Н-1, в соответствии с которым министерство обязано устранить выявленные нарушения, а именно: 1) в срок до 02.06.2020 осуществлять мероприятия по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии; 2) в срок до 01.09.2020 обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
В соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации министерство оспорило предписание управления от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1 в арбитражном суде.
Суды мотивированно отказали министерству в удовлетворении заявления, руководствуясь положениями части 1 статьи 7.1, частей 1 и 2 статьи 8, пункта 2 части 1, части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2010 N 425 Методическими указаниями по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных Российской Федерацией полномочий по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (далее - Методические указания).
Как предусмотрено пунктом 16 Методических указаний, местоположение специальных информационных знаков определяется с учетом Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17, специальные информационные знаки размещаются на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Примерным перечнем мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.03.2008 N 61 (далее - Перечень), определено, что осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, предусматривает работы, в том числе по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками.
Суды установили, что в целях реализации указанного мероприятия министерство заключило с ООО "Позитив" государственный контракт в отношении объекта "Закрепление на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос специальными информационными знаками", срок выполнения работ - 01.12.2017.
Суды указали, что в рамках выполнения мероприятий по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закреплению их на местности специальными информационными знаками изготовлено и установлено 802 информационных знака на 12 водных объектах Краснодарского края (водоохранная зона рек Кудепста, Хоста, Мацеста, Сочи, Западный Дагомыс, Восточный Дагомыс, Шахе, Псезуапсе и Аше на территории муниципального образования город-курорт Сочи; водоохранная зона рек Шепси, Туапсе и Пшенахо на территории муниципального образования Туапсинский район). Установка знаков обеспечивает закрепление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос общей протяженностью 165,46 км. Министерство производит осмотр специальных информационных знаков, по результатам которого составляются справки об их состоянии.
Вместе с тем, суды установили, что в ходе обследования на участке реки Челбас от ст. Украинской Павловского района Краснодарского края до х. Ленина Ленинградского района Краснодарского края выявлено 29 специальных информационных знаков, на которых нанесенная на листовую сталь самоклеящаяся светоотражающая пленка под воздействием климатических факторов утратила информационные функции о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности.
Суды учли, что в рамках исполнения ранее выданного предписания от 21.12.2018 N 02/2018-03 (подлежало исполнению в срок до 01.10.2019) претензия о необходимости приведения знаков в соответствии с условиями государственного контракта в адрес ООО "Позитив" направлена лишь 16.08.2019, то есть по истечении длительного времени (около восьми месяцев) после выдачи предписания. Письмом от 19.09.2019 N 243 ООО "Позитив" сообщило об устранении недостатков в срок до 30.11.2019.
По результатам контроля за деятельностью министерства в указанной части и в связи с затягиванием ООО "Позитив" сроков выполнения гарантийных обязательств, управление вынесло предписание от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1, которым возложило на министерство обязанность в срок до 02.06.2020 осуществить мероприятия по поддержанию установленных специальных информационных знаков в надлежащем состоянии.
Суды признали законными данные требования управления, отклонив при этом доводы министерства об отсутствии сформированной позиции уполномоченных федеральных органов власти по вопросу финансирования и порядка проведения мероприятий по поддержанию специальных информационных знаков в надлежащем состоянии, отметив, что данное обстоятельство не является основанием для признания недействительным пункта 1 оспариваемого предписания.
Суд апелляционной инстанции отметил, что в данном случае специальные информационные знаки установлены на основании государственного контракта с ООО "Позитив", имеющего гарантийные обязательства перед министерством, в связи с чем в целях реализации возложенных на министерство функций, а также приведения в соответствующее состояние знаков, дополнительное финансирование не требовалось. Инструкции относительно порядка предъявления претензий к подрядчику при выявленных в гарантийный период недостатках выполненных работ со стороны федеральных органов власти не требуются.
Суды правильно указали, что у министерства отсутствовали препятствия для исполнения оспариваемого предписания в установленные сроки.
При этом суды учли, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.07.2020 по делу N А32-4554/20 удовлетворены требования министерства об обязании ООО "Позитив" исполнить гарантийные обязательства по государственному контракту и безвозмездно заменить 29 информационных знаков с поврежденными информационными щитами.
С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды критически оценили доводы министерства о том, что постановлением Ленинского районного суда г. Краснодара от 16.01.2020 по делу N А5-15/2020 в отношении начальника управления водных ресурсов министерства прекращено производство по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение в срок до 01.10.2019 предписания от 21.12.2018 N 02/2018-03, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, отметив, что данное обстоятельство не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о законности предписания от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1 в части пункта 1.
При постановке выводов о законности пункта 2 предписания от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1 суды обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19.10.2019 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" министерство осуществляет меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Краснодарского края.
Предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" относятся к мероприятиям по охране водных объектов.
Пунктом 2 оспариваемого предписания на министерство возложена обязанность обеспечить исполнение полномочий в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы, в срок до 01.09.2020.
Суды указали, что при выдаче предписания от 21.12.2018 N 02-2018/04 в ходе проверки управление установило, что с 2016 по 2018 годы министерство реализовало лишь одно мероприятие в рамках осуществления мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъекта Российской Федерации в части предотвращения истощений водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения ("Расчистка устьевой части реки Гастогай (Гастогайка) в Краснодарском крае" протяженностью 6 км), что не является должной организацией соответствующей работы министерства в данном направлении.
Суды отметили, что в рамках государственного контракта от 09.11.2018 N 42 разработана проектная документация мероприятия "Расчистка Бочарова ручья в г. Сочи", стоимость контракта составила 497 886 рублей. На момент проверки на электронной площадке РТС-тендер размещено извещение N 0818500000819000214 о проведении открытого конкурса в электронной форме закупки "Расчистка Бочарова ручья в г. Сочи"; рассмотрение вторых частей заявок назначено на 30.09.2019, начальная (максимальная) цена контракта составила 10 576 800 рублей.
При этом из Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в управление поступают многочисленные обращения по вопросам расчистки водных объектов, что свидетельствует о наличии оснований для принятия министерством дополнительных мер в указанной части.
Суды указали, что доводы министерства о незаконности пункта 2 оспариваемого предписания фактически сводятся к недостаточному объему субвенций из федерального бюджета, в связи с чем объем мероприятий, выполняемых министерством в рамках осуществления переданных полномочий в области охраны водных объектов, пропорционален объему субвенций, предоставляемых на указанные цели.
В целях увеличения бюджетных ассигнований из федерального бюджета (субвенций), предоставляемых Краснодарскому краю на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, письмом от 19.02.2019 N 01-02-131/19 администрация Краснодарского края обратилась к председателю Правительства Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность внесения изменений в Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета.
Однако данное предложение отклонено письмом от 04.04.2019 N 03-14-29/7847 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которому Аппаратом Правительства Российской Федерации поручено рассмотрение обращения администрации Краснодарского края (письмо от 12.03.2019 N П9-13357).
Суды также отметили, что при проведении управлением проверки по вопросу исполнения министерством оспариваемого предписания установлено неисполнение пункта 2 предписания и в части предотвращения истощения водных объектов, ликвидации загрязнения и засорения, включая проектные работы.
Доказательства обратного в материалы дела не представлены.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что пункт 2 предписания от 01.11.2019 N 05-002-96-Н-1 является законным и его исполнимость зависит исключительно от установления министерством порядка исполнения возложенных на него функций.
Доводы министерства о неисполнимости оспариваемого предписания направлены не на защиту нарушенного права, а на уклонение от исполнения возложенных обязанностей в рамках выделенных бюджетных средств.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали министерству в удовлетворении заявления.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2022 по делу N А32-4706/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 16.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суды критически оценили доводы министерства о том, что постановлением Ленинского районного суда г. Краснодара от 16.01.2020 по делу N А5-15/2020 в отношении начальника управления водных ресурсов министерства прекращено производство по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение в срок до 01.10.2019 предписания от 21.12.2018 N 02/2018-03, ввиду отсутствия состава административного правонарушения, отметив, что данное обстоятельство не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания.
...
Предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, извлечение объектов механического засорения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 79 "Об утверждении Правил охраны поверхностных водных объектов" относятся к мероприятиям по охране водных объектов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 мая 2022 г. N Ф08-3258/22 по делу N А32-4706/2020
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3258/2022
21.02.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22656/2021
24.10.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-4706/20
02.06.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4965/2021
02.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1554/2021