г. Ессентуки |
|
5 марта 2022 г. |
Дело N А63-5428/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объёме 05.03.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Марченко О.В., судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чубарь А.Е., при участии, в судебном заседании от ответчика - федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону, ИНН 6165035060, ОГРН 1026103739892) - Ухова В.И. (доверенность от 10.01.2022), от третьего лица - Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва, ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284) - Мироненко Е.А. (доверенность от 14.05.2021), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение" (г. Ставрополь, ИНН 2634803636, ОГРН 1112651027092), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2021 по делу N А63-5428/2021 (судья Стукалов А.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Пятнадцатая управляющая компания "Преображение" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - учреждение) задолженности по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах за период с января 2019 года по декабрь 2020 года в размере 566 797,17 руб. и пени за период с 11.03.2019 по 01.03.2021 в размере 31 452 руб (с учетом уточнения).
Решением суда от 15.07.2021 иск удовлетворен. Суд исходил из доказанности оказания обществом услуг по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, а также наличие у учреждения обязанности по оплате этих услуг.
Министерство обороны Российской Федерации (далее по тексту - Министерство) не согласились с решением суда, обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неисполнение обществом обязанности по направлению в адрес ответчика счетов на оплату.
Учреждение также не согласилось с решением суда, полагая, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку полномочия собственника в отношении спорного объекта осуществляет иное лицо. Денежные средства ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" на оплату услуг истца не выделялись. Осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации производится ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России. Апеллянт также обращает внимание на отсутствие доказательства направления платежных документов, в связи с чем, ответственность за просрочку в оплате отсутствует.
В отзыве общество доводы жалоб отклонило.
В судебном заседании представители сторон озвучили правовую позицию по рассматриваемым жалобам.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалоб, отзыв на жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что собственником Российской Федерацией в лице Министерства обороны Российской Федерации в оперативное управление учреждения переданы нежилое помещение, площадь 509,6 кв.м, кадастровый номер 26:12:022405:632, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 36; нежилое помещение, площадь 535,5 кв.м, кадастровый номер 26:12:030108:1497, расположенное по адресу:
г. Ставрополь, ул. Морозова, 50; нежилое помещение, площадь 231,8 кв.м, кадастровый номер 26:12:030118:422, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287; нежилое помещение, площадь 213,5 кв.м, кадастровый номер 26:12:030108:1440, расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287/2, что подтверждается выписками из ЕГРН (т.д. 1 л.д. 81-88) и не оспаривается участвующими в деле лицами.
Факт нахождения в оперативном управлении нежилого помещения, площадь 509,6 кв.м, кадастровый номер 26:12:022405:632, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Морозова, 36, установлен вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2019 по делу N А53-24402/2019, по спору между истцом и ответчиком.
Кроме того, факт нахождения в оперативном управлении нежилого помещения площадью 213,5 кв.м, кадастровый номер 26:12:030108:1440, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287/2, установлен вступившим в законную силу постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А53-25078/2019, по спору между истцом и ответчиком.
Общество на основании договоров управления МКД N Л287 от 01.04.2015, N Л287/2 от 02.07.2018, от 01.05.2015, N М 50 от 01.04.2015 (т.д. 1 л.д. 22-68), заключенными с собственниками помещений, осуществляет управление вышеуказанными МКД.
В период с января 2019 по декабрь 2020 общество оказало ответчику услуги по содержанию и ремонту общего имущества на общую сумму 566 797,17 руб., из которой в отношении нежилого помещения площадью 509,6 кв.м, по адресу г. Ставрополь, ул. Морозова, 36, на сумму 193 749,92 руб.; в отношении нежилого помещения площадью 535, 5 кв.м, по адресу г. Ставрополь, ул. Морозова, 50, на сумму 204 218,28 руб.; в отношении нежилого помещения площадью 231,8 кв.м по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287, на сумму 88 399,25 руб.; в отношении нежилого помещения площадью 213,5 кв.м по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 287/2, на сумму 80 429,72 руб.
Ненадлежащее исполнение учреждением обязательства по оплате оказанных коммунальных услуг явилось основанием обращения общества с иском в арбитражный суд.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Спорное имущество находится в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений".
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи, право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
Таким образом, в соответствии с пунктом 1 статьи 216, статьями 296, 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящегося в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", обладатели права оперативного управления обязаны нести расходы на содержание общего имущества с момента возникновения этого права.
Обязанность вносить оплату за содержание общего имущества и коммунальные услуги у субъекта, обладающего имуществом на праве оперативного управления, возникает с момента регистрации права оперативного управления.
Таким образом, ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России как лицо, владеющее на праве оперативного управления нежилым помещением, расположенным в многоквартирном жилом доме, в силу прямого указания Закона обязано нести расходы по содержанию общего имущества.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 4910/10 от 09.11.2010; определениях Верховного суда Российской Федерации N 26-ПЭК16 от 21.03.2016 и N 303-ЭС15-16914 от 11.01.2016.
В связи с неисполнением учреждение обязанности по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома за период января 2019 по декабрь 2020 задолженность по содержанию общего имущества, находящегося в г. Ставрополе по ул. Морозова, 36 составила 193 749,92 руб, по ул. Морозова, 50 - 204 218,28 руб, по ул. Ленина, 287 - 88 399,25 руб, по ул. Ленина, 287/2 - 80 429,72 руб.
Размеры платы на содержание и ремонт общего имущества утверждались решениями общего собрания собственников помещений многоквартирных домов. Размер исковых требований определен истцом исходя из площади помещения, принадлежащего на праве оперативного управления учреждению и утвержденного тарифа на содержание и ремонт общего имущества.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10 сформулирована правовая позиция, согласно которой управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Тариф за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения представляет собой арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев.
В этой связи доводы ответчиков о том, что истцом не представлены доказательства фактического несения расходов на содержание общего имущества отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доводы жалоб о том, что истец не представил доказательств своевременного направления платежных документов, отклоняется судебной коллегией, поскольку обязанность собственника помещения в многоквартирном доме по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома возникает в силу наличия права собственности (в данном случае права оперативного управления) на помещения в многоквартирных домах независимо от наличия договорных отношений, счетов либо актов выполненных работ.
В связи, с чем, действуя добросовестно, собственник помещения в многоквартирном доме может самостоятельно рассчитать и произвести соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться к управляющей компании за соответствующими платежными документами. Законодатель не поставил срок оплаты и возможность взыскания задолженности в зависимость от получения собственником помещения счетов на оплату услуг.
Представленный обществом расчет задолженности судом проверен и признан верным.
Размер и период задолженности учреждением не оспорены, о наличии арифметических ошибок не заявлено, контррасчет задолженности в материалы дела не представлен.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные исковые требования.
Обществом также заявлено требование о взыскании с учреждения 31 452 руб неустойки.
Факт нарушения срока платы за содержание и ремонт общего имущества подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, ответчиком в установленном законом порядке не оспорен.
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 424), которое вступило в силу со дня его официального опубликования - 06.04.2020.
Согласно пункту 3 постановления N 424 положения договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, устанавливающие право поставщиков коммунальных ресурсов на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) не полностью исполненное лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, обязательство по оплате коммунальных ресурсов, не применяются до 01.01.2021.
Пунктом 4 постановления N 424 также установлено, что положения договоров управления многоквартирными домами, устанавливающие право лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, на взыскание неустойки (штрафа, пени) за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение, не применяются до 01.01.2021.
Кроме того, пунктом 5 постановления N 424 приостановлено до 01.01.2021 взыскание неустойки (штрафа, пени) в случае несвоевременных и (или) внесенных не в полном размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и взносов на капитальный ремонт.
Таким образом, приостановлено действие порядка начисления (взыскания) неустоек, предусмотренного законодательством и условиями заключенных договоров (установлен мораторий), как в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов, так и в отношении лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, и, соответственно, плательщики освобождены от уплаты неустоек за соответствующий период.
Названный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 06.04.2020 до 01.01.2021, независимо от расчетного периода (месяца) поставки коммунального ресурса (оказания коммунальных услуг), по оплате которой допущена просрочка, в том числе, если сумма основного долга образовалась до 06.04.2020, если законом или правовым актом не будет установлен иной срок окончания моратория.
Правила о приостановлении начисления неустоек по смыслу пунктов 3 - 5 постановления N 424 действуют вне зависимости от места жительства, места пребывания гражданина, местонахождения и места осуществления деятельности юридического лица, а также независимо от введения на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Неустойка подлежит начислению и взысканию в порядке, установленном жилищным законодательством, законодательством о газоснабжении, электроэнергетике, теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, и условиями договоров за весь период просрочки, исключая период действия моратория.
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (вопрос N 6), мораторий на начисление неустоек распространяется и на собственников и пользователей нежилых помещений в многоквартирном доме.
Обществом при расчете неустойки принят во внимание период моратория по начислению неустойки за период с 06.04.2020 по 01.01.2021 и с его учетом, представлен расчет неустойки.
Расчет неустойки ответчиком арифметически и методически не оспорен, контррасчет не представлен, судом проверен и признан верным.
Доводы учреждения о том, что надлежащим ответчиком по делу должно являться федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России со ссылкой на представленный суду апелляционной инстанции Устав учреждения, отклоняются. Указанному лицу ни на каком вещном праве спорные объекты не принадлежат, доказательств, свидетельствующих о прекращении у ответчика права оперативного управления в отношении спорных объектов, не представлено.
Ссылка в жалобе на приказ Министерства обороны России от 02.03.2017 N 155, согласно которому исполнителем коммунальных услуг в интересах объектов Вооруженных Сил Российской Федерации с 01.04.2017 определено федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации во внимание не принимается.
Из указанного акта не следует, что имущество передано в пользование третьему лицу с целью несения обязательств по оплате коммунальных услуг и внесению платы за содержание данного имущества. Доказательств возложения на третье лицо обязательств по внесению платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов, в которых расположен нежилой фонд Министерства обороны Российской Федерации, выделения данному лицу соответствующих денежных средств в спорный период, в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб по изложенным в них доводам.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 270, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.07.2021 по делу N А63-5428/2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Марченко О.В. |
Судьи |
Казакова Г.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-5428/2021
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ООО "ПЯТНАДЦАТАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ПРЕОБРАЖЕНИЕ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ