г. Краснодар |
|
13 июля 2023 г. |
Дело N А32-48304/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июля 2023 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2023 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Алексеева Р.А. и Тамахина А.В., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738) - Исмаиловой К.А. (доверенность от 08.09.2022), в отсутствие ответчика - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "СервисТрансКлининг" (ИНН 7701777567, ОГРН 1087746414458), общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний ЮГ" (ИНН 6165178300, ОГРН 1126165012434) и общества с ограниченной ответственностью "ТЕРРА-Н" (ИНН 2315130328, ОГРН 1072315000185), извещенных о времени и месте судебного заседания путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А32-48304/2020, установил следующее.
АО "Федеральная пассажирская компания" (далее - компания) обратилось в арбитражный суд к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - управление) с иском о понуждении принять уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы и взыскании 3 965 959 рублей 44 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС), ошибочно перечисленной компанией.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "СервисТрансКлининг", ООО "Группа компаний ЮГ" и ООО "ТЕРРА-Н".
Решением суда от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2021, в иске отказано.
Постановлением кассационного суда от 13.05.2022 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции со ссылкой на неполное установление судом фактических обстоятельств дела.
Решением суда от 26.12.2022, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2023, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты и принять новый судебный акт. По мнению заявителя, отсутствие у компании актов выполненных работ, не позволяет установить достоверность сведений, в предоставленных декларациях и отнести образовавшиеся отходы в 2016 и 2017 годах к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО). Самостоятельное указание юридическим лицом наименований отходов, идентичных наименованиям ФККО, не подтверждает соответствие самих отходов компонентному составу и классу опасности. Компания пропустила установленный частью 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по взысканию переплаты за НВОС.
В отзыве на кассационную жалобу компания просит оставить судебные акты без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании компании возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие сделанных судами выводов закону и имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, компания перечислила плату за НВОС за 2016 и 2017 годы.
Компания письмами от 05.09.2018, 13.09.2019, 05.04.2019, 30.04.2019, 05.09.2019, 14.11.2019 обращалась в управление с требованиями о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2016 и 2017 годы, а также настаивала на проведении сверки расчетов по НВОС за 2016 - 2018 годы.
Управление в письмах от 11.10.2019 и 01.11.2019 указало, что для проведения сверки необходимо предоставить единые уточненные декларации о плате за 2016 - 2018 годы.
Согласно уточненной декларации о плате за НВОС за 2016 год, компанией указаны следующие коды отходов, относящихся к ТКО, по которым ранее начислена и внесена плата:
- ЛВЧД Новороссийск: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 92,1502 т, плата за НВОС - 58 598 рублей 31 копейка; код 7 34 201 01 72 4 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава в количестве 818,7 т, плата за НВОС - 520 611 рублей 33 копейки;
- ЛВЧ Адлер: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 809,164 т, плата за НВОС - 1 029 089 рублей 68 копеек.
В уточненной декларации о плате за НВОС за 2017 год компанией указаны следующие коды отходов, относящихся к ТКО, по которым ранее начислена и внесена плата:
- ЛВЧД Новороссийск: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 26,433 т, плата за НВОС - 17 530 рублей 36 копеек; код 7 33 100 02 72 5 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный в количестве 38,47 т, плата за НВОС - 25 519 рублей 27 копеек; код 7 34 201 01 72 4 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава 1957,0 т, плата за НВОС - 1 297 882 рубля 40 копеек; код 7 31 110 01 72 4 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) в количестве 25,7 т, плата за НВОС - 17 044 рубля 24 копейки;
- ЛВЧ Адлер: код 7 33 100 01 72 4 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 1255,0 т, плата за НВОС - 0 рублей.
Компания считает, что у нее отсутствовала обязанность по внесению платы за НВОС за 2016 год в сумме 3 164 939 рублей 55 копеек, из них:
- по объекту ЛВЧД Новороссийск - 492 рубля 49 копеек платы за выбросы в атмосферу, 3516 рублей 06 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект, 911 404 рублей 60 копеек платы за размещение отходов;
- по объекту ЛВЧ Адлер - 291 рубль 35 копеек платы за выбросы в атмосферу, 447 рублей 69 копеек платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект, 2 248 787 рублей 36 копеек платы за размещение отходов.
Также компания считает, что у нее отсутствовала обязанность по внесению платы за НВОС за 2017 год в сумме 801 019 рублей 89 копеек, из них:
- по объекту ПТО Анапа - 122 рубля 23 копейки платы за выбросы в атмосферу;
- по объекту ЛВЧД Новороссийск - 288 124 рубля 22 копейки платы за размещение отходов;
- по объекту ЛВЧ Адлер - 512 773 рубля 44 копейки платы за размещение отходов.
В обоснование требований компаний указала на то, что в 2016 и 2017 года не являлась плательщиком платы за НВОС в отношении отходов, отнесенных к ТКО.
Управление запросило у компании сведения о примененной методике расчета образования отходов за 2016 - 2018 годы, а также акты выполненных работ по утилизации ряда наименований отходов (письмо от 30.07.2020), поскольку из представленных ей документов не представлялось возможным установить относимость образованных отходов к ТКО, а не иным отходам.
Поскольку управление не возвратило компании 3 965 959 рублей 44 копеек переплаты, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) НВОС - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
С 01.01.2016 вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в Закон N 7-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) плата взимается за следующие виды НВОС: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению (пункт 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ, пунктом 36 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), и пунктами 2, 6 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.06.2019 N 334 (далее - Порядок N 334), излишне уплаченные суммы платы за НВОС подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущих отчетных периодов. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее трех месяцев с даты получения соответствующего заявления. Заявление о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы подается лицом, обязанным вносить плату (его представителем), в территориальный орган Росприроднадзора.
В силу пункта 12 Порядка N 334 принятие территориальным органом Росприроднадзора решения о возврате или зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы основывается на результатах проверки представленной лицом, обязанным вносить плату, декларации о плате и сведениях, имеющихся в распоряжении у территориального органа Росприроднадзора. В случае несоответствия информации, указанной лицом, обязанным вносить плату, в заявлении о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы сведениям, имеющимся у территориального органа Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора в срок не позднее 3 месяцев с даты получения заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы направляет лицу, обязанному вносить плату, решение об отказе в зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущих отчетных периодов или решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
Как верно указали суды, возврат (зачет) излишне уплаченных сумм осуществляется в соответствии с пунктом 36 Правил N 255 на основании заявления после погашения выявленной задолженности.
Управление в качестве обоснования отказа в возвращении сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за НВОС ссылается на пропуск истцом срока исковой давности для обращения с таким требованием.
В соответствии с пунктом 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. До вступления в силу указанной нормы (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 244-ФЗ) применялись положения статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорная задолженность образовалась до 01.07.2021. При этом Закон N 244-ФЗ не содержит указаний, касающихся применения статьи 40.1 Бюджетного кодекса до вступления его в законную силу.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Оценив позицию управления и определив правовую природу искового требования, суды установили, что о наличии переплаты НВОС за 2016 и 2017 годы компания должна была узнать при формировании (сдаче) декларации о плате за НВОС (до 10.03.2017 и до 10.02.2018).
Компания письмами от 05.09.2018, 13.09.2019, 05.04.2019, 30.04.2019, 05.09.2019, 14.11.2019 обращалась в управление с требованиями о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2016 и 2017 годы, а также настаивала на проведении сверки расчетов по НВОС за 2016 - 2018 годы. Таким образом, заявления о возврате излишне уплаченной платы за НВОС за 2016 и 2017 годы поданы в управление в пределах трех лет с момента, когда компания узнала о наличии переплаты.
Срок исковой давности, составляющий три года, должен исчисляться с момента, когда лицо узнало, что его право на возврат заявленной суммы переплаты нарушено с учетом законодательно установленного срока возврата переплаты в три месяца.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что обращение в суд с настоящим иском, которое имело место 05.11.2020, состоялось в пределах трехгодичного срока исковой давности.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе декларации, платежные поручения, заявления о возврате/зачете излишне уплаченной платы за НВОС, установив факт излишнего внесения структурными подразделениями компании платы за НВОС в спорный период, признав документально подтвержденным размер переплаты, суды, руководствуясь положениями Закон N 7-ФЗ, Правилами N 255, признали иск обоснованным.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств и исследованных доказательств. Данные доводы не подтверждают наличия существенных нарушений норм права, влекущих пересмотр судебных актов в порядке кассационного производства.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2023 по делу N А32-48304/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. До вступления в силу указанной нормы (введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 4 статьи 242.17 Бюджетного кодекса Российской Федерации"; далее - Закон N 244-ФЗ) применялись положения статей 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Спорная задолженность образовалась до 01.07.2021. При этом Закон N 244-ФЗ не содержит указаний, касающихся применения статьи 40.1 Бюджетного кодекса до вступления его в законную силу.
В силу статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июля 2023 г. N Ф08-5863/23 по делу N А32-48304/2020
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5863/2023
16.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2006/2023
26.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-432/2022
28.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16891/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20