• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2022 г. N Ф08-3132/22 по делу N А15-4136/2020

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Суды также указали, что ни в одном из составленных министерством и прокурором в ходе проверки и производства по делу об административном правонарушении документов, в том числе в постановлении прокурора от 03.08.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении, представлении прокурора от 03.08.2020 N 02-04/01-20, составленном по результатам проверки (через месяц после подготовки Технического отчета), а также в приказе N 185 не отражены результаты отчета по маркшейдерской проверке, не указаны приведенные маркшейдером нарушения в части безопасного ведения работ, нет ссылки на Технический отчет маркшейдера.

При таких обстоятельствах суды мотивированно не приняли подготовленный ООО "Геомарксервис" Технический отчет о маркшейдерской проверке в качестве надлежащего и допустимого доказательства допущенных предпринимателем нарушений при разработке карьера, повлекших непосредственную угрозу жизни и здоровью работников при добыче строительного песка.

Иные доказательства наступления в результате допущенных предпринимателем нарушений последствий в виде угрозы жизни и здоровью людей в результате осуществления предпринимателем лицензируемой деятельности в материалы дела не представлены.

Данные обстоятельства суды оценили как необходимые и достаточные для вывода об отсутствии предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах оснований для досрочного прекращения у предпринимателя права пользования недрами.

Кроме того, суды отметили, что представление от 03.08.2020 N 02-04/01-20 предполагает прекращение права пользования недрами в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 21 Закона о недрах по основанию, указанному в пункте 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.

Однако в нарушение установленного Законом о недрах порядка министерство, не направив предпринимателю уведомления об устранении допущенных им нарушений, досрочно прекратило право пользования недрами приказом N 185 при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона о недрах.

Суды учли содержащиеся в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2011 N 1862-О-О и от 09.03.2017 N 565-О разъяснения и указали, что в данном случае досрочное прекращение права пользования недрами на основании приказа N 185 лишило предпринимателя возможности в предусмотренный законом срок принять меры по устранению выявленных нарушений, в то время как в представлении от 03.08.2020 N 02-04/01-20 прокурор предлагал, в первую очередь, принять меры по устранению нарушений, причин и условий, способствующих их совершению."