г. Краснодар |
|
01 июня 2022 г. |
Дело N А63-5428/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Ташу А.Х., судей Бабаевой О.В. и Малыхиной М.Н., при ведении протокола помощником судьи Дубницкой Д.А. и участии в судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области, от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Ухова В.И. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации - Мироненко Е.А. (доверенность от 14.05.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение"" (ИНН 2634803636, ОГРН 1112651027092), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-5428/2021, установил следующее.
ООО "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение"" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - учреждение) о взыскании 566 797 рублей 17 копеек задолженности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах с января 2019 года по декабрь 2020 года и 31 452 рублей пеней с 11.03.2019 по 01.03.2021 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - министерство).
Решением от 15.07.2021, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.03.2022, с ответчика в пользу истца взыскано 566 797 рублей 17 копеек задолженности, 31 452 рубля пеней, а также 14 965 рублей расходов по уплате государственной пошлины. Обществу из федерального бюджета возвращено 676 рублей излишне уплаченной государственной пошлины.
В кассационной жалобе министерство просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителя, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность расчета задолженности по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов. Акты выполненных работ, счета-фактуры ответчику не направлялись. В отсутствие доказательств направления платежных документов ответственность за просрочку в оплате не может относиться на учреждение.
В отзыве учреждение просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, Российская Федерация в лице министерства, являющаяся собственником помещений, передала в оперативное управление учреждению нежилое помещение площадью 509,6 кв. м, кадастровый номер 26:12:022405:632, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 36; нежилое помещение площадью 535,5 кв. м, кадастровый номер 26:12:030108:1497, расположенное по адресу:
г. Ставрополь, ул. Морозова, 50; нежилое помещение площадью 231,8 кв. м, кадастровый номер 26:12:030118:422, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287; нежилое помещение площадью 213,5 кв. м, кадастровый номер 26:12:030108:1440, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287/2.
Факт нахождения в оперативном управлении нежилого помещения площадью 509,6 кв. м, кадастровый номер 26:12:022405:632, расположенного по адресу:
г. Ставрополь, ул. Морозова, 36, установлен вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А53-24402/2019; нахождение в оперативном управлении нежилого помещения площадью 213,5 кв. м, кадастровый номер 26:12:030108:1440, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287/2, - постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А53-25078/2019.
Истец на основании договоров управления многоквартирными домами от 01.04.2015 N Л287, от 02.07.2018 N Л287/2, от 01.05.2015, от 01.04.2015 N М50 осуществляет управление указанными многоквартирными домами.
С января 2019 года по декабрь 2020 года общество оказало учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества на сумму 566 797 рублей 17 копеек.
Ненадлежащее исполнение учреждением обязательств по оплате оказанных услуг явилось основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям статьи 8.1, 131, 216, 290, 296, 298, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, и установили, что в спорный период названные помещения находились в оперативном управлении учреждения. Общество с января 2019 года по декабрь 2020 года оказало учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на сумму 566 797 рублей 17 копеек. Поскольку помещения в спорный период были закреплены за учреждением на праве оперативного управления, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах лежит на этом лице.
Размеры платы на содержание и ремонт общего имущества утверждались решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домов. Размер исковых требований определен истцом исходя из площади помещений, принадлежащих на праве оперативного управления учреждению, и утвержденного тарифа на содержание и ремонт общего имущества. Расчет истца проверен и признан арифметически и методологически правильным, ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Доводы министерства о том, что акты выполненных работ и счета-фактуры ответчику не направлялись, общество не вправе начислять неустойку в связи с невыставлением платежных документов, отклоняются судом кассационной инстанции.
Обязанность собственника (законного владельца) по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия права собственности (права оперативного управления) на помещение в многоквартирном доме независимо от наличия договорных отношений либо актов выполненных работ, счетов и счетов-фактур.
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Учреждение, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, могло самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату.
Учреждение не доказало невозможность внесения платежей, в том числе путем своевременного обращения к обществу.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2021 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2022 по делу N А63-5428/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Х. Ташу |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций применили к спорным правоотношениям статьи 8.1, 131, 216, 290, 296, 298, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36, 39, 153, 154, 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10, и установили, что в спорный период названные помещения находились в оперативном управлении учреждения. Общество с января 2019 года по декабрь 2020 года оказало учреждению услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на сумму 566 797 рублей 17 копеек. Поскольку помещения в спорный период были закреплены за учреждением на праве оперативного управления, бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах лежит на этом лице.
...
Расчет платы за ремонт и содержание общего имущества в многоквартирном доме осуществлялся с применением доступных для ответчика данных. Учреждение, действуя добросовестно, зная о наличии у него названных обязательств, могло самостоятельно рассчитать размер подлежащих внесению обществу платежей и произвести их в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки, как и в случае наличия затруднений в расчетах обратиться к истцу за получением счетов на оплату."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 июня 2022 г. N Ф08-4555/22 по делу N А63-5428/2021