город Ростов-на-Дону |
|
16 марта 2023 г. |
дело N А32-48304/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2023 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пименова С.В.
судей И.Н. Глазуновой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каменцевой Ю.В.
при участии:
от АО "Федеральная пассажирская компания": представитель Исмаилова К.А. по доверенности от 08.09.2022, паспорт;
слушатель от АО "Федеральная пассажирская компания" Ивахненко С.Н., паспорт,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Южного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 по делу N А32-48304/2020
по заявлению акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (ИНН 7708709686, ОГРН 1097746772738)
к Южному межрегиональному Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "СервисТрансКлининг" (ИНН 7701777567, ОГРН 1087746414458); общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний ЮГ" (ИНН 6165178300, ОГРН 1126165012434); общество с ограниченной ответственностью "Терра-Н" (ИНН 2315130328, ОГРН 1072315000185)
о возврате излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) о понуждении принять уточненные декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 и 2017 годы и взыскании 3965959 руб. 44 коп. ошибочно перечисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - ПНВОС).
Арбитражный суд Краснодарского края привлёк к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "СервисТрансКлининг"; общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний ЮГ"; общество с ограниченной ответственностью "Терра-Н".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2021, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021, в удовлетворении требований Общества было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2022 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.07.2021 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2021 были отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022:
- на Управление возложена обязанность принять поданные Обществом уточнённые декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и за 2017 год и возвратить Обществу излишне уплаченную сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год и 2017 год в размере 3965959 руб. 44 коп.;
- с Управления в пользу Общества взысканы понесённые судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 42830 рублей.
Решение мотивировано фактом оплаты НВОС за 2016 и 2017 годы в сумме 3965959 руб. 44 коп. за размещение твёрдых коммунальных отходов, право на возврат которой возникло у Общества на основании уточнённых деклараций за 2016 и 2017 год.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Управление указывает, что Общество в лице Северо-Кавказского филиала производило ПНВОС за размещение отходов производства и потребления, в том числе за размещение твёрдых коммунальных отходов, образовавшихся в результате деятельности Вагонного участка Адлер и Пассажирского вагонного депо Новороссийск за 2016 год и 2017 год в размере 3965959 руб. 44 копеек. Общество не является лицом, размещающим твёрдые коммунальные отходы. Подтверждение передачи вышеуказанных отходов региональному оператору или оператору по обращению с твёрдыми коммунальными отходами Обществом не представлены, как и подтверждение внесение платы за данные отходы оператором по обращению с ТКО.
Общество не представило доказательств, подтверждающих, что отходы его деятельности являются ТКО, что исключает его обязанность вносить плату за НВОС.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Общества просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление, извещённое надлежащим способом о времени и месте судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путём размещения соответствующей информации на официальном сайте пятнадцатого арбитражного апелляционного суда, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие Управления, надлежащим способом извещённого о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Согласно представленной Обществом декларации за 2016 год, при осуществлении экономической деятельности были образованы отходы, в том числе отходы производства и потребления:
1. По объекту ЛВЧ Адлер за 2016 год начислена плата за негативное воздействие: в размере 693 руб. 01 коп. - плата за выбросы; 754 руб. 47 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 177108 руб. 28 коп. - плата за размещение отходов. Общество перечислило авансовые платежи: 984 руб. 36 коп.- авансовый платеж за выбросы в атмосферу (328 руб. 12 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 984 руб. 36 коп.); - 1202 руб. 16 коп. - авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (400 руб. 72 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 1202 руб. 16 коп.); 2425895 руб. 64 коп. - авансовый платеж за размещение отходов (808631 руб. 88 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 2425895 руб. 64 коп.).
Общество полагало, что суммы для возврата по объекту ЛВЧ Адлер составляют 2249526 руб. 40 коп.: по плате за выбросы - 291 руб. 35 коп. (984 руб. 36 коп. - 693 руб. 01 коп.); по плате за сбросы загрязняющих веществ в водный объект 447 руб. 69 коп. (1202 руб. 16 коп. - 754 руб. 47 коп.); по плате за размещение отходов 2248787 руб. 36 коп. (2425895 руб. 64 коп. - 177108 руб. 28 коп.).
2. По объекту ЛВЧ Новороссийск за 2016 год Общество была начислена плата за негативное воздействие: 835 руб. 37 коп. плата за выбросы; 1240 руб. 29 коп. плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 2443 руб. 64 коп. плата за размещение отходов (декларация за 2016 год).
Авансовыми платежами Общество перечислило: 1327 руб. 86 коп. авансовый платеж за выбросы в атмосферу (442 руб. 62 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 1327 руб. 86 коп.); 4756 руб. 35 коп.- авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (1585 руб. 45 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 4756 руб. 35 коп.); 913848 руб. 24 коп. авансовый платеж за размещение отходов (304616 руб. 08 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 913848 руб. 24 коп.).
Общество полагало, что суммы для возврата исходя из переплаты, по объекту ЛВЧ Новороссийск составили 915413 руб. 15 коп.: 492 руб. 49 коп. (1327 руб. 86 коп. - 835 руб. 37 коп.) плата за выбросы; 4756 руб. 35 руб., а также 1240 руб. 29 коп., что составило 3516 руб. 06 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 913848 руб. 24 руб., а также 2443 руб. 64 коп., составили 911404 руб. 60 коп.- плата за размещение отходов.
Согласно представленной Обществом декларации за 2017 год, при осуществлении экономической деятельности были образованы отходы, в том числе отходы производства и потребления:
1. По объекту ПТО Анапа за 2017 год начислена плата за негативное воздействие: 37 руб. 25 коп. плата за выбросы; 0 руб. плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 0 руб. плата за размещение отходов.
Авансовыми платежами Общество перечислило: 159 руб. 48 коп. - авансовый платеж за выбросы в атмосферу (53 руб. 16 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 159 руб. 48 коп.).
Исходя из переплаты, суммы для возврата по объекту ПТО Анапа составляют: 122 руб. 23 коп. (159 руб. 48 коп. - 37 руб. 25 коп.) плата за выбросы.
2. По объекту ЛВЧД Новороссийск начислена плата за негативное воздействие: 878 руб. 22 коп. плата за выбросы; 2044 руб. 86 коп. плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 148486 руб. 45 коп. плата за размещение отходов.
Авансовыми платежами Общество перечислило: 607 руб. 74 коп. авансовый платеж за выбросы в атмосферу (202 руб. 58 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 607 руб. 74 коп.); 930 руб. 21 коп. авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (310 руб. 07 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 930 руб. 21 коп.); 436610 руб. 67 коп. авансовый платеж за размещение отходов (145536 руб. 89 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 436610 руб. 67 коп.).
Исходя из переплаты по объекту по ЛВЧД Новороссийск, суммы для возврата составили 288124 руб. 22 коп. (436610 руб. 67 коп. - 148486 руб. 45 коп.) плата за размещение отходов.
3. По объекту ЛВЧ Адлер Обществом начислена плата за негативное воздействие: 742 руб. 10 коп. плата за выбросы; 805 руб. 13 коп. плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект; 391879 руб. 80 коп. плата за размещение отходов.
Авансовыми платежами Общество перечислило: 517 руб. 32 коп. авансовый платеж за выбросы в атмосферу (172 руб. 44 коп. в квартал, всего за 3 квартала 517 руб. 32 коп.); 22 руб. 65 коп. авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (7 руб. 55 коп. в квартал, всего за 3 квартала - 22 руб. 65 коп.); 904653 руб. 24 коп. авансовый платеж за размещение отходов (301551 руб. 08 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 904653 руб. 24 коп.).
Исходя из переплаты, суммы для возврата по объекту ЛВЧ Адлер составили 512773 руб. 44 коп. (904653 руб. 24 коп.- 391879 руб. 80 коп.) плата за размещение отходов.
Итого сумма переплаты за НВОС за 2017 год по ПТО Анапа, ЛВЧД Новороссийск, ЛВЧ Адлер составила 801019 руб. 89 копеек.
Всего сумма излишне уплаченной ПНВОС по ТКО, подлежащая возврату, по расчёту Общества за 2016-2017 годы, составила - 3965959 руб. 44 копейки.
В заявлении сумма переплаты за размещение отходов за 2017 год указана в размере 801019 руб. 89 коп. (фактически согласно представленному расчёту 800897 руб. 66 коп.).
Общество обратилось в Управление с заявлениями от 13.09.2018 N 2116/С-КЛВЧД14, от 05.09.2018 N 2599/СКЛВЧД-Адлер, от 30.04.2019 N 1498, от 14.11.2019 N 2637/С-К ЛВЧД14 о зачёте или возврате уплаченных сумм за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 года.
ЛВЧ Адлер и ЛВЧД Новороссийск были подготовлены и направлены в Управление корректировочные декларации о ПНВОС за 2016 год и за 2017 год.
С целью проведения сверки расчётов платы и подписания акта сверки и возврата, излишне уплаченных сумм ПНВОС ЛВЧД Новороссийск и Адлер обратились в Управление письмами: от 05.09.2019 N 1998/С-КЛВЧД14, N 3626/С-КЛВЧАдлер, письмо от 14.11.2019 N 2637/С-КЛВЧД14).
Письмами от 11.10.2019 N 0102/06/17451, от 01.11.2019 N 01/06/18903, Управление сообщило Обществу о том, что ЛВЧ Адлер и ЛВЧД Новороссийск не являются лицами, обязанным вносить ПНВОС, плательщиком является Северо-Кавказский филиал Общества и Ceвеpо-Кавказскому филиалу Общества необходимо предоставить в Управление единую декларацию о ПНВОС за 2016 и 2017 годы.
Северо-Кавказским филиалом Общества были посчитаны и направлены в Управление единые декларации о плате за НВОС за 2016 и 2017 годы.
Согласно уточненной декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (размещена на сайте 09.06.2020), Общество указало коды отходов, относящихся к твёрдым коммунальным отходам согласно ФККО, по которым ранее была начислена и оплачена сумма ПНВОС:
- ЛВЧД Новороссийск: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 92,1502 тонн, плата за НВОС - 58598 руб. 31 коп.; 73420101724 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава в количестве 818,7 тонн, ПНВОС520 611 руб. 33 коп.;
- ЛВЧ Адлер: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 809,164 тонн, ПНВОС 1029089 руб. 68 коп..
В уточнённой декларации о плате за негативное воздействие на дающую среду за 2017 год (размещена на сайте 09.06.2020) указаны следующие коды отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам согласно ФККО, по которым была начислена и оплачена сумма ПНВОС:
- ЛВЧД Новороссийск: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 26,433 тонн, ПНВОС - 17530 руб. 36 коп.; 73310002725 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный в количестве 38,47 тонн, ПНВОС - 25519 руб. 27 коп.; 73420101724 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава 1957,0 тонн, ПНВОС 1297882 руб. 40 коп., 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) в количестве 25,7 тонн, ПНВОС - 17044 руб. 24 коп.;
- ЛВЧ Адлер: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 1255,0 тонн, за НВОС - 0 руб.
Письмом от 01.10.2020 Общество направило Управлению претензию N 15890/СКФПК о возврате излишне уплаченных сумм ПНВОС в размере 3965959 руб. 44 копейки. Управление оставило претензию без рассмотрения.
Исследовав представленные доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дав надлежащую правовую оценку доводам лиц, участвующих в деле, апелляционный суд пришёл к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьёй 16 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей с 01.01.2016, к видам негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата, относится в том числе хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В соответствии с пунктом 1 введённой в действие с 01.01.2016 статьи 16.1 Федерального закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Аналогичное правило закреплено в новой, действующей с 01.01.2016, редакции статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", дополнена частью 10, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Как предусмотрено статьёй 16.2 Федерального закона N 7-ФЗ, платёжной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объём или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (пункт 1); платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2); платёжная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчётный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включённого в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления (пункт 3); при определении платёжной базы учитываются объём и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешённых выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение (пункт 4).
Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления (пункт 1 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ).
Отчётным периодом в отношении внесения платы за НВОС является календарный год (часть 2 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ). Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьёй 16.3 Федерального закона N 7-ФЗ, с учётом корректировки её размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчётным периодом (часть 3 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2020).
На основании пункта 5 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2021), не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила), в соответствии с пунктом 8 которых (в редакции, действовавшей в спорный отчётный период) плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путём умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 N 758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твёрдых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением N 913 и постановлением N 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В соответствии с пунктом 12 Правил при отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчётности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) названных Правил, а в отношении расчёта платы за размещение твёрдых коммунальных отходов - формулу, указанную в пункте 18(2) указанных Правил.
Согласно части 7 статьи 16.4 Федерального закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечёт за собой уплату пеней в размере одной трёхсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определённого пунктами 3 и 4 названной статьи.
В силу пункта 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы, утверждённого Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 (Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2017 N 45747) в случае, если объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, объекты размещения отходов производства и потребления находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, по каждому субъекту Российской Федерации лицами, обязанными вносить плату, представляется отдельная декларация о плате.
Порядок контроля за правильностью исчисления платы НВОС, полнотой и своевременностью её внесения определен в пунктах 37-49 Правил и проводится уполномоченным органом относительно каждой отдельно представленной декларации.
Как следует из материалов дела, Северо-Кавказский филиал Общества обратился в Управление с заявлениями N 2116/С-КЛВЧД14 от 13.09.2018, N 2599/СКЛВЧД-Адлер от 05.09.2018, N 1498 от 30.04.2019, N 2637/С-КЛВЧД14 от 14.11.2019 о зачёте или возврате уплаченной ПНВОС за 2016-2017 годы.
ЛВЧ Адлер и ЛВЧД Новороссийск были подготовлены и направлены в Управление корректировочные декларации о ПНВОС за 2016 год и за 2017 год.
Наряду с этим, ЛВЧД Новороссийск и Адлер обратились в Управление с целью проведения сверки расчётов, подписания акта сверки и возврата, излишне уплаченной ПНВОС письмами от 05.09.2019 N 1998/С-КЛВЧД14, N 3626/С-КЛВЧАдлер, от 14.11.2019 N 2637/С-КЛВЧД14.
Рассмотрев обращения, Управление письмами от 11.10.2019 N 0102/06/17451, от 01.11.2019 N 01/06/18903 сообщило Обществу о том, что ЛВЧ Адлер и ЛВЧД Новороссийск не являются лицами, обязанным вносить ПНВОС, плательщиком ПНВОС является Северо-Кавказский филиал Общества, которому необходимо предоставить единую декларацию о ПНВОС за 2016 и 2017 годы ссылаясь на пункт 7 Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и её формы, утверждённого Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3.
Северо-Кавказским филиал Общества направил в Управление единые декларации о ПНВОС за 2016 и 2017 годы.
09.06.2020 Общество представило в Управление уточнённую корректирующую декларацию о ПНВОС за 2016 год, в которой указаны следующие коды отходов, относящихся к твёрдым коммунальным отходам согласно ФККО, по которым ранее была начислена и оплачена сумма платы за НВОС:
- ЛВЧД Новороссийск: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 92,1502 тонн, ПНВОС - 58598 руб. 31 коп.; 73420101724 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава в количестве 818,7 тонн, ПНВОС 520611 руб. 33 коп.;
- ЛВЧ Адлер: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 809,164 тонн, ПНВОС 1029089 руб. 68 копеек.
09.06.2020 на сайте была размещена уточнённая декларации о ПНВОС за 2017 год, в которой указаны коды отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам согласно ФККО, по которым была начислена и оплачена сумма ПНВОС:
- ЛВЧД Новороссийск: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 26,433 тонн, ПНВОС 17530 руб. 36 коп.; 73310002725 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный в количестве 38,47 тонн, ПНВОС 25519 руб. 27 коп.; 73420101724 - отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава 1957,0 тонн, ПНВОС 1297882 руб. 40 коп., 73111001724 отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) в количестве 25,7 тонн, ПНВОС - 17044 руб. 24 коп.;
- ЛВЧ Адлер: 73310001724 - мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) в количестве 1255,0 тонн, ПНВОС - 0 рублей.
Письмом от 11.06.2020 N 9023/ФПКФ СКАВ Общество обратилось в Управление с заявлением о проведении проверки единых деклараций о ПНВОС за 2016 и 2017 годы и предоставить акт сверки взаимных расчётов.
Письмом от 30.07.2020 N АЧ-06-11927 Управление сообщило Обществу о том, что Обществу необходимо предоставить уточнённые декларации об оплате за 2016-2017 годы, с учётом исчисления суммы платы за отходы, не относящиеся к твёрдым коммунальным в период с 01.01.2016 по 22.06.2017.
При этом, доказательства рассмотрения Управлением уточнённой деклараций Общества о ПНВОС за 2016 год, представленной Обществом 09.06.2020, в материалы дела не представлены.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что соответствующие авансовые платежи за 2016-2017 годы были внесены Обществом в полном объёме:
1. По объёкту ЛВЧ-Адлер:
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года по 400 руб. 12 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 411 от 12.04.2016, N 504 от 07.07.2016, N 389 от 17.10.2016.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года по 328 руб. 12 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 410 от 12.04.2016, N 503 от 07.07.2016, N 388 от 17.10.2016.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года по 1585 руб. 45 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 704 от 15.04.2016, N 780 от 14.07.2016, N 931 от 18.10.2016.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2016 года по 442 руб. 62 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 705 от 15.04.2016, N 476 от 14.07.2016, N 930 от 18.10.2016.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2017 года по 7 руб. 55 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 189 от 19.04.2017, N 212 от 18.07.2017, N 57529 от 17.10.2017.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2017 года по 172 руб. 44 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 187 от 19.04.2017, N 217 от 18.07.2017, N 57531 от 17.10.17.
2. По объекту ЛВЧ-Новороссийск:
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2017 года по 310 руб. 07 коп.р за каждый квартал платёжными поручениями N 188 от 19,04.2017, N 220 от 18.07.2017, N 242677 от 17.10.2017.
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2017 года по 202 руб. 58 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 186 от 19.04.2017, N 218 от 18.07.2017, N 242678 от 17.10.2017.
3. По объекту ЛВЧ-Новороссийск (ПТО Анапа):
Авансовые платежи за НВОС за 1, 2 и 3 кварталы 2017 года по 53 руб. 16 коп. за каждый квартал платёжными поручениями N 185 от 19.04.2017, N 219 от 18.07.2017, N 242679 от 17.10.2017.
Следовательно, требования Общества о возврате излишне уплаченных сумм, внесенных за выбросы в атмосферу ПНВОС за 2016 год:
- по объекту ЛВЧД Новороссийск 492 руб. 49 коп. платы за выбросы в атмосферу, 3516 руб. 06 коп. платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект;
- по объекту ЛВЧ Адлер 291 руб. 35 коп. платы за выбросы в атмосферу, 447 руб. 69 коп. платы за выбросы загрязняющих веществ в водный объект;
Наряду с этим, по объекту ПТО Анапа за 2017 год Обществом была начислена плата за негативное воздействие: 37 руб. 25 коп. - плата за выбросы.
Авансовыми платежами Общество перечислило денежные средства за выбросы в атмосферу в размере 159 руб. 48 коп. (53 руб. 16 коп. за квартал, всего за 3 квартала - 159 руб. 48 копеек.
По объекту ЛВЧ Адлер плата за негативное воздействие составила: 742 руб. 10 коп. - плата за выбросы (декларация 2017); 805 руб. 13 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (декларация 2017); 391879 руб. 80 коп. - плата за размещение отходов (декларация 2017).
Обществом внесены авансовые платежи: 517 руб. 32 коп. - авансовый платёж за выбросы в атмосферу (172 руб. 44 коп. в квартал, 3 квартала - 517 руб. 32 коп.); 22 руб. 65 коп. - авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (7 руб. 55 коп. в квартал, 3 квартала - 22 руб. 65 коп.); 904653 руб. 24 коп. - авансовый платёж за размещение отходов (301551 руб. 08 коп., 3 квартала - 904653 руб. 24 коп.).
По объекту ЛВЧД Новороссийск плата за негативное воздействие составила: 878 руб. 22 коп. - плата за выбросы (декларация 2017); 2044 руб. 86 коп. - плата за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (декларация 2017); 148486 руб. 45 коп. - плата за размещение отходов (декларация 2017).
Авансовыми платежами Общество осуществило оплату: 607 руб. 74 коп. - авансовый платеж за выбросы в атмосферу (202 руб. 58 коп. в квартал, 3 квартала - 607 руб. 74 коп.); 930 руб. 21 коп. - авансовый платеж за сбросы загрязняющих веществ в водный объект (310 руб. 07 коп. в квартал, 3 квартала - 930 руб. 21 коп.); 436610 руб. 67 коп. - авансовый платёж за размещение отходов (145536 руб. 89 коп., 3 квартала - 436610 руб. 67 коп.).
Таким образом, учитывая переплату за выбросы, излишне уплаченная сумма составила: по ПТО Анапа 122 руб. 23 коп.(159 руб. 48 коп. - 37 руб. 25 коп.); по ЛВЧ Адлер 512773 руб. 44 коп. (904653 руб. 24 коп. - 391879 руб. 80 коп.) плата за размещение отходов; ЛВЧД Новороссийск 288124 руб. 22 коп. (436610 руб. 67 коп. - 148486 руб. 45 коп.).
Из содержания представленных Обществом деклараций, а также уточнённых, апелляционный суд считает, что представленными доказательствами подтверждёно образования в ходе деятельности Общества твёрдых коммунальных отходов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (код по указанному классификатору - 7 33 100 01 72 4) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 33 100 00 00 0 "Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам").
- отходы (мусор) от уборки пассажирских вагонов железнодорожного подвижного состава (код по указанному классификатору - 7 34 201 01 72 4) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 34 200 00 00 0 "Мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам").
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (код по указанному классификатору - 7 33 100 02 72 5) относится к ТКО ввиду того, что в наименовании группы данных отходов об этом указано (группа указанных отходов имеет код в соответствии с указанным классификатором 7 33 100 00 00 0 "Мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам");
- отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) (код по указанному классификатору - 7 31 110 01 72 4) относятся к ТКО, поскольку к ним относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0).
Доказательства того, что Управление рассмотрело заявление Общества о наличии переплаты по НВОС за 2016 и 2017 годы в сумме 3965959 руб. 44 коп. и мотивировало отказ в возврате, в материалы дела не представлены.
Учитывая положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 1, части 1 статьи 16, части 2 статьи 16.5 Федерального закона N 7-ФЗ, пункта 10 статьи 23 Федерального закон N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вывод суда первой инстанции о обоснованности требований Общества, апелляционный суд находит верным.
Довод Управления о пропуске Обществом срока исковой давности, апелляционный суд находит основанным не неверном толковании норм права.
Согласно материалам дела, Общество письмами N 1998/С-КЛВЧД14 от 05.09.2019, N 3626/С-К от 13.09.2019, N 2637/С-КЛВЧД14 от 14.11.2019, через свои структурные подразделения, обращалось в Управление с требованием о возврате излишне уплаченной ПНВОС, а также настаивало на проведение сверки расчётов ПНВОС.
С заявлением Общество обратилось в арбитражный суд 05.11.2020.
Таким образом, течение искового срока прерывалось на период рассмотрения названных заявлений Общества о возврате излишне уплаченных платежей.
Поскольку течение искового срока в данном случае прерывалось, положения пункта 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и разъяснения, содержащиеся в письме Минфина РФ от 13.08.2021 N 23-01-06/65272, не применимы.
Следовательно, заявление подано в арбитражный суд Обществом в пределах трёхлетнего срока исковой давности.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд находит вывод суда первой инстанции о том, что имеются основания для осуществления возврата внесённых Обществом авансовых платежей за НВОС по структурным объектам в общей сумме 3965959 руб. 44 коп., верным.
Доводы апелляционной жалобы Управления, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
Согласно пункту 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесённых в связи с подачей апелляционной жалобы.
В силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой, в связи с чем, апелляционный суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов в связи с уплатой государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.12.2022 по делу N А32-48304/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определённом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.В. Пименов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-48304/2020
Истец: АО "Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: Южное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Третье лицо: ООО "Группа Компаний Юг", ООО "СервисТрансКлининг", ООО "Терра-Н"
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5863/2023
16.03.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2006/2023
26.12.2022 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20
13.05.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-432/2022
28.10.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16891/2021
28.07.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-48304/20