г. Краснодар |
|
13 мая 2022 г. |
Дело N А32-48304/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Малыхиной М.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738) - Гришиной Е.А. (доверенность от 16.03.2022), от ответчика - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Хавириди А.В. (доверенность от 25.03.2022), в отсутствие третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СервисТрансКлининг" (ИНН 7701777567, ОГРН 1087746414458), общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний ЮГ" (ИНН 6165178300, ОГРН 1126165012434), общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА-Н" (ИНН 2315130328, ОГРН 1072315000185), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-48304/2020, установил следующее.
АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд с иском к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) о понуждении принять уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы и взыскании 3 965 959 рублей 44 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), ошибочно перечисленной компанией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "СервисТрансКлининг", ООО "Группа компаний ЮГ" и ООО "ТЕРРА-Н".
Решением от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2021, в иске отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает на то, что Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"" статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Компания считает, что ошибочно перечислила плату за негативное воздействие на окружающую среду в виде размещения отходов за 2016 и 2017 годы, в связи с чем образовалась переплата, которую компания просила зачесть или вернуть, однако управление уклонилось от возврата денежных средств. По мнению заявителя, управление необоснованно запрашивает у компании дополнительные документы, а именно акты выполненных работ по утилизации отходов, поскольку первоначальные декларации, по которым истцом производилось внесение сумм платы за НВОС и которые также содержали разделение по видам отходов, принимались управлением без возражений.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, компания перечислила плату за негативное воздействие на окружающую природную среду за 2016 и 2017 годы.
Компания обратилась в управление для проведения сверки расчетов по НВОС за 2016 - 2018 годы.
Управление в письме от 11.10.2019 указало, что для проведения сверки необходимо предоставить единые уточненные декларации о плате за 2016 - 2018 годы.
Уточненные декларации представлены компанией в управление письмом от 11.06.2020.
Согласно уточненной декларации о плате за НВОС за 2016 год, компанией указаны следующие коды отходов, относящихся к ТКО, по которым ранее начислена и внесена плата:
- ЛВЧД Новороссийск: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 92,1502 т, плата за НВОС - 58 598 рублей 31 копейка; код 7 34 201 01 72 4 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава в количестве 818,7 т, плата за НВОС - 520 611 рублей 33 копейки,
- ЛВЧ Адлер: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 809,164 т, плата за НВОС - 1 029 089 рублей 68 копеек.
В уточненной декларации о плате за НВОС за 2017 год компанией указаны следующие коды отходов, относящихся к ТКО, по которым ранее начислена и внесена плата:
- ЛВЧД Новороссийск: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 26,433 т, плата за НВОС - 17 530 рублей 36 копеек; код 7 33 100 02 72 5 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный в количестве 38,47 т, плата за НВОС - 25 519 рублей 27 копеек; код 7 34 201 01 72 4 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава 1957,0 т, плата за НВОС - 1 297 882 рубля 40 копеек; код 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) в количестве 25,7 т, плата за НВОС - 17 044 рубля 24 копейки,
- ЛВЧ Адлер: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 1255,0 т, плата за НВОС - 0 рублей.
Компания считает, что у нее отсутствовала обязанность по внесению платы за НВОС за 2016 год в сумме 3 164 939 рублей 55 копеек, из них:
- по объекту ЛВЧД Новороссийск - 492 рубля 49 копеек платы за выбросы в атмосферу, 3516 рублей 06 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект, 911 404 рублей 60 копеек платы за размещение отходов,
- по объекту ЛВЧ Адлер - 291 рубль 35 копеек платы за выбросы в атмосферу, 447 рублей 69 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект, 2 248 787 рублей 36 копеек платы за размещение отходов.
Также компания считает, что у нее отсутствовала обязанность по внесению платы за НВОС за 2017 год в сумме 801 019 рублей 89 копеек, из них:
- по объекту ПТО Анапа - 122 рубля 23 копейки платы за выбросы в атмосферу,
- по объекту ЛВЧД Новороссийск - 288 124 рубля 22 копейки платы за размещение отходов,
- по объекту ЛВЧ Адлер - 512 773 рубля 44 копейки платы за размещение отходов.
В обоснование требований компаний указала на то, что в 2016 и 2017 года не являлась плательщиком платы за НВОС в отношении отходов, отнесенных к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО).
Управление запросило у компании сведения о примененной методике расчета образования отходов за 2016 - 2018 годы, а также акты выполненных работ по утилизации ряда наименований отходов (письмо от 30.07.2020), поскольку из представленных ей документов не представлялось возможным установить относимость образованных отходов к ТКО, а не иным отходам.
Неисполнение управлением в добровольном порядке претензионных требований компании послужило основанием для обращения ее в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды. В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ НВОС является платным.
К видам НВОС относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды НВОС.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с названным федеральным законом.
Пунктом 5 статьи 23 Закона N 89-ФЗ определено, что плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению.
Суды исходили из того, что именно на компании, как истце по делу, лежит бремя доказывания неосновательного перечисления управлению денежных средств (статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации), то есть компания должна доказать, что образовавшиеся в процессе его деятельности отходы относились к ТКО, а не к иным видам отходов.
Суды указали, что приведенный компаниях в декларациях состав отходов не согласуется с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в статье 1 определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам. Указанное разъяснение содержится в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733 и поддерживается судебной практикой (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020 N 41-АД20-10, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 N 44-АПА19-10).
Суды указали на то, что названные компанией в декларациях отходы не относятся к ТКО ввиду того, что в наименовании подтипа данных отходов или группы отходов об этом не указано. Данные выводы судов ошибочны.
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по указанному классификатору - 7 33 100 01 72 4) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 33 100 00 00 0 "Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам").
Отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава (код по указанному классификатору - 7 34 201 01 72 4) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 34 200 00 00 0 "Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам").
Мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код по указанному классификатору - 7 33 100 02 72 5) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 33 100 00 00 0 "Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам").
Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по указанному классификатору - 7 31 110 01 72 4) относятся к ТКО, поскольку к ним относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0).
Кроме того, судами не учтено, что компанией заявлены требования не только в отношении платы за НВОС по отходам и платы за НВОС за выбросы в атмосферу в 2017 году по объекту ПТО Анапа (122 рубля 23 копейки), но и иные требования.
Так, суды не дали оценку требованиям компании в отношении платы за НВОС за 2016 год: по объекту ЛВЧД Новороссийск - 492 рубля 49 копеек платы за выбросы в атмосферу, 3516 рублей 06 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект; по объекту ЛВЧ Адлер - 291 рубль 35 копеек платы за выбросы в атмосферу, 447 рублей 69 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект. Также осталось не рассмотренным требование истца о понуждении управления принять уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы.
Кроме того, суд первой инстанции не рассмотрел заявление о пропуске срока исковой давности, изложенное управлением в отзыве на исковое заявление (т. 3, л. 30), обстоятельства относительно срока исковой давности, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, не установил.
При изложенных обстоятельствах судебные акты не могут быть признаны законными и обоснованными, соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, поэтому подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для устранения изложенных нарушений.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенные замечания, предложить сторонам произвести сверку взаимных расчетов, арифметически верный и мотивированный расчет платы за НВОС, оказать содействие лицам, участвующим в деле, в получении доказательств, которые не могут быть предоставлены ими самостоятельно, исследовать и оценить все доводы сторон и в зависимости от установленных обстоятельств разрешить спор, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 по делу N А32-48304/2020 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд
Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды указали, что приведенный компаниях в декларациях состав отходов не согласуется с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в статье 1 определяющим твердые коммунальные отходы как отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", к твердым коммунальным отходам относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к твердым коммунальным отходам. Указанное разъяснение содержится в письме Росприроднадзора от 06.12.2017 N АА-10-04-36/26733 и поддерживается судебной практикой (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020 N 41-АД20-10, апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2019 N 44-АПА19-10)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 мая 2022 г. N Ф08-432/22 по делу N А32-48304/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5863/2023
16.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2006/2023
26.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-432/2022
28.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16891/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20